Научная статья на тему 'Гендерная проблема в современных пенсионных моделях'

Гендерная проблема в современных пенсионных моделях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / GENDER DIFFERENCES / PENSION SYSTEM / PENSION REFORM / PENSION CONTRIBUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герман Юлия Александровна

Гендерные различия, возникающие в ходе трудовых отношений, отчетливо проявляются при назначении пенсии. В статье анализируются проблемы пенсионного страхования с позиции формирования пенсионных прав женщин в России и ряде других стран. Ключевые слова: гендерные различия, пенсионная система, пенсионная реформа, страховые взносы на пенсионное страхование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Gender Issue in Modern Pension Models

Gender differences arising in the course of labour relations, distinctly reveal themselves at the moment of award of pensions. The article analyses issues of the pension insurance from the position of forming women's pension rights in Russia and several other countries

Текст научной работы на тему «Гендерная проблема в современных пенсионных моделях»

Ключевые слова:

гендерные различия,

пенсионная система, пенсионная реформа, страховые взносы на пенсионное страхование

Ю. А. Герман, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: [email protected])

Гендерная проблема в современных пенсионных моделях

Современному обществу как в развитых, так и в развивающихся странах удалось достичь значительных результатов в вопросе равноправия мужчин и женщин. Однако даже в развитых странах в социальной и экономической сфере и по сей день сохраняются гендерные различия. Большинство этих различий аккумулируются в течение трудовой деятельности женщин при формировании их пенсионных прав и затем отражаются на размере пенсионных выплат.

аким образом, по уровню дифференциации размера пенсий можно судить о со-

циальном и экономическом положении женщины в той или иной стране. В по-

следние десятилетия, чтобы уменьшить влияние старения населения и снизить роль государства в пенсионном обеспечении, в пенсионные системы разных стран политиками активно внедряются доходно-ориентированные компоненты, а также схемы, основанные на накопительном принципе финансирования. Как правило, в подобных схемах размер выплат определяется либо уровнем получаемой до выхода на пенсию заработной платы и продолжительностью периода уплаты страховых взносов на пенсионное страхование, либо размером накопленного пенсионного капитала. В накопительных и условно-накопительных схемах выплаты определяются еще и периодом дожития — ожидаемой продолжительностью выплат. Таким образом, именно на стадии формирования пенсионных прав закладываются гендерные различия в размерах будущих пенсий: у женщин меньшая заработная плата и меньший период уплаты страховых взносов, более ранний пенсионный возраст и большая продолжительность жизни. Эти показатели, в свою очередь, выступают основными индикаторами существующего гендерного неравенства в экономике.

Основанные на распределительном принципе институты базовых или минимальных пенсий в меньшей степени приводили к гендерному неравенству при определении пенсионных прав. Они носили, как правило, уравнительный характер и устанавливались в фиксированном одинаковом размере для мужчин и женщин.

Для России проблема гендерных различий в размерах пенсионных выплат особенно актуальна, однако в настоящее время эти различия сравнительно невелики за счет масштабного перераспределения ресурсов по гендерному признаку. В дальнейшем из-за усиления зависимости пенсионных выплат от объема уплаченных страховых взносов они будут расти.

По данным выборочного обследования Росстата, в 2011 г. средний размер заработной платы женщины в России составлял 19 219 руб., а мужчины — 30 005 руб., что на

35,9 % выше — это самый высокий показатель по анализируемой выборке стран (рис. 1). Гендерные различия выше 30 % наблюдались еще в двух странах — на Кипре и в Австрии, наименьшие расхождения в Хорватии и Бельгии — 12,9 % и 13,5 % соответственно.

Однако следует отметить, что в России за последние годы дифференциация по размеру заработной платы несколько снизилась. Так, по данным Росстата, в 2005 г. отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин составляло 60,7 %, а в 2011 г. оно уже достигло 64,1 %, но это ниже аналогичного показателя за 2009 г. на 1,2 %. В таких видах экономической деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, в которых более 75 % всех работников составляют женщины, данный показатель достигает 89 % и 83,3 % соответственно.

