Л.А. Зубченко
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ ВО ФРАНЦИИ
Программы стимулирования инноваций на уровне ЕС
В 2000 г. на саммите Совета ЕС было принято решение о реализации Лиссабонской стратегии, предусматривающей превращение к 2010 г. ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономику, основанную на знаниях. Предполагалось, что социально-экономическое развитие ЕС должно иметь в основании три «опоры» - экономический рост, социальное сплочение и защиту окружающей среды. В рамках Лиссабонской стратегии были разработаны 28 основных и 120 дополнительных целей, достижение которых должно оцениваться с помощью 117 различных показателей.
В целом Лиссабонская стратегия намечала пять групп ключевых целей:
повышение конкурентоспособности; создание динамичной экономики, основанной на знаниях; увеличение занятости; обеспечение социальной сплоченности; улучшение состояния окружающей среды.
В мае 2010 г. Европейская комиссия (ЕК) предложила принять новую стратегию на предстоящее десятилетие «ЕС 2020» («ЦЕ2020»). Ее основные цели (4):
- обеспечить занятость для 75% населения в возрасте от 20 до 64 лет;
- довести расходы на НИОКР до 3% ВВП;
- снизить на 30% эмиссию парниковых газов;
- довести до 40% долю молодых людей с высшим образованием;
- уменьшить численность бедных на 20 млн. человек.
Для достижения этих целей необходимо стимулировать экономическое развитие на основе знаний и инноваций с более эффективным использованием «более зеленых» и конкурентоспособных ресурсов. ЕК предложила семь приоритетных инициатив:
- «Союз за инновации» («Une Union pour l'innovation»).
- «Молодежь в движении» («Jeunesse en mouvement»), чтобы стимулировать более активное участие молодых на рынке труда.
- «Цифровая стратегия для Европы» («Une stratégie numérique pour l'Europe»).
- «Эффективная Европа в использовании ресурсов».
- «Промышленная политика в эпоху глобализации».
- «Стратегия для новой конкурентоспособности и новой занятости».
- «Европейская платформа против бедности».
Реализация предложенной стратегии предполагает усиление
сотрудничества всех заинтересованных сторон на коммунитарном, национальном и местном уровнях.
Немаловажную роль в реализации Лиссабонской стратегии играет Седьмая рамочная программа ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию (Seventh Framework Programme of the European Community for Research, Technological Development) на 2007-2813 гг. Такие программы, разрабатываемые в ЕС с 1984 г., представляют собой основной инструмент по стимулированию научно-исследовательской деятельности и формированию в ЕС Европейского научного пространства (European Research Area).
Планируемый бюджет Седьмой рамочной программы (7РП) составляет 54 млрд. евро, которые будут в основном распределены между четырьмя главными программами, которые соответствуют главным направлениям политики ЕС в области научных исследований (21).
Сотрудничество (Cooperation) - развитие международного сотрудничества (в том числе и с организациями из третьих стран) в проведении научно-исследовательских работ по следующим десяти направлениям: здравоохранение; продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии; информационные и коммуникационные технологии; нанотехнологии, новые материалы и производственные технологии; энергетика; окружающая среда; транспорт; социально-экономические и гуманитарные науки; космос; безопасность. Во всех проектах, финансируемых в рамках 7РП, должны одновременно принимать участие несколько (минимум три) евро-
пейских организаций. На реализацию этой программы из бюджета 7РП выделяется самая крупная сумма - более 32,413 млрд. евро.
Программа «Идеи» (Ideas) - нацелена на развитие динамичной и творческой деятельности на передовых рубежах знаний по всем научным и технологическим направлениям, включая инженерные, социально-экономические и гуманитарные науки. Контроль над этой программой осуществляет специально созданный Европейский совет по научным исследованиям. На эту программу выделяется 7,510 млрд. евро.
Программа «Люди» (People) - нацелена на количественное и качественное совершенствование людских ресурсов в сфере исследований и технологий. Ее основные задачи - поддержка мобильности и карьерного роста ученых, усиление привлекательности Европы как исследовательского центра для ученых всего мира, развитие международных научных связей, в том числе со странами, не являющимися членами ЕС. Расходы на эту программу должны составить 4,750 млрд евро.
Прграмма «Возможности» (Capacities) - нацелена на поддержку научно-исследовательской инфраструктуры, исследований, связанных с развитием малого и среднего бизнеса и усилением исследовательского потенциала европейских регионов; налаживание и расширение политического диалога между ЕС и третьими странами; развитие партнерства в области научно-технологического сотрудничества. На эту программу из бюджета 7РП выделяется 4,097 млрд. евро.
