Научная статья на тему '96. 04. 040. Зилайб-кайзер М. Изменение социальной политики в США: реформа или уничтожение? Seelaib-kaiser M. les evolutions recentes de la politique sociale aux Etats-Unis; reforme ou demantelement? // problemes Econ. - P. , 1995. - n 2443. - P. 12-19'

96. 04. 040. Зилайб-кайзер М. Изменение социальной политики в США: реформа или уничтожение? Seelaib-kaiser M. les evolutions recentes de la politique sociale aux Etats-Unis; reforme ou demantelement? // problemes Econ. - P. , 1995. - n 2443. - P. 12-19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -США / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ -США / -США -СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 040. Зилайб-кайзер М. Изменение социальной политики в США: реформа или уничтожение? Seelaib-kaiser M. les evolutions recentes de la politique sociale aux Etats-Unis; reforme ou demantelement? // problemes Econ. - P. , 1995. - n 2443. - P. 12-19»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069

МОСКВА 1996

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

96.04.040. ЗИЛАЙБ-КАЙЗЕР М. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В США: РЕФОРМА ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ? SEELAIB-KAISER M. Les évolutions récentes de la politique sociale aux Etats-Unis; réforme ou demantelement? // Problèmes ¿con. - P., 1995. - N 2443. - P.12-19.

Немецкий экономист, сотрудник Центра исследований в области социальной политики, анализирует социальную политику, проводимую в США в период президентства Б.Клинтона.

В целом для социальной политики в США характерны различные подходы к "настоящим" и "фальшивым" беднякам. Даже после формирования системы социального обеспечения (ССО) на федеральном уровне социальная политика была ориентирована в первую очередь на лиц, профессиональная деятельность которых не позволяет им получить достаточно средств для удовлетворения своих потребностей. Предоставляемые пособия являлись дополнением к помощи, оказываемой предпринимателями в социальной области, очень часто в натуральной форме.

Рассматривая социальное положение, сложившееся в США, автор указывает, что к началу 70-х годов доходы различных социальных групп и уровень жизни большинства населения по сравнению с 50-ми и 60-ми годами повысились. Однако затем в результате сокращения занятости в ключевых отраслях промышленности и роста нестабильной занятости, особенно в третичном секторе, система социальной защиты перестала

21-877

соответствовать реальной ситуации. Так, значительное число наемных трудящихся потеряли свою страховку по болезни от предприятий: если в 1988 г. 62% населения пользовались таким видом страхования, то в 1993 г. - только 57,2%.Кроме этого, доля официально признанных "бедными" лиц, пользующихся таким видом страхования, сократилась с 12,8 до 11,2% (с.13).

В общем плане в 80-х и начале 90-х годов последовательное расширение сферы охвата населения федеральной программой медицинской помощи позволило ограничить негативное воздействие сокращения социальной защиты на предприятиях и способствовало сокращению числа бедняков, не получающих никакой социальной помощи. В то же время положение средних слоев населения ухудшилось, так как они в меньшей степени были защищены от рисков, связанных с болезнью. В 1991 г. 8,3 млн. человек, годовой доход которых составлял 25-30 тыс. долл., не получали никакой социальной помощи, что на 1 млн. человек больше, чем в 1990 г. Продолжало расти число "работающих бедняков". К началу экономического кризиса 90-х годов их число составило около 30 млн. человек (с.13).

По официальным данным, число бедных в США с 1989 г. начало расти и достигло в 1993 г. 15,1% населения. Это самый высокий показатель с 1965 г. В целом за период с 1970 по 1991 г. сумма семейных пособий сократилась примерно на 42% (с.13). К 1992 г. возросла безработица, составив 7,2% экономически активного населения (с.14).

Демократ Б:Клинтон победил на президентских выборах 1992 г., сделав упор на критике президентов-республиканцев Р.Рейгана и Дж.Буша за ухудшение экономического и социального положения страны и обещая осуществить реформу системы здравоохранения, что было очень актуально для наиболее бедных слоев населения. Основную поддержку Б.Клинтон получил именно среди бедных слоев: за Б.Клинтна голосовали 59% лиц, имеющих годовые доходы ниже 15 тысдолл. и 45% лиц, годовой доход которых

колеблется от 15 тыс. до 30 тыс. долл. Однако в целом среди всего населения США Б.Клинтон получил в свою поддержку всего 43% голосов (с.14).

