Научная статья на тему '2011. 04. 028. Сук Дж. С. Наносят ли гендерные стереотипы вред женщинам? Пересмотр антидискриминационного законодательства и конфликтов между работой и семьей. Suk J. C. are gender stereotypes bad for women? Rethinking antidiscrimination law and work-family conflict // Columbia law rev. - N. Y. , 2010. - Vol. 110, n 1. - p. 1-69'

2011. 04. 028. Сук Дж. С. Наносят ли гендерные стереотипы вред женщинам? Пересмотр антидискриминационного законодательства и конфликтов между работой и семьей. Suk J. C. are gender stereotypes bad for women? Rethinking antidiscrimination law and work-family conflict // Columbia law rev. - N. Y. , 2010. - Vol. 110, n 1. - p. 1-69 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 028. Сук Дж. С. Наносят ли гендерные стереотипы вред женщинам? Пересмотр антидискриминационного законодательства и конфликтов между работой и семьей. Suk J. C. are gender stereotypes bad for women? Rethinking antidiscrimination law and work-family conflict // Columbia law rev. - N. Y. , 2010. - Vol. 110, n 1. - p. 1-69»

дартные формы занятости снижают не только уровень оплаты труда, но и качество работы, влияя на обеспечение работой, продолжительность трудовой деятельности, доступ к профессиональной подготовке, охрану здоровья и безопасность труда. Европейская комиссия пришла к выводу, что низкооплачиваемые работники страдают вдвойне, поскольку они зарабатывают меньше (в сравнении или даже абсолютно) и работа такого рода неизбежно связана с ее низким качеством.

Существуют страны, которые довольно успешно решают вопрос о положении низкооплачиваемых работников. Их опыт может быть полезен для тех стран, в которых еще предстоит разрабатывать меры по содействию повышению качества работ и уровня оплаты. Пример стран Северной Европы, гибкая политика в сфере занятости, отмеченная активной реинтеграцией и хорошо организованной системой профессиональной подготовки работников низкой квалификации, а также система вспомоществования могли бы быть использованы для ликвидации различий в удовлетворенности работой между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками. При этом огромная роль должна принадлежать усовершенствованию системы вспомоществования, охватывающей всех низкооплачиваемых граждан Европы.

Е.В. Клинова

2011.04.028. СУК Дж.С. НАНОСЯТ ЛИ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ВРЕД ЖЕНЩИНАМ? ПЕРЕСМОТР АНТИДИСКРИМИНАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РАБОТОЙ И СЕМЬЕЙ.

SUK J.C. Are gender stereotypes bad for women? Rethinking antidiscrimination law and work-family conflict // Columbia law rev. - N.Y., 2010. - Vol. 110, N 1. - P. 1-69.

Автор статьи - профессор правового факультета Университета Йешива (Университет еврейской культуры), а также Чикагского университета. В статье использованы материалы дискуссий семинара Центра Шумана при Европейском университете, а также дискуссий, прошедших в Чикагском университете, Университете Мериленда и Юго-восточной школе права.

Автор рассматривает проблему конфликта «работа - семья» (work - family conflict), уделяя особое внимание анализу причин и

последствиям конфликта в американском обществе, регулированию материнства в действующем законодательстве США и странах Европы, правам и обязанностям отцов в семье. Статья состоит из семи частей.

В первой анализируются два основных федеральных правовых акта, регулирующих американский подход к проблеме конфликта «работа - семья»: Закон о семейном и медицинском отпуске (The family and medical leave Act) и Раздел VII Закона о равных правах (Title VII of the civil right Act), а также Закон 1978 г., запрещающий дискриминацию по факту беременности (The pregnancy discrimination Act). Эти законы позволяют понять причины трудностей, связанных с решением конфликта «работа - семья», препятствующего предоставлению женщинам равных возможностей в области занятости.

Вторая часть посвящена рассмотрению тупикового (impassive) положения разрешения этого конфликта, о чем свидетельствуют современные бурные дебаты по вопросу законодательства. Трудности связаны с высокой стоимостью оплаты отпуска по болезни, которая создает серьезные препятствия для признания отпуска отца, оплачиваемого семейного отпуска. Сложившаяся ситуация потребует разделения семейного и медицинского отпусков.

В третьей части анализируются семейный и медицинский отпуск в европейских законодательствах, европейские модели социальной поддержки отцовства на примере Франции и Швеции. В этих странах льготы, предоставляемые женщинам и семьям в сфере социального обеспечения, всеобъемлющи и оплачиваются значительно выше, чем медицинские отпуска, предусмотренные законом.

В четвертой части основное внимание уделено решительному сопротивлению США разделить семейный и медицинский отпуска, непосредственно связанному с американским антидискриминационным законодательством. Следствием такого сопротивления является недостаточная оплата отпуска по материнству, в то время как медицинский отпуск оплачивается слишком щедро и дорого обходится администрации.

В пятой части особое внимание уделено европейскому законодательству и значению гендерных стереотипов в разрешении конфликта «работа - семья».

Шестая часть описывает неожиданные последствия американского и европейского подходов к решению проблемы «работа -семья». В ней показано, что дискриминация в области распределения семейных обязанностей («family responsibilities») усиливает конфликт. Европейские модели решают его без разрушения тендерного различия в сфере занятости и оплаты труда. По мнению автора статьи, проведенное сравнительное исследование показывает, насколько трудно было бы перенести европейские модели в США, учитывая ключевую особенность американского правового порядка, воспринимающего как должное действующие антидискриминационные традиции. Разделение семейного и медицинского отпусков, по мнению автора, не должно подрывать сущности равноправия, закрепляющего гендерные роли.

