Научная статья на тему '2006. 02. 033. Фултз Э. , Стейнхилбер С. Реформа социального обеспечения и гендерное равноправие: опыт последних лет в Центральной Европе. Fultz E. , Steinhilber S. social security reform and gender equality; recent experience in Central Europe // Intern. Labour rev. - Geneva, 2004. - Vol. 143, n 3. - p'

2006. 02. 033. Фултз Э. , Стейнхилбер С. Реформа социального обеспечения и гендерное равноправие: опыт последних лет в Центральной Европе. Fultz E. , Steinhilber S. social security reform and gender equality; recent experience in Central Europe // Intern. Labour rev. - Geneva, 2004. - Vol. 143, n 3. - p Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 033. Фултз Э. , Стейнхилбер С. Реформа социального обеспечения и гендерное равноправие: опыт последних лет в Центральной Европе. Fultz E. , Steinhilber S. social security reform and gender equality; recent experience in Central Europe // Intern. Labour rev. - Geneva, 2004. - Vol. 143, n 3. - p»

рост доходов иммигрантов компенсировал негативное влияние увеличения их численности в населении страны.

Глубокий экономический анализ связи уровня бедности и иммиграции не позволяет дать однозначного ответа, поскольку зависит от многих экономических факторов.

Авторы статьи приходят к выводу, что иммиграция не является единственным фактором, позволяющим понять тенденции бедности в США в 90-х годах. Например, в Нью-Йорке в конце 90-х годов уровень безработицы достиг 8% по сравнению с 4,5% по всей стране. Это свидетельствует о том, что все менее преуспевающие работники, а не только иммигранты сталкиваются с застоем на рынке рабочей силы.

Е.В. Климова

2006.02.033. ФУЛТЗ Э., СТЕЙНХИЛБЕР С. РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ: ОПЫТ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ.

FULTZ E., STEINHILBER S. Social security reform and gender equality; recent experience in Central Europe // Intern. labour rev. - Geneva, 2004. - Vol. 143, N 3. - P.

Авторы статьи - сотрудники субрегионального Управления для Центральной и Восточной Европы МОТ. Фултз-старший - специалист по вопросам социального обеспечения, Стейнхилбер -внештатный консультант по гендерным вопросам.

В статье на базе подробного статистического материала последних лет рассмотрены перемены в сфере социального обеспечения в трех странах - Венгрии, Польше, Чехии - и влияние этих изменений на проблему гендерного равноправия.

Первые 15 лет перемен в Европе привели к серьезным изменениям в сфере социального обеспечения. Большая часть этих перемен не была результатом долгосрочного планирования, она стала возможной вследствие быстрых сдвигов в условиях жизни, изменения требований, которые сами по себе стали продуктами трансформации. В начале 90-х годов сочетание высокого уровня инфляции, массовой потери работы, роста бедности сделало неотложной необходимость принятия новых форм социального обеспечения.

99

Для вновь избранных правительств проведение этих реформ было условием их легитимности.

Наступившая экономическая стабильность позволила правительствам приступить к реструктуризации систем социального обеспечения. Целью реформ стало приспособление к новым условиям рыночной экономики. Некоторые из принятых мер носили радикальный характер (например, замена социального страхования частными индивидуальными сбережениями).

Гендерное равноправие не стало целью реформ. Вопросы равноправия полов были заслонены другими, более важными, и прежде всего необходимостью снижения инфляции, уровня безработицы и бедности. Более десяти лет спустя гендерной проблеме также не уделялось должного внимания. Частично это происходило из-за плохо организованного гендерного лобби, отсутствия равноправия на рынке труда. Вместе с тем реформы последних лет в сфере социального обеспечения имели серьезные последствия для выравнивания положения мужчин и женщин. Однако трудно оценить однозначно их влияние на гендерные проблемы. Представленное в статье исследование по трем странам охватывает 13-летний период перемен (1990-2002). Предметом исследования являются две наиболее важные сферы социального обеспечения -семейные пособия и пенсионное обеспечение.

В статье выделены наиболее актуальные проблемы, которые вызывают большую озабоченность среди тех, кто занимается ген-дерным равноправием и социальным обеспечением.

