Пенсионная система
УДК 369.042.2
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ» КАК ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Л.Ю. РЫЖАНОВСКАЯ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]
Е.В. ГАЛИШНИКОВА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Центр финансовой политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России
В статье раскрыта социально-экономическая сущность категории «пенсионные накопления» как одного из факторов стабильности пенсионного обеспечения и общественного благополучия в современном мире. Проведенный анализ позволил сформировать понятие ««пенсионные накопления», которое направлено на выявление элементов, подтверждающих целесообразность введения в пенсионные системы накопительного компонента.
Ключевые слова: пенсионные накопления, пенсионная система, уровень накопления активов, социальная защита, пенсионный капитал, установленные выплаты, установленные взносы
Проблема пенсионного обеспечения граждан находится в центре внимания любого государства. Выбор философии (мировоззренческого взгляда) формирования пенсий по старости выступает базовой основой национальных систем социальной защиты населения. Содержание категории «социальная защита» включает взаимосвязанную
систему экономических и социальных институтов, финансовых механизмов, направленных на защиту населения от социальных рисков и обеспечение социальных гарантий, в том числе социально приемлемого уровня жизни при выходе на пенсию.
Социальная защита граждан, достигших пенсионного возраста, традиционно строилась на солидарности нынешнего и будущего поколений. Финансовая сбалансированность распределительной пенсионной системы достигалась равенством тарифа страховых взносов работающего поколения коэффициенту поддержки пенсионеров, т.е. пенсии пожилым гражданам формировались за счет текущих отчислений от заработной платы молодых работников.
Подход к пенсионному обеспечению, основанный на внутрипоколенческом перераспределении доходов, становится проблемой и объектом реформирования в связи с появлением ряда глобальных факторов, определивших невозможность материального обеспечения современных пенсионеров
прежними способами и методами. К числу таких факторов следует отнести:
- снижение уровня рождаемости;
- увеличение продолжительности жизни;
- ускорение темпов старения населения планеты, обусловившие глобальные сдвиги на рынке труда (прежде всего, изменение соотношения между работающей частью современного общества и пенсионерами).
Следствием демографических сдвигов стали чрезмерная налоговая нагрузка на работающее население, недостаточность страховых взносов для достижения материального благополучия пенсионеров при постоянно увеличивающихся их доли в составе населения и продолжительности жизни (периода «дожития»). Положение усугубляется также и замедлением экономического роста, усилением молодежной безработицы, которые сужают базу страховых платежей. Финансовый «перегрев», который испытывают государственные солидарно-распределительные пенсионные системы, таит в себе серьезные макроэкономические, социальные и структурные угрозы, подрывая надежность и устойчивость социальной защиты населения в целом. Стабильность пенсионного обеспечения и общественное благополучие в современном мире уже не могут поддерживаться только пенсионными системами, построенными на принципе «солидарности поколений» (pay- as- you - go - PAYG).
Таким образом, ряд объективных системных изменений, обусловленных всем ходом цивилизаци-онного развития, начиная с 1970-х гг., потребовали коренной концептуальной переработки системы социальной защиты старости, смены ранее действовавшей пенсионной парадигмы.
Решающее влияние на дискуссию о будущем пенсионных систем и формирование нового методологического подхода к их полному или частичному реформированию оказал в 1994 г. доклад Всемирного банка «Предотвращение кризиса старости» [4].
Целью доклада была попытка на основе анализа имеющихся программ поддержки пожилых граждан в странах с различной степенью социальной ориентации экономик выработать общие подходы к проведению пенсионной политики. Требовалось определить, какая пенсионная система в наибольшей степени одновременно сможет обеспечить финансовую устойчивость, содействовать экономическому росту и гарантировать защиту старости.
Современная пенсионная система, по мнению Всемирного банка, должна успешно справляться с выполнением двух основных функций:
1) функция страхования работающего населения от потери средств к существованию при наступлении старости. Ее выполнение достигается на основе обязательного и добровольного отчисления взносов от текущей заработной платы, размеры которых позволяли бы страховать людей как от главного риска - потери трудоспособности (по возрасту или инвалидности), так и от роста продолжительности жизни без трудового заработка, инфляции, различных политических, рыночных и конъюнктурных рисков;
2) функция поддержки на достаточном уровне части национального дохода, предназначенного для достойного обеспечения пожилых людей. Ее выполнение достигается за счет:
- повышения уровня долгосрочных сбережений (долгосрочное обязательное финансирование);
- увеличения общего уровня занятости населения;
- повышения заинтересованности в продолжительном производительном труде;
- оптимизации налоговых требований.
Все вместе это обеспечивает финансовую устойчивость пенсионной системы к меняющимся демографическим и экономическим условиям.
Сейчас традиционные солидарные отношения поколений, основанные на всеобщности и обязательности государственного пенсионного страхования, дополняются принципиально новой функцией, связанной с поддержкой экономического роста, т.е. возникает новый механизм финансирования пенсий.
Специфика его работы основана на том, что взносы в систему социального страхования работающих не идут сразу на выплату пенсий старшему поколению, а капитализируются. Величина прибавки к пенсии зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. Появляется по сути индивидуализированный (условно не перераспределяемый) источник выплаты пенсии - личные (частные) пенсионные накопления. Пенсионное обеспечение при этом становится феноменом не только социальной, но и инвестиционной политики.
