Научная статья на тему 'Реализация экономико-ресурсных возможностей АПК Казахстана в рамках ЕАЭС в свете аналогических правоотношений ЕС и его членов'

Реализация экономико-ресурсных возможностей АПК Казахстана в рамках ЕАЭС в свете аналогических правоотношений ЕС и его членов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОДУКЦИЯ / ЭКСПОРТ / СУБСИДИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация экономико-ресурсных возможностей АПК Казахстана в рамках ЕАЭС в свете аналогических правоотношений ЕС и его членов»

УДК 341:339.9

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АПК КАЗАХСТАНА В РАМКАХ

ЕАЭС В СВЕТЕ АНАЛОГИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ЕС И ЕГО ЧЛЕНОВ

Сарсембаев Марат Алдангорович

Главный научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: daneker@mail.ru

Актуальность темы статьи заключается в том, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) создан недавно и его надлежащее функционирование связано с необходимостью решения проблем первоначального становления. В целом научная проблема данной статьи состоит в необходимости совершенствования правового регулирования аграрно-промышленной политики ЕАЭС и Казахстана как члена этого интеграционного объединения с учетом сельскохозяйственного опыта Европейского Союза. Предпринята попытка содержательного изложения юридического регулирования аграрной политики в Европейском Союзе, и на этой основе проведения компаративистского анализа соответствующих норм Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Рассмотрено состояние сельскохозяйственного сектора в Казахстане и в этой связи сделан вывод о том, что Евразийскому экономическому союзу предстоит решить немало проблем, чтобы добиться эффективности в данном направлении. Научная новизна аннотируемой статьи состоит в том, что в ней приводится авторское определение аграрной политики ЕАЭС, а также дан анализ ее основных направлений. В статье предлагается принять ряд новых казахстанских законов: «О пастбищах», «О создании и развитии сельскохозяйственного производства мирового уровня». Имеют место иные предложения: создание совместных научно-исследовательских групп из числа ученых разных стран ЕАЭС, предоставление кредитов фермерам на основе исламского банковского кредитования, необходимость соединения теории и практики в системе агропромышленного комплекса Казахстана и других государств-членов Евразийского экономического союза. В статье изложены цели аграрной политики Европейского союза, которые подкреплены финансовыми возможностями бюджета европейского интеграционного объединения. В этой связи предложено изучать и применять европейский опыт правовой регламентации сельскохозяйственного развития в рамках евразийской интеграции. Результаты приведенного в статье научного исследования могут быть применены в агропромышленном секторе Казахстана и иных стран-членов ЕАЭС, в органах ЕАЭС, в деятельности подразделений министерства сельского хозяйства, министерства экономики, министерства юстиции стран-участниц евразийской интеграции, в аграрной, аграрно-правовой, агропромышленной науке в пространстве ЕАЭС.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; Евразийский экономический союз; Европейский союз; сельское хозяйство; фермерское хозяйство; агропродукция; экспорт; субсидирование; кредитование.

ЕАЭО шецбершде ^азакстанныц АвК экономикалык-ресурстык мумкшджтерш жузеге асыруы ЕО мен оныц мушелершщ уксас кукыктык катынастары аясында

Марат Алда^орулы Сэрсембаев

Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц бас гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц докторы, профессор, Астана ц., Цазацстан Республикасы; e-mail: daneker@mail.ru

Макала та^ырыптьщ езектшп ЕАЭО-ньщ (Еуразияльщ экономикальщ ода^) жацадан ^урылгандыгынан керiнедi жэне оныц ттсп дэрежеде жумыс ютеу бастап^ы ^алыптасу пробле-маларын шешу ^ажеттшгше байланысты. Тутастай алганда Еуропа Одагыныц ауыл шаруашылыгы

