Научная статья на тему '2011.04.047. КЕК В. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. KÖCK W. EINE UMWELTGERECHTE REFORM DER EUROPäISCHEN AGRARPOLITIK IST DRINGEND ERFORDERLICH! // ZEITSCHRIFT FüR UMWELTRECHT. - BADEN-BADEN, 2011. - H. 1. - S. 1-3'

2011.04.047. КЕК В. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. KÖCK W. EINE UMWELTGERECHTE REFORM DER EUROPäISCHEN AGRARPOLITIK IST DRINGEND ERFORDERLICH! // ZEITSCHRIFT FüR UMWELTRECHT. - BADEN-BADEN, 2011. - H. 1. - S. 1-3 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.04.047. КЕК В. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. KÖCK W. EINE UMWELTGERECHTE REFORM DER EUROPäISCHEN AGRARPOLITIK IST DRINGEND ERFORDERLICH! // ZEITSCHRIFT FüR UMWELTRECHT. - BADEN-BADEN, 2011. - H. 1. - S. 1-3»

Автор обнаруживает сходство соображений публичного порядка в разных странах в решении одних и тех же проблем схожим образом (например, при разрешении споров, вытекающих из соглашений о суррогатном материнстве или из договоров о поручительстве за родственников). В частности, в этих случаях решается вопрос о нахождении баланса между автономией личности и защитой слабой стороны договора. Несмотря на то что национальное и европейское законодательства установили нормы договорного права в рамках публичного порядка, задачей судей является развитие этой концепции в конкретных случаях.

Е.А. Афанасьева

2011.04.047. КЕК В. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.

KÖCK W. Eine umweltgerechte Reform der europäischen Agrarpolitik ist dringend erforderlich! // Zeitschrift für Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 1. - S. 1-3.

Современное интенсивное сельское хозяйство уничтожает биологическое разнообразие в Европе. В октябре 2007 г. федеральное правительство Германии приняло «Национальную стратегию по биологическому разнообразию», в которой был сформулирован ряд глобальных задач для сельского хозяйства в направлении устойчивого развития. До 2020 г. биоразнообразие должно быть существенно увеличено и защищено большое количество популяций диких животных, которые типичны для регионов с сильно развитым сельским хозяйством. До 2015 г. на 10% (по сравнению с 2005 г.) должны быть увеличены используемые в природных целях территории, такие, как аграрные биотопы. К 2015 г. должны быть уменьшены азотные выбросы до 80 кг на гектар, а до 2020 г. минимизированы концентрации удобрений с целью защиты экосистемы.

Федеральное министерство по вопросам экологии опубликовало «Индикаторный отчет 2010 г. о национальной стратегии по биологическому разнообразию». Общие итоги не обнадеживают. Из 12 индикаторов только один (развитие устойчивого лесохозяй-ствования) приближен к цели, по остальным 11 промежуточный результат очень небольшой. Это особенно касается индикаторов, затрагивающих сельское хозяйство.

И природоохранное право, и право защиты водных ресурсов зарекомендовали себя как неспособные реализовать эту задачу. Исключение - особо охраняемые территории. Единственным эффективным средством является на данный момент Общая аграрная политика Европейского союза, которая может быть не в полной мере, но все-таки привела к включению целей защиты природы в сельскохозяйственную деятельность. Показателем этого служат выплаты фермерам, выполняющим определенные требования экологического и природоохранного права, а также финансирование аграрно-экологических мер по сохранению развития сельского пространства в рамках Общей аграрной политики.

Сейчас разрабатывается реформа общей аграрной политики на 2013-2020 гг., учитываются мнения специалистов по экологическому праву и охране природы, которые пытаются повлиять на эффективность защиты биоразнообразия. 18 ноября 2010 г. Европейская комиссия опубликовала сообщение «Общая аграрная политика до 2020: продовольствие, природные ресурсы, сельские территории -развитие будущего», в котором знакомит со своими соображениями по поводу реформы аграрной политики на основе консультаций с общественностью, Европейским парламентом, комиссиями по экономическим и социальным вопросам и комиссией по регионам.

В соответствии с данной программой аграрная политика будет и дальше иметь два уровня: прямые выплаты и развитие сельского пространства, и преследовать три главные цели: рентабельное производство продуктов питания, включая доплаты к сельскохозяйственным доходам и компенсации за производство в регионах с особыми природными трудностями; устойчивое хозяйствование в области природных ресурсов и развитие мер по защите климата; сбалансированное пространственное развитие путем поощрения занятости на сельских территориях и развития структурного разнообразия сельскохозяйственных систем, локальных рынков.

Второй уровень должен учитывать особенности конкурентной ситуации, инновационное мышление, изменения климата и потребности экологии. Всего ЕС тратит на общую аграрную политику 49,9 млрд. евро, из них примерно 75% - на первый уровень, 25% - на второй. Однако только 10% идут на меры аграрно-экологического характера, что, по мнению автора, должно срочно измениться.

Хотя Комиссия и старается облегчить путь экологического права в аграрную политику, но при этом учитываются главным образом не принцип причинителя вреда, а социально-экономические соображения, эмпирическая явь которых частично сконструирована искусственно. До сих пор в Резолюции от 18 ноября 2010 г. утверждается, что прямые выплаты фермерам производятся с целью безопасности обеспечения продовольствием Европы и в связи «с растущими потребностями в продовольствии в мире». И это притом что всем известно, что проблемы обеспечения продовольствием мира не могут быть решены европейскими излишками, которые, наоборот, действуют контрпродуктивно, негативно влияя на функционирование локальных рынков в развивающихся странах. Автор не согласен с тем, что необходимо увеличение рабочих мест в сельском хозяйстве для развития пространства сельских территорий, и утверждает, что эти положения Резолюции не свидетельствуют о перемене в образе мышления Комиссии.

Он считает более эффективной и сочетаемой с принципом причинителя вреда в экологическом праве выплаты фермерам только за предоставление публичных благ, например тем, кто 10% своих территорий делает охраняемыми. Остальные выплаты должны соответствовать существующим аграрным программам. Одной из целей Стратегического плана, разработанного на конференции стран - членов Конвенции «О биологическом разнообразии» в Японии, было окончание до 2020 г. финансовой поддержки всего, что негативно влияет на биоразнообразие. Комиссия в принципе осознает данные проблемы и понимает, что сохранение прямых выплат возможно только в связи с выполнением экологических мер, и говорит в Резолюции об «элементе экологизации».

Представления Комиссии о реформе законодательства и высказанные в Резолюции требования, донесенные до ее сведения экспертами по экологическому праву, в итоге будут реализованы, считает Кек и подчеркивает, что именно от дальнейшего хода законодательного процесса будет зависеть успех программы по биоразнообразию и реализации установленных целей до 2020 г.

А.А. Рерихт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.