Методология Всемирного банка, безусловно, следует традициям неолиберальной доктрины,
усиливающей личную ответственность граждан за материальное обеспечение старости. Частный источник выплаты пенсий значительно усиливает функцию сбережения (накопления) и инвестирования (вложения высвобождающихся денежных ресурсов в реальные и финансовые активы), дает дополнительный импульс развитию надежных и высокодоходных объектов инвестирования (рынок ценных бумаг, финансовый рынок и рынок недвижимости).
Концепция Всемирного банка заложила основы международных рекомендаций по постепенному отходу от доминирования модели PAYG и переходу к трехуровневой (в классическом варианте) системе пенсионного обеспечения.
Первый уровень - гарантии обязательного минимального государственного пенсионного обеспечения всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, основанные на проверке минимальной нуждаемости в пенсионных выплатах. Фундаментом первого уровня выступают принцип «солидарности поколений» и наиболее соответствующая ему социально-распределительная (не фондируемая) схема финансового обеспечения пенсионных прав. Источником финансирования пенсионных выплат первого уровня чаще всего являются взносы работодателей (по существу - социальный налог на бизнес) и дотации бюджета. Пенсии первого уровня - это государственные пенсии, охватывающие практически все население. Целевым приоритетом пенсионного обеспечения этого уровня выступает борьба с бедностью.
Второй уровень - гарантия дополнительного пенсионного обеспечения, основанного на обязательности страховых взносов от текущих трудовых доходов (схема установленных взносов) на формирование пенсионного капитала. То есть источником финансирования пенсионных выплат выступает обязательная накопительная система. Основополагающим принципом второго уровня является принцип накопления и обязательности «капитализации средств». Функционирование накопительного компонента представляет собой инвестиционный процесс. При этом обычно предполагаются самостоятельный выбор инвестиционной стратегии и регулятивное (направленное) воздействие государства на рост ВВП, обеспечивающее доходность и надежность пенсионных накоплений (сохранение их покупательной способности к моменту выхода на заслуженный отдых) через рост
активов. Пенсии второго уровня (в зависимости от степени участия в них частного элемента и перенесения на него социальных рисков) также можно расценивать как государственные, охват которыми населения в разных странах может значительно отличаться. Безусловным приоритетом целевой направленности организации пенсий этого уровня выступает приучение к рациональному перераспределению потребления в течение жизненного цикла человека.
Третий уровень - добровольное пенсионное обеспечение, основанное на индивидуальных накопительных программах, участии работающих граждан в частных (кооперативных) пенсионных фондах в целях дополнительного пенсионного обеспечения. Основополагающим принципом третьего уровня выступает принцип добровольности «капитализации средств», реализуемый через:
- рост финансового самосознания;
- увеличение рыночных инструментов надежного долгосрочного накопления средств;
- развитие высокодиверсифицированной модели финансового рынка.
Пенсии третьего уровня не являются государственными и всеобъемлющими. Приоритетом в целевой направленности пенсий этого уровня выступает сглаживание уровня потребления на основе добровольного планирования жизни, основанного на понимании финансовых задач каждого из ее возрастных этапов.
Введение накопительного компонента (как обязательного, так и добровольного) в структуру обеспечения старости привело к формированию смешанных (многоуровневых) пенсионных систем, в которых меняется роль государства как гаранта достойного обеспечения старости и монополиста, определяющего условия выплаты и величину пенсий. Принцип солидарности поколений рекомендовано применять только к базовому уровню государственных пенсий, величина которого тяготеет к прожиточному минимуму или категории нуждаемости. Смешанный характер пенсионной системы позволяет разграничивать задачи по уменьшению бедности от обеспечения достойного замещения доходов высокооплачиваемым гражданам. Методология перестройки пенсионных систем, заложенная Всемирным банком, таким образом, включает перераспределение ответственности и бремени финансовой нагрузки между государством, частными лицами и бизнесом (корпорациями, НПФ).
Основная социальная ответственность государства распространяется, прежде всего, на борьбу с бедностью или страхование рисков «неотвратимой силы» (обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей). Доходы свыше прожиточного минимума должны обеспечиваться не социальным перераспределением, а экономической эффективностью человеческого капитала самих будущих пенсионеров благодаря обязательным или добровольным пенсионным накоплениям. Таким образом, значительная часть ответственности за состояние своего материального благополучия в будущем (когда человек физически будет не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд) переносится с государства на самого застрахованного путем формирования накопительной части его пенсии.
Причем, в соответствии со стратегией Всемирного банка сформированные благодаря личному участию пенсионные накопления (страховые пенсионные взносы, уплаченные за весь период работы, и инвестиционный доход) должны управляться не государственными, а частными финансовыми институтами. Однако полностью с государства не снимается ответственность за сохранность и приумножение пенсионных взносов, так как важнейшей задачей правительства выступает создание институциональных основ по регулированию как второго, так и третьего уровней пенсионных систем. Общемировой тенденцией выступает усиление государственного влияния через законодательное регулирование вариантов инвестирования пенсионных средств. При крайне жестком варианте законодательных ограничений пенсионные портфели могут вообще терять рыночную направленность, а пенсионные накопления превращаться в источник финансирования государственного долга.