тэжрибесш ескере отырып, ЕАЭО-ньщ жэне осы интеграциялык б1рлест1кт1ц мYшесi репнде Казакстанныц аграрлык-внеркэсштш саясатын жетiлдiру кажеттшш осы макаланыц гылыми про-блемасы болып табылады. Еуропа Одагындагы аграрлык саясаттыц зацдык т^ргыдан реттелуiн мазм^нды тYрде баяндау жэне соныц негiзiнде 2014 жылгы 29 мамырдагы ЕАЭО туралы шарттыц тиiстi нормаларына компаративтiк (салыстырмалы-к¥кыктык) талдау жYргiзуге ^мтылыс жасалды. Казакстандагы ауыл шаруашылыгы секторыныц жай-кYЙi карастырылды жэне осыган байланы-сты Еуразиялык экономикалык одактыц алдында осы багытта тиiмдiлiкке кол жеткiзу Yшiн толып жаткан проблемаларды шешу мiндетi т^ргандыгы туралы корытынды жасалды. Аннотация жаса-лып отырган макалада ЕАЭО аграрлык саясатыныц авторлык аныктамасын келтiру, сондай-ак оныц негiзгi багыттарына талдау жасау оныц гылыми жацалыгы болып табылады. Макалада: «Жайы-лымдар туралы», «Элемдш децгейдеп ауыл шаруашылыгы вндiрiсiн к¥ру жэне дамыту туралы» бiркатар казакстандык жаца зандар кабылдау ^сынылады. ЕАЭО-ныц эр тYрлi елдершщ галымдары катарынан бiрлескен гылыми-зерттеу топтарын к¥ру, ислам банктершщ кредиттерi негiзiнде фер-мерлерге кредиттер беру, Казакстанныц жэне Еуразиялык экономикалык одакка мYше баска да мемлекеттердщ агровнеркэсiптiк кешенi жYЙесiнде теория мен практиканы бiрiктiру кажеттш сиякты взге де ^сыныстар орын алган. Макалада еуропалык интеграциялык бiрлестiк бюджетшщ каржылык мYмкiндiктерiмен ныгайтылган Еуропа Одагы аграрлык саясатыныц максаттары баяндалган. Осыган байланысты еуразиялык интеграция шенберiнде ауыл шаруашылыгы даму-ын к¥кыктык жагынан регламенттеудiн еуропалык тэжiрибесiн зерттеу жэне колдану ^сынылады. Макалада келтiрiлген гылыми-зерттеу нэтижелерш Казакстаннын жэне ЕАЭО-га мYше взге де елдердiн агровнеркэсiптiк секторында, ЕАЭО органдарында, еуразиялык интеграцияга катысушы елдердiн ауыл шаруашылыгы министрлiктерi, экономика министрлштер^ эдiлет министрлiктерi бвлiмшелерiнiн кызметшде, ЕАЭО кенiстiгiндегi аграрлык, аграрлык-к¥кыктык, агровнеркэсштш гылымда колдануга болады.

ТYйiн свздер: агроенеркэсттЫ кешен; Еуразиялъщ экономикалъщ одащ Еуропалъщ одащ; ауыл шаруашылъщ; фермер шаруашылыгы; агроомм1; шетке сату; жэрдем беру; несие беру.

The implementation of economic and resource capabilities of AIC of Kazakhstan in the framework of the EAEU in the light of similar

relations of the EU and its members

Sarsembayev, Marat. A.

The main scholer of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Law, Professor, Astana City, Republic of Kazakhstan; e-mail: daneker@mail.ru