В период выборной кампании, отмечает автор, могло сложиться впечатление, что Б.Клинтон предполагает полностью изменить политику в социальной области. Однако его концепция социальной политики основывалась всего на трех идеологических принципах, глубоко укоренившихся в политической культуре США.

Во-первых, речь идет о том, что не следует пренебрегать социальной политикой, поскольку экономические успехи страны должны оцениваться помимо всего прочего показателями уровня жизни ее граждан, а также возможностью его сохранения независимо от прибылей предпринимателей. Автор добавляет, что в глобальной экономике конкурентоспособность наемных трудящихся тесно связана с качеством их труда, что предполагает постоянные инвестиции в систему образования и профессионального обучения.

Во-вторых, социальная политика ориентируется на реставрацию чувства общности и традиционной морали для того, чтобы уравновесить растущие тенденции к индивидуализму. Среди других аргументов был также выдвинут тезис о том, что экономика не должна быть изолирована от морали и социальной сферы.

Наконец, предполагается, что гражданство означает одновременно наличие прав и обязанностей. При этом право на получение социальных пособий имеет в качестве своего противовеса обязанность трудиться. Из этого следует, что действительная реформа социальной политики должна ликвидировать принципиальную зависимость между безработицей и получением социальной помощи.

Указанные идеологические постулаты были усилены налоговым консерватизмом, который демократическая партия начала проводить в 80-х годах с целью снижения внутреннего долга государства и бюджетного дефицита. В результате были сокращены расходы на многие социальные программы.

Во время своей предвыборной кампании Б.Клинтон обещал, что доступ к медицинскому обслуживанию перестанет быть привилегией, но будет правом любого гражданина США. Демократы обещали также попытаться улучшить положение наемных трудящихся, имеющих очень низкие доходы, предоставив им соответствующие налоговые льготы, а также повысив размер минимальной заработной платы. В общем плане демократы считали необходимым осуществлять инвестиции в образование и профобучение, обратив внимание при этом на наименее защищенные слои населения. Однако в начале президентства Б.Клинтона не было ваыработано никакого проекта реформы в области здравоохранения и социальной помощи, хотя работа над ним была поручена двум комиссиям.

Анализируя предпринятые Б.Клинтоном в 1994 г. меры, автор указывает, что изменение налогового законодательства являлось первым шагом политики в области предупреждения бедности и реформирования системы социальной помощи. Кроме того, впервые в истории США наемные трудящиеся, не имеющие детей на своем иждивении, получили право на федеральную помощь. Но в целом происшедшие изменения в социальной политике далеки от предвыборных обещаний Б.Клинтона. Так, эти изменения не затронули гарантированного минимального уровня заработной платы, который не позволяет выйти из бедственного положения семье из четырех человек, один из которых получает фиксированный минимум заработной платы.

Только через шесть месяцев после прихода к власти Б.Клинтон представил проект реформы системы здравоохранения, который отличался исключительной сложностью. Основные принципы проекта реформы состояли в следующем:

- введение обязательного всеобщего страхования по болезни;

- запрещение частным страховым компаниям применять дискриминационные меры к лицам с высоким риском заболеваемости;

- создание региональных союзов охраны здоровья, обязанных заключать контракты с налогоплательщиками;

- участие предпринимателей в финансировании страхования по болезни на уровне 80% страховых взносов, на основе среднего уровня страховых взносов в каждом региональном союзе;

предоставление федеральным государством субсидий предприятиям, расходы которых на страхование по болезни выше на 7,9% издержек на заработную плату, а также мелким предприятиям.

Борьба, развернувшаяся в конгрессе США между демократами и республиканцами по поводу реформы здравоохранения, привела в целом к поражению демократов, которые были вынуждены отложить решение о реформе.

