ской инновации с участием венчурного капитала и для создания соответствующей благоприятной среды.
Предпринимательские венчуры, лишенные корпоративной защиты, находятся под давлением колебаний делового цикла, влияющих на возможности финансирования и развития. Венчурные фонды подвергаются рыночной неустойчивости, тогда как их инвесторов заботит скорая окупаемость вложений, что неизбежно отражается на инновационной политике и отборе проектов. Напротив, долгосрочная перспектива в условиях корпоративного инкубатора означает, что его венчуры способны выносить колебания рынка и преодолевать трудности. Корпоративный инкубатор защищает проекты от финансовых неудач, с тем чтобы превратить их в производственные подразделения по рыночной готовности технологии либо вывести на рынок, если технология теряет свое стратегическое значение. В таких случаях может оказаться, что в деле вознаграждения предпринимательских усилий «видимая рука» корпоративного менеджмента, согласно выражению А. Д. Чандлера, имеет преимущество по сравнению с невидимой рукой рынка. Для этого, однако, необходимо сочетание щедрых ресурсов крупной фирмы с энергией предпринимательства.
И.Г.Минервин
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
2011.03.046. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ
ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ -КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Une politique industrielle intégrée à l'ère de la mondialisation: Mettre la compétitivité et le développement durable sur le devant de la scène / Communication de la Commission au parlement européen, au Conseil, au Comité économique et social européen et au Comité des regions. -Bruxelles, 2010. - 39 p. - Mode of access: http://ec.europa.eu/ enterprise/policies/industrial-competitiveness/industrial-policy/files/com munication_on_industrial_policy_fr.pdf
В докладе Европейской комиссии (ЕК) определяются основные направления новой промышленной политики Евросоюза.
Сегодня Европа как никогда ранее нуждается в промышленности, а промышленность - в Европе, отмечается в докладе. Еди-
ный рынок, на котором насчитывается 500 млн. потребителей, 220 млн. работников и 20 млн. руководителей предприятий, является ключевым инструментом для создания конкурентоспособной промышленной Европы. Одно из четырех рабочих мест в частном секторе ЕС находится в связанной с промышленностью сфере услуг; 80% расходов частного сектора на НИОКР приходится на промышленность. Поэтому она является мотором инноваций и источником решения проблем современного общества (с. 3).
Особенностью новой промышленной политики ЕС является глобальный, интегрированный и сбалансированный подход к конкурентоспособности при сочетании горизонтальных и отраслевых, внутренних и внешних направлений. Такой подход позволяет охватить цепочки создания стоимости (от сырья до связанных с промышленностью услуг); полнее учитывать вызовы устойчивого развития как в плане возможностей, предоставляемых промышленности при переходе к «зеленой» экономике, так и проблем, с которыми сталкиваются наиболее «грязные» отрасли, а также внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность ЕС. ЕК планирует регулярно анализировать политику и достижения ЕС и стран-членов в области конкурентоспособности и промышленной стратегии (с. 4-5).
Основные направления новой промышленной стратегии. Несмотря на развитость европейского законодательства, оно нуждается в улучшении. Необходимо продвигаться к «умному» регламентированию на всех уровнях и во всех стратегических областях, затрагивающих конкурентоспособность промышленности.
Для обеспечения детального анализа всех предложений, оказывающих влияние на промышленность (нового законодательства о внутреннем рынке, климатических изменениях, окружающей среде и т.д.), ЕК считает целесообразным включить анализ влияния европейского законодательства на конкурентоспособность в текущий анализ и проводить последующую систематическую оценку его воздействия на конкурентоспособность (с помощью «балансов качества»). Такой подход обеспечит гибкость и прозрачность политики и позволит выявлять новые возможности повышения качества законодательства.
Нуждается в улучшении и экономическое окружение, особенно мелких и средних предприятий (МСП) в рамках Лиссабонской стратегии и Закона о малом бизнесе, одобренном ЕК в 2008 г.