Стандартная максимальная доля финансирования из бюджета 7РП проектов в сферах НИОКР и технологического развития составляет 50% от всех расходов. Однако когда такие проекты осуществляются государственными некоммерческими организациями, учреждениями среднего и высшего образования, исследовательскими организациями и предприятиями малого и среднего бизнеса, эта доля может достигать 75% расходов на проект. Деятельность по развитию исследований и совершенствованию людских ресурсов может на 100% финансироваться за счет бюджета 7РП.
К особенностям 7РП можно отнести акцент на исследовательские проекты; существенное упрощение функционирования программы; акцент на развитие исследований, отвечающих интересам европейской промышленности; большее внимание развитию регионов, разделению финансовых рисков, направленному на стимулирование частных инвестиций в исследовательскую деятельность. С этой целью ЕК и Европейский инвестиционный банк
разработали специальный финансовый инструмент страхования рисков, связанных с осуществлением инновационных проектов любыми предприятиями, которые будут обращаться для финансирования таких проектов за банковскими займами.
К сожалению, одна из важнейших целей Лиссабонской стратегии, состоявшая в том, чтобы в 2010 г. довести долю расходов на НИОКР до 3% ВВП, не была достигнута, поскольку реально это отношение равно 2,2% (10).
Особое внимание в ЕС уделяется мерам содействия малым и средним предприятиям (МСП), которые являются основой социально-экономической модели ЕС, обеспечивая 70% занятости в частном секторе и 53% производства добавленной стоимости. С 1 января 2005 г. в ЕС действуют следующие критерии МСП: средние предприятия - численность занятых от 50 до 249 человек, ежегодные обороты - до 50 млн. евро и балансы предприятия - до 43 млн. евро; малые предприятия - 10-49 занятых, обороты и балансы - до 10 млн. евро; микропредприятия - менее десяти занятых, обороты и балансы - до 2 млн. евро.
В целях гармонизации политики отдельных стран - членов ЕС в отношении МСП в июне 2008 г. был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act, SBA), который отражает стремление органов ЕС и стран-членов признать центральную роль МСП в экономике и впервые создает всеобъемлющие рамки для политики поддержки МСП. Закон направлен на разработку общего подхода к малому и среднему предпринимательству и на формулирование общих принципов политики по содействию развитию МСП (22). В SBA сформулированы следующие десять принципов политики стран - членов ЕС в области поддержки МСП:
1. Создавать среду, в которой предприниматель может добиться успеха, а предпринимательство вознаграждается.
2. Давать второй шанс честным предпринимателям, столкнувшимся с угрозой банкротства.
3. Разработать правила в соответствии с принципом «сначала думай о малом».
4. Создать государственную администрацию, отвечающую за удовлетворение потребностей МСП.
5. Адаптировать инструменты государственной политики к потребностям МСП.
6. Облегчать доступ МСП к финансам и создавать легальную бизнес-среду, обеспечивающую своевременные расчеты по коммерческим сделкам.
7. Помогать МСП получать прибыли от возможностей, предоставляемых единым внутренним рынком ЕС.
8. Обеспечивать улучшение мастерства МСП и продвижение всех форм инноваций.
9. По возможности, помогать МСП противостоять экологическим вызовам.
10. Поощрять и поддерживать МСП в получении ими прибыли на растущих внешних рынках.
Особое внимание в ЕС уделяется поддержке инновационных МСП. В ЕС действует Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (Competitiveness and Innovation Framework Programme, CIP), которая в основном предназначена для МСП, чтобы обеспечить им доступ к использованию ИКТ и возобновляемых источников энергии. Эта программа, рассчитанная на 2007-2013 гг., имеет бюджет в 3,62 млрд. евро. CIP включает три подпрограммы: по развитию инноваций и предпринимательского духа, по стратегии в использовании ИКТ и по энергетике (18).
На стимулирование инноваций направлена деятельность организации Europe Innova, созданной в 2006 г. по инициативе ЕК и финансируемой рамочной программой «Конкурентоспособность и инновации» (Compétitivité et l'Innovation). Ее цель - развитие и продвижение новых инструментов поддержки инноваций, особенно в МСП (6). В 2009 г. были выдвинуты три приоритетные области: транснациональное сотрудничество, услуги в области распространения знаний, экологические инновации (эко-инновации). Europe Innova возглавила следующие направления в области инноваций: европейский надзор за анализом, позволяющим принимать решения, касающиеся политики развития партнерства; поддержка инновационных проектов в области экологии и биотехнологии; сбор статистических данных о тенденциях и возможностях участия МСП в эко-инновациях.
