Научная статья на тему '2011. 04. 055. Фэриси К. Политические аспекты социальной политики в Америке: причины и следствия непрямых и прямых социальных расходов. Faricy Ch. The politics of social policy in America: the causes and effects of indirect versus direct social spending // J. of politics. - West Nyack, 2011. - Vol. 73, n 1. - p. 74-83'

2011. 04. 055. Фэриси К. Политические аспекты социальной политики в Америке: причины и следствия непрямых и прямых социальных расходов. Faricy Ch. The politics of social policy in America: the causes and effects of indirect versus direct social spending // J. of politics. - West Nyack, 2011. - Vol. 73, n 1. - p. 74-83 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВО США / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА США / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костяев С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 055. Фэриси К. Политические аспекты социальной политики в Америке: причины и следствия непрямых и прямых социальных расходов. Faricy Ch. The politics of social policy in America: the causes and effects of indirect versus direct social spending // J. of politics. - West Nyack, 2011. - Vol. 73, n 1. - p. 74-83»

если суммировать все доходы, полученные в течение всей жизни индивидом в возрасте 50 лет, то наследуемое имущество составит от 20-24% для поколений, родившихся в начале 1960-х годов, и может составить от 28-32% для поколений, родившихся в начале 2000-х годов, что равно показателю 1850-1860-х годов (с. 57).

В периоды низких темпов экономического роста стоимость наследства растет быстрее, чем национальный доход. Если данная тенденция продолжится, то произойдет возвращение к модели «общества наследников», т.е к антиподу общества, в котором индивид оценивается по заслугам и где существует равенство шансов для всех граждан. Это тем более вероятно в условиях уменьшения налога на наследство, что оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие страны и динамику экономического роста.

Если налог на наследство останется низким, указывает автор, то это означает, что лишь небольшая часть наследуемого имущества будет участвовать в экономическом обороте. Полученные по наследству активы останутся сконцентрированными в руках небольшого количества богатых семейств. Вряд ли это меньшинство унаследовало и исключительные способности к управлению и внедрению инноваций. Возвращение значимости семейных наследств может означать начало времен застоя в экономике Франции.

С.Н. Куликова

2011.04.055. ФЭРИСИ К. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АМЕРИКЕ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ НЕПРЯМЫХ И ПРЯМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ.

FARICY CH. The politics of social policy in America: The causes and effects of indirect versus direct social spending // J. of politics. - West Nyack, 2011. - Vol. 73, N 1. - P. 74-83.

Преподаватель Университета штата Вашингтон К. Фэриси рассматривает социальную политику через призму политической системы. В США, отмечает автор, имеется разделенная социальная система, в которой как государственный, так и частный сектора предоставляют гражданам различные услуги. Последствия партийного контроля над социальной политикой широко известны, а вот влияние партий на частные социальные услуги менее изучено. Преференции политических партий в пользу прямых или непрямых

социальных выплат, по мнению автора, обусловлены их желанием сместить акцент в сторону либо частных, либо государственных услуг. Не имеется статистических данных, свидетельствующих о том, что нахождение демократов у власти приводит к более высоким социальным расходам. Вместе с тем, утверждает автор, контроль республиканцев над Конгрессом США приводит к росту непрямых социальных выплат в ущерб прямым.

Демократы и республиканцы имеют различные предпочтения в отношении социальных расходов. По мнению большинства исследователей, контроль демократов над правительством приводит к более высокому уровню расходов из федерального бюджета, особенно на социальную сферу. Однако К. Фэриси считает, что эти данные неточны. Нахождение у власти республиканцев приводит к увеличению непрямых социальных затрат, которые проводятся через частные структуры. Ошибка других исследователей в том, что они не учитывают такие формы расходов, как налоговые вычеты, гранты, займы, которые в последнее время становятся все более популярными способами осуществления социальных расходов.

Зачем политические партии используют государственную политику в целом и бюджет в частности для перераспределения ресурсов от одного сектора к другому? Этим вопросом задается американский ученый. Демократы направляют деньги в государственный сектор для сокращения неравенства. Республиканцы отдают предпочтение бизнесу, чтобы увеличить благосостояние обеспеченных слоев. Данный подход, полагает К. Фэриси, противоречит устоявшейся концепции, согласно которой только демократы используют социальную политику в электоральных целях.