Прежде всего это относится к семейным пособиям на детей, предоставление которых имеет важное значение для уровня занятости женщин. Если пособия на детей выплачивать семьям с низким доходом или ограниченными средствами, то матери, которые остаются дома по уходу за малолетними детьми, оказываются изолированными от мира труда; их интеграция, возвращение на рынок рабочей силы могут столкнуться с серьезными трудностями.

Вторая проблема состоит в распределении семейных обязанностей между женщинами и мужчинами. В период 90-х годов во всех трех странах семейные пособия были одинаково доступны мужчинам и женщинам на равных основаниях, что не оказало заметного влияния на выбор ответственности по уходу и воспитанию

100

детей. Она продолжала практически полностью лежать на плечах женщин.

В-третьих, женщины в странах Центральной Европы вступили в новую политическую эру, сохраняя со времен социализма возрастные привилегии при выходе на пенсию. В этой привилегии авторы видят причину существующего неравного обращения мужчин и женщин. Стоит ли сохранять эту привилегию в наши дни?

Четвертая проблема состоит в том, что в 90-х годах наметилась главная тенденция, характерная как для государственных пенсионных систем, так и для новых приватизированных, отмены перераспределения доходов низкооплачиваемых работников. От этого выигрывают женщины и мужчины с более высоким уровнем дохода и проигрывают все работники с низким доходом независимо от того, мужчина это или женщина. Установившаяся практика, когда женщины зарабатывают значительно меньше, чем мужчины, в течение трудовой деятельности, работают более короткий период времени (связанный с рождением и воспитанием детей), испытывают большую вероятность стать безработными, отрицательно влияет на положение женщин, оплату их труда.

Пятая проблема связана с пенсионным обеспечением.

На протяжении 90-х годов уровень безработицы был выше среди женщин, чем среди мужчин, в Чехии и Польше. Этот разрыв существует во всех странах - членах Европейского союза. Разрыв в оплате труда остается и составляет 20-25% во всех трех странах, особенно в Чехии. Гендерная сегрегация в сфере занятости носит устойчивый характер, женщины сконцентрированы в основном в сфере услуг, где заработная плата ниже, чем в сфере производства. Кроме того, мало женщин в сфере управления, среди менеджеров, труд которых оплачивается значительно выше.

Большую роль в усилении гендерного неравенства играет состояние экономики. Новые правительства во всех трех странах стремились ограничить влияние инфляции, сократить безработицу и рост нищеты за счет ум еньшения семейных пособий, а также иных форм социального обеспечения. В конце 90-х годов финансовое положение названных стран стало основным фактором принятия законодательства, направленного на сокращение семейных пособий. Такую же цель преследовал ряд социальных программ. Наи-

101

более широко этот подход использовали в Польше, где в настоящее время право на все виды семейных пособий зависит от семейного дохода. Менее интенсивно этот процесс происходил в Чехии, где законодательство применялось избирательно.

Вместе с тем новое законодательство ставило целью существенно поддержать большие семьи. В Венгрии и Польше такие меры возмещали последствия застоя и снижения роста рождаемости. Эти изменения были поддержаны определенными религиозными группами и политическими партиями, которые приветствовали восстановление традиционной роли семьи в обществе как национальной ценности. В зависимости от числа детей в семье устанавливался размер пособия и снижалось налогообложение.

Во всех странах было отменено положение прежнего законодательства, лишающее отца права на пособие.

Изменения затронули выплаты пособий по материнству. Так, в 2000 г. польское правительство выступило с инициативой увеличить отпуск по материнству от 16 до 20 недель, и даже до 26 недель, но в конечном итоге восстановило 16-недельный отпуск по беременности и родам. Польское законодательство предоставило право отцам на двухнедельный отпуск и на выплату им пособий по материнству.

О сокращении ассигнований на семейные пособия свидетельствует их доля в ВНП во всех трех странах. В Венгрии, например, -1900-2000 гг. расходы на пособия сократились почти наполовину -с 3,8 до 2% ВНП. При этом в Польше и Венгрии в 90-х годах доля семейных пособий значительно сократилась, в то время как доля пособий по социальному обеспечению в целом оставалась сравнительно стабильной. По мнению авторов статьи, семьи менее защищены, чем другие группы населения, получающие пособия, например, пенсионеры по возрасту и инвалиды.

