Научная статья на тему '2011.03.048. КОУДАЛ П. ОБУЧЕНИЕ В ДАТСКИХ ТЮРЬМАХ: ДОСТАТОЧНЫ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? KOUDAHL P. UNDERVISNING I DE DANSKE FENGSLER: DE RIGTIGE TILBUD? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2008. - ÅRG. 95, N 1. - S. 52-65'

2011.03.048. КОУДАЛ П. ОБУЧЕНИЕ В ДАТСКИХ ТЮРЬМАХ: ДОСТАТОЧНЫ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? KOUDAHL P. UNDERVISNING I DE DANSKE FENGSLER: DE RIGTIGE TILBUD? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2008. - ÅRG. 95, N 1. - S. 52-65 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.03.048. КОУДАЛ П. ОБУЧЕНИЕ В ДАТСКИХ ТЮРЬМАХ: ДОСТАТОЧНЫ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? KOUDAHL P. UNDERVISNING I DE DANSKE FENGSLER: DE RIGTIGE TILBUD? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2008. - ÅRG. 95, N 1. - S. 52-65»

Таким образом, вместо фиаско тюремного института можно констатировать его полный успех, вплоть до того, что общество перестало нуждаться в криминальных элементах. «Тюрьма вступает в естественную фазу своего регресса, но это не значит, что возможна какая-либо альтернатива этому социальному институту», -заключает Фуко (с. 24). Свой вывод он подкрепляет следующими «практическими соображениями».

«Критика института тюрьмы выглядит политически наивной, пока не возникает подозрение в попытке таким образом привить тюремный вирус всему социальному организму» (там же). Проблема тюрьмы не может быть не только решена, но даже правильно сформулирована в терминах теории наказания; равным образом несостоятельна ее формулировка только с точки зрения психологии либо социологии преступности. Вопрос о роли и исторических перспективах этого социального установления следует обсуждать исключительно как вопрос экономический и политический, т.е. с позиции «политической экономии преступности».

Рассуждения о тюрьме на самом деле затрагивают гораздо боле широкую, так сказать, вечную тему отношений преступности и власти. Для того чтобы тюрьма как надзорно-карательный институт отошла в прошлое, необходимо изменение политической риторики, касающейся закона, или перенос акцента с задачи уважения закона на выявление причин, позволяющих работать беззаконию. «Проблемы уголовного законодательства и уголовного преследования будут оставаться абстракцией до тех пор, пока не будет принят во внимание общий политико-экономический контекст функционирования преступности в обществе» (с. 24).

Е.В. Якимова

2011.03.048. КОУДАЛ П. ОБУЧЕНИЕ В ДАТСКИХ ТЮРЬМАХ: ДОСТАТОЧНЫ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? KOUDAHL P. Undervisning I de danske fengsler: De rigtige tilbud? // Nord. tidsskr. for kriminalvid. - Kobenhavn, 2008. - Ârg. 95, N 1. -S. 52-65.

Статья преподавателя Датского педагогического университетского колледжа (г. Орхус), доктора философии Петера Коудала посвящена анализу результатов проводившегося в течение 25 лет исследования обучения в датских исправительных учреждениях

Исследование велось совместно с другими странами Северной Европы: Исландией, Финляндией, Швецией и Норвегией, как часть проекта «Исследование обучения в тюрьмах», принятого Директоратом тюремного правления Дании и Датского педагогического университетского колледжа. Проект был создан на основе данных опроса ряда заключенных и педагогов, работающих в исправительных заведениях, их оценке обучения и предложений.