В финансовой поддержке МСП на коммунитарном уровне участвуют:
Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB), предоставляющий предприятиям займы двух типов:
• индивидуальные займы, которые предназначены для финансирования долгосрочных инвестиций на сумму свыше 25 млн. евро; для получения таких займов компании (обычно крупные) могут непосредственно обращаться в EIB;
• так называемые «глобальные займы» (prets globaux) для МСП, означающие открытие кредитной линии для банков и дру-
гих финансовых институтов, которые, в свою очередь, переводят соответствующие средства фондам, осуществляющим поддержку инвестиционных проектов МСП, отвечающих разработанным ЕИБ критериям.
Европейский инвестиционный фонд (Fonds européen d'investissement, FEI), который в основном выполняет роль финансового посредника, действуя через банки и другие инвестиционные фонды, в том числе фонды венчурного капитала. Последние, в свою очередь, пополняют собственные капиталы МСП. FEI может финансировать от 10 до 25% акций венчурных фондов для инновационных МСП на начальной стадии их деятельности и от 7,5 до 15% акций венчурных фондов для быстрорастущих МСП - в стадии их экспансии. В исключительных случаях участия FEI могут составлять до 50%. Этот механизм предлагает МСП четыре «окна» доступа к финансированию:
- гарантии займов для МСП с высоким потенциалом роста;
- гарантии займов для микропредприятий до 25 тыс. евро особенно на начальной стадии их функционирования;
- гарантии собственных капиталов МСП для поддержки их инвестиций;
- гарантии, поддерживающие структуры секьюритизации кредитов, предоставленных МСП.
Система гарантий банковских кредитов. Часто инновационные МСП не могут предоставить необходимых гарантий для получения банковских кредитов. Коммунитарные финансовые инструменты стимулируют финансовые институты предоставлять займы МСП, благодаря разделению рисков. Механизмы гарантий для МСП (SMEG) облегчают доступ МСП к займам для финансирования развития, связанного с использованием ИКТ, а также к микрокредитам (до 25 тыс. евро), которые связаны с высокими рисками. Общий бюджет этих инструментов составляет более 1 млрд. евро, что позволит предоставить до 2013 г. гарантии от 300 тыс. до 400 тыс. евро МСП.
Механизм увеличения возможностей (Dispositif de renforcement des capacités, DRC) МСП, участвующих в программе CIP, управляемый Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, FEI и Банком развития Совета Европы (Banque de Développement de Conseil de l'Europe). Этот механизм включает два направления: 1) предоставление «капитала для запуска» («Capital d'Amorçage»), т.е. для создания нового МСП; 2) организация «партнерства» - предоставление субси-
дий финансовым посредникам для покрытия издержек, связанных с оценкой кредитных заявок МСП.
Следует отметить, что основная часть финансовой помощи европейским МСП а также налоговые льготы предоставляются в национальных рамках.
Техническая поддержка МСП и помощь в составлении досье оказываются через интернет-порталы, открытые ЕК для предприятий, такие как Европейский портал роста предприятий (Portail européen pour la croissance des entreprises), Europe Entreprise Network и др. В технической поддержке МСП также участвуют:
- Европейская служба занятости (European Employment Service, EURES) - сеть поддержки занятости, управляемая и финансируемая Генеральной дирекцией занятости ЕК. Она объединяет государственные службы занятости, профсоюзы и предпринимательские организации. Ее главная функция - стимулировать свободное обращение рабочей силы и создание транснациональных служб занятости.
- Европейская сеть бизнес-ангелов (European Business Angels Network, EBAN) - поддерживаемая ЕК ассоциация, цель которых налаживать контакты неформальных инвесторов (Business Angels) и предприятий. Эта платформа позволяет предприятиям пользоваться финансовой и технической поддержкой «бизнес-ангелов» - физических лиц, предлагающих новым предприятиям не только инвестиции, но и свой опыт и свои отношения с другими структурами.
Помимо названных общих программ, в ЕС разработаны и действуют многочисленные программы поддержки МСП отраслевого характера.
Поддержка инновационных предприятий во Франции
Государственная поддержка инновационных компаний и прежде всего МСП принимает различные формы: от разработки законодательных норм до содействия финансированию и предоставления различных услуг. На современном этапе эта поддержка приобретает особое значение, поскольку стимулирование инноваций рассматривается как важный фактор преодоления последствий финансово-экономического кризиса и решения проблем занятости. Основную роль в этой политике играет группа Oséo.
Деятельность группы Oséo
Группа Oséo была создана в 2005 г. по инициативе Н. Саркози, бывшего в то время министром экономики, финансов и промышленности, путем объединения функций структур, выполняющих общую задачу оказания помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Oséo представляет собой государственный финансовый холдинг, который включает три подразделения:
- Oséo innovation, созданное взамен Национального агентства содействия научным исследованиям (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche, ANVAR);
- Oséo financement, созданное на основе Банка развития МСП (Banque pour le Développement des PME, BDPME);
- Oséo garantie, созданное на основе SOFARIS - филиала BDPME.
