структуры, повышение инновационной способности предприятий и энергетическая эффективность, а не затратные программы.
Реализация новой промышленной политики требует более эффективного управления на европейском уровне. Идея национальных секторов и национальной промышленности, не связанных с другими секторами или остальным миром, уходит в прошлое. Поскольку сегодня особое значение приобретают стратегические европейские промышленные интересы, приоритетными являются не национальные, а скоординированные европейские действия.
И.Ю. Жилина
2011.03.047. СЛУШАНИЯ О СОСТОЯНИИ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИТОГИ СОГЛАСОВАНИЯ.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД.
Etats généraux de l'industrie: Bilan de la concertation: Rapport final. -P., 2010. - 329 p. - Mode of access: http://lesrapports.ladocumentation francaise.fr/BRP/104000021/0000.pdf
В докладе подводятся итоги обсуждений, организованных по инициативе президента Франции Н. Саркози в 2009 г. и посвященных проблемам развития промышленности страны и деиндустриализации, в которых принимали участие представители законодательной и исполнительной власти, предпринимателей, профсоюзов и других заинтересованных сторон.
Доклад состоит из трех частей. В первой рассматривается состояние французской промышленности, во второй - основные вызовы, с которыми сталкивается современное общество, и роль промышленности в ответе на них, в третьей - рекомендации участников обсуждения. В приложениях к докладу содержатся предложения французских профсоюзов и профессиональных объединений работодателей и руководителей предприятий.
Промышленность, обеспечившая экономический подъем в послевоенной Франции, отмечается в докладе, с конца 1970-х годов стала терять статус главного сектора национальной экономики. Хотя кризис 2008 г. выявил границы действующей экономической модели, промышленность по-прежнему остается ключевым и структурирующим сектором французской экономики.
Между тем занятость в промышленности Франции сокращается. В 2000-2008 гг. количество рабочих мест в этом секторе сни-
зилось на 500 тыс. (-13%), доля занятых в промышленности уменьшилась с 16 до 13% экономически активного населения. Причем во Франции занятость в промышленности сокращается быстрее, чем в большинстве других европейских стран: за 10 лет доля промышленности в общей занятости в ЕС сократилась на 14,3% против 19,3 во Франции, 14,2 в Германии и 11,82% - в Италии (с. 12). Французская промышленность производит 16% добавленной стоимости, немецкая - около 30 при среднем показателе для зоны евро - 22,4% (с. 16).
Французская промышленность ориентирована на внешние рынки, в частности, в автомобилестроении и производстве оборудования на экспортные операции приходится половина оборота. Но именно на эти сектора приходится и наибольшая доля импорта. В целом позиции Франции в мировой торговле промышленной продукцией остаются стабильными: она занимает второе место в Европе и пятое - в мире (с. 17).
Однако сравнительный анализ внешней торговли промышленной продукцией (без пищевой промышленности) Франции и Германии показывает: в то время как в Германии сальдо внешнеторгового баланса с 2000 г. улучшается, достигнув в 2008 г. 274 млрд. евро, во Франции в последние несколько лет оно имеет отрицательные значения (с. 19).
В результате доля Франции в мировом промышленном экспорте снизилась с 5,8% в 1995 г. до 3,8% в 2008 г. Это частично объясняется появлением на мировом рынке новых игроков, таких как Китай, и стремлением некоторых предприятий к выводу производства с территории Франции. Еще более показательно сокращение экспорта промышленной продукции Франции по сравнению с Германией. Если в 2000 г. он был эквивалентен 56% немецкого экспорта, то в 2008 г. - только 37% (с. 20).
Прибыли французской промышленности ниже, чем в основных странах ЕС за исключением Великобритании. В первом квартале 2009 г. норма прибыли упала ниже исторического минимума 1982-1983 гг. (с. 21).