В Дании, пишет автор, практически не проводится систематических исследований проблемы значимости обучения в тюрьмах. В других странах Северной Европы этой проблеме уделялось больше внимания. Так, в Норвегии в 1997 г. Стортинг ассигновал 7 млн. крон на исследование вопроса значимости обучения в тюрьмах. Полученные данные привели к введению целого ряда новых мер, инициатив и изменений в сфере обучения в тюрьмах и, в частности, к повышению ассигнований, вкладываемых в профессиональное обучение заключенных. В Швеции комитет научных исследований при тюремном правлении при поддержке социального фонда Европейского союза провел ряд исследований пенитенциарных учреждений, в том числе и проблемы обучения. В частности, большое внимание было уделено вопросу совершенствования навыков чтения и письма среди заключенных, повышения их грамотности. Основанием для этого послужило широко распространенное мнение, согласно которому от 30 до 50% заключенных шведских тюрем в разной степени страдают от дислексии1. Для сравнения, продолжает автор, следует отметить, что от 5 до 8% всего шведского населения в той или иной степени страдает от дислексии. Исследование, к удивлению многих, показало также, что среди заключенных шведских тюрем не наблюдается больших проблем с грамотностью, чем среди всего шведского населения. Столь неожиданный результат говорит о необходимости разработки серьезной научной основы для реализуемого в тюрьмах обучения.

В Канаде в 1988 г. при тюремном правлении страны был учрежден и действует по настоящее время отдел научных исследований, который состоит из 22 постоянных сотрудников-исследователей, нескольких студентов и ряда лиц, работающих по контракту (годовой бюджет 2,3 млн. канадских долл.). В Канаде основная цель дея-

1 Дислексия - неспособность к чтению (мед.).

тельности тюремного правления состоит в подготовке заключенных к жизни законопослушных граждан после отбытия наказания. Следовательно, все инициативы должны отвечать данному требованию.

При всех датских тюрьмах функционируют школы на основе так называемой «экономически независимой модели», согласно которой преподаватели этих школ - штатные работники, назначаемые тюремным правлением. В Норвегии школы при тюрьмах функционируют по принципу «импортмодели», согласно которой тюрьмы привлекают преподавательские кадры из учебных заведений (высших учебных заведений, институтов), расположенных за пределами мест лишения свободы.

Школы располагаются в центре тюремных территорий и занимают самые большие помещения, что само по себе уже может служить основанием для исследования сферы деятельности, которая здесь развертывается.

Многочисленные исследования показывают также, что возможность получить постоянную работу в значительной степени зависит от образования, от наличия специальности. Это условие распространяется и на осужденных, чей возврат к законопослушной жизни зависит от того, насколько их образование может послужить основанием для обретения постоянной работы. Однако участие заключенных в образовании и обучении усложняется тем, что они лишены возможности выбирать тот вид образования, то обучение, которое им представляется наиболее для них подходящим. Иными словами, заключенные оказываются в худшем положении после отбытия наказания, чем до осуждения, когда дело касается образования и работы. Вместе с тем хорошо поставленное обучение в тюрьмах, которое учитывает уровень образования осужденных, может исправить последствия их неудачного школьного опыта.

Согласно сформулированному тюремным правлением Дании определению, задача обучения и образования в тюрьмах состоит в следующем. Директорат должен создать условия, при которых заключенным, как и другим гражданам, будет обеспечена возможность получения образования. С учетом того, что они находятся в заключении, директорат должен предоставить им более широкий выбор в сфере обучения, позаботиться и о таком распределении

ресурсов, при котором осужденным будут гарантированы надлежащие условия обучения, гарантировать, что предлагаемое обучение соответствует запросам, интересам заключенных.

Именно то обстоятельство, продолжает автор, что осужденные в период пребывания в тюрьме лишены возможности, как остальные граждане, учиться, получать образование, служит основанием для высоких требований, предъявляемых к обучению и образованию, которые предлагаются осужденным в тюрьмах. Эти требования, с одной стороны, касаются конкретных предложений о направлении обучения и образования. С другой стороны, особые требования предъявляются к педагогической организации, налаживанию обучения, к уровню квалификации и компетенции учителей, преподавателей, ибо они обучают необычных учащихся в экстраординарных условиях. В частности, инструктирование, руководство, инспектирование, медицинское обследование, официальный осмотр и т.п. составляют значительную часть работы преподавателей тюрем, которые всегда должны быть готовы внимательно прислушиваться к проблемам осужденных и их переживаниям, связанным с отбыванием ими наказания.

На заключенных датских тюрем, указывает автор, возлагаются определенные обязанности. Они должны либо работать, либо принимать участие в проводимых программах (например, в антиалкогольной или антинаркотической), либо получать образование. Участие в обучении формально приравнивается к иным видам деятельности. Помимо прочего, это означает, что заключенные за обучение и образование получают такое же жалованье, как и за любую другую деятельность.