Background of this article is that the EAEU (Eurasian Economic Union) was created recently and its proper functioning is associated with the need to solve the problems of initial formation. In general, the scientific problem of this article is the need to improve the legal regulation of agro-industrial policy of EAEU and Kazakhstan as a member of this integration association in view of the European Union of agricultural experience. An attempt was made for meaningful presentation of the legal regulation of agricultural policy in the European Union, and on this basis the comparative analysis of the relevant rules of the EAEU Treaty of May 29, 2014 is made. The state of the agricultural sector in Kazakhstan is analyzed and in this regard it is concluded that the Eurasian Economic Union should solve many problems in order to achieve efficiency in this area. Scientific novelty of the annotated article is in the author's definition of EAEU agricultural policy, as well as in the analysis of its key areas. The article proposes to adopt a number of new Kazakhstan laws «On pastures», «On the establishment and development of world-class agricultural production». There have been other proposals: the creation of joint research groups consisting of scientists from different EAEU countries, loans to farmers on the basis of the Islamic bank lending, the need for the connection of theory and practice in the system of agro-industrial complex of Kazakhstan and other states of the Eurasian Economic Union. The article outlines the objectives of the European Union's agricultural policy, which are backed by the financial possibilities of the budget of the European integration association. In this connection, it is proposed to study and apply the European experience of legal regulation of rural development in the framework of Eurasian integration. The results of scientific research given in the article can be applied in the agricultural sector of Kazakhstan and the other Member States of EAEU, in the EAEU bodies, in the activities of the units of the Ministry of Agriculture, Ministry of Economy, the Ministry of Justice of the member countries of the Eurasian integration, in the agricultural, agro-law, agro-industrial science in EAEU space.

Keywords: agriculture; the Eurasian Economic Union; the European Union; agriculture, farming; agricultural products; export; subsidization, loans.

Тенденция экономического развития государств такова, что для решения больших задач, в том числе в аграрной сфере, они должны создавать соответствующие интеграционные объединения. Мы солидарны с мнением российских исследователей Е. Винокурова, А.Либман, С Кашкина, которые утверждают, что интеграция вообще и «евразийская региональная интеграция в постсоветском пространстве», в частности, «является средством решения крупных социальных задач, а ее правовое регулирование — юридическим механизмом, обеспечивающим их эффективное и достаточно контролируемое проведение в жизнь»

[1, 9, 23].

В этой связи мы хотели провести сравнительно-правовой анализ аграрно-правовых отношений государств-членов европейской и евразийской интеграции в рамках их интеграционных союзов. В статье 95 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года, ратифицированного Республикой Казахстан 14 октября 2014 года, вошедшего в силу 1 января 2015 года, определены главные направления согласованной или скоординированной агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства республики. Реализация экономико-ресурсных возможностей агропромышленного комплекса (АПК) Республики Казахстан происходит на основе надлежащего осуществления согласованной странами-участницами Евразийского экономического союза его агропромышленной политики. Сельскохозяйственная политика Европейского союза исходит из того, что производство продовольствия на территории европейского континента должно идти вровень с социально-экономическим развитием сельских общин и мер по решению проблем окружающей среды, под которой европейцы понимают изменение климата, охрану водных ресурсов, обеспечение развития как биоэнергетики, так и биоразнообразия. В Договоре о Евразийском экономическом союзе нет определения понятия «единая сельскохозяйственная политика». В этой связи есть смысл присмотреться к определению «сельскохозяйственной политики», которая дается Европейским союзом. 26 июня 2003 года министрами Европейского союза был принят план реформы Единой сельскохозяйственной политики, цель которой состояла в необходимости концентрации денег для осуществления программ

по облагораживанию окружающей среды и обеспечению благополучия животных, по организации хозяйственной деятельности как крупных хозяйствующих субъектов, так и малых фермерских хозяйств, по принятию необходимых нормативных актов, по организации работы компетентных институтов и органов аграрного направления. В ходе организационной деятельности Европейского Союза складывался определенный режим по использованию нужных инструментов правового регулирования аграрной политики. Доктрина права Европейского Союза под этими инструментами понимала и понимает средства воздействия для поднятия уровня доходов производителей сельскохозяйственной продукции, для укрепления структуры сельскохозяйственного производства, для насыщения рынка добротной сельскохозяйственной продукцией.