Главные финансовые инструменты Oséo (13):
1. Авансы, погашаемые в случае успеха и предоставляемые под нулевые проценты. Они могут покрывать до 50% расходов. Эта помощь позволяет финансировать этапы, предшествующие промышленной реализации проекта, т.е. этапы НИОКР, связанных с новыми продуктами и услугами.
2. Займы, связанные с участием в запуске инновационных предприятий (prêt participatif d'amorçage, PPA), призванные облегчить участие фондов и венчурных компаний в финансировании МСП. Эти займы предоставляются МСП существующим менее пяти лет, которые пользуются помощью Oséo. Цель РРА - создать благоприятные условия для привлечения будущих инвесторов. Сумма займа - от 50 тыс. до 75 тыс. евро. Он погашается в течение восьми лет, погашение может быть отсрочено в течение первых трех лет.
3. Заключение контрактов на инновационное развитие (contrat de développement innovation, CDI) с инновационными предприятиями на срок до трех лет. CDI направлены на финансирование нематериальных потребностей предприятий - расходов на оплату труда, коммуникации, размещения за рубежом и т. д. Их сумма - от 40 тыс. до 400 тыс. евро (в некоторых регионах она может достигать 600 тыс. евро).
Заявка предприятия на получение помощи оценивается на основе следующих критериев:
- инновационный характер программы;
- потенциал роста и создания новых рабочих мест;
- экономическая заинтересованность в предлагаемых инновационных продуктах или процессах;
- техническое качество программы;
- технические, промышленные, коммерческие и финансовые возможности предприятия-бенефициара.
Решение о предоставлении помощи сопровождается календарем погашения, указанием ставки процента с продаж продукции или лицензии, прав, получаемых государством в случае отказа бенефициара от проекта. Помощь предоставляется не единовременно, а отдельными траншами по мере продвижения проекта. При этом бенефициар должен отчитываться о реально осуществленных расходах на инновации. Так, предоставление помощи может быть приостановлено, если отдельные этапы проекта не будут реализованы. Бенефициар помощи инновациям может иметь более легкий доступ к другим источникам финансирования. Гарантии банковских кредитов МСП, получивших такую помощь, увеличиваются до 70% (3).
С конца 2009 г. Oséo Innovation управляет Единым межминистерским фондом (Fonds Unique Interministériel, FUI), финансирующим в форме субсидий так называемые кооперативные проекты, осуществляемые совместно крупными предприятиями, МСП, исследовательскими лабораториями и университетами, отобранными межминистерскими рабочими группами для реализации в полюсах конкурентоспособности.
По словам Ф. Друэна (F. Drouin), президента - генерального директора Oséo, в 2009 г. деятельность группы была весьма интенсивной. Содействие было оказано 80 тыс. предприятий (на 28% больше, чем в 2008 г.), которые реализовали 85 тыс. проектов. В отношении этих предприятий было осуществлено 107 тыс. различных операций, что позволило им получить финансирование на 25 млрд. евро, в том числе гарантированных займов на сумму в 12 млрд. евро (12).
Меры по гарантированию банковских кредитов. МСП способствовали тому, что в октябре 2010 г. объем банковских кредитов МСП возрос по сравнению с октябрем 2009 г. на 6,1%. С начала 2010 г. Французская банковская федерация обязалась снизить срок ответа банков на запросы МСП до 15 дней; прежде этот срок составлял один месяц. По данным проведенного исследования, 90% МСП расценили это как «важный прогресс». Расширению банковского кредитования МСП способствует также созданная в разгар финансового кризиса по инициативе Президента Франции
Н. Саркози государственная служба кредитного медиатора (посредника) призвана помочь МСП облегчить доступ к банковским кредитам. С января по сентябрь 2010 г. в службу ежемесячно поступало в среднем по 800 досье (11).
После 2005 г. Oséo и региональные советы создали около 20 региональных фондов инноваций, которые дополняют национальное финансирование. Эти фонды предоставляют помощь на общую сумму в 40 млн. евро в год (3).
Помимо финансовой помощи Oséo предоставляет предприятиям следующие услуги:
• Разработка стратегии инновационного предприятий и оценка проекта его создания. Oséo может сопровождать предприятие от этапа предварительных исследований до его создания, включая изучение рынка, дизайн, финансовое, юридическое и налоговое консультирование и т. д.
• Оценка реализуемости инновационного проекта и бизнес-плана. Когда предприятие создано, Oséo может оказывать ему юридическую и техническую помощь.
• Развитие инновационного проекта. После того, как инновационный проект оценен, Oséo может поддерживать его развитие вплоть до запуска промышленного образца. Квалификация инновационного предприятия для обеспечения его доступа к финансированию со стороны Общих фондов вложений в инновации (Fonds communs de placement pour l'innovation, FCPI), что позволяет инновационным МСП увеличивать собственные капиталы, а инвесторам пользоваться налоговыми льготами.
