Научная статья на тему 'Обязательный накопительный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт'

Обязательный накопительный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА / ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ / ACCUMULATED COMPONENT / PENSION SYSTEM / PENSION FUND DEFICIT / THE NUMBER OF PENSIONERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галишникова Екатерина Владимировна

В статье автор рассматривает факторы, негативно влияющие на способность пенсионной системы выполнять свои обязательства перед застрахованными гражданами. Проведено исследование формирования и функционирования обязательного накопительного компонента в российской пенсионной системе и в ряде зарубежных стран. Ключевые слова: накопительный компонент, пенсионная система, дефицит пенсионного фонда, численность пенсионеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mandatory Funded Component of the Pension System: Domestic and Foreign Experience

The article the author considers the factors affecting the ability of pension systems to meet their obligations to the insured citizens. The research of formation and functioning of the mandatory funded component of the Russian pension system and a number of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Обязательный накопительный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт»

Ключевые слова:

Е. В. Галишникова. ст. науч. сотр. Центра финансовой политики НИФИ (e-mail: katerinavg87@mail.ru)

накопительный компонент, пенсионная система, дефицит пенсионного фонда, численность пенсионеров

Обязательный накопительный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт

На протяжении многих лет в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, главным нововведением которой стал обязательный накопительный компонент. Несмотря на различные преобразования, пенсионная система остается источником потенциальной напряженности, сказывающейся на экономическом развитии страны.

Основной фактор, негативно влияющий на способность пенсионной системы выполнять свои обязательства перед застрахованными гражданами, — ухудшение демографической ситуации. Это обусловлено двумя четко выраженными процессами — увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, что способствует увеличению нагрузки на трудоспособное население, возникновению дефицита рабочей силы, снижению производительности труда и уровня оказания адекватной социальной поддержки и защиты граждан пожилого возраста1.

Проведенный анализ текущей социально-экономической ситуации в стране показал, что количество занятого в экономике населения варьируется. Во время финансово-экономического кризиса 2009 г. доля работающего населения сократилась на 2,4 % (69,4 млн чел.). В дальнейшем данный показатель постепенно увеличивался и достиг на начало 2013 г. 71,5 млн чел. (прирост на 3 % по сравнению с 2009 г.)2.

Неуклонно растет общая численность пенсионеров. Так, на начало 2013 г. она составляла 40,6 млн чел., что на 6,2 % больше, чем в 2007 г. Численность работающих пенсионеров составила 13,7 млн чел., или 33,7 % от их общей численности (рис. 1).

1 В большинстве развитых стран мира термином «граждане пожилого возраста» обозначена группа населения в возрасте старше 65 лет Организация Объединенных Наций в своих исследованиях относит к пожилым гражданам лиц старше 60 лет

2 Рассчитано на основании данных Росстата.

Рисунок 1

Численность граждан, занятых в экономике РФ в среднем за год, в 2007-2012 гг.

70, 7 71,0 694 69,9 70, 8 71,5

38, 5 38, 6 39, 1 39, 7 40, 2 4°, 6

млн 1 807060504030201002007 2008 2009 2010 2011

Источник: составлено автором на основании данных Росстата.

10,2 11,0 11,7 - А------А-----~

"12 4-13,0-13,7-

.j......i------А

Численность занятых в экономике РФ

Численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФ РФ

Численность работающих пенсионеров

2012

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., коэффициент демографической нагрузки (количество лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста) составлял 360 чел.3 Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, данная тенденция носит долгосрочный характер, и к 2031 г. коэффициент демографической нагрузки на население составит 528 чел. на 1000 трудоспособных граждан4.

Рисунок 2

Прогноз коэффициента демографической нагрузки

483 520 538 544

399 414__ 477 510 523 528

399 413

398 411 470 496 503 508

Высокий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Низкий

вариант

прогноза

2014 2015 2020 2025 2030 2031 Источник: составлено автором на основании данных Росстата.

Чтобы определить нагрузку той или иной категории пенсионеров на общество, можно воспользоваться частным коэффициентом. Данный показатель позволит выявить категорию нетрудоспособных граждан, оказывающих наибольшую нагрузку, для своевременного внесения изменений в принимаемые государственными органами социально-экономические и демографические меры. Например, для расчета частного

3 Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста по субъектам Российской Федерации / Сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-04.pdf).

4 Средний прогноз — один из трех вариантов прогноза, представленных Росстатом, по нашему мнению,

наиболее вероятен.