Сближает все три уровня пенсионной системы общая цель совместного социального страхования потери трудоспособности. Принципы социального страхования в смешанных системах не отходят на задний план, а наоборот, усиливаются. Каждый уровень вносит свой вклад в увеличение коэффициента замещения трудового заработка, снижение социального риска распространения бедности среди пенсионеров и патерналистских настроений молодого поколения. Тем самым достигается диверсификация пенсионного обеспечения, долгосрочное равновесие целей государства, общества, индивидов и рынка.
Для раскрытия сущности пенсионных накоплений важным является вывод, что изначально пенсионный капитал образуется благодаря дополнению традиционного (распределительного) уровня современных пенсионных систем механизмом пенсионного накопления (основы функционирования второго и третьего уровней), который коренным образом меняет представление о способе и источниках финансирования пенсий. Принципиальное значение при этом имеет определение масштабов использования накопительного компонента в пенсионной системе. По методологии ОЭСР механизму пенсионных накоплений не придается характер универсальности, а тем более всеобщего охвата [2]. Ведь механизм пенсионного накопления - это рыночный механизм, в основе которого лежат закономерности протекания инвестиционного процесса. Рыночный рост пенсионного капитала полностью определяется эффективностью инвестирования пенсионных накоплений, стабильностью финансовой системы. Не случайно именно повторяющиеся с «завидной» регулярностью финансовые кризисы вновь усилили запрос на солидарность поколений.
Далеко не в каждом государстве накопительные компоненты становятся залогом полноценного обеспечения пенсионных прав граждан и устойчивого развития национальных пенсионных систем. Например, Европейский союз не является приверженцем перехода к полностью накопительной модели для входящих в него стран. Из 34 стран ОЭСР обязательную накопительную компоненту решились ввести лишь 13.
В мире пока немного государств, которые перестроили свои распределительные пенсионные системы на накопительный механизм, и практически нет стран, которые не вернулись или не планировали бы восстановление работы солидарно-распределительного механизма. Однако методология Международной организации труда (Конвенции МОТ), ОЭСР (Европейский кодекс социального обеспечения), Управления социального обеспечения США и Международной ассоциации социального обеспечения выделяют доходно ориентированные пенсионные накопления в качестве обязательного компонента современных пенсионных систем.
То, что свободные денежные ресурсы в виде пенсионных накоплений способны трансформироваться в потоки капитала, становится реальным источником воспроизводительной силы, поддержания экономического роста и устойчивости систем
социальной защиты, свидетельствуют экспертные данные (табл. 1).
Через повышение темпов роста ВВП пенсионный компонент действительно может влиять на финансовую устойчивость пенсионной системы в целом, ибо выплаты неработающей части населения -это всегда часть стоимости ВНП. В результате введения в пенсионную систему накопительного компонента экономика получает бесценный ресурс для развития - «длинные деньги», которые могут инвестироваться в надежные проекты. Активизация инвестиционного процесса дает новый импульс развитию финансового рынка, доходность и рост капитализации финансовых инструментов которого могут обеспечить значительную прибавку к пенсии (особенно в периоды, когда реальная доходность инвестиций превышает рост заработной платы). Социальная сущность накопительного компонента пенсионной системы в широком смысле заключается в аккумулировании дефицитных ресурсов для экономического роста, которые (при определенных условиях) становятся локомотивом роста экономики и повышения уровня благосостояния и социальной защиты населения.
Таким образом, развитие механизма пенсионного накопления в сочетании с распределительным является общемировым трендом эволюции пенсионных систем как ответ на изменившиеся в конце ХХ в. макроэкономические пропорции социально-экономического развития. Необходимость в дополнительной защите человека от бедности, утраты привычного образа жизни и значительного снижения уровня потребления в старости потребовала поиска новых механизмов и подходов к пенсионному обеспечению. Социальное благополучие в современном мире недостижимо при отсутствии накопительного компонента пенсионной системы.
Рассмотрим социально-экономическую сущность категории «пенсионный капитал». Сущность категории «пенсионные накопления» невозможно раскрыть без обращения к понятию «пенсионный капитал». Этот термин органически связан с социально ориентирующим его признаком «пенсионный», который выражает природу пенсии как части «зарезервированной» заработной платы. Самим своим возникновением понятие «пенсионный капитал» обязано необходимости капитализации части дохода, компенсирующего гражданину утрату трудоспособности. Основным источником накопления пенсионного капитала, особенно при обязательной форме страховых отчислений в накопительную часть, выступает заработная плата. Величина средней заработной платы в стране, так же как и трудовой стаж, образующие объем фондирования, таким образом, играют важную роль в формировании величины пенсионного капитала. Устойчивость накопительного компонента пенсионной системы определяют макроэкономические факторы:
- размеры минимальной заработной платы;
- показатели занятости населения;
- доля заработной платы в ВВП;
- рост ВВП.
Накопительная пенсионная система с макроэкономической точки зрения способна полноценно выполнять функцию социальной защиты населения, только если темп роста зарплаты не превышает темп роста ВВП, а соотношение доходов от инвестиций пенсионных взносов и темпов роста средней заработной платы положительно.
Для эффективности работы механизма пенсионного накопления (кроме макроэкономических условий) принципиально важным оказывается и законодательно установленный порядок реализации пенсионных прав застрахованных граждан, определяющий характер участия индивида и его мотивацию к защите своего будущего.