Разумеется, нужно дать такое определение данного понятия, которое учитывало бы особенности начального становления нашего Евразийского экономического союза. В статье 94 Договора о Евразийском экономическом союзе1 говорится о задачах и целях согласованной (скоординированной) агропромышленной политики: «В целях обеспечения развития агропромышленного комплекса и сельской местности в интересах населения каждого государства-члена и Союза в целом, а также экономической интеграции в рамках Союза проводится согласованная (скоординированная) агропромышленная политика, предполагающая в том числе применение механизмов регулирования, предусмотренных настоящим Договором и другими международными договорами в рамках Союза в сфере агропромышленного комплекса, взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров, перечень которых формируется на основании предложений государств-членов и утверждается Советом Комиссии». Далее в этой же статье сказано, что «основной целью согласованной (скоординированной) агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохо-

1 http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000240Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицирован Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-VЗРК, ст. 94.

зяйственной продукции и продовольствия».

Полвека назад европейцы акцентировали свое внимание на то, чтобы обеспечить в достаточным количестве продовольствием население стран Европы, пережившей Вторую мировую войну. Тогда методами реализации сельскохозяйственной политики было субсидирование аграрного производства, поддержка цен для фермеров, приобретение у них излишков продуктов. Сегодня в Европе эти методы стали достоянием истории. Сегодня цель аграрной политики Европейского союза заключается в том, чтобы обеспечить производство достаточного количества, самое главное, безопасных и качественных продуктов питания для европейских потребителей. Другой целью является внесение вклада в диверсификацию (разнообразие) экономического развития в сельских местностях. Еще одной целью этой политики является достижение высоких стандартов по защите окружающей среды и созданию надлежащих условий для животных. Потребители стран Европы обращают особое внимание на качество продовольственных товаров, продуктов. В этой связи Европейский союз принял систему добровольной маркировки продуктов с тем, чтобы потребители могли легко сделать свой выбор. По этим маркировкам можно определить географическое происхождение продуктов, традиционные ингредиенты в них, а также органичность (натуральность) аграрных продуктов. Основополагающим принципом сельскохозяйственной политики Европейского союза является принцип предоставления потребителю широкого ассортимента продуктов надлежащего качества и по разумной цене. Именно этот принцип должен стать сердцевиной сельскохозяйственной политики и Евразийского экономического союза.

Основными инструментами правового регулирования аграрной политики Европейского союза являются использование единого ценового механизма, установление импортных компенсационных сборов, лицензирование торговли сельскохозяйственной продукцией, предоставление прямых дотаций фермерам, которые выдавались в определенной сумме из расчета на 1 гектар земли или одну тонну произведенной ими продукции. Принимаемые нормативные акты в Европейском союзе (Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года об экологическом/биологическом производстве и маркировке продуктов экологического/ биологического производства, Регламент (ЕС) № 1151 от 21 ноября 2012

года о качестве сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, Регламент (ЕС) № 1235/2008 с положениями о порядке исполнения норм по импорту экологической продукции, например) в полной мере способствовали и способствуют обеспечению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, выращиваемой европейскими фермерами. Нужно констатировать, что у руководителей аграрного сектора Казахстана нет четко структурированной и последовательной стратегии надлежащего правового регулирования сельского хозяйства республики. Попытки принять необходимые меры государственной поддержки отрасли к успеху не ведут в связи с тем, что эти меры несистемны. Это видно, в частности, из того, что Республика Беларусь, обладая добротным экспортным потенциалом по целому ряду видов продовольственных товаров, занимает первое место по объему взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза [2]. Поэтому мы приходим к выводу о необходимости разработки и принятия комплексной стратегии правового регулирования сельского хозяйства в Казахстане. Приведенные выше нормативные правовые акты Европейского союза могут стать полезными для сельскохозяйственных министерств и ведомств Казахстана и других членов ЕАЭС и специализированных органов этой евразийской интеграции.