коэффициента нагрузки пенсионеров, получающих пенсию по старости, на общество, может быть применена следующая формула:

N = dd /d ,

п п н' з

где dп — удельный вес лиц, получающих пенсию по старости, в общей численности населения;

dн — удельный вес неработающих пенсионеров в общей их численности;

dз — удельный вес рабочих и служащих, занятых в экономике, в общей численности

населения5.

Таблица 1

Аналитические данные 2007-2012 гг. для расчета частного коэффициента нагрузки пенсионеров

Год Общая численность населения, млн чел. Количество пенсионеров по старости, млн чел. Количество граждан, занятых в экономике, млн чел. Общее количество пенсионеров, млн чел. Количество неработающих пенсионеров, млн чел.

2007 142,8 29,788 70,77 38,467 28,269

2008 142,8 30,153 71,00 38,598 27,628

2009 142,7 30,828 69,41 39,090 27,382

2010 142,9 32,462 69,93 39,706 27,326

2011 142,9 32,981 70,85 40,162 27,132

2012 143,0 33,451 71,54 40,573 26,904

Источник: составлено автором на основании данных Росстата.

Частный коэффициент нагрузки граждан пенсионного возраста, получающих пенсию по старости, варьируется от 30 до 32 %.

Рисунок 3

Коэффициент нагрузки на общество социальной группы «Пенсионеры по старости» в 2007-2012 гг.

%

32,5 32,0 31,5 31,0 30,5 30,0 29,5

Источник: составлено автором.

Применение данного коэффициента имеет определенный потенциал. Исследуемый показатель, рассчитанный и проанализированный в динамике, позволит точнее определить и откорректировать в каждый конкретный отрезок времени направление и силу действия принимаемых государственными органами решений в отношении отдельных социальных групп граждан.

5 См.: Новицкий А. Г., Миль Г В. Занятость пенсионеров: социально-демографический аспект. — М.: Финансы и статистика, 1981. — С. 205.

С учетом изменения состава и численности населения, а также принятых социальных обязательств государства, Правительством Российской Федерации в 2013-2016 гг. планируется увеличение расходов на пенсионное обеспечение6. В 2012 г. расходы на пенсионное обеспечение составили 62,6 трлн руб., что на 12,2 % больше по сравнению с 2011 г. и на 47 % — по сравнению с 2007 г. (рис. 4).

Рисунок 4

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение в 2007-2012 гг.

млрд руб.

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Источник: составлено автором на основании Федеральных законов об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за соответствующий год.

В плановом периоде 2013-2016 гг. предполагается увеличение расходов по статье «Пенсионное обеспечение» на 38,5 %, по сравнению с 2012 г.7

Рисунок 5

Планируемые расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение в 2013-2015 гг.

млрд руб 7000 -6000 -5000 -4000 -3000 -2000 -1000 -0

Источник: составлено автором на основании Федерального закона № 218-ФЗ.

2013 2014 2015

В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением расходов на финансирование пенсионного обеспечения поиск новых путей, направленных на предотвращение дефицита пенсионной системы, приобрел особую актуальность. Одним из таких решений может стать развитие и совершенствование механизма обязательного накопительного компонента российской пенсионной системы.

6 См.: Федеральный закон от 03.12.2012 №218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»/ Официальный сайт компании «Консультант-Плюс»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138542/).

7 Там же.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ В РОССИИ

Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с членами партии «Единая Россия» оценил текущее состояние накопительного элемента пенсии как неудовлетворительное: «Пенсионная система, которую мы имеем, — она неплохая, мы ее создавали, достаточно долго обсуждали на протяжении 12 последних лет. Но это не значит, что она абсолютно совершенна. Скажем откровенно, в целом ряде прогнозов, которые делали мои коллеги тоже, — мы ошиблись, это нужно по-честному признать. Это касается различных элементов пенсионной системы, в том числе так называемого накопительного элемента»8.

Анализ отечественной и международной практики показал, что в настоящее время исследования социально-экономической сущности пенсионных накоплений практически не проводятся, что может служить одной из причин неэффективности этого пенсионного компонента. В связи с этим представляется целесообразным исследовать обязательный накопительный компонент в двух направлениях: как отдельно функционирующий элемент пенсионной системы и во взаимосвязи с другими элементами в системе.

Согласно российскому законодательству под пенсионными накоплениями понимается совокупность средств, в т. ч.:

— «суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица... поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов и взносов работодателя Пенсионным фондом Российской Федерации»;

— «суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений»;

— средства или часть средств материнского капитала;

— «средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом Российской Федерации;

— средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;

— средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной части трудовой пенсии и выбора другого направления использования. и еще не направленные на указанные цели»;

— «средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата»;

— «средства выплатного резерва, переданные Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва»9.