Рисунок 1

Гендерные различия в уровне среднемесячной заработной платы (до налогообложения) в странах ЕС и России

% 40 35

30 -25 -20 -15 -10 -

35,9

.1

1.1. I

t

22,6

mil mm I nm

П п

(DO

ŒLU

О ~

Примечание: данные по странам ЕС представлены за 2009 г, по России — за 2011 г

Источник: составлено автором на основе данных «European Commission, Labour market statistics, 2011»

и выборочного обследования Росстата за октябрь 2011 г.

Следует подчеркнуть, что низкий уровень отклонения заработной платы женщин от аналогичного показателя для мужчин не всегда свидетельствует о равноправии в обществе. Так, наибольшее значение соотношения заработной платы женщин и мужчин в России наблюдается в самой низкооплачиваемой профессиональной группе «неквалифицированные рабочие» — 86,4 % в 2009 г. Если рассматривать данный показатель в региональном разрезе, то в 2009 г. он достигал максимума в следующих субъектах Федерации: Республика Тыва — 96 %, Республика Ингушетия — 85 % и Республика Алтай — 81 %, т. е. в экономически слаборазвитых регионах, где среднемесячная заработная плата составляет менее 70 % от средней заработной платы по стране1. Таким образом, невысокий уровень гендерных различий по размеру заработной платы в развивающихся странах может свидетельствовать об общем низком уровне жизни населения в этих регионах.

Нельзя забывать и о том, что размер пособия по уходу за ребенком значительно меньше заработной платы, которую получала женщина, — 40 % от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за последние два года. Его максимально возможный размер в 2012 г. установлен на уровне 14 625 руб. При этом выплачивается оно не более полутора лет. Помимо этого, в течение своей трудовой деятельности женщине часто приходится брать больничный по уходу за ребенком, соответственно, ее доходы в этот период также существенно снижаются.

1 См.: Женщины и мужчины России. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010; Труд и занятость в России — 2011: Стат. сб. / Росстат — М., 2011.

В России в связи с невысоким возрастом выхода на пенсию у женщин — 55 лет против 60 лет у мужчин — становятся ощутимыми гендерные различия в общей продолжительности трудовой деятельности. Если предположить, что женщина начинает работать в 20 лет, то продолжительность ее трудового стажа может составить только 35 лет, т. е. на пять лет меньше, чем у мужчин. При этом в большинстве развитых стран женщины выходят на пенсию в возрасте старше 60 лет, соответственно, их стаж превышает 40 лет.

Однако надо учитывать, что если у женщины есть ребенок, то согласно ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ2 в ее страховой стаж при определении ее пенсионных прав в момент назначения пенсии будет включен период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Таким образом, если у женщины один ребенок и она решает продлить период ухода за ним с полутора до трех лет, то этот период не будет засчитан в стаж при определении размера пенсии. Такое ограничение дискриминирует права многодетных матерей, поскольку период ухода за вторым и последующим ребенком в стаж при расчете пенсии включаться не будет. На фоне общей нехватки детских садов в стране это идет вразрез с государственной демографической политикой по стимулированию рождаемости.

Помимо этого, в России высока доля семей, в которых женщины не работают вообще и занимаются только ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Так, доля домохозяек в численности экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте составляет 22,7 %, или 2,4 млн чел., против 0,8 % — среди мужчин. К этой категории часто относятся и многодетные матери. Соответственно, к моменту выхода на пенсию у многих из этих женщин продолжительность трудового стажа будет слишком мала, чтобы накопить сколько-нибудь значимый объем расчетного пенсионного капитала и обеспечить себе достойный уровень пенсионных выплат.