В США существуют два вида социальных систем: государственные и частные, которые охватывают государственное и частное пенсионное и медицинское обеспечение. В 2008 г. 44 млн. американских пенсионеров пользовались программой государственного медицинского страхования лиц старше 65 лет «Медикэр» и 50 млн. получили выплаты из Фонда социального страхования (пенсии, пособия по инвалидности и т.п.). Для сравнения: в том же году 158 млн. человек имели свой полис добровольного медицинского страхования от работодателя или полис супруга/и и 101 млн. участвовали в программах негосударственных пенсионных фондов (с. 75). Таким образом, К. Фэриси указывает на недопустимость

игнорирования этих социальных расходов и мер поддержки, оказываемых государством негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям.

Социальная политика, отмечает автор, обычно определяется как любая государственная мера, нацеленная на предоставление гарантий определенного минимума условий жизни. Налоговые вычеты - один из основных инструментов непрямой социальной политики. Среди развитых стран США находится в самом конце списка по уровню прямых расходов на социальную сферу из федерального бюджета. Однако исследования по новой методике ОЭСР, учитывающей и налоговые стимулы развития частных социальных услуг, показывает, что по общему объему социальных расходов США находятся в середине списка индустриальных стран. Налоговые вычеты, по сути, являются формой федеральной целевой программы, утверждает К. Фэриси. Дело в том, что любой гражданин, соответствующий определенным параметрам, получает выгоду. Специалисты по бюджетной политике часто задаются вопросом: в какой форме лучше оказать поддержку той или иной группе населения - предоставить прямую помощь из казны или налоговый вычет? Около 60% всех налоговых вычетов США представляют собой форму непрямых социальных расходов. В 2008 г. федеральное правительство дало частным организациям, представляющим социальные услуги, 600 млрд. долл. в виде налоговых вычетов. В том же году американцы, пользующиеся частными пенсионными и медицинскими услугами, получили налоговые вычеты в размере 300 млрд. долл. В целом с 1967 по 2007 г. доля налоговых социальных вычетов в ВВП США удвоилась (с. 76).

Итак, демократы предпочитают поддерживать прямые, а республиканцы - непрямые социальные расходы. Уровень политической поляризации в стране за последнее два десятилетия вырос: демократы стали более либеральны, а республиканцы - консервативны. Для увеличения электоральных шансов обе партии стараются направить социальные расходы, в прямой или непрямой форме, своим политическим сторонникам. Налоговые вычеты имеют регрессивный эффект с точки зрения перераспределения доходов, иными словами, состоятельные граждане получают от них больше выгод, чем менее обеспеченные, что служит идеологической цели республиканцев.

Государственные и частные социальные услуги нацелены на разные категории населения. Государственные выплаты получают пенсионеры, безработные, малообеспеченные граждане, представители расовых меньшинств и матери-одиночки. Потребителями частных социальных услуг являются преимущественно белые, работающие на полную ставку в крупных компаниях, выплачивающих своим сотрудникам приличную заработную плату. В 2005 г. 57% белых работников участвовали в негосударственных пенсионных фондах, тогда как среди афроамериканцев этот показатель составил 46%, а испаноязычных - 29%. Кроме того, только 27% американцев, зарабатывающих менее 25 тыс. долл. в год, имели негосударственные пенсионные накопления, тогда как среди работников с доходами выше 60 тыс. долл. таковых было 70%. Это означает, что при смещении акцента с прямых на непрямые социальные расходы основными бенефициарами становятся обеспеченные слои населения. Общие социальные расходы в 2006 г. составили 1,5 трлн. долл. при общих расходах федерального бюджета в том году в 2,6 трлн. долл. (с. 78).

Подводя итоги, автор отмечает следующее. Во-первых, демократы во власти не приводят к увеличению социальных расходов. Если брать во внимание всю совокупность мер, то доля социальных расходов в ВВП США при демократах и республиканцах одинакова. Более того, в последние 40 лет социальные расходы увеличиваются на 5% ежегодно вне зависимости от того, какая партия находится у власти. Во-вторых, непрямые социальные расходы имеют тот же бюджетный эффект, что и прямые. Будущие исследования государственной политики, заинтересованных групп и политических партий должны рассматривать не только общий уровень расходов из федерального бюджета, но и весь набор мер.

С. С. Костяев

2011.04.056. САН-ЭТЬЕНН К. КРУПНЫЕ МЕТРОПОЛИИ В ЦЕНТРЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

SAINT-ÉTIENNE Ch. Les grandes métropoles au coeur de la globalization // Problèmes écon. - P., 2010. - N 3005. - P. 45-48.

Концентрация экономической деятельности, указывает французский экономист, является двигателем экономического развития. Крупные метрополии, в которых сосредоточен широкий спектр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.