По мнению автора, попытки реформы системы социальной помощи, которая была центральным элементом предвыборной кампании Б.Клинтона, привели к очень противоречивым результатам. Если проанализировать предыдущие реформы демократов и учесть тот факт, что федеральные власти в массовом порядке сократили в последние годы многие пособия, то можно прийти к выводу, что администрация демократов ни в коем случае не стремится повысить размер пособий на федеральном уровне. Проблема современной системы социальной помощи состоит в том, что увеличение пособий может помешать индивиду возобновить профессиональную деятельность. Это будет подталкивать получателей к новым требованиям пособий на все более длительный срок (с.17).

Последние надежды на социальные реформы окончательно исчезли после победы республиканцев на выборах в конгресс в ноябре 1994 г. В идеологическом и концептуальном аспектах предложения республиканцев продолжают линию политики Р.Рейгана, проводимой им в первые годы своего президентства. Республиканцы требуют, помимо прочего, сбалансировать бюджет (до 2002 г.); снизить налоги для среднего класса, а также налоги на доход и прибыль и провести реформу системы предоставления

социальной помощи. Следует подчеркнуть, что их проекты сосредоточены в первую очередь на социальной помощи, и они исключают страхование пенсионеров, инвалидов и некоторых других категорий населения. Все это означает курс на частичное освобождение федеральных властей от бремени социальных расходов.

Делегируя федеральным властям дополнительные полномочия в социальной политике, конгрессмены-республиканцы определили перечень лиц, не имеющих права на получение пособий. К ним относятся:

- семьи, не имеющие несовершеннолетних детей;

- внебрачные дети матерей-одиночек и несовершеннолетних матерей;

- новорожденное в семьях, уже получающих социальную помощь;

- семьи, отказывающиеся сотрудничать с государственными службами, распределяющими продовольственную помощь для внебрачных детей;

- семьи, не имеющие американского гражданства, даже если они легально проживают в США.

Предполагается, что федеральные власти должны обязывать работать тех, кто уже получал социальную помощь в течение двух лет, и сократить уровень пособий одиноким родителям, отказывающимся принимать участие в предназначенных для них программах. В 1996 г. федеральные власти должны были выделить 10% своего бюджета на финансирование этих акций, половина из которых предназначена для семей, имеющих двух родителей.

Принимая во внимание, что президент Б.Клинтон объявил о том, что он наложит вето на радикальные предложения республиканцев в области социальной помощи и сенаторы-демократы будут использовать различные обструкционистские процедуры для того, чтобы помешать республиканцам принять соответствующие решения, можно быть уверенным, считает автор,

что во время второй половины президентства Б.Клинтона не произойдет никакого глобального разрушения системы прав на получение социальной помощи. Однако некоторые реформы, в частности касающиеся ограничения срока предоставленных пособий, а также более строгого обязательства работать, будут иметь место.

В заключение автор указывает, что пока президенту-демократу так и не удалось осуществить наиболее важные пункты своей социальной программы. Это объясняется как ошибками в стратегии федеральной администрации, так и отсутствием дисциплины в демократической фракции. Учитывая то, что осенью 1994 г. выборы в конгресс привели к появлению так называемого "разделенного правительства", у президента Б.Клинтона остается мало шансов реализовать свои новаторские планы в области социальной политики.

Вместе с тем нет никакой уверенности в том, что республиканцам удастся полностью осуществить свои социальные реформы. Даже если большинство их предложений не требует обязательного одобрения президента-демократа, некоторые предложения, особенно касающиеся медицинской помощи, страхования по болезни для пожилых, натолкнутся на сильное сопротивление со стороны всех тех, кого эти программы затрагивают, т.е. на сопротивление бедных и пожилых лиц, а также представителей влиятельных политических кругов, врачей, предпринимателей, федеральных чиновников и т.д.

С.Н.Куликова

96.04.041. МАТЕРИАЛЫ СИМПОЗИУМА ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. Proceedings of the symposium on unemployment / Ed/ by Erikson T. et al. - Helsinki: Gov. inst. for econ. reserach, 1994. - 243 p. - (VATT-publ.; 14). - Библиогр. в конце отд. ст.

Публикация Правительственного института экономических исследований (Хельсинки, Финляндия) (ПИЭИ) содержит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.