8 Накопительный элемент в пенсионной системе оказался неэффективным / Экономика и жизнь (http://www.eg-online.ru/news/193046/).

9 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс»(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149905).

Формирование накопительного компонента в пенсионной системе Российской Федерации

Рисунок 6

Система пенсионного обеспечения

Обязательное пенсионное страхование

> Г >

т

«Молчун» -гражданин, не написавший

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации для перевода пенсионных накоплений

ший, сколько процентов он хочет

направлять на формирование накопительной части (2 % или 6 %)

Добровольное пенсионное страхование

г

в любом портфеле ГУК; в любом портфеле ЧУК

в любом портфеле ГУК; в любом портфеле ЧУК; в любом НПФ

Направление средств материнского (семейного) капитала

Государственное софинан-сирование пенсии

_____I----.

' Вступить в программу было возможно до 1 октября 2013 г.

Формирование накопительной части

Примечание: ГУК — государственная управляющая компания; ЧУК — частная управляющая компания. Источник: составлено автором.

Накопительный компонент российской пенсионной системы охватывает все население вне зависимости от профессиональной деятельности, уровня дохода и источника его получения, т. е. он законодательно обязательная установленная норма.

С 2013 г. в силу вступил закон, который должен побудить будущих пенсионеров к тому, чтобы самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями. Так, граждане, в 2013 г. не подавшие заявление в Пенсионный фонд и оставшиеся «молчунами», с 2014 г. будут отчислять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 % тарифа страховых взносов, а на страховую часть пенсии — 14 % тарифа (вместо обязательно установленных 6 % на формирование накопительной части и 10 % на страховую часть). Граждане, которые подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, имеют право выбрать, сколько процентов они хотят отчислять на накопительную часть (2 % или 6 %); при направлении накопительной части в негосударственный пенсионный фонд отчисления составят 6 %10.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

В международной практике статус «обязательные накопления» устанавливается не только государственными нормативно-правовыми актами, но и гражданско-правовыми и трудовыми договорами. Так, корпоративные и профессиональные обязательные пенсионные программы, действующие на основании трудовых договоров, предусмотрены

10 См.: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=138563).

в Италии и Франции. Дополнительное обеспечение в рамках национальных пенсионных систем или систем, дополняющих базовый уровень, существует в Дании, Великобритании и Швеции. Однако, согласно методическим рекомендациям Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения, к обязательным пенсионным программам не могут быть отнесены профессиональные и корпоративные программы, ими могут быть только государственные пенсионные схемы11.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к обязательным накоплениям относит также псевдообязательные выплаты, которые требуют участия граждан в специальных пенсионных программах, созданных в результате проведения переговоров государственных органов с организациями о заключении коллективного договора в отдельной отрасли промышленности или на уровне всей страны12.

Расхождения в определении места обязательного накопительного элемента на том или ином уровне пенсионной системы возникают в связи с тем, что в международной практике отсутствует общепринятая классификация пенсионных систем. ОЭСР выделяет три уровня пенсионной системы:

1. Обязательный солидарный (распределительный) компонент (Pay as You Go — PAYG), который включает в себя гарантированную государством социальную помощь, базовую и минимальную пенсии.

2. Обязательный накопительный компонент, который может быть как государственным, так и частным. Основу накопительных пенсионных систем зарубежных стран составляют следующие формы обеспечения пенсионного страхования:

— пенсионные планы с установленным размером взносов (Defined Contribution — DC). Ставка взносов фиксированная. Программа не дает права на получение строго оговоренного размера пенсии — он может варьироваться в зависимости от результатов инвестирования пенсионных средств будущего пенсионера;

— пенсионные планы с установленным размером выплат (Defined Benefit — DB). Согласно данной программе граждане в течение определенного срока до выхода на пенсию перечисляют в фонд страховые взносы в оговоренном размере. В дальнейшем при наступлении пенсионного возраста и выхода на пенсию они получают фиксированную сумму в течение оговоренного срока времени;

— смешанная (гибридная) программа. Такая система может гарантировать, к примеру, минимальный размер будущей пенсии вне зависимости от результатов инвестирования пенсионных активов;

— балльная система. Работники зарабатывают баллы в зависимости от внесенных отчислений за каждый год взносов. При наступлении пенсионного возраста и выхода на пенсию сумма накопленных пенсионных баллов умножается на стоимость балла для установления постоянных пенсионных выплат13. В настоящее время существует шесть балльных систем: профессиональные программы во Франции и государственные в Эстонии, Германии, Хорватии и Словакии;

— условно-накопительная пенсионная система. Данная система фактически распределительная, т. к. пенсионные накопления только учитываются на индивидуальных пенсионных счетах граждан, а идут на финансирование пенсий нынешних пенсионеров. Размер взносов формируется из отчислений от заработной платы работников. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые

11 См.: Соловьев А. К. Пенсионные системы в контексте страховых принципов/Журнал новой экономической ассоциации (http://www. hse. ru/data/2013/02/14/1308435488/nea_3-2012. pdf).