• Предоставление услуг по сопровождению предприятий по мере необходимости. Это такие услуги, как оценка и экспертиза проектов, поиск партнеров по исследованиям, участие в совместных программах, продвижение инноваций, установление связей с финансовыми институтами и теми, кто распределяет государственные и частные заказы.
В конце сентября 2010 г. министр экономики Франции К. Ланард предложила использовать 360 млн. евро, представляющих собой налог на банковские бонусы, для стимулирования МСП (17). Эта сумма будет направлена на пополнение собственного капитала Oseo, который предоставляет гарантированные государством займы МСП.
В 2010 г. деятельность Oséo направлена на достижение трех «i»: Innovation (инновации), Investissement (инвестиции) и International (внешняя экспансия).
Налоговые льготы
Налоговое стимулирование является одним из важных инструментов государственной поддержки НИОКР и инноваций. Большое внимание при этом уделяется МСП, которые имеют, как правило, более трудный доступ к финансированию, в частности к банковскому кредитованию, поскольку банки оценивают их риски более высоко. Чтобы укрепить собственные капиталы МСП, в 1996 г., а затем в 2001 г. для них была установлена более низкая ставка по налогу на компании: 15 вместо 33,33%. При этом их налоговая льгота ограничена суммой в 38 120 евро. Сегодня этой льготой пользуются 470 тыс. МСП, средняя налоговая льгота для которых составляет 700 евро (23).
Финансовый закон 2004 г. ввел механизм налоговых льгот для молодых МСП, осуществляющих инновационные проекты. МСП имеют возможность пользоваться этими льготами при соблюдении ряда условий, среди которых: МСП должно быть молодым, т.е. иметь возраст не более восьми лет; его расходы на НИОКР должны быть эквивалентны 15% расходов, пользующихся налоговой скидкой. МСП должно быть самостоятельным, а не результатом реконструкции или концентрации. МСП, отвечающее этим условиям, имеет право на 100%-ное освобождение от налогов на прибыли в течение трех лет и на 50%-ное - в течение следующих двух лет. Кроме того, в отдельных случаях МСП могут освобождаться от уплаты некоторых местных налогов на срок до семи лет (14).
Налоговая льгота на исследовательские расходы (crédit d'impôt recherche, CIR) был принят еще в 1983 г. и изменен в 2004 и в
2007 гг. Цель CIR - снизить для предприятий их расходы на НИОКР, направленные на повышение конкурентоспособности. Эта мера отражена в ст. 244 Общего налогового кодекса. С 1 января
2008 г. CIR составляет 30% расходов на НИОКР до 100 млн. евро и 5% сверх этой суммы. Предприятие, впервые пользующееся CIR, в первый год пользуется ставкой CIR в 50% и во второй год - 40%. (7). Механизмом CIR могут пользоваться промышленные, торговые и сельскохозяйственные предприятия, уплачивающие налог на прибыль. При этом учитываются следующие расходы:
- персональные, т.е. расходы на заработную плату исследователей и техников;
- расходы на функционирование, как правило, составляющие 75% от персональных расходов;
- расходы на оплату НИОКР, осуществляемых организациями, утвержденными министерством научных исследований, во Франции и странах ЕС на сумму до 2 млн. евро;
- расходы на патентование и технический надзор (до 60 тыс. евро).
Ежегодно «налоговый подарок» предприятиям, связанный с
СШ, составляет более 1 млрд. евро. Вместе с тем этот механизм не затрагивает вновь создаваемые малые предприятия (10).
С 1 января 2009 г. налогоплательщик, подписывающийся на капитал вновь создаваемого или расширяющегося малого предприятия, пользуется специальной льготой. Предприятие должно иметь менее 50 занятых, а его обороты и баланс не должны превышать 10 млн. евро. Оно должно быть создано в течение пяти последних лет. Снижение налога равно 25% выплаченной суммы налога, потолок которой составляет 50 тыс. евро для одного лица и 100 тыс. евро - для семейной пары. До 31 декабря 2011 г. физические лица, которые подписываются на заем для приобретения доли в капитале некотирующегося предприятия, имеют право на снижение налога на 25% на полученные проценты в размере 20 тыс. евро на одно лицо и 40 тыс. - на семейную пару. Предприятие должно иметь менее 250 занятых, его обороты не должны превышать 40 млн. евро, а баланс - 27 млн. евро. (20).
Налогоплательщик, который подписывается на капитал вновь создаваемого или расширяющегося не котирующегося на бирже предприятия, пользуется снижением налогов. Этот механизм действует до конца 2012 г. При этом должны соблюдаться следующие условия (20).