Несмотря на сокращение инвестиций в промышленность, особенно во время кризиса, французские предприятия ряда отраслей (химическая промышленность, производство станков и оборудования, средств транспорта и т.д.) опережают по расходам на
НИОКР многие промышленно развитые страны (ПРС), в частности Германию. Однако в результате специализации Франции на секторах, традиционно мало использующих НИОКР, в целом она отстает от других ПРС в этой области. В 2006 г. государственные и частные расходы на НИОКР составляли 38 млрд. долл. (1,9% ВВП), тогда как в Германии этот показатель равнялся 67 млрд. долл. (2,4% ВВП). При этом во Франции уровень государственных расходов на НИОКР является одним из самых высоких в ОЭСР (с. 25). В 2008 г. темпы роста расходов на НИОКР во Франции (0,7%) были ниже среднемировых (6,9) и среднеевропейских (8,1%) (с. 26). Около 2/3 расходов на НИОКР во французской промышленности концентрируется в автомобильной, фармацевтической, электронной промышленности, авиационной и космической отраслях.
Сложившаяся в промышленности страны ситуация сформировалась под воздействием как положительных, так и негативных факторов. Положительными факторами являются:
- наличие в стране «промышленных чемпионов» (из 500 крупнейших в мире предприятий 35 - французские; по этому критерию страна занимает второе место в мире после США); высокий уровень развития фармацевтической промышленности и производства медицинского оборудования, электронной и электротехнической промышленности; передовые позиции в мире в области промышленной инженерии, телекоммуникаций, лечения раковых заболеваний, косметологии, моды и т.д.;
- высокий инновационный потенциал мелких и средних предприятий (МСП), которые обладают независимыми от крупных компаний инновационными экосистемами и являются носителями технических знаний, опыта и инноваций, в частности в электронике;
- относительная привлекательность французской экономики для прямых иностранных инвестиций (117 млрд. евро в 2007 г.) (с. 31);
- высокое качество подготовки научных и инженерных кадров;
- низкие по сравнению с другими странами «группы 7» выбросы углекислого газа на душу населения (6 т - против 15 в США и 10 т в Германии и Японии) (с. 32);
- государственная промышленная политика, ориентированная на инновации, включающая прямое финансирование (в течение
четырех лет в рамках инициативы по созданию «полюсов конкурентоспособности» государство и местные органы власти обеспечили 30% финансирования соответствующих проектов) и налоговые льготы промышленным предприятиям, в частности налоговый кредит за проведение НИОКР (crédit-impôt recherche) (этой налоговой льготой в 2009 г. воспользовались около 11 тыс. предприятий) (с. 34);
- высокое качество транспортной, газовой, водной, электрической инфраструктуры, электронных коммуникаций, легкость доступа предприятий к дешевой электроэнергии за счет развитой атомной и гидроэнергетики.
Развитию промышленности препятствуют:
- повышение курса евро по отношению к доллару (проблемы с экспортом);
- высокие обязательные платежи предприятий (налоги и социальные взносы) (в 2008 г. обязательные отчисления составляли во Франции 14,5% добавленной стоимости против 7,8% - в Германии) (с. 36);
- быстрый рост почасовой заработной платы;
- проблемы финансирования (дефицит инвестиций в промышленности оценивается в 100 млрд. евро) (с. 38);
- несоответствие системы профессионального образования потребностям промышленности;
- непривлекательность рабочих мест в промышленности, особенно для молодежи и дипломированных специалистов (в 2008 г. промышленность занимала лишь пятое место по привлекательности для молодых инженеров по средней заработной плате) (с. 41);
- недостаточно развитая культура инноваций и творческой деятельности, что затрудняет трансформацию идей в продукты и услуги (в списке 50 наиболее инновационных предприятий мира французские компании отсутствуют; только 23% предприятий осуществляют нетехнологические инновации против 51% в ОЭСР) (с. 42);
- недостаточная координация действий между промышленностью и научно-исследовательским сообществом; определенная несогласованность государственной помощи промышленности.