Нужно подчеркнуть, что именно новаторская инициатива Франции о создании специальной комиссии по исследованию возможности проведения общеевропейской аграрной политики и создания общего рынка аграрных товаров в государствах-участниках Европейского Экономического Сообщества придала идее интеграции существенный и необходимый импульс. Разумеется, тогда Франция думала и о себе, поскольку в тот период у нее был большой потенциал в сфере сельского хозяйства и ей нужно было выйти на новые рынки с тем, чтобы сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию. Исследование гражданского, аграрного и земельного законодательства Франции периода середины ХХ века, показывает, что модель системы юридического регулирования аграрной политики Европейского союза складывалась под воздействием именно Франции как активного государства-члена европейской интеграции. Республика Казахстан могла бы поставить перед собой аналогичную цель с тем, чтобы в будущем выйти на первые позиции по вопросам реализации агропромышленной политики ЕАЭС и зада-

вать определенный тон в рамках данной интеграции.

Великобритания предложила концепцию, смысл которой заключался в том, что нормативно-правовое регулирование аграрной отрасли Европейского сообщества должно осуществляться не наднациональными органами: оно должно находиться в традиционной сфере межгосударственного сотрудничества. Эта очень интересное положение, которое можно взять на вооружение в рамках Евразийского экономического союза. Это значит, что многие вопросы, если не все, можно будет решать на основе международно-правовых документов, а не решений наднациональных органов ЕАЭС. Надо попробовать решать интеграционные вопросы в сфере сельского хозяйства посредством норм межгосударственных договоров и соглашений аграрного характера.

В 1958 году при активной роли Франции, Германии, Италии в рамках европейской экономической интеграции был принят регламент, который содержал нормы регулирования ценовой политики в отношении аграрной продукции. Этот курс в 60-е годы XX столетия был продолжен и государства-члены инициировали принятие документов по урегулированию торговли товарами сельскохозяйственного производства, по регулированию конкурентных вопросов на продовольственных рынках, по установлению правовых основ финансирования сельского хозяйства. Таким образом, к началу 70-х годов XX века был создан единый юридический механизм регулирования аграрной политики на уровне Европейского Сообщества. Но не все цели аграрной политики были реализованы. К примеру, нерешенными остались проблемы высоких цен на основные сельскохозяйственные продукты, низкие доходы сельских товаропроизводителей, довольно низкая производительность труда фермеров. Мы в своем Евразийском экономическом союзе должны быть готовы к такому положению вещей. Вместе с тем, нам нужно тщательно изучить причины, которые привели к указанным проблемам в сельскохозяйственной сфере западноевропейских стран и попытаться не совершать по возможности их ошибок в сфере сельскохозяйственного труда. При этом активная организационно-правовая роль Казахстана, России в аграрных вопросах ЕАЭС была бы кстати.

Мы должны подвергнуть добротному анализу юридические аспекты финансирования мероприятий общей аграрной политики Европейского союза. Именно здесь и нахо-

дились причины первоначальных неудач в становлении и развитии сельскохозяйственного производства в интеграционном европейском формате. Когда началось реальное финансирование, то оно начало приводить к реализации целей статьи 39 Договора об учреждении Европейского Сообщества. Этому способствовал Европейский фонд поддержки и гарантий сельского хозяйства, на который возложили задачу по финансированию практически всех мероприятий в сфере сельскохозяйственной политики. Нам желательно внимательно изучить роль, функции, компетенцию и структуру этого Европейского фонда. На этой основе мы могли создать свой Евразийский фонд, который мог бы поддерживать сельское хозяйство Казахстана и иных стран-членов ЕАЭС.

Целесообразно в первую очередь получить представление об этих основных направлениях агропромышленной политики, которые позволяют целенаправленно решать задачи этой политики посредством использования «механизмов межгосударственного взаимодействия». Первым направлением можно назвать «прогнозирование в агропромышленном комплексе». Вторым, весьма важным направлением агропромышленной политики следует считать «государственную поддержку сельского хозяйства».