Необходимо также усилить поддержку конкурентоспособности МСП за счет обеспечения им доступа к экорынкам и экоинноваци-ям, сотрудничества между предприятиями.
Финансирование предприятий. Проблемы доступа на финансовый рынок, особенно в посткризисный период, оцениваются большинством членов ЕС как серьезное препятствие для развития предприятий, особенно МСП, и осуществление ими инноваций.
Поскольку модернизация европейской промышленной базы и инфраструктуры потребует новых значительных инвестиций, весьма желательно увеличить частные инвестиции, особенно венчурные, преимущественно для поддержки новых и быстро растущих предприятий, а также осуществления НИОКР и инноваций. Учитывая сложную финансовую ситуацию во многих странах - членах ЕС, для обеспечения реальной и эффективной финансовой поддержки следует использовать новые решения, в частности режим софинансирования проектов региональными властями и ЕС.
Крупные частные инвестиционные проекты и вложения в инфраструктуру также зависят от функционирования финансовых рынков, которые могут привлечь иностранные частные и государственные капиталы, в частности прямые иностранные инвестиции, через суверенные фонды (с. 8).
Укрепление единого рынка. Единый рынок был одним из основных моторов экономического роста ЕС последние 20 лет. Он помог промышленности значительно снизить издержки, связанные с трансграничными сделками, за счет усиления конкуренции, экономии на масштабах и преимуществ обширного рынка. Тем не менее существует ряд препятствий, мешающих его развитию. К ним относятся: различия в национальном законодательстве, проблемы доступа в некоторые рыночные сектора и т.д.
Несмотря на значительное сближение национальных законодательств, промышленность и граждане ЕС сталкиваются с 27 различными юридическими системами, что мешает эффективному распределению ресурсов и конкурентоспособности европейской промышленности. Поэтому ЕК намерена изучить существующее законодательство и административные процедуры для определения областей, форсированная гармонизация которых обеспечит повышение эффективности; создать рабочую группу высокого уровня для изучения проблем предоставления услуг предприятиям, логи-
стики, управления, маркетинга и рекламы; разработать мероприятия, направленные на более полное соблюдение прав интеллектуальной собственности с помощью, в частности, укрепления Европейской обсерватории по борьбе с контрафактом и пиратством (European Observatory on Counterfeiting and Piracy). ЕК предлагает Совету ЕС и Европейскому парламенту срочно принять предложения, касающиеся европейского патента и унифицированной системы урегулирования патентных споров, что позволит в 2014 г. начать выдачу первых патентов (с. 10).
Первостепенными задачами для конкурентоспособности европейской промышленности являются модернизация энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, более строгое соблюдение правил конкуренции, особенно в энергетике, их более тесная интеграция, обеспечивающая предоставление новых конкурентоспособных услуг и рост инноваций.
В связи с этим ЕК планирует развивать внутренний автомобильный, воздушный, железнодорожный и водный транспорт, а также энергетические инфраструктуры; проводить политику либерализации энергетических рынков для усиления конкуренции в энергетике, чтобы создать более благоприятные условия для европейской промышленности на мировых рынках; разработать стратегию финансирования инфраструктуры, стимулирующую государственно-частное партнерство (с. 12). ЕК также намерена разработать стратегию, направленную на усиление роли европейских стандартов в мире.
Новая инновационная политика. Ранее ЕК рассматривала проблему инноваций с точки зрения поддержки новых технологий и быстро растущих инновационных предприятий. Однако сегодня ЕК вынуждена признать, что Европа не обладает достаточными компетенциями для превращения инноваций в продукты и услуги, поэтому основное внимание она уделяет развитию и коммерциализации промышленных биотехнологий, нанотехнологий, микроэлектроники, наноэлектроники и т.д.; распространению новых технологий и их применению в экономике; стимулированию промышленных НИОКР и инноваций для решения проблем энергетической эффективности, климатических изменений и дефицита ресурсов; стимулированию взаимообмена между секторами, в частности, между
традиционными отраслями промышленности, МСП и ряд других мер (с. 16).