В заключительной части статьи содержатся выводы.

Конфликт между работой и семейными обязанностями остается серьезным препятствием для реализации равноправия женщин в сфере труда и трудовых отношений в США, женщины лишены права на оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Уникальность ситуации в том, что антидискриминационное законодательство в США, цель которого состояла в борьбе с патернализмом и гендерными стереотипами, соединило семейные и медицинские отпуска. Высокая оплата отпуска по болезни и возможность злоупотребления им, рассмотрение материнства как обычного заболевания привели к многочисленным злоупотреблениям. Вместе с тем американцы решительно отвергают мнение, согласно которому женщина обязана взять длительный отпуск по материнству. В американском обществе господствует мнение, согласно которому женщина должна иметь право на выбор полного отпуска по материнству. Такой подход, по мнению автора статьи, является прямой угрозой сочетанию работы с семейными обязанностями. В этом причина того, что США оказались неспособными решить конфликт «работа - семья». В Европе действуют директивы, требующие предоставления 14-недельного оплачиваемого отпуска по материнству всем работающим по найму. Во Франции и Швеции материнство пользуется особой защитой, отпуск по материнству оплачивается более щедро, чем отпуск по болезни.

Согласно действующему во Франции законодательству (ст. L1225, L1225-29 Трудового кодекса Франции), французские

женщины имеют право на 6-недельный оплачиваемый отпуск по материнству. Большинству работодателей запрещено допускать женщин до работы за две недели до и шесть недель после рождения ребенка, рассматривается предложение увеличить срок до 18 недель. Однако во Франции все громче звучат голоса о недопустимости пересмотра действующего законодательства. В статье приведено заявление французского министра юстиции, сделанное в январе 2009 г., о том, что женщина должна возобновить работу спустя пять дней после рождения ребенка. В этом заявлении феминистки увидели прямую угрозу положению женщин. В последнее время в ведущих американских СМИ все чаще публикуются рекомендации изучать и использовать европейский опыт для улаживания конфликта между работой и семьей. Во Франции и Швеции, например, политика в отношении семей и антидискриминационное законодательство допускают и используют гендерные стереотипы, которые могут быть отвергнуты в США. Такой подход потребует разрушения определенных принципов американской антидискри-минализационной доктрины. Однако в то же время успешные европейские модели улаживания конфликта далеко несовершенны. Причина в том, что они могут увековечить традиционные гендер-ные роли и затронут американское видение гендерного равноправия. Вместе с тем необходимо, считает автор, извлечь два урока из европейского опыта: во-первых, семейный и медицинский отпуска должны быть разграничены; во-вторых, гендерные стереотипы не обязательно отрицательно влияют на женщин.

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что отпуск по уходу за ребенком может рассматриваться отдельно от отпуска по болезни. Но разделение потребует отменить хотя бы некоторые антидискриминационные нормы, включая те, которые касаются молодых матерей и рабочих, временно потерявших трудоспособность. Потребуется законодательное закрепление беременности как особого состояния женщины, отличающего ее от мужчин. Однако защита материнства ведет к негативным последствиям в ее положении в сфере занятости. Эти последствия должны быть смягчены, подчеркивается в статье. Опыт Франции и Швеции показывает, что успешная политика в решении конфликта «работа - семья» может закрепить традиционные гендерные роли. Порядок, установленный законодательством, предусматривающий гендерное равноправие,

2011.04.029-030

должен разрушить существующие тендерные формы в сфере занятости и в семье, улаживая конфликт «работа - семья». Отпуск отцу следует сделать обязательным, если признан обязательным отпуск матери. Закон должен защищать особые отношения между отцом и ребенком, так же как он защищает отношения между матерью и ребенком. Если конечная цель состоит в том, чтобы искоренить существующие гендерные модели в труде и семье, то гендерные правила могут оказаться неэффективными. Наилучший путь достижения равных взаимоотношений в сфере занятости для мужчин и женщин состоит в установлении обязательного отпуска отцу. Как показывает опыт Швеции, забота, уход, помощь, которые может оказать отец, отличаются от ухода матери, а поэтому здесь нужна специфическая защита. Тем не менее такая защита, скорее, подходит Европе, чем США, поскольку европейский законодательный порядок свободен от влияния антидискриминационных и антипатерналистских теорий, которые превалируют в современном американском праве.

Выделение семейного и медицинского отпусков свидетельствует о мудрости американского антидискриминационного права. В настоящее время ни американская, ни европейские модели не ликвидировали гендерный принцип в сфере занятости и в семье. Но существует надежда, что одновременное использование неудавшихся уроков и достигнутых успехов этих двух различных правовых культур породит новые решения, которые необходимы, заключает автор.

Е.В. Клинова

2011.04.029-030. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ. (Сводный реферат).

В последние годы резко обострилась проблема пенсионного обеспечения в странах мирового сообщества в связи со старением и сокращением трудоспособного населения. Встал вопрос о повышении пенсионного возраста. В предлагаемых вниманию статьях рассмотрены особенности проведения пенсионных реформ в некоторых странах.

2011.04.029. TAILLAC M. DE ESPAGNE: ACCORD DE POR LA RETRAITE A 67 AUS // Figaro. - P., 2011. - 28 jan. - P. 19.

В Испании после сложных переговоров с профсоюзами правительству удалось добиться согласия на проведение пенсионной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.