Как было сказано выше, сегодня в европейских странах системы широкой финансовой поддержки в фермеров нет. В порядке исключения финансовая помощь аграрному сектору может быть оказана в избирательном формате. Государственная помощь или помощь из бюджета Европейского союза становится необходимостью, когда возникают исключительные обстоятельства в виде стихийных бедствий, вспышек тех или иных опасных, заразных болезней животных, возникших явных несоответствий на рынке, в результате чего могут обрушиться те или иные сектора аграрной экономики. Кроме того, нужно иметь в виду, что выплаты из бюджета Европейского союза могут быть произведены для обеспечения нормального уровня жизни сельчан. При этом аграрии должны производить продукцию, соответствующую установленным стандартам гигиены и безопасности пищевых продуктов, заботиться о здоровье животных, проводить мероприятия по защите биоразнообразия и украшения ландшафтов села.

Следующим в ряду рассматриваемых направлений можно назвать «регулирование общего аграрного рынка» еАэС. Немаловажным направлением рассматриваемой

политики следует признать установление «единых требований в сфере производства и обращения продукции». «Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия» следует назвать правильным, основным направлением в деле реализации агропромышленной политики. В числе важных направлений агропромышленной политики должно находиться «интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса». Все приведенные здесь направления развития, их успешное осуществление говорит о правильной выработке и реализации агропромышленной политики в стране. Казахстан должен более внимательно присмотреться к международным экспортно-импортным возможностям ЕАЭС, создающему зоны свободной торговли, в том числе аграрной продукцией, с Египтом, Израилем, Иорданией, Монголией, Вьетнамом [3,45].

В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Договора о ЕАЭС в целях «реализации мер согласованной (скоординированной) агропромышленной политики» Республика Казахстан наряду с другими государствами-участниками интеграции принимает участие в проведении регулярных консультаций прежде всего «по чувствительным сельскохозяйственным товарам, не реже одного раза в год», благодаря которым «разрабатываются рекомендации по реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики».

В соответствии с пунктом 7 той же статьи 95 анализируемого договора Евразийская экономическая комиссия, в составе которой находятся официальные представители и Республики Казахстан, в целях надлежащей имплементации согласованной агропромышленной политики «совместно с государствами-членами», включая Республику Казахстан, разрабатывает, координирует и реализует практически все направления скоординированной агропромышленной политики. Кроме того, эта Комиссия координирует деятельность «при подготовке государствами-членами совместных прогнозов развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия», а также взаимное предоставление программ развития агропромышленного комплекса и составляющих его отраслей всеми государствами-членами, в том числе Республикой Казахстан. Комиссия вместе с представителями всех стран-участниц евразийской интеграции, в том числе Республики

Казахстан, производит «мониторинг развития агропромышленных комплексов государств-членов», принятие и применение ими мер государственного регулирования своих агропромышленных комплексов, включая меры государственной поддержки сельского хозяйства.

Этой Комиссией осуществляется «ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности производимой продукции по согласованной государствами-членами номенклатуре». Комиссия и государства-члены, в их числе Республика Казахстан, участвуют «в организации консультаций и переговоров по вопросам гармонизации законодательства государств-членов в сфере агропромышленного комплекса, в том числе законодательства в области государственной поддержки сельского хозяйства, а также по вопросам разрешения споров», которые так или иначе связаны с «соблюдением обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства». Органы ЕАЭС и государства-участники, включая Республику Казахстан, Республику Беларусь, проводят сравнительно-правовой анализ «законодательства государств-членов в области государственной поддержки сельского хозяйства на предмет его соответствия обязательствам в рамках Союза» [4,10].

Некоторые специалисты и руководители ЕАЭС считают, что развитие агропромышленного комплекса должно опираться на собственные силы и ресурсы, на стимулирование внутреннего производства, на умение организовывать на трансграничных рынках замещение импортных товаров и продуктов, на обеспечение глубокой переработки зерна. Для России, которая обложена европейскими санкциями, такая концепция представляется правильной. Остальные участники должны руководствоваться не только этими факторами: они должны делать ставки также на европейские, азиатские государства и добирать то, что не удалось получить в рамках Евразийского экономического союза. Тем более, в торговле в рамках ЕАЭС пока выигрывают Россия, Беларусь, но не Казахстан и другие члены евразийской интеграции. Представители от казахстанской стороны, эксперты, ученые от Республики Казахстан должны скрупулезно исследовать причины отставания Казахстана в вопросах своего агропромышленного комплекса, причины отставания от Беларуси и России в вопросах экспорта сельскохозяйственных товаров. Если эти причины проистекают от нежелания российских бизнесменов пропускать