• Предприятие должно уплачивать корпорационный налог и не ограничивать свою деятельность управлением собственным движимым и недвижимым имуществом.
• Ценные бумаги должны удерживаться до 31 декабря пятого года после подписки на них.
• Капитал предприятия более чем на 50% должен принадлежать физическим лицам или семейным обществам, принадлежащим родственникам по прямой линии - братьям, сестрам и супругам.
• Предприятие должно отвечать критериям МСП, действующим в ЕС: не более 25% капитала должно принадлежать обществу, не соответствующему указанным выше критериям.
• Сумма снижения налога равна 25% уплаченных налогов каждый год, исходная сумма налога не должна превышать 20 тыс. евро на одно физическое лицо и 40 тыс. на семейную пару. Эта льгота действует до конца 2011 г.
С 1 января 2009 г. налогоплательщик, подписывающийся на капитал вновь создаваемого или расширяющегося малого предприятия, пользуется специальной льготой. Предприятие должно иметь менее 50 занятых, а его обороты и баланс не должны превышать 10 млн. евро. Оно должно быть создано в течение пяти последних лет. Снижение налога равно 25% выплаченной суммы налога, потолок которой составляет 50 тыс. евро для одного лица и 100 тыс. евро - для семейной пары.
Рабочая группа EGI (Etats Généraux de l'industrie), опубликовала весной 2010 г. доклад «Инновации и предпринимательство», в котором были сформулированы следующие предложения по развитию инноваций во французской экономике (8):
- ввести новый «заем доступа на рынок» (prêt d'accès au marché, PAM) для финансирования инновационных проектов, осуществляемых МСП, особенно в полюсах конкурентоспособности;
- провести эксперимент по государственному содействию инвестициям «бизнес-ангелов»;
- реализовать диагностику МСП с точки зрения оказания им помощи в найме молодых дипломированных специалистов;
- способствовать созданию малых технологичных компаний при крупных группах; финансирование в 200 млн. евро частично может осуществляться «натурой», например в форме предоставления лицензий;
- включить МСП в число объектов политики защиты промышленной собственности;
- оказывать помощь распространению новых идей и развитию рынка новых идей, чтобы реализовать их первую коммерциализацию во Франции;
- стимулировать и расширять займы для найма рабочей силы в полюсах конкурентоспособности;
- разработать классификацию результатов предпринимательской деятельности крупных школ и университетов;
- совершенствовать стимулы для изобретательской деятельности наемных работников.
Другие направления государственной поддержки инноваций
Немалую роль в государственной поддержке инноваций играют такие организации, как Национальное агентство научных исследований, ассоциация France Initiative, а также создание полюсов конкурентоспособности.
Национальное агентство научных исследований (Agence nationale de la recherche, ANR) - государственное учреждение, действующее с 1 января 2007 г. Его главная задача - финансирование научно-исследовательских проектов с целью стимулирования взаимодействия и партнерства между государственными и частными научными лабораториями. ANR осуществляет проектное финансирование, при этом проекты отбираются на основе качественных критериев и приемлемости их результатов для частных предприятий. В 2009 г. расходы ANR составили 840 млн. евро, которые пошли на финансирование проектов с максимальной продолжительностью в четыре года. (2).
Научные исследования в государственном секторе Франции ведутся следующими двумя группами научных учреждений:
- исследовательские организации, имеющие статус государственных учреждений научно-технического характера (Établissements Publics à caractère Scientifique et Technique, EPST), среди них, например, Научный центр научных исследований (CNRS), в котором работают 2б тыс. человек и насчитывается 1200 научных подразделений;
- учреждения высшего образования, в том числе 85 университетов, Коллеж де Франсе (Collège de France), инженерные школы и др., в которых насчитывается около 3 тыс. научных коллективов.
В этих учреждениях заняты 44% научных работников, остальные 5б% работают в частном секторе, на долю которого приходится около 50% общих расходов на НИОКР (19).
В апреле 200б г. во Франции была проведена реформа политики в области научных исследований, которая преследовала следующие цели:
- усиление стратегических направлений НИОКР, в том числе благодаря созданию Высшего совета по науке и технологии (Haut Conseil pour la Science et la Technologie, HCST);
- введение новой системы оценки НИОКР в рамках вновь созданного независимого Агентства по оценке научных исследований и высшего образования (Agence pour l'Évaluation de la Recherche et de l'Enseignement Supérieur, AERES);
- усиление сотрудничества между научно-исследовательскими подразделениями, занимающимися сходной тематикой;
- повышение привлекательности научной карьеры;
- расширение связей между государственными и частными научными исследованиями и поддержка инноваций.
France Initiative - ассоциация, созданная в 1986 г. и объединяющая в 2010 г. 245 платформ местных инициатив (plates-formes d'initiatives locales), которые, как правило, создаются по инициативе местных органов власти.