В настоящее время в рамках мер по совершенствованию российской пенсионной системы экспертами часто предлагается повышение требуемого стажа для получения трудовой пенсии до 10-15 лет3, а некоторыми даже до 30-40 лет4, по опыту развитых стран. Тем самым домохозяйки и многодетные матери смогут претендовать лишь на социальную пенсию, размер которой относительно размера трудовой пенсии по старости — менее 60 %. Помимо этого, в проекте Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы5 в долгосрочной перспективе предполагается доведение нормативной продолжительности трудового стажа до 40 лет для получения полного размера пенсии в целях стимулирования более позднего выхода на пенсию. Выработать такой стаж даже мужчинам к 60 годам практически невозможно, не говоря уже о женщинах, в особенности учитывая тот факт, что высшее учебное заведение в среднем оканчивают в 22 года. При этом следует помнить, что в 1990-е гг. многие граждане работали в теневом секторе. Соответственно, полная пенсия по такой формуле для большинства женщин будет недосягаемой. В октябре 2012 г. В. Путин признал, что 40-летний стаж, взятый за основу в Стратегии Минтруда, — это скрытое повышение пенсионного возраста, и предложил сократить его как минимум на пять лет6.

Гендерная проблема, влияющая на уровень пенсионного обеспечения, обостряется еще и тем, что продолжительность жизни женщин почти во всех странах мира выше, чем у мужчин. Противоположная ситуация только в Ботсване и Зимбабве — двух странах из 170, представленных в периодическом аналитическом докладе

2 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=122804).

3 См. : Трудный возраст: Минздрав не поддержал пенсионные предложения Минфина // Российская газета. — 2012. — № 5761 (88).

4 См.: Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса// Вопросы экономики. — 2012. - № 3.

5 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ/ Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ (http://www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/projects/44).

6 См. : Литвинова А. Владимир Путин предложил не увеличивать пенсионный стаж выше 35 лет / РБК daily (http://www.rbcdaily.ru/2012/10/17/focus/562949984941448).

Администрации социального страхования США «Social Security Programs Throughout the World»7. В России гендерный разрыв в продолжительности жизни гораздо выше, чем в странах ОЭСР, — 11,9 лет против 5,6 (рис. 2).

Рисунок 2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2009 г. в странах ОЭСР и России

ъ 90 -

<

О

" 85 -80 -75 -70 -65 -60 -

1 ■ о

. 1 1 1 82,1 ■ _ ■ /

_ _ 1 / _ _ _ »= 74,7

ГI : ai ail rvi 1 1 91 1 1 ■ 1

14 ъ

<

о

■ 12 " 10

8

6

4

2

0

Мужчины

I Женщины

-о- Превышение ожидаемой продолжительности жизни женщины

относительно ожидаемой продолжительности жизни мужчины (по правой оси)

Источник: составлено автором на основе статистических данных, опубликованных на сайтах ОЭСР (http:// www.oecd.com) и Росстата (http://www.gks.ru).

Следует отметить, что вероятность дожить до пенсионного возраста для женщины в России составляет 90,4 %. Это соответствует уровню таких развитых стран, как США — 88,2 %, Германия — 91,7 % и Канада — 91,5 %8. Но пенсионный возраст для женщин в этих западных странах составляет 65 лет. Если мы рассматриваем возможность повышения пенсионного возраста до 60 лет, необходимо помнить, что в настоящее время до 60-летнего возраста доживает 86,3 % женщин, а до 65 лет — только 80,6 %.

Особый интерес представляет анализ ожидаемой продолжительности пребывания на пенсии. В России данный показатель у мужчин составляет 14,2 года, у женщин — 23,8 лет, в странах ОЭСР — 18 лет и 22 года соответственно9. Анализируя этот показатель, следует отметить, что в России при расчете накопительной и страховой части трудовой пенсии по старости используется установленный законодательством10 ожидаемый период выплат, равный 19 годам как для мужчин, так и для женщин11. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что такая ожидаемая продолжительность выплат выгодна именно для женщин.