В тюремном правлении, продолжает автор, функционирует Центр образования для взрослых. Порядок преподавания в названном Центре регулируется теми же нормами, которыми регулируется преподавание в соответствующих учебных заведениях за пределами тюремных стен. В частности, здесь предлагается предварительная подготовка в сфере чтения, правописания, орфографии, а также письменной математики. Такая подготовка направлена на то, чтобы обеспечить обучающимся возможность достичь уровня 9-10-го классов. Кроме того, заключенным предоставляется возможность получения общего образования для взрослых - обучения в 9-10-х

классах. При этом особое внимание уделяется лицам, страдающим алексией, и тем, для которых датский язык - неродной.

Заключенным открытых тюрем предоставляется право свободного передвижения, возможность проявлять активность в сфере получения образования за пределами тюрем. Это, пишет автор, означает, что осужденный может поступить в техническое училище или проходить практику на заводе, предприятии в связи с предоставленным ему в тюрьме специальным образованием. Согласно данным Директората тюремного правления Дании около 100 осужденных ежедневно имеют возможность такого свободного передвижения.

В Дании обучение предоставляется и задержанным лицам, дела которых еще не рассматривались судом и в отношении которых еще не вынесен приговор. На этих лиц, поскольку они не осуждены, не возлагается никаких обязанностей. Обычно условия для обучения в тюрьмах предварительного заключения крайне ограничены, преподавание часто ведется в камерах, средства, выделяемые для обучения арестованных, весьма незначительны. Согласно решению Директората тюремного правления, в среднем каждому арестанту предоставляется один час обучения в неделю. Обучением арестантов, как правило, занимаются преподаватели тюрем или учителя извне. Значительная часть деятельности, связанной с обучением, преподаванием арестованным направлена на разработку плана их образования с тем, чтобы они сразу могли приступить к обучению, если после вынесения приговора будут переведены в пенитенциарные учреждения.

Исходя из результатов проведенного анкетного опроса осужденных, считает автор, следует поставить вопрос о видах образования, предоставляемых заключенным датских тюрем, и о том, служат ли подготовительное и общее преподавание для взрослых наиболее оптимальными видами образования. С одной стороны, если осужденные не окончили начальной школы, вышеназванное преподавание представляется верным, ибо сдача выпускных экзаменов начальной школы может обеспечить возможность поступления в иные учебные заведения. С другой - неприятные, тягостные переживания осужденных, связанные с обучением в начальной школе, не говорят о целесообразности повторения того же самого в тюрьме. Исходя из того, что подавляющее большинство опрошен-

ных заключенных поддерживают профессиональное образование, следует использовать все меры, чтобы им его предоставить.

Последние реформы системы профессионального образования в Дании устранили ряд формальных препятствий. Это значит, что все учащиеся в сфере профессионального образования должны реально оценивать, что они могут заняться специальным образованием, поступить в профессиональное училище, не закончив начальной школы, не сдав выпускных экзаменов начальной школы.

Открытая тюрьма1 возле г. Хорсенс (Дания) заключила договор с местным профессиональным училищем о сотрудничестве. Согласно договору, профессиональное училище предоставило заключенным возможность начать и, смотря по обстоятельствам, завершить подготовительную часть профессионального обучения, с тем чтобы после освобождения они могли продолжить свое профессиональное образование. На тюремной территории расположены мастерские, которые, по оценке преподавателей местного профессионального училища, хорошо приспособлены для профессионального обучения. Если же некоторые вопросы нельзя решить в названных мастерских, то заключенные с соответствующим сопровождением могут быть направлены в местное профессиональное училище, учителя училища привлекаются для преподавания в тюремных мастерских. Училище обязалось обеспечить такой уровень подготовки заключенных, который гарантирует им возможность продолжать свое профессиональное образование после отбытия срока наказания, даже если они не сдавали выпускных экзаменов начальной школы.

На основе результатов, полученных в итоге проведенного эксперимента, Директоратом тюремного правления было принято решение о распространении с 2008 г. данной модели на все открытые и закрытые тюрьмы Дании.

Л.Л. Ананиан

1 Открытая тюрьма «Мёгелькер» («Мз§е1кта»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.