Научная статья на тему 'Механизм инновационного обновления промышленности европейского Союза в современных условиях'

Механизм инновационного обновления промышленности европейского Союза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КЛАСТЕРЫ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм инновационного обновления промышленности европейского Союза в современных условиях»

главным образом, американской кинопродукции. Следовательно, необходимо увеличить долю национальных фильмов в отечественном кинопрокате путем повышения их качества и увеличения сроков проката.

4. Общемировой тенденцией является сокращение кинопосещаемости. В связи с этим в зарубежных странах большое внимание уделяется стимулированию посещения кинотеатров населением. Например, в США пытаются повысить посещаемость с помощью национальных киноассоциаций, которые проводят рекламные кампании для популяризации посещения кинотеатров. В Китае увеличение посещаемости кинотеатров происходит за счет регулирования стоимости кинобилета для разных категорий граждан. В России же каждый кинотеатр пытается разработать свою программу лояльности киноаудитории, что способствует увеличению посещения конкретного кинотеатра, но практически не влияет на увеличение общей кинопосещаемости. Таким образом, российским киноассоциациям следует разработать и провести рекламные кампании по популяризации посещения кинотеатра как главного средства досуга. Также необходимо дифференцировать стоимость кинобилета для разных регионов и категорий граждан с целью привлечения максимального количества зрителей.

Литература

1. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России.- М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Пичугин Э.А. Управление денежными потоками предприятий кинопроката: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10. - Спб, 2009.

3. Кинобизнес сегодня.-М.,2012.

4. Бюллетень кинопрокатчика.-М.,2010.

5. http:// www.kinobusiness.com/

6. http:// www.movie.ru/_

7. http://www.nevafilm.ru/

Е.Н. Смирнов

МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОюЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: инновационная экономика, Европейский Союз, кластеры, промышленная политика.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу на уровне аксиомы закрепляет инновационную направленность промышленной политики. Иными словами, эффективность современной экономики, включая прогресс материального производства, все более определяется интеллектуально-творческим потенциалом, нежели традиционными факторами экономического развития индустриального общества.

© Смирнов Е.Н., 2013

Становление постиндустриальной хозяйственной системы существенно изменяет сложившуюся для индустриального общества зависимость между объемом применяемых факторов производства и конечным результатом. По этой причине увеличение количества создаваемых материальных благ перестает служить наиболее адекватным измерителем экономического прогресса. В сегодняшней ситуации быстрое экономическое развитие оказывается вполне возможным при относительно низких темпах роста материального производства. Более того, традиционно исчисляемые показатели перестают отражать качественную сторону экономической динамики, а простой хозяйственный рост уже не может изменить положение страны в системе мирового разделения труда, обеспечить ее стабильное и комплексное развитие.

Основой достижения мирового лидерства США и Западной Европой в 90-е годы прошлого столетия явилось использование интеллектуальных технологий и ускоренное развитие новейших отраслей. В этих условиях основным критерием успешной деятельности современных промышленных предприятий является показатель роста произведенной добавленной стоимости (стоимости, добавленной обработкой), отражающий совершенствование отраслевой структуры компаний от простейших форм производства (с минимальными затратами человеческого капитала и высокой природной рентой) к все более сложным формам, выступающим в качестве одной из главных целей промышленной политики.

Советом Европы был сформулировал ряд конкретных задач в области стимулирования инновационного развития:

- улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

- стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям;

- стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

- усиление региональной инновационной политики [1].

Эффективность научно-технологического развития ЕС оценивается с помощью системы показателей социальной политики, предпринимательской и инновационной деятельности, формирования научно-исследовательского пространства (всего около ста индикаторов). Ежегодно результаты мониторинга анализируются, вносятся необходимые изменения.

На примере пятилетней ретроспективы реализации Лиссабонской стратегии хорошо видно, что лучше всего с ней справляются скандинавские члены ЕС — Финляндия и Швеция. В области разработки и последовательного внедрения целостных долгосрочных стратегий развития, предусматривающих наибольшую активность, эти страны проявляют способность, можно сказать, умного государства. Страны северо-западной «периферии» Европы — Великобритания и Ирландия — обладают значительными адаптационными способностями, но уже в рамках логики англосаксонской модели, т.е. с меньшей долей государственного вмешательства. Самые низкие и адаптационные способности у стран так называемого твердого ядра Европы: Германии, Франции и Италии. А именно они определяют, удастся ли оживить экономику ЕС.

В 2005 г. на конференции в Лондоне, посвященной Европейской хартии исследователей, еврокомиссар по науке и исследованиям Янеш Поточник выступил с речью «Поддержим конкурентоспособность Европы». Он подчеркнул, что единственно

правильным ответом на вызовы глобализации является развитие в ЕС так называемой экономики знаний [3]. На сегодняшний день Европа преуспела в нескольких конкурентных сферах деятельности, а именно: в обеспечении высокого уровня образования, создании хороших условий для научных исследований, в культивировании благоприятного пространства для созидательности и инноваций. Именно эти цели записаны в Лиссабонской стратегии. Но, по мнению Поточника, Евросоюз развивается в этом направлении слишком медленноинедостаточноэффективно.Существуетогромнаяпотребностьвстимулировании роста и производительности труда, а также в укреплении социальной гармонии. Этого возможно достичь лишь путем ориентации экономической политики на развитие знаний, инвестирование в инновации и оптимизацию человеческого капитала. Глава департамента ЕК по науке и исследованиям настаивает, что Европа должна добиться устойчивого лидерства в таких сферах, как генерирование знаний путем научных исследований, распространение их через образование и применение их в экономике путем инноваций.

Каковы сегодня приоритеты по выполнению Лиссабонского плана, в частности, в сфере науки и развития? Имеется три основные цели, на которые в последующие годы будет ориентироваться департамент ЕК. Первая — увеличение ассигнований на НИОКР (чтобы достичь уровня основных конкурентов). Вторая — усиление общественного признания роли ученых и их вклада в повышение благосостояния людей (чтобы привлечь в ряды исследователей как можно больше молодежи). Третья — создание таких условий, которые бы убедили научный персонал стран ЕС не покидать сферу исследований, а также возвращаться в Европу после приобретения зарубежного опыта (чтобы подчеркнуть значимость человеческого потенциала в сфере НИОКР).

Существенная роль в реализации основных приоритетов промышленной политики должна отводиться конкретными предприятиям и повышению их инновационной деятельности. Вместе с тем, уровень инновационной активности, даже в разрезе 15 наиболее развитых стран-членов ЕС, пока недостаточно высок.

Таблица

Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий наиболее развитых стран ЕС