Другим важным индикатором для выявления гендерных особенностей выступает соотношение между длительностью пребывания на пенсии и продолжительностью трудовой деятельности (рис. 3). Это соотношение в России относительно уровня развитых стран можно считать нормальным только для мужчин, у женщин разрыв более значительный. В 2009 г. значение этого показателя составило 0,68 у женщин и 0,36 — у мужчин. Столь высокое его значение по представленным странам ОЭСР

7 Social Security Programs Throughout the World/ The Social Security Administration (http://www.ssa.gov/ policy/docs/progdesc/ssptw).

8 См.: The Human Mortality Database (http:// www.mortality.org).

9 См.: Гурвич Е. Т Реформа 2010 года: решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы?// Новая экономическая ассоциация. — 2010. — № 6.

10 См.: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=122804).

11 Ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, согласно п. 1. ст. 32 этого же закона, в 2012 г при определении размера страховой части трудовой пенсии ожидаемый период выплат составляет 18 лет.

только во Франции, при этом гендерные различия по нему в этой стране одни из самых низких по анализируемой выборке стран. Если в качестве ожидаемой продолжительности жизни в России рассматривать установленный законом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии — 228 месяцев, то значение этого показателя снижается для женщин до 0,54 и, наоборот, растет до 0,48 для мужчин.

Рисунок 3

Соотношение между продолжительностью пребывания на пенсии и условным стажем в странах ОЭСР и России в 2009 г.

разы

t

.

I . | |

0,68

0,54

0,51_______ 0,48

ГГІІ I р

0,1 -0 -

а

° S

< £ v S

со a

ю

а

Мужчины

Женщины

к і І р

<о£

шо У

ш т о d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

fill

I IP

° ¥

“"I

Источник: составлено автором на основе статистических данных, опубликованных в статье Е. Т. Гурвича «Реформа 2010 года: решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы?» («Новая экономическая ассоциация», № 6, 2010 г).

Проблему продолжительности трудовой деятельности и пребывания на пенсии следует рассматривать с двух позиций: застрахованного лица (женщины) и страховщика. Так как женщины живут дольше, то, с позиции страховщика, осуществление им пожизненных пенсионных выплат — дело затратное и невыгодное. Поэтому, например, при добровольном пенсионном страховании через негосударственные пенсионные фонды или страховые компании размер уплачиваемого тарифа или премий для женщин более высокий (в случае пожизненных рент). При этом в расчетах тарифов, как правило, используются различные вероятности смерти для мужчин и женщин. Например, в Республике Казахстан минимальная сумма для заключения договора пенсионного страхования — 2,6 млн тенге для мужчин и 3 млн тенге для женщин при достижении ими возраста 55 лет. С повышением возраста минимальные суммы снижаются12. В России ситуация с накопительной частью трудовой пенсии усугубляется еще и тем, что ожидаемый период выплат устанавливается законом и одинаков для мужчин и женщин. В 2011 г. негосударственные пенсионные фонды пытались пролоббировать свои интересы и требовали введения срочных пенсионных выплат, а также изменения формулы расчета накопительной части трудовой пенсии с учетом объективных демографических реалий. Однако в итоговом варианте федерального закона о выплатном резерве13 эти требования учтены не были. Тут следует сделать оговорку. Согласно Федеральному закону № 359-Ф314 предполагается, что с 1 января 2013 г. продолжительность ожидаемого

12 См.: Личные финансы в Казахстане (http://www.vklad.kz)

13 Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122348).

14 Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений'»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122347).

периода выплат накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии. Таким образом, при расчете накопительной части трудовой пенсии, возможно, все-таки будут учитываться гендерные различия в продолжительности пребывания на пенсии. Однако разъяснения по этому поводу и методология расчета пока не опубликованы.