Пенсионные накопления, призванные компенсировать утраченный заработок, по существу являются результатом трансформации человеческого капитала в капитал финансовый (пенсионный аннуитет). Пенсия в параметрах социального страхования - это часть цены рабочей силы (человеческого капитала). И здесь главная дилемма, определяющая степень участия индивида, заключается в добровольности или принудительности подобной трансформации. Накопительная пенсия остается государственной, если за ход и полноту процесса
Таблица 1
Абсолютный и относительный уровень накопления активов пенсионных фондов в некоторых странах мира на 01.01.2013
Страна Накопление, млн долл. Накопление, в процентах к ВВП Темп роста ВВП, %
Австралия 1 420 894 91,73 3,4
Канада 2 369 292 67,28 1,7
Чили 162 021 60,03 5,6
Чехия 14 337 7,13 -1,0
Дания 636 211 50,06 -0,4
Эстония 1 953 8,71 3,9
трансформации отвечает государство. А такое происходит в случае, если источником пенсионных накоплений становятся отчисления работодателя (которые, несмотря на «адресность», производятся принудительно), а ответственность за перечисления несет не сам работник, а его работодатель. За конечные результаты инвестирования отвечает государственная управляющая компания. Государственный характер пенсии при такой реализации пенсионных прав не меняется. Застрахованный субъект пенсионной системы фактически снимает с себя ответственность за конечные результаты, у него не активизируется заинтересованность в трансформации своего человеческого капитала.
Повышение мотивации граждан к обеспечению своей старости, рост их финансового самосознания в этом случае хотя и происходят, но не в полной мере. В связи с этим важно заметить, что любой выбор, которое застрахованное лицо принимает «по умолчанию» (без понимания его последствий), нельзя считать сознательным решением индивида, мотивирующим рационализацию финансового поведения.
Рационализацию финансового поведения можно с полным правом отнести к социальной сущности пенсионного капитала, которая нивелируется в случае непродуманных норм правовой реализации механизма пенсионных накоплений, исключающих личную заинтересованность граждан в трансформации своего человеческого капитала в пенсионный капитал. Социальная сущность пенсионного капитала в узком смысле состоит в изменении отношения индивида к обеспечению своего будущего, борьбе с патерналистскими убеждениями, переложением ответственности на плечи государства.
Ответственность же государства при принудительных условиях трансформации только возрастает. Ведь оно законодательно включает в систему социального страхования рыночный (более рисковый) способ финансирования пенсий. В обязательных накопительных отношениях приоритет всегда остается за публично-правовым их регулированием. Назначая размер обязательного страхового тарифа, государство решает, какую долю социальной защиты в нем возьмет на себя накопительный компонент пенсионной системы.
С точки зрения достижения финансовой устойчивости пенсионной системы и снижения нагрузки на бизнес добровольное перечисление доходов на индивидуальные инвестиционные пенсионные
счета выгодней для государства. Принцип добровольности логичней сочетается с принципом индивидуализации пенсионного обеспечения. Только добровольные перечисления формируют пенсионный капитал с высокой степенью диверсификации риска, неоспоримыми правами на собственность и возможностями распоряжаться пенсионными средствами по своему усмотрению. Однако государству приходится считаться с тем, что фундаментальной особенностью экономического поведения людей выступает предпочтение будущему потреблению и рациональным потребностям удовлетворение текущих благ и сиюминутных желаний.
Отсюда вполне логичным выглядит постановка следующего вопроса: «Должно ли государство тем не менее идти на организацию обязательной накопительной системы?». Ответ может быть только утвердительным. Принудительное приобщение к накоплению на старость (особенно молодежи) - во многом вынужденная мера, обусловленная, с одной стороны, низким уровнем финансовой грамотности населения, а с другой - долгосрочными целями социальной политики и задачами усиления института страхования в пенсионном обеспечении. Во всем мире накопительный механизм оправдал себя в той мере, в какой он носил обязательный характер. Обязательные накопления - это своеобразный «мост» между распределительной пенсионной системой (1-й уровень) и добровольной накопительной системой (3-й уровень).
Недостатки и несовершенства окружающей институциональной среды, влияющие на поведение и формирующие финансовое самосознание, должны быть исправлены в процессе становления и развития обязательной накопительной системы. Обязательная накопительная пенсионная система -это своеобразный полигон, где проходят испытания институциональные и правовые условия, обеспечивающие как стимулы, так и материальные возможности для перехода к добровольным схемам пенсионного накопления. Не случайно к добровольным накоплениям быстрее всего переходят богатые граждане, которые имеют свободные средства как для сбережений, так и для консультаций о путях их наиболее выгодной капитализации. Они же обычно являются и наиболее грамотными в финансовом отношении [1]. Если семьи пожилых людей в Великобритании разбить на четыре равные группы в соответствии с получаемыми доходами, то окажется, что в беднейшей четверти дополнительным
(добровольным) накоплением на пенсии охвачено лишь 35%, а в богатейшей - 65%. Именно по мере роста доходов населения в организации пенсионного обеспечения на первое место по значимости выходит эффективность организации в стране процесса инвестирования, а не правила расчета пенсионных пособий._
Обязательная накопительная система как раз и необходима для взращивания частных институтов инвестирования, участвующих в трансформации человеческого капитала в финансовый, становления гарантийных схем, всей инфраструктуры, поддерживающей механизм пенсионных накоплений. Полномасштабный перевод обязательных накоплений в добровольный формат требует институциональной перестройки на рыночные «рельсы» всего механизма пенсионного накопления.