Предприятия в эпоху глобализации. Успех предприятий в современной экономике зависит от их способности выходить на международные рынки. Действующая многосторонняя система в значительной степени облегчает достижение этих целей и конвергенцию в мировых масштабах регламентов и норм, касающихся продуктов и услуг. Однако интернационализация, обеспечивающая значительный потенциал роста, одновременно бросает вызов европейским МСП, только 25% которых экспортируют свою продукцию (с. 19). Чтобы помочь МСП выйти на мировой рынок, необходимо предоставлять им информацию и поддержку. Учитывая высокий уровень конкуренции на европейском и американском рынках, большие перспективы открывают перед европейской промышленностью формирующиеся рынки Индии, Китая и Бразилии. Однако европейские предприятия встречаются с многочисленными трудностями при экспорте в эти страны. Поэтому ЕК намерена ежегодно готовить для Совета ЕС доклад о препятствиях торговле; укреплять торговые отношения со странами - соседями ЕС; подготовить стратегию поддержки интернационализации МСП (с. 20).
Устойчивое развитие и модернизация промышленности. Новая промышленная политика ЕС отражает поворот к более полному учету требований устойчивого развития как с точки зрения возможностей, так и проблем (особенно для «грязных» отраслей), с которыми столкнулась европейская промышленность при переходе к «зеленой» экономике.
Европа должна ускорить переход к экономике с низкими выбросами углерода и эффективным использованием ресурсов и энергии. Борьба с климатическими изменениями и повышение эффективности использования ресурсов обеспечат снижение издержек и негативного воздействия на окружающую среду (ОС). Это не только гарантирует занятость и устойчивый рост, но и даст возможность использовать конкурентные преимущества в условиях усиливающейся борьбы за ресурсы.
Для стимулирования инвестиций, направленных на сокращение выбросов углерода, повышение эффективности энергетики и рациональное использование ресурсов во всех секторах экономики, необходима конкретная, реалистичная долгосрочная стратегия. Па-
раллельно с принятием новых законодательных мер в отношении ОС, обеспечивающих переход к ресурсосберегающей экономике, на всей территории единого рынка необходимо проводить НИОКР и внедрять инновации.
В этих условиях целью промышленной политики ЕС является устойчивый рост и создание рабочих мест при одновременном переходе к более эффективному использованию ресурсов в промышленности в целом. Большое значение имеют поощрение добровольных инициатив промышленного характера и более широкое распространение эффективных методов управления.
Предусматриваются следующие основные направления действий: разработка стратегии доступа к рынкам сырья; распространение директивы об экологическом подходе к проектированию новых продуктов; разработка плана действий для экологических инноваций; поддержка в сотрудничестве со странами-членами и промышленными компаниями проектов в области производственных технологий со сверхнизкими выбросами углерода и т.д.
Реструктуризация промышленности и социальная ответственность предприятий. Одним из основных приоритетов новой промышленной политики является быстрое восстановление промышленности ЕС после экономического кризиса. Появление в некоторых отраслях избыточных мощностей требует ответа на уровне предприятия - от принятия новых моделей бизнеса и производства новых продуктов до ухода с рынка (с. 24). Практика свидетельствует о том, что структурная адаптация, основанная на конкурентоспособности, проходит быстрее и более эффективна. Со своей стороны, государства - члены ЕС должны поддержать перераспределение труда в рамках системы гибкой занятости. Хорошее управление реструктуризацией поможет трудящимся и предприятиям адаптироваться к структурным преобразованиям. Существующие правила предоставления государственной помощи позволяют странам-членам содействовать изменениям, например, через поддержку профессионального обучения или НИОКР, инноваций или рискового инвестирования.