Как уже говорилось выше, в связи с небольшими размерами пенсии и уравнительной пенсионной политикой властей в России различия между размерами пенсионных выплат малозаметны, но тем не менее они есть. Так, по данным Росстата, в 2010 г. отношение среднего размера назначенных пенсий женщин к размеру пенсий мужчин составляло 94,2 %, и в дальнейшем этот показатель будет ухудшаться.

На основе проведенного анализа получаем, что при сохранении гендерных различий между заработками на уровне 2011 г. размер расчетного пенсионного капитала15 женщины составит около 50 % от аналогичного показателя мужчины. Если проанализировать дифференциацию размера накопленного пенсионного капитала только в зависимости от гендерных различий по возрасту выхода на пенсию, то это отношение составит 64,8 %. Таким образом, в доходно-ориентированных пенсионных моделях усиливается гендерное неравенство в пенсионных доходах населения.

Высокая смертность у мужчин, низкая продолжительность их жизни, рост числа неполных семей — все это способствовало появлению у бедности и старости в России женского лица. При этом, как известно, уровень бедности среди трудоспособного населения значительно выше, чем среди пенсионеров. Это объясняется высокой долей работающих пенсионеров. Уровень бедности среди мужчин от 31 до 59 лет ниже аналогичного показателя у женщин от 31 до 54 лет лишь на 1,1 % (19,2 % и 20,3 % соответственно). Гендерные различия в уровне бедности после выхода на пенсию резко возрастают: доля малоимущих женщин пенсионного возраста — 7,5 %, мужчин — 2,5 %. Уровень бедности среди женщин пенсионного возраста в большинстве стран ЕС выше, чем среди мужчин (рис. 4). В среднем по странам ЕС в 2010 г. такое отклонение составляло 9 %. Следует отметить, что это не свидетельствует о более высоком уровне бедности в странах ОЭСР по сравнению с Россией, т. к. используется разная методология ее определения.

Рисунок 4

Гендерные различия между уровнем бедности среди женщин и мужчин в возрасте старше 65 лет в странах ЕС в 2010 г.

Источник: составлено автором по данным, опубликованным на сайте Евростата (http://www.epp.eurostat ec.europa.ec).

15 Расчеты производились для страховой части трудовой пенсии.

Интерес представляет опыт США в определении размера пенсионных выплат для женщин, или, как их называют, «зависимых членов семьи». В США неработавшие жены пенсионеров обеспечиваются пенсией и пособием в связи с потерей кормильца в соответствии с прошлыми доходами своего супруга. Пенсию и пособие могут получить и жены, имеющие рабочий стаж, если их собственные заработки не обеспечивают более высокую пенсию, чем у мужа. В таком случае пенсионные выплаты женщине составляют половину от пенсии ее мужа. После его смерти жена будет получать пособие в размере 100 % от его пенсии. Однако разведенная жена имеет право на пенсию или пособие только при условии, что брак длился 10 и более лет16. Установление такого порядка, безусловно, — большой шаг вперед в вопросе гарантирования пенсионных прав женщин. С другой стороны, это порождает социальную несправедливость по отношению к работающим женщинам с низкой заработной платой, поскольку им назначается такая же пенсия, как и женщинам, которые не заплатили в систему пенсионного страхования ни цента.

Противники повышения пенсионного возраста женщин часто говорят об особой социальной функции женщины в старшем возрасте. Именно на их долю выпадает бремя воспитания внуков, пока их дети работают. В аналитическом докладе Минздравсоц-развития России17 предлагалось даже установить одинаковый пенсионный возраст для женщин и мужчин, при этом предоставив женщинам право снижения возраста выхода на пенсию на один год за каждого рожденного ребенка. Такой подход используется, например, в Чехии. Однако необходимо помнить, что все это непосредственно влияет на размер пенсии женщины.