12 См.: Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации / Лаборатория пенсионной реформы (http://pensionreform.ru/ files/36761/06.2012. %20ОЭСР. %20Роль%20накопительных%20пенсий%20в%20системах%20пенси-онного%20обеспечения. %20Проблемы%20пенсионной%20системы%20Российской%20Федерации% 20(Проект).pdf).

13 См. : Уайтхауз Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран / Всемирный банк (http:// siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/305499-1291044797591/pension_ panorama.pdf).

деньги, а обязательства государства перед гражданами. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. К странам, в которых действует такая система, относятся Швеция, Италия, Латвия, Польша и Российская Федерация;

— добровольный накопительный компонент. Отчисления могут производиться как физическим лицом, так и работодателем в пользу работника. Пенсионные планы формируются с установленными взносами или установленными выплатами.

Классификация пенсионных систем согласно предложенной методике ОЭСР представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура пенсионных систем согласно методике ОЭСР

Государственная распределительная система Накопительный компонент

обязательный государственный добровольный

Социальные Базовая Минимальная Форма обеспечения Форма обеспечения

пособия пенсия пенсия пенсионного страхования пенсионного страхования

Страны — члены ОЭСР

Австралия + УВз

Австрия УВ

Бельгия + + УВ

Великобритания + + + УВ

Германия + Балльная

Греция + УВ

Дания + + УВз

Израиль + УВз

Ирландия +

Исландия + + УВз

Испания + УВ

Италия + УНС

Канада + + УВ

Корея + + УВ

Люксембург + + + УВ

Мексика + УВз

Нидерланды + УВз

Новая Зеландия +

Норвегия + УВ УВз

Польша + УВ УВз

Португалия + УВ

Словакия + Балльная УВз

Словения + УВ

США УВ

Турция + УВ

Финляндия + УВ

Франция + УВ + балльная

Чехия + + УВ

Чили + + УВз

Швейцария + + УВ УВз

Швеция + УНС УВз

Эстония + Балльная УВз

Япония + УВ

Страны, не входящие в ОЭСР

Аргентина + УВ

Бразилия УВ

Индия УВ, УВз

Индонезия УВ

Китай + УНС/УВз

Россия + УНС УВз

Саудовская Аравия + УВ

Примечание: УВ — установленные выплаты, УВз — установленные взносы, УНС — условно-накопительная пенсионная система.

Источник: составлено автором на основании данных ОЭСР.

Можно сделать вывод, что накопительный компонент функционирует в большинстве зарубежных стран, следовательно, его необходимо рассматривать как неотъемлемую часть пенсионной системы.

Всемирный банк выделяет четыре уровня пенсионной системы:

— 0-й уровень — социальные пенсии для малообеспеченных и социально незащищенных групп граждан;

— 1-й уровень — распределительная (солидарная) пенсионная система;

— 2-й уровень — обязательная накопительная система;

— 3-й уровень — необязательная (добровольная) накопительная система14.

Указанная многоуровневая модель пенсионной системы включает как обязательный, так и добровольный накопительный компонент.

Международная организация труда выделяет трехуровневую пенсионную систему с участием работников и работодателей, которая не предусматривает обязательного накопительного элемента:

— минимальные пенсии для борьбы с бедностью, финансируемые государством и индексируемые с учетом инфляции;

— обязательная государственная распределительная пенсионная система (PAYG), которая должна обеспечивать разумные коэффициенты замещения. Такой вид пенсий должен индексироваться;

— частные пенсионные планы с установленными взносами, которые дополняют государственную схему; включают профессиональные и индивидуальные схемы.

Таким образом, к настоящему времени существуют разные мнения не только о месте накопительного элемента в пенсионной системе, но и о необходимости его использования.