Накопительные пенсионные схемы с обязательными взносами должны быть организованы таким образом, чтобы усиливалась осознанность индивидуального выбора, мотивация к взятию на себя ответственности за конечные результаты накопительной программы. К таким мотивационным элементам следует отнести обязательность отчислений в накопительную часть не только работодателя, но и самого работника, а также отсутствие выбора «по умолчанию».
Говоря о порядке организации схемы пенсионных накоплений, нельзя обойти вниманием и такой принципиальный момент, как порядок выплаты пенсий, влияющий на страхование неопределенности размеров накопительной части будущей пенсии и равномерности распределения риска между всеми участниками: государством, работодателем, работником и управляющей компанией. Государство может выбрать систему обязательных пенсионных накоплений с установленными выплатами или с установленными взносами.
При системе с установленными взносами основную долю риска несет работник, именно на него ложится выбор управляющей компании - частной (как более доходной) или государственной (как более надежной). Размер пенсии во многом будет зависеть от его личного предпочтения относительно «доходности» (величины прибавки к базовой пенсии) или «надежности» (сохранности взносов).
В системах с установленными выплатами основную долю риска несут управляющие компании и государство, которые гарантируют определенный размер выплаты независимо от того, как в конечном
итоге сложится конъюнктура рынка. Государственная страховка при этом распространяется только на возврат установленных взносов. Такой подход явно не соответствует долгосрочной природе пенсионных накоплений. Обеспечение гарантий сохранения покупательной способности пенсионных накоплений вполне возможно, но требует больших институциональных усилий от властей по созданию риск-ориентированного надзора и системы гарантированного страхования. Страны с установленными выплатами и установленными взносами представлены в табл. 2.
Эффективность механизма пенсионного накопления непосредственно обеспечивают и правовые нормы, гарантирующие выплаты пенсионного капитала его наследникам в случае преждевременной смерти застрахованного. Четкость правил перераспределения пенсионного капитала по «обратной вертикали», т.е. от старшего поколения к младшему, выступает отличительной чертой накопительной пенсионной системы. Сама возможность такого рода перераспределения увязывает социально ориентированные цели пенсионной системы с рыночным характером формирования накопительного капитала.
Таким образом, социальная составляющая пенсионного капитала во многом определяется нормативно-правовыми условиями организации накопительного компонента пенсионной системы. Приверженность социальной защите и системе социального страхования особенно важна для формирования обязательного пенсионного капитала, выполнения им мотивационной и стимулирующей роли по повышению продуктивности труда, ответственности за свое будущее и склонности к сбережению.
Повышение покупательной способности обязательных пенсионных накоплений является главным условием и экономической основой создания пенсионного капитала. Капитализация обязательных (добровольных) взносов - долгосрочный инвестиционный процесс, состоящий из следующих этапов.
1. Сбор денежных средств (в виде взносов) в государственные или частные пенсионные фонды.
2. Инвестирование денежных средств по установленным государством правилам в разрешенный перечень инструментов.
3. Регулярная выплата пенсий исходя из размера пенсионного капитала и срока «дожития».
Таблица 2
Структура пенсионных систем зарубежных стран
Страна Государственная распределительная система Накопительный компонент (форма обеспечения пенсионного страхования)
Социальные пособия Базовая пенсия Минимальная пенсия Обязательный государственный Добровольный
Страны - члены ОЭСР
Австралия + - - - УВз
Австрия - - - УВ -
Бельгия + - + УВ -
Великобритания + + + УВ -
Германия + - - Балльная -
Греция - - + УВ -
Дания + + - - УВз
Израиль - + - - УВз
Ирландия - + - - -
Исландия + + - - УВз
Испания - - + УВ -
Италия + - - УНС -
Канада + + - УВ -
Корея + + - УВ -
Люксембург + + + УВ -
Мексика - - + - УВз
Нидерланды - + - - УВз
Новая Зеландия - + - - -
Норвегия - - + УВ УВз
Польша - - + УВ УВз
Португалия - - + УВ -
Словакия - - + Балльная УВз
Словения - - + УВ -
США - - - УВ -
Турция - - + УВ -
Финляндия - - + УВ -
Франция - - + УВ+балльная -
Чехия - + + УВ -
Чили + - + - УВз
Швейцария + - + УВ УВз
Швеция - - + УНС УВз
Эстония - + - Балльная УВз
Япония - + - УВ -
Страны, не входящие в ОЭСР
Аргентина - + - УВ -
Бразилия - - - УВ -
Индия - - - УВ, УВз -
Индонезия - - - УВ -
Казахстан - + - УВ УВз
Китай - + - УНС/УВз -
Россия - + - УНС УВз
Саудовская Аравия - - + УВ -
Примечание: УВ - установленные выплаты, УВз - установленные взносы, УНС - условно-накопительная пенсионная система.
Важнейшим отдельно взятым показателем управления пенсионными взносами и качества работы механизма пенсионного накопления (механизма инвестирования) является обеспечиваемый ими
доход. Он выступает мерилом качества управления пенсионными средствами. Именно непредсказуемость будущего дохода стала причиной того, что накопительные системы стали предметом острой
критики. Зачастую взносы работников и/или работодателей не приводят к такому уровню будущего пенсионного капитала, который позволял бы поддерживать привычный уровень жизни.