По сравнению с другими организациями, занимающимися микрофинансированием и стимулированием создания малых предприятий, France Initiative характеризуется следующими чертами:
- привязанность к регионам страны, что позволяет ей способствовать местному развитию;
- децентрализованная структура (245 платформ по всей территории страны);
- партнерский характер деятельности, что проявляется в отношениях France Initiative с государственными и частными партнерами.
Своим клиентам - физическим лицам, желающим создать или приобрести предприятие, - France Initiative предоставляет следующие услуги.
«Займы чести» - беспроцентные среднесрочные займы (на два-пять лет), предоставляемые физическому лицу, которое намерено создать или приобрести предприятие (но не самому предприятию); по этому займу не требуется поручительство или гарантия. Сумма «займа чести» зависит от потребности заемщика и обычно колеблется от 2 тыс. до 30 тыс. евро. В 2009 г. средний размер «займа чести» составил 7800 евро. При этом на каждый евро «займа чести» банки предоставляли в форме кредитов семь евро (9). Такой заем выдается по решению комитета по одобрению (comité d'agrément) предложенного проекта, который предварительно рассматривался комитетом экспертов. Средства платформ France Initiative для предоставления беспроцентных займов формируются в основном за счет местных органов власти, компаний банков -участников местных ассоциаций (платформ).
Сопровождение нового предприятия. Ключ к успеху вновь созданного предприятия заключается в дальнейшем сопровождении его деятельности и предоставлении спонсорской помощи со стороны руководства другого предприятия. Одобрив проект физического лица, France Initiative помогает ему составить финансовый план или направляет его в компетентную организацию, с которой сотрудничает. После создания предприятия и до момента погашения «кредита чести» France Initiative оказывает ему поддержку, консультирует его и анализирует причины разрыва между планировавшимися и реальными показателями его деятельности. В France Initiative предусмотрена также система спонсорства (parrainage),
которая позволяет пользоваться опытом, советами и профессионализмом руководства предприятий-спонсоров. Платформы France Initiative открывают для начинающих предпринимателей двери местных сетей; а иногда организуют Клубы создателей предприятий (Club de créateurs), в которых происходит обмен опытом и налаживаются полезные деловые контакты и сотрудничество. В результате всех этих мер 87% предприятий, созданных с участием France Initiative, продолжают функционировать и через три года после создания. Этот показатель гораздо выше, чем показатель выживаемости мелких предприятий в среднем по стране.
Полюса конкурентоспособности (рок de compétitivité) создаются во Франции с целью расширения НИОКР и увеличения способности предприятий к инновациям. Полюса конкурентоспособности можно определить как совокупность действующих на данной территории предприятий, учебных заведений, государственных и частных исследовательских организаций, сообща работающих для реализации инновационных проектов. Эти полюса, пользующиеся государственными субсидиями и налоговыми льготами, призваны объединять частные и государственные научные исследования и инновации и способствовать развитию зон, испытывающих экономические трудности.
Политика создания полюсов развития была предложена в декабре 2002 г. Межминистерским комитетом оснащения и повышения конкурентоспособности территорий ^omité interministériel d'aménagement et de compétitivité des territoires, CIACT), который в сентябре 2004 г. определил методы отбора предлагаемых проектов. К 12 июля 2005 г. из 105 представленных досье было отобрано 66. Сегодня во Франции насчитывается 71 полюс развития, в которых работают 9 тыс. исследователей, осуществляющих более 1000 проектов. На период 2005-2008 гг. на их финансирование государство выделило 1,5 млрд. евро. При этом 50% ресурсов было сконцентрировано в шести полюсах, называемых «мировыми полюсами развития» («pôles de compétitivité mondiaux») в отличие от «национальных полюсов» («pôles nationaux»). В июне 2008 г. было выделено до конца 2010 г. еще 1,5 млрд. евро (15). Финансированием полюсов занимается Единый межминистерский фонд (Fonds Unique Interministériel, FUI), который с ноября 2009 г. управляется группой Oséo.
Некоторые полюса имеют особый статус и специализацию на проведении научных исследований в отдельных областях -биохимии, биотехнологии, медицины и т.д. Полюса развития яв-
ляются юридическими лицами и чаще всего имеют форму ассоциаций. Кроме того, они могут принимать форму «группировки по экономическим интересам» (groupements d'intérêt économique, GIE) или «группировки по научным интересам» (groupements d'intérêt scientifique, GIS).
Полюсам конкурентоспособности предоставляются следующие финансовые льготы.
• Освобождение от налогов и их снижение.
• Освобождение предприятий, занятых НИОКР, от налога на прибыли на первые три года.