В то же время, как отмечается в докладе, современное общество ставит новые проблемы, решение которых может дать фран-
цузской промышленности дополнительные возможности для развития.
Прежде всего, речь идет демографической проблеме. Рост населения планеты, связанный с увеличением продолжительности жизни, концентрация населения в городах обусловливают проблемы в области продовольственного обеспечения, доступа к питьевой воде, охраны здоровья, коллективной и индивидуальной безопасности, образования и отдыха. Во всех этих сферах от промышленности ожидают, с одной стороны, обеспечения массового производства для удовлетворения все более сходных потребностей населения, с другой - дифференциации и персонализации массового производства с учетом потребностей отдельных граждан.
Поскольку новые индустриальные страны (Китай, Индия, Бразилия) обладают очень крупными внутренними рынками, позволяющими им развивать производство подобных товаров и укрепить свои позиции на внешних рынках, французской промышленности необходим инновационный подход, средства для изучения этих рынков и адаптации к ним.
Население планеты может столкнуться с серьезными проблемами, связанными с изменением климата. Промышленность может способствовать их решению, сокращая собственные выбросы и разрабатывая новые продукты. В области проектирования и производства могут появиться новые рынки (экопроектирование и экопроизводство) с меньшим потреблением энергии и сырья, а также с новыми материалами, при производстве которых используется возобновляемое сырье, и т.д.
Экологический подход к промышленным процессам, продуктам, способам потребления требует развития НИОКР и инноваций и может послужить основой нового «зеленого» роста. В этом плане Франция, учитывая ее прочные позиции в химической промышленности, энергетике, электронике и машиностроении, обладает преимуществами, которые могут обеспечить ей лидирующие позиции в Европе и даже в мире.
В мире постоянно растет мобильность населения. В 19902008 гг. количество пассажиров высокоскоростных железных дорог во Франции увеличилось с 30 млн. до 128 млн. человек в год, количество авиапассажиров в мире за тот же период - с 1,024 млрд. до 2,058 млрд. человек, производство автомобилей - с 51,6 млн. до
70,6 млн. штук (с. 52). Нет никаких признаков того, что спрос в этой области сократится. Во Франции есть первоклассные компании, производящие транспортные средства, на которые она может и должна опираться.
Сегодня медицина переживает настоящую революцию, обусловленную новыми концепциями лечения (восстановительная медицина, персонализированная медицина и т.д.) с использованием промышленных инструментов и услуг (лекарства, диагностические тесты, медицинские приборы). В условиях старения населения прогресс медицины сталкивается с ростом расходов на здравоохранение. В связи с этим миссия медицинской промышленности состоит в поиске новых решений, способных поддерживать качество и равенство доступа к медицинским услугам.
В последние 15 лет развитие мобильной телефонии, Интернета и цифровых услуг внесло революционные изменения в жизнь общества. Электронные коммуникации во всех формах продолжают развиваться, ежедневно предлагая новые услуги, что открывает новые перспективы развития. Вокруг цифровых услуг появляется сетевое общество, которое характеризуется усилением роли всех форм сообществ, опирающихся на предоставление информации и сотрудничество.
Для конкретизации перспектив, открываемых информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), необходимы значительные инвестиции в сетевые инфраструктуры и мобилизация производителей телекоммуникационного и информационного оборудования, электроники, телекоммуникационных услуг. Эффективное использование ИКТ является ключевым фактором повышения конкурентоспособности предприятий, и, следовательно, роста занятости. По данным ОЭСР, в 2001-2006 гг. ИКТ способствовали повышению производительности в странах «группы 8» на 15-20% (с. 54).
Однако французские предприятия значительно отстают в использовании цифровых технологий для внешних связей. В 2008 г. только 12% предприятий с числом занятых более 10 человек прибегали к предоставлению информации через цифровые сети против 16% в среднем по ЕС-15 и 15% - по ЕС-27. Франция по этому показателю уступает Италии, Испании, Бельгии, Дании, Швеции, Финляндии и Австрии (более 20%) (с. 54).