казахстанские товары на российский рынок, тогда эти вопросы надо кардинально ставить на уровне высшего руководства ЕАЭС, если причины заключаются в неконкурентоспособности производимых нами аграрных товаров, тогда следует признать нашу собственную вину и постараться поставить сельскохозяйственное производство на высокий уровень с тем, чтобы наши аграрные продукты на российских и иных рынках раскупались бы охотно и в первую очередь. Как бы то было, товарооборот в ЕАЭС в 2015 году сократился до 26 процентов, а торговля с внешним миром и того больше - на 34 процента.

Снижение взаимной торговли государств-членов ЕАЭС, в том числе Казахстана, вызвано не только действиями России, как это проанализировано выше, но и другими причинами. В их числе падение цен на углеводороды, наложение торгово-экономических санкций странами Европы и США в отношении России, а также всемирный экономический кризис. Определенную роль сыграли и наши недочеты, случившиеся в агропромышленном комплексе страны.

Чтобы повысить качество сельскохозяйственной продукции, сделать ее более конкурентоспособной в рамках ЕАЭС и за его пределами, нам есть смысл обратить внимание на качество 13 законов Республики Казахстан, которые регулируют различные аспекты сельскохозяйственного производства. В Казахстане функционируют следующие законы аграрного направления: Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О племенном животноводстве», Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об охране селекционных достижений», Закон Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года «О карантине растений», Закон Республики Казахстан от 12 марта 2002 года «О пчеловодстве», Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений», Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии», Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О семеноводстве», Закон Республики Казахстан от 13 октября 2003 года «О зерне», Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 года «Об обязательном страховании в растениеводстве», Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года «О сельскохозяйственных кооперативах», Закон Республики Казахстан от 27

ноября 2015 года «О производстве органической продукции». Вопросы сельского хозяйства Республике Казахстан регулируются 3 641 нормативным правовым актом (от закона до приказа министра сельского хозяйства республики), из которых 2 105 являются действующими актами, 1 533 - утратили силу.

В Европейском союзе государства-члены могут предлагать законопроекты, в том числе по аграрным вопросам. В случае прохождения всех надлежащих процедур они становятся приоритетными законами на всем пространстве ЕС. Если тот или иной закон не проходит, любое государство-член вправе принять такой закон на своей территории [5,73-74].

На эффективность организации сельскохозяйственного производства, на качество производимой в Казахстане аграрной продукции положительно влияет не только внесение изменений и дополнений в имеющиеся в правовом поле Казахстана 13 законов. Эффективность и качество зависят также и от выработки и принятия новых законов, регулирующих другие аспекты сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. К примеру, было бы целесообразно принятие нового казахстанского закона «О пастбищах». Этот вопрос обсуждается парламентариями страны длительное время и они считают необходимым принять такой закон. Автор данной статьи солидарен с их позицией. Солидарен потому, что из используемых по назначению 80 миллионов пастбищ республики 27 миллионов гектаров дегра-дировано, только 40 процентов пастбищных земель обеспечивается естественными водными источниками. Эти проблемы можно решать путем грамотного гражданско-правового урегулирования. В Гражданский кодекс Республики Казахстан можно было бы внести дополнительные нормы по урегулированию вопросов пастбищных угодий. Вместе с законом «О пастбищах» можно решать эту естественную кормовую основу отечественного животноводства. Вкупе с другими факторами мы могли бы достаточно быстро и умело решать вопросы производства мяса, молока и продуктов из них, которых хватило бы и для внутреннего потребления, на вывоз на рынки стран-членов ЕАЭС и на экспорт в страны дальнего зарубежья. Нужно в этой связи изучить аналогичные законы о пастбищах США, Великобритании, Монголии.