И хотя во всех трех странах признан международный принцип равного обращения мужчин и женщин, на практике мало что изменилось. Уход за детьми остается обязанностью женщин, в Венгрии и Польше значительные сокращения семейных пособий лишили работающих родителей (в основном женщин) поддержки, которая позволяла сочетать семейные обязанности и оплачиваемую работу. Трудно говорить о гендерном равноправии, когда женщины

102

по-прежнему относятся к категории «низкооплачиваемых работников и составляют большую часть тех, кто относится к категории бедных». В статье подробно исследуются пенсионные реформы в трех странах. Отмечаются общие тенденции и национальные особенности; рост безработицы и проблема более раннего выхода на пенсию; попытки правительств принять меры для более тесного увязывания размера пенсии с индивидуальной заработной платой в период трудовой деятельности. Во всех трех странах в 90-х годах были приняты законы, направленные, в частности, на постепенное повышение пенсионного возраста; учет времени занятости по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства при назначении пенсии; преобразование индивидуальных сбережений в накопление в новых пенсионных системах. Новым положением в государственных пенсионных системах является отсутствие прямого влияния признака пола на пенсионное обеспечение: предусматривается, что женщины с одинаковой заработной платой, одинаковым вкладом в пенсионный фонд и выходом на пенсию в одинаковом возрасте будут получать одинаковый ежемесячный размер пенсии. Реформы в Венгрии и Польше оставляют работников с низкой оплатой в период их трудовой деятельности с низким размером пенсии. Поскольку женщины составляют основную часть этой группы населения, то они окажутся в невыгодном положении, не соответствующем их доле в населении стран. Что же касается частных пенсионных систем, то они не предусматривают последствий перераспределения и поэтому усугубят положение низкооплачиваемых работников. В статье подчеркивается, что не только женщины оказываются в невыгодном положении в результате реформ в Польше, это касается и низкооплачиваемых мужчин.

Специальные разделы статьи посвящены подробному рассмотрению вопроса о пенсионном возрасте, об учете периода ухода за детьми при назначении пенсии, о связи продолжительности жизни с назначением пенсий в частных пенсионных программах. Кроме этих проблем, исследование затрагивает вопросы о необходимости сокращения существующего устойчивого разрыва в оплате труда мужчин и женщин в странах Центральной Европы; более высоком уровне безработицы среди женщин; продолжающемся

103

бремени ухода за детьми и ведении домашнего хозяйства на плечах женщин.

Решение проблемы социального обеспечения, заключают авторы, не ликвидирует гендерного неравноправия. Требуется сочетание реформ в сфере социального обеспечения с более глубокими изменениями, такими как модификация трудового законодательства, повышение эффективности программ, проведение реформы образования и более серьезные санкции по защите от дискриминации.

Е.В. Климова

2006.02.034. ПИТЕРС Д. СВОБОДА ВЫБОРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. PffiTERS D. Freedom of choice in Europe's social security law // Eu-rop. J. of social security. - Schoten, 2003. - Vol. 5, N 4. - P. 287-304.

«Социальную безопасность» профессор, генеральный секретарь Европейского института социального обеспечения Денни Пи-терс рассматривает как сеть соглашений, определяющих природу солидарности между лицами, стоящими перед угрозой потери дохода в результате действий работодателя или дополнительных расходов из-за непредвиденных обстоятельств, и реакцию на признанные социальные риски, наличие которых ведет к выбору той или иной альтернативы, основанной на: 1) степени солидарности;

2) признанных рисках в свете необходимости их покрытия;

3) природе институциональных соглашений.

По мнению автора, любой человек имеет минимальные возможности выбора той или иной социальной защиты. Так, население Нидерландов, достаточно религиозное, принципиально отвергает любые формы страхования, включая социальное страхование. Освобождение от социального страхования позволяет лицам не платить за это деньги, но эквивалентом являются дополнительные расходы на подоходный налог.

Автор разделяет людей, нуждающихся в социальном обеспечении, на различные группы, учитывая, что есть лица, принадлежащие одновременно к двум или более группам солидарности (например, получающие стабильную зарплату и лица свободных профессий). В Испании свободные профессионалы (адвокаты, врачи) могут выбирать систему социального обеспечения, охватывающую

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.