Таким образом, общество, наделяя женщину семейными и бытовыми обязанностями, фактически не предоставляет ей никаких прав. В настоящее время она практически лишена возможности обеспечить себе достойное пребывание на пенсии. В. Назаров, член экспертной группы по обновлению Стратегии-2020 признал, что в Стратегии интересы женщин, занимающихся воспитанием детей, и многодетных матерей учтены не были, но добавил, что женщины смогут рассчитывать на социальную пенсию18. Тем самым эксперт признал наличие дискриминации прав женщин в вопросе пенсионного обеспечения при реформировании пенсионных систем и то, что они обречены на жалкое существование на пенсии, несмотря на их социально значимую роль. Поэтому такой подход необходимо менять, предоставив женщинам дополнительные социальные права и гарантии:

— необходимо увеличить продолжительность периода по уходу за ребенком;

— необходимо пересмотреть отношение к возрасту выхода на пенсию, не умаляя значения женщины в процессе воспитания внуков. Ей должна быть предоставлена возможность выбора: выходить на пенсию наравне с мужчинами или, если есть такая необходимость, в более раннем возрасте;

— фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии должен корректироваться в зависимости от количества рожденных детей, чтобы не допустить значительной гендерной дифференциации пенсионных доходов. При этом следует помнить, что ребенок — потенциальный налогоплательщик, поэтому государство должно поощрять многодетных матерей.

16 См.: Котликофф Л, Бёрнс С. Пенсионная система перед бурей/ Пер. с англ. — М.: ИРИСЭН, 2008. — С. 210-211, 252.

17 См. : Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса. Аналитический доклад / Министерство здравоохранения и социального развития РФ. — М., 2010.

18 См.: Грицюк М. Нет стажа - нет пенсии// Российская газета. — 2012. — 11 апреля.

Помимо этого, необходимо ликвидировать недостаток детских садов и школ, чтобы женщины могли работать. Развитие профсоюзных организаций и строгий контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны государства, упрощение процедуры подачи и обработки жалоб на работодателя, проведение разъяснительных мероприятий о правах работников будут способствовать решению проблемы дискриминации прав женщин в ее отношениях с работодателем.

Однако женщинам следует и самим уделять внимание проблеме будущей пенсии и, если есть возможность, активно участвовать в программе добровольного софинан-сирования пенсий, в негосударственном пенсионном обеспечении или осуществлять дополнительные сбережения.

Библиография

1. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW;n=122804.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base = LAW;n=122347.

3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-Ф3 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base=LAW;n = 122348.

4. Женщины и мужчины России. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010.

5. Труд и занятость в России — 2011: Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.

6. Котликофф, Л., Бёрнс, С. Пенсионная система перед бурей / Пер. с англ. — М.: ИРИСЭН, 2008.

7. Грицюк, М. Нет стажа — нет пенсии // Российская газета. — 2012. — 11 апреля.

8. Гурвич, Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. — 2007. — № 9.

9. Гурвич, Е. Т. Реформа 2010 года: решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы? // Новая экономическая ассоциация. — 2010. — № 6.

10. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса. Аналитический доклад / Министерство здравоохранения и социального развития РФ. — М., 2010.

11. Кудрин, А., Гурвич, Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. — 2012. — № 3.

12. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ [Электронный ресурс] / Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. — Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ projects/44.

13. Трудный возраст: Минздрав не поддержал пенсионные предложения Минфина // Российская газета. — 2012. — № 5761 (88).

14. Личные финансы в Казахстане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vklad.kz.

15. Сайт Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.com.

16. Сайт проекта «Лаборатория пенсионной реформы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.pensionreform.ru.

17. Сайт статистической службы Европейского союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.epp.eurostat.ec.europa.ec.

18. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

19. European Commission. Labour market statistics, 2011 [Электронный ресурс] / Eurostat. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-32-11-798/EN/KS-32-11-798-EN.PDF.

20. Social Security Programs Throughout the World [Электронный ресурс] / The Social Security Administration. — Режим доступа: http://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw.

21. The Human Mortality Database [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mortality.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.