Исходя из того, что Республика Казахстан в значительной мере является аграрной страной и с помощью экспорта зерна, муки мы доказываем миру, что производим эти

продукты на предельно высоком уровне. Теперь мы можем и должны с помощью высококлассной аграрной промышленности организовать свое сельское хозяйство во всех направлениях так, чтобы мясо было в избытке и только мраморным, чтобы масло было высокого качества, чтобы молоко-молочные продукты стали высочайшим казахстанским брендовым товаром, чтобы из надлежаще обработанных шкур животных шились изящные одежды, достойные лучших модных подиумов мира, чтобы к нам приезжали специалисты из разных стран и почитали бы за честь перенимать наш опыт. Чтобы нас называли мощным аграрным государством и это звучало бы гордо. Достижению этой цели способствуют немало факторов и одним из них могла бы стать разработка, обсуждение и принятие нового казахстанского закона с условным наименованием «О создании и развитии сельскохозяйственного производства мирового уровня».

В тексте такого закона могли бы разместиться нормы о статусе, правах и обязанностях сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормы о соединении интересов сельскохозяйственного производства и рынков аграрной продукции, нормы о необходимости внедрения автоматизации, компьютеризации в процессы сельскохозяйственного производства в полном замкнутом цикле, нормы о формах и способах государственной поддержки ускоренного развития сельскохозяйственного производства, нормы о

финансовой поддержке государством ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормы о предоставлении ассоциациям сельскохозяйственных товаропроизводителей большого объема полномочий и обязанностей с тем, чтобы они могли оказывать реальную и существенную помощь своим членам. Используемое в Казахстане европейское банковское кредитование с большими процентами может на корню загубить наше рискованное земледелие и сельское хозяйство. В этой связи мы предлагаем включить в данный закон нормы о вменении в обязанность банкам кредитовать сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе принципов исламского банковского кредитования (банки вместе с сельскохозяйственными товаропроизводителями делят риски конечного сельскохозяйственного производства и возможные доходы на оговоренной основе - для этого не нужно ждать арабских банкиров, можно самим создавать банки на основе принципов исламского банковского дела).

Ресурсный потенциал агропромышленного комплекса Казахстана можно раскрыть за счет реализации программы государственной поддержки агропромышленного комплекса, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, целевого выделения финансовых средств из государственного бюджета, кредитов, а также за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций.

Литература

1. Винокуров Е., Либман А. Евразийская континентальная интеграция. - Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований, 2012. - 224 е.; Кашкин С. Интеграционное право — важнейший компонент правовой глобалистики. - Международно-правовые чтения. Отв. ред. П. Н. Бирюков.

— Воронеж: ВГУ, 2014. — Вып. 3 (14). — 234 с.

2. Яшина М.Л., Трескова Т.В. Состояние и направления развития экономической интеграции государств Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного производства. - Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - Ноябрь.

- Доступно на: http://wwwjoumal-nю.com/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=3549%3 ApuЫ&catid=108%3Anov&Itemid=152.

3. Бирюков С., Барсуков А. Перспективы расширения ЕАЭС в современных геоэкономических и геополитических условиях. - Мирас. - 2016. - № 2 (38). - С. 43-47.

4. Василевич Г.А., Василевич С.Г. Реализация актов органов межгосударственных объединений в контексте евразийской экономической интеграции. - Право и государство. - 2015. - № 4 (69). - С. 6-11.

5. Ибрагимов Ж.И., Даирова Ж.С. Актуальные положения механизмов принятия решений в ЕС. - Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2015. - № 4 (40). - С. 71-76.

References

1. Vinokurov E.. Libman A. Evraziyskaya kontinentalnaya integratsia. - Sankt-Peterburg: Tsentr integratsionnych issledovaniy, 2012. - 224 p.; Kashkin S. Integratsionnoe pravo - vazhneyshiy component pravovoy globalistiki. - Mezhdunarodno-pravovye chtenia. Otv. redactor P.N. Biryukov. - Voronezh: VGU,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.