Ни одна из существующих экономических теорий не может претендовать на полное раскрытие «загадок капитала» и условий, обеспечивающих эффективность инвестиционного процесса. К. Маркс отмечал, что накопление капитала, рассматриваемого конкретно, сводится к воспроизводству его в расширенном масштабе. Поэтому, если рассматривать взносы работодателя как целевые средства, используемые для сокращения текущего потребления ради увеличения потребления будущего, то их следует определять как сбережения, а не накопления. Накопления обычно используются не для личного, а для производственного потребления или применения в качестве капитала.
Таким образом, не всякое сбережение является накоплением, а только такое, которое используется для поддержания, расширения и/или совершенствования производства. Если категория «сбережение» не фиксирует конечное направление использования пенсионных взносов, то категория «накопление» однозначно предполагает производительное их использование. Субординация всех названных категорий такова: пенсионные накопления трансформируются в пенсионный капитал только при условии использования их в качестве особого вида сбережений - долгосрочных инвестиционных сбережений. Например, не всякая покупка ценных бумаг на вторичном рынке, приносящая прибыль, является процессом накопления. Только при приобретении ценных бумаг у первых владельцев происходит вложение средств непосредственно в производство.
Напрашивается вполне правомерный вывод, что для создания капитала (включая и пенсионный) первостепенное значение имеют целевые критерии использования пенсионных взносов. Целью инвестирования в создание (развитие) производства, а также получение положительного социального эффекта (например, вложения в недвижимость) выступает накопление, влияющее в долгосрочной перспективе на рост ВВП. Такое направление инвестиций с полным правом может быть отождествлено с накоплением капитала. Между тем целью инвестирования в финансовые инструменты рынка ценных бумаг обычно выступает краткосрочное получение прибыли, т.е. расчет делается на приумножение
стоимости пенсионных взносов и/или получение дохода, которые связаны исключительно с перераспределительным эффектом, без роста ВВП.
Экономическая сущность пенсионного капитала, таким образом, заключена в экономическом потенциале активов, в которые они вкладываются, т.е. выбор правильного актива имеет принципиальное значение. Однако и этого недостаточно для возникновения капитала. Необходимы институциональные условия, позволяющие активу раскрыть свой производительный потенциал во всей полноте.
Введение в пенсионную систему накопительного элемента расширяет возможности использования пенсионной системы как элемента инвестиционной среды. Именно модель организации инвестиционного процесса во многом определяет результат вложения денег: в одной стране вложения в недвижимость будут формировать капитал, а в другой потенциал этого актива так и останется нераскрытым и не приведет к росту ВВП.
Понятие «инвестиционный процесс» с точки зрения его содержательного аспекта весьма неоднозначно. Если рассматривать модель организации инвестиционного процесса исключительно с микроэкономических позиций, как это делает монетаристская школа, то величина сбережений сама определяет объем инвестиций. Норма процента при этом уравновешивает инвестиционный спрос и предложение сбережений, автоматически запуская процесс накопления капитала. Проблемы тезаврации денег, неиспользуемых депозитов и дефицита долгосрочных сбережений как факторов, непосредственно влияющих на результативность инвестиционного капитала, этой школой просто игнорируются.
Огромный вклад в развитие теории инвестиций внес Дж. М. Кейнс, впервые комплексно и глубоко рассмотревший инвестиционный процесс с точки зрения определяющих его успешность макроэкономических взаимосвязей и роли государства. Кей-нсианская школа доказала, что без вмешательства государства в инвестиционный процесс частные вложения даже в производительные активы может не приводить к увеличению ВВП в долгосрочной перспективе. Интенсификация инвестиционного процесса и увеличение нормы накопления капитала как источника обеспечения накопительных пенсий в конечном итоге определяются экономической политикой государства.
Можно спорить с некоторыми положениями теории Кейнса, критиковать ее статичность, игно-
рирование технического прогресса и последствий «разгона» инфляции, но нельзя отрицать важности основного тезиса о взаимосвязи социальной организации денежной политики (после отмены золотого стандарта) и процесса трансформации сбережений в инвестиции.
Регулирование денежного обращения центральными банками и выпуск государственных ценных бумаг определяют характер и интенсивность инвестиционного процесса во всех ведущих капиталистических странах. Способ регулирования денег в обращении (денежного предложения) и принятая система управления государственным долгом - важнейшие инструменты управления экономическим ростом, находящиеся в руках государства и во многом определяющие баланс сбережений и инвестиций.
В кейнсианской концепции равенство сбережений и инвестиций в будущем достигается путем изменения уровня совокупного дохода, а не ставки процента. Согласно теории Кейнса объем будущих инвестиций как движущей силы экономического развития и источника увеличения будущего дохода детерминируется нормой накопления капитала (рентабельностью бизнеса) и ценой денег (на которую прямое воздействие оказывает государство). Ее опережающий рост по сравнению с нормой прибыли (рентабельностью) бизнеса предпринимателя приводит к сворачиванию стимулов для частного инвестирования и падению уровня валового дохода.
Формулируя свою теорию, Кейнс был уверен, что динамика процентной ставки (цены денег) связана не с количеством сбережений, а со спросом и предложением денег. Сбережения, конечно, важны для поддержания уровня инвестиций на приемлемом уровне, особенно в период рецессии или кризиса в экономике. Именно в такие периоды в структуре пенсионных накопительных портфелей должна возрастать доля государственных ценных бумаг (особенно производительной направленности, т.е. обладающих кумулятивным эффектом).