Выполнение решений, касающихся реструктуризации предприятий, ложится на плечи представителей патроната и трудящихся. При этом политические мероприятия должны идти в ногу с реструктуризацией, что позволит стимулировать создание новых
рабочих мест и избежать социальных конфликтов, упадка целых регионов и делокализации целых отраслей.
ЕК намерена пересмотреть систему поддержки со стороны ЕС, оказываемой уволенным работникам с целью их трудоустройства; провести с социальными партнерами консультации по проблемам реструктуризации; оказывать помощь странам-членам и регионам, направленную на диверсификацию промышленности, поощрение инвестиций и инноваций и т.д.
Социальная ответственность предприятий может способствовать повышению конкурентоспособности европейских предприятий и устойчивому развитию. Она укрепляет доверие внутри предприятий, что имеет большое значение для их экономического окружения. Финансовый кризис показал необходимость нового подхода к балансу между двумя целями - максимизацией прибыли в краткосрочном плане и стабильным получением добавленной стоимости в длительной перспективе. Европейские предприятия должны внести свой вклад в устойчивый рост и создание рабочих мест, учитывать интересы работников и граждан при принятии решений. Социальная ответственность предприятий обеспечит Европе лидерство на рынках, где все большее значение приобретают социальные вопросы и проблемы ОС. ЕК намерена выступить с новой политической инициативой о социальной ответственности предприятий; обеспечить мониторинг добровольных инициатив в промышленности ЕС, направленных на устойчивое управление ресурсами (с. 26).
В докладе также представлены основные направления развития некоторых отраслей: аэрокосмической, автомобильной, производства оборудования, фармацевтической и ряда других.
В заключение отмечается, что если в период кризиса преобладали краткосрочные меры по спасению экономики и ее оживлению, то в будущем необходимо сосредоточиться на долгосрочных структурных проблемах, к которым относятся: конкурентоспособность на мировом уровне, климатические изменения, энергетика, старение населения, квалификация и знания населения. При этом в условиях оздоровления бюджетов основой стратегии конкурентоспособности должны стать реформы в таких областях, как состояние экономической среды, государственные административные
структуры, повышение инновационной способности предприятий и энергетическая эффективность, а не затратные программы.
Реализация новой промышленной политики требует более эффективного управления на европейском уровне. Идея национальных секторов и национальной промышленности, не связанных с другими секторами или остальным миром, уходит в прошлое. Поскольку сегодня особое значение приобретают стратегические европейские промышленные интересы, приоритетными являются не национальные, а скоординированные европейские действия.
И.Ю. Жилина
2011.03.047. СЛУШАНИЯ О СОСТОЯНИИ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИТОГИ СОГЛАСОВАНИЯ.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД.
Etats généraux de l'industrie: Bilan de la concertation: Rapport final. -P., 2010. - 329 p. - Mode of access: http://lesrapports.ladocumentation francaise.fr/BRP/104000021/0000.pdf
В докладе подводятся итоги обсуждений, организованных по инициативе президента Франции Н. Саркози в 2009 г. и посвященных проблемам развития промышленности страны и деиндустриализации, в которых принимали участие представители законодательной и исполнительной власти, предпринимателей, профсоюзов и других заинтересованных сторон.
Доклад состоит из трех частей. В первой рассматривается состояние французской промышленности, во второй - основные вызовы, с которыми сталкивается современное общество, и роль промышленности в ответе на них, в третьей - рекомендации участников обсуждения. В приложениях к докладу содержатся предложения французских профсоюзов и профессиональных объединений работодателей и руководителей предприятий.
Промышленность, обеспечившая экономический подъем в послевоенной Франции, отмечается в докладе, с конца 1970-х годов стала терять статус главного сектора национальной экономики. Хотя кризис 2008 г. выявил границы действующей экономической модели, промышленность по-прежнему остается ключевым и структурирующим сектором французской экономики.
Между тем занятость в промышленности Франции сокращается. В 2000-2008 гг. количество рабочих мест в этом секторе сни-