Отличительная черта накопительного компонента — возможность получения инвестиционного дохода. В его рамках предусмотрено долгосрочное инвестирование пенсионных накоплений в такое важное направление, как инфраструктура, в частности недвижимость. Наиболее успешный опыт инвестирования в развитие рынка недвижимости можно отметить в Канаде, Финляндии, Норвегии и др. Все это еще раз доказывает важность наличия накопительного элемента в пенсионной системе и необходимость его дальнейшего совершенствования. Он встраивается в пенсионные системы зарубежных стран путем:

— сохранения основ распределительной системы с введением обязательного и/или добровольного накопительного компонента. К таким странам относятся: Российская Федерация, Великобритания, Финляндия, Польша, Швеция, Эстония, Колумбия, Перу, Уругвай, Литва, Болгария, Венгрия и др.;

— полного перехода на накопительную пенсионную систему. По этому пути пошли такие страны, как Чили, Казахстан, Боливия, Мексика и Сальвадор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чили — первая страна мира, осуществившая кардинальный переход на накопительную пенсионную систему в 1981 г. За долгий период ее функционирования обязательный накопительный компонент доказал свою жизнеспособность. Но мировой финансовый кризис 2008 г. показал, что система не способна обеспечить достойный уровень пенсий для малоимущих граждан, для большинства из которых накопления при выходе на пенсию составили незначительную сумму (менее $100). Правительство Чили приняло решение о введении дополнительного элемента, который финансируется государством и гарантирует получение базовой пенсии

14 См.: Averting the Old Age Crisis: Policies to Protect the Old and Promote Growth / The World Bank (http:// www-wds.worldbank.org/servlet/WDSContentServer/WDSP/IB/1994/09/01/000009265_3970311123336/ Rendered/PDF/multi_page.pdf).

всем гражданам. Однако он всего лишь заменил существующие государственные гарантии15:

— выплату минимального размера пенсии гражданам, осуществляющим пенсионные взносы не менее 20 лет;

— выплату лицам, не являющимся участниками пенсионной системы, 50% от минимальной пенсии. Программа рассчитана на инвалидов любого возраста и граждан старше 65 лет.

Данный пример подтверждает необходимость формирования распределительно-накопительной пенсионной системы, которая может максимально охватить все группы граждан, включая находящихся за чертой бедности и неспособных самостоятельно накапливать пенсионные средства (например, инвалидов).

Таким образом, большинство стран мира пришло к пониманию необходимости формирования и развития как распределительной, так и накопительной составляющей пенсионной системы. Такая же позиция прослеживается в рекомендациях международных организаций (ОЭСР, Всемирный банк и др.) по вопросам пенсионного обеспечения. Учитывая решение Правительства Российской Федерации о вступлении в ОЭСР16, необходимо не только определиться с распределительными принципами пенсионной системы, но и обратить серьезное внимание на функционирование ее накопительной составляющей.

Выбор путей проведения пенсионной реформы в России — важнейший вопрос социальной и финансовой политики. Ее целью должно стать не только сокращение дефицита Пенсионного фонда, но и повышение уровня жизни пенсионеров. Для решения данной проблемы представляется важным дальнейшее развитие и совершенствование обязательного накопительного элемента в пенсионной системе с учетом национальных особенностей страны.

Библиография

1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=l_AW;n=149905.

2. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base. consultant.ш/cons/cgi/onПne.cgi?req=doc;base=LAW;n=138563.

3. Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] / Лаборатория пенсионной реформы. — Режим доступа: http://pensionreform.ru/files/36761/06.2012.%20ОЭСР.%20Роль%20накопительных%20пенсий% 20в%20системах%20пенсионного%20обеспечения.%20Проблемы%20пенсионной%20системы% 20Российской%20Федерации%20(Проект)^^

4. Соловьев, А. К. Пенсионные системы в контексте страховых принципов [Электронный ресурс] / Журнал новой экономической ассоциации. — Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/02/ 14/1308435488/nea_3-2012.pdf.

5. Уайтхауз, Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран [Электронный ресурс] / Всемирный банк. — Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/ 305499-1291044797591/pension_panorama.pdf.

15 См.: Отчет по результатам поездки в Республику Чили с целью изучения вопросов функционирования накопительной пенсионной системы / Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан (http://www.afn.kz/attachments/36/17/ publish17-938663424..pdf).

16 См., например: ОЭСР осудила снижение накопительного компонента пенсии до 2 % / РБКdaily (http:// www.rbcdaily.ru/finance/562949987452502); ОЭСР пока не готова принять Россию/ РБКdaily (http://www. rbcdaily.ru/economy/562949985733192); Между Россией и ОЭСР вклинилась пенсионная реформа/ НПФ Торгово-промышленный пенсионный фонд (http://www.npftpprf.ru/news.php/2013/06/24/5032.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.