• Предоставление кредитов на поддержание проектов НИОКР. Эти кредиты могут предоставлять Министерство промышленности и Национальный фонд оснащения и развития территорий (Fonds national d'aménagement et de développement du territoire).
• Участие в финансировании проектов таких организаций, как Национальное агентство научных исследований), группа Oséo и банк Caisse des dépôts et consignations.
Хотя динамика большинства полюсов оценивается как многообещающая, некоторые эксперты указывают на такие трудности для действующих в них предприятий, как высокая стоимость недвижимости, низкое качество государственных услуг, значительная концентрация государственных субсидий в отдельных отраслях, низкая мобильность исследователей. Полюса сконцентрированы в основном на развитии промышленности, хотя следовало бы предусмотреть и развитие сферы услуг, особенно промышленных, что очень важно в условиях постиндустриального общества. К тому же во Франции доля услуг составляет 70% ВВП. Некоторые эксперты считают слишком высоким уровень концентрации в управлении полюсами, тогда как следовало бы максимально дебюрократизировать этот процесс. В то же время другие эксперты указывают на необходимость лучшего сочетания управления на местном и национальном уровнях, чтобы придать некоторым проектам европейские масштабы.
Конечно, рассмотренные в данном обзоре направления государственной поддержки инноваций не исчерпывают всего арсенала используемых с этой целью средств. Но они, безусловно, свидетельствуют о том внимании, которое французские власти уделяют различным мерам в области стимулирования НИОКР и инноваций, справедливо рассматривая их как главное направление экономической политики.
Список литературы
1. L'action des pouvoirs publics pour faire face à la crise. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/rapport/2009/
2. Agence nationale de la recherche. Missions. - Mode of access: http://www.agence-nationale-recherche.fr/missions-et-organisation/missions/
3. Aide à l'innovation en France. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/ wiki/Aide_ %C3%A0_l' innovation_en_France
4. Avenir de la stratégie de Lisbonne les propositions de la Commission européenne. -Mode of access: http://www.pouvoirs-locaux-francais.eu/pages/?arb_n_id= 69&art_ n_id=813
5. Cartographie des PME en Europe. - Mode of access: http://www.activeille.net/ index.php/archives/2010/06/22/cartographie-des-pme-europe/
6. Conférence Europe Innova. - Mode of access: http://www.awt.be/web/awt/ index.aspx?page=awt,fr,foc, 100,056
7. Le crédit d'impôt recherche (CIR). - Mode of access: http://www.industrie.gouv.fr/ enjeux/innovation/cir. html
8. Le crédit d'impôt innovation est-il définitivement enterré? - Mode of access: http:// blog.usinenouvelle.com/innovation/financement/
9. France Initiative. - Mode of access: http://www.france-initiative.fr/
10. Innovation. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/Innovation
11. Lentement mais sûrement, le crédit bancaire repart // Мonde. - P., 2010. - 10 oct. - P. 9.
12. OSEO: bilan 2009, engagements 2010. - Mode of access: http://www.oseo.fr/ notre_mission/notre_offre/innovation/aides/aide_aux_projets_collaboratifs_des_pol es_de_competitivite
13. OSEO dans le secteur de l'innovation. - Mode of access: http://www.apce.com/ pid940/html?espace=1&tp=1
14. РME innovantes: comment être exonéré d'impôt pendant cinq ans? - Mode of access: http://www.partenaire-financier.eu/pme-innovantes-exonere-impot-pendant-f27817.html
15. Pôle de compétitivité (France). - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/P% C3%B4le_de_comp%C3%A9titivit%C3%A9
16. Une politique moderne pour les PME. - Mode of access: http://europa.eu/ legislation_summaries/enterprise/business_environment/n26106_fr.htm
17. Le produit de la taxe sur les banques affecté aux PME. - Mode of access: http://www.entrepreneur.fr/produit-taxe-banques-affecte-pme-n31165.html
18. Programme-cadre pour la compétitivité et l'innovation (CIP). - Mode of access: http://ec.europa.eu/cip/index_fr.htm
19. La recherche en France. - Mode of access: http://www.ambafrance-ru.org/ france_russie/spip.php?article7706
20. Réductions d'impôt: les investissements dans le capital des PME. - Mode of access: http://droit-finances.commentcamarche.net/contents/impot-revenu-reduction/imp160-php3
21. Septième programme-cadre, (2007-2013). - Mode of access: http://europa.eu/ legislation_summaries/energy/european_energy_policy/i23022_fr.htm
22. Small Business Act for Europe (SBA). - Mode of access: http://www.finbrain-itc.be/blog/small-business-act-for-europe
23. Le taux réduit d'impôt sur les sociétés pour les PME. - Mode of access: http://www.minefe.gouv.fr/directions_services/dgtpe/TRESOR_ECO/francais/pdf/2 007-017-23.pdf