Ученый настаивал на все возрастающей роли государства в поддержании необходимого для экономического роста размера инвестиций и предупреждал, что средства финансового рынка как аккумулятора и аллокатора сбережений будут становиться все более краткосрочными, спекулятивными, не приводящими к росту национального богатства.
Стимулирование накопления с помощью пенсионных средств сдерживается противоречием между короткими горизонтами доходности финансовых
рынков и долгосрочным характером пенсионного капитала. Поэтому для большинства стран расширение использования государством пенсионных (длинных) денег для осуществления инфраструктурных проектов, обеспечивающих доход в форме возрастания комфорта жизнедеятельности человека, становится объективной необходимостью. Практика (особенно кризисная) убедительно доказала, что привязка накопительной части пенсионных взносов только к фондовому рынку увеличивает вероятность их потерь и необходимость их прямого возмещения за счет государственного бюджета.
Таким образом, лучший способ сохранить и приумножить пенсионные взносы - это создать условия для расширения пока не заполненных производительных ниш на рынках капитала, связанных с улучшением жизнедеятельности человека (например, инфраструктурные проекты). Характерно, что передовые современные пенсионные системы строятся на теории социального кредита, весьма созвучной с кейнсианством. Она выдвинута британским экономистом К. Дугласом, доказавшим эффект от вложений пенсионных средств в образовательные, медицинские программы, социальное строительство на региональном (муниципальном) уровнях.
Значение вклада капитала как фактора производства в рост ВВП в различных странах раскрыто в табл. 3.
Как свидетельствует анализ данных табл. 3, одного лишь «механического» увеличения уровня сбережений недостаточно для эффективности инвестиционного процесса и роста национального дохода. Кроме развитых финансовых рынков в стране должны присутствовать производительные формы капиталовложений, долгосрочные инструменты государственного долга, повышающие отдачу от накопления капитала.
Системный характер организации инвестиционного процесса подразумевает охват государственным регулированием всех стадий формирования капитала:
- культивирование новых источников накопления (особенно долгосрочных);
- стимулирование роста специализированных финансовых институтов (пенсионных фондов), разнообразных инструментов;
- развитие конкретных форм капиталовложений - в человеческий капитал, инфраструктуру, жилищное и социальное строительство.
Таблица 3
Источники экономического роста в различных странах в 2012 г., %
Страна Доля сбережений домохозяйств, в процентах к доходу Темпы роста ВВП Темпы роста доли вклада капитала в развитие ВВП в 2007-2011 гг. Темпы роста доли вклада труда в развитие ВВП в 2007-2011 гг.
Австрия 7,4 0,9 0,60 0,66
Бельгия 9,6 -0,1 0,36 -0,57
Германия 10,3 0,7 0,32 0,55
Италия 3,6 -2,5 0,62 -0,12
Канада 5,0 1,7 0,73 0,43
США 5,6 2,8 0,67 1,46
Финляндия 1,1 -0,8 0,50 -0,56
Специалисты Всемирного банка А. Иглесиас и Р.Дж. Паласиос ставят государственное управление на первое место среди факторов, обеспечивающих эффективность и устойчивость накопительного компонента смешанной пенсионной системы. В проведенном ими исследовании «Управление государственными пенсионными средствами» (таковыми авторы признают обязательные пенсионные взносы на накопительную часть) прямо говорится, что странам с неудовлетворительным государственным управлением следует избегать накопительного подхода.
Главная опасность, по мнению этих экспертов, заключена в том, что пенсионные средства -привлекательный источник для финансирования дефицита и после того, как правительство однажды включит этот источник заемных средств в бюджетный процесс, будет очень сложно отказаться от него и осуществить необходимые реформы. Однако на это можно и возразить. Государственный долг, который явно или неявно будет увеличиваться, когда за управление пенсионными средствами берется государство, должен стать источником пополнения ресурсов не для текущего бюджета, а для бюджета развития (т.е. инвестиционной составляющей бюджета) [3]. При этом выпуск долгосрочных (нерыночных) государственных ценных бумаг инвестиционной направленности способен улучшить структуру государственного долга, привести к возрастанию сроков погашения государственной задолженности, сокращению стоимости заимствования. Такое развитие рынка государственного долга может, в свою очередь, стимулировать рост рынка неэмиссионных ценных бумаг, способствовать снижению процентной ставки кредитования экономики в целом. Государственные заимствования, стоимость привлечения которых значительно меньше, чем приведенный общеэкономический доход от их инвестирования,
вполне оправданны даже при допущении текущего бюджетного дефицита.
Следовательно, в использовании пенсионных денег для финансирования государственного долга принципиальное значение имеют не столько его количественные показатели (рост по отношению к ВВП), сколько качественное изменение его структуры или целей привлечения, т.е. параметров системы управления долгом как инструментом государственного регулирования трансформации сбережений в инвестиции. Государственный долг и обязательства пенсионной системы целесообразно рассматривать совместно, чтобы не допускать совпадения пиков расходов по выплате пенсий и рефинансирования долга, вызывающего резкое повышение ставок. Контроль процентных ставок по государственному долгу в конечном итоге - важнейший инструмент воздействия государства на активизацию инвестиционного процесса и рост капитализации экономики.
Анализ понятия «пенсионные накопления» с точки зрения формирования капитала позволяет дать определение, выражающее социально-экономическую сущность этой категории.