Ответ на эти новые вызовы может способствовать созданию новой промышленной модели. Но для этого промышленность должна вкладывать больше средств в НИОКР и инновации.
Поскольку инновации являются ключевым фактором конкурентоспособности, огромное значение имеет укрепление творческого и инновационного потенциала предприятий. Для этого необходимо: достичь уровня расходов на НИОКР, сопоставимого с передовыми в этом отношении странами, и создать условия для диалога между государственными лабораториями и частными компаниями для наилучшего использования их потенциала; научиться предвидеть, выявлять, а еще лучше создавать прорывные инновации, интегрировать эти инновации в технологии, управление, дизайн, маркетинг; сократить сроки внедрения инноваций, что требу -ет разработки инноваций одновременно с изучением условий их внедрения (регламентаций, инфраструктуры и сетей, определения стоимости использования и технического обслуживания и т.д.); использовать ИКТ для повышения производительности и конкурентоспособности предприятий, в частности МСП; стимулировать предприятия, эффективно осуществляющие менеджмент инноваций; проанализировать лучший опыт в этой области и принять меры к его распространению, в частности среди МСП; выявить новые финансовые способы стимулирования инноваций в промышленности; учитывать санитарные факторы, а также задачи безопасности и охраны окружающей среды; выявлять новые стимулы для инвестиций в экопроектирование и экопроизводство; создать более благоприятное для конкурентоспособности французской промышленности окружение (в частности, за счет стабильной и предсказуемой системы регламентирования); повысить качество системы профессиональной подготовки, особенно технического образование и т.д.
Обновление промышленности Франции возможно только при подключении к этому процессу всех социально-экономических партнеров, в том числе государственных органов власти разного уровня. На первом этапе предлагается стимулировать различные механизмы участия наемных работников в жизни предприятий и в принятии решений; структурировать цепочки предприятий для улучшения отношений между заказчиками и подрядчиками; развивать совместные НИОКР крупных групп, МСП и государственных
лабораторий; адаптировать начальное и непрерывное профессиональное образование к новым видам деятельности.
Стратегической задачей является преобразование промышленности с помощью государственной промышленной политики (с учетом исторического опыта и развития новых форм инноваций). Что касается ближайших задач, то необходимо принять как меры общего порядка, направленные на усиление факторов, положительно воздействующих на национальную промышленность, и одновременно на устранение препятствий на пути ее развития, так и специфические меры, ускоряющие технологическое развитие. Все эти меры должны быть увязаны с действиями в других сферах экономической, политической и социальной жизни страны, оказывающими большое влияние на промышленность.
И.Ю. Жилина
2011.03.048. ДЕММУ Л. ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ.
DEMMOU L. La désindustrialisation en France // Les cahiers de la DG Trésor. - P., 2010. - N 1. - P. 1-50. - Mode of access: http://www.minefe.gouv.fr/directions_services/dgtpe/etudes/doctrav/pdf /cahiers-2010-01.pdf
В работе сотрудницы Министерства экономики, промышленности и занятости Франции анализируются факторы, обусловившие сокращение занятости в промышленности страны в 19802007 гг.
Деиндустриализация в современной экономике означает сокращение промышленного производства в пользу сектора услуг. Оценка масштабов этого явления, характерного для всех промыш-ленно развитых стран (ПРС), осуществляется путем определения либо изменения занятости, либо - добавленной стоимости в текущих ценах.
Как показывают статистические данные, в 1980-2007 гг. количество рабочих мест во французской промышленности сократилось на 1 913 500, т.е. на 36%. Основное сокращение пришлось на обрабатывающую промышленность (96%). В тот же период доля добавленной стоимости, произведенной в промышленности, снизилась с 24% до 14% ВВП. При этом в периоды экономического подъема (в середине 1980-х и середине 1990-х годов) сокращение