Пенсионные накопления - это ресурсный потенциал накопительного компонента пенсионной системы, полученный в результате регулируемого государством инвестиционного процесса, направленного на присоединение пенсионных взносов (обязательных или добровольных) к функционирующему индивидуальному или общественному капиталу в целях реализации пенсионных прав застрахованных лиц и защиты населения от резкого снижения потребления в нетрудоспособном возрасте.
Данное определение отличается от правового определения пенсионных накоплений, которое направлено не на раскрытие его социально-экономической сущности, а на выявление структурного
состава. Пенсионные накопления обычно понимаются как денежный фонд, состоящий из суммы пенсионных взносов и доходов, зарезервированных на индивидуальном пенсионном счете.
Из представленного нового определения и проведенного анализа сущности категории «пенсионные накопления» органически вытекают условия, при соблюдении которых накопительный компонент пенсионной системы может успешно выполнять поставленные перед ним задачи:
- стать встроенным стабилизатором инвестиционного процесса и локомотивом роста ВВП;
- выполнять роль материального гаранта поддержания достойного уровня жизни людей в нетрудоспособном возрасте.
Результаты проведенного анализа показывают, что эффективность накопительного компонента в пенсионной системе определяется тремя группами факторов.
1. Макроэкономическими предпосылками, или достигнутым уровнем средней заработной платы, государственного долга и равномерности в распределении богатства внутри страны.
2. Установленными государством законодательными правилами формирования накопительного компонента пенсионной системы, которые через определение порядка отчисления пенсионных средств повышают заинтересованность населения в увеличении пенсионных накоплений и стимулируют полноту их трансформации в пенсионный капитал.
3. Институциональными условиями организации инвестиционного процесса, определяющими национальную модель трансформации сбережений в инвестиции и подходы государства к управлению пенсионными средствами.
На государство ложится большая ответственность за объективную оценку выполнения представленных условий, благоприятствующих развитию накопительного компонента пенсионной системы с тем, чтобы обоснованно дозировать пропорции применения распределительных и накопительных механизмов пенсионной системы.
Современный мир идет по пути индивидуализации многих сфер человеческой жизни - получение образования, личная стратегия старости. Один человек хочет работать долго, другой предпочитает ранний выход на пенсию. Поэтому разнообразие компонентов пенсионной системы, позволяющих реально осуществлять финансовое планирование
собственной жизни, оказывается действительно необходимым.
Однако переход к пенсионным системам нового типа должен быть:
- постепенным;
- дозированным;
- определен в каждой стране степенью готовности ее макроэкономических предпосылок и институциональных условий.
Успешность и полезность введения обязательного накопительного компонента в страховую пенсионную систему полностью зависит от способности и готовности государства эффективно управлять пенсионными накоплениями. Продуктивность пенсионного капитала полностью детерминируется структурой активов, в которые они вложены, их способностью конвертироваться в регулярные дополнительные доходы, замещающие потерю заработной платы.
Обеспечение старости с помощью введения в пенсионные системы накопительного компонента подразумевает, таким образом:
- коренную перестройку всей инвестиционной политики;
- создание высокооплачиваемых рабочих мест;
- развитие фондового рынка;
- повышение уровня финансовой грамотности населения;
- формирование гарантий сохранности взносов;
- совершенствование пенсионного законодательства;
- другие действия в рамках перечисленных трех групп факторов.
Список литературы
1. Галишникова Е.В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Финансовый журнал. 2012. № 2.
2. Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации. М.: ОЭСР. 2012.
3. Рыжановская Л.Ю. Система государственных заимствований как инструмент финансового регулирования трансформации сбережений населения в инвестиции. М.: Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. 2009.
4. Averting the Old-Age Crisis. World Bank Policy Research Report, Oxford: Oxford University Press. 1994.
Pension system
AN ESSENCE OF PENSION SAVINGS CATEGORY AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PENSION SYSTEM
Liudmila Iu. RYZHANOVSKAIA, Ekaterina V. GALISHNIKOVA
Abstract
The article reveals social and economic essence of pension savings category as one of stability factors for pension provision and public wellbeing in the modern world. The carried out analysis enables to create a pension savings pensionavings concept which is aimed at an identification of the elements, which confirm an expediency of an introduction of saving component in pension systems.
Keywords: pension savings, pension system, level of asset savings, social protection, pension capital, established payments, defined contribution plan
References
1. Galishnikova E.V. Finansovoe povedenie nase-leniia: sberegat' ili tratit' [Financial behavior of population: to save or spend]. Finansovyi zhurnal- Financial journal, 2012, no. 2.
2. Rol'nakopitel'nykhpensii v sistemakhpension-nogo obespecheniia: problemy pensionnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Role of saving pension in retirement benefit plan: problems of the Russian Federation pension system]. Moscow, OECD Publ., 2012.
3. Ryzhanovskaia L.Iu. Sistema gosudarstvennykh zaimstvovanii kak instrument finansovogo regulirova-niia transformatsii sberezhenii naseleniia v investitsii [Public borrowing system as a financial regulation instrument for transferring of population savings in an investment]. Moscow, Academy of Budget and Treasury of Ministry of Finance of the Russian Federation Publ., 2009.
4. Averting the Old-Age Crisis. World Bank Policy Research Report. Oxford, Oxford University Press, 1994.
Liudmila Iu. RYZHANOVSKAIA
Center of Financial Policy of Research Financial Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
Ekaterina V. GALISHNIKOVA
Center of Financial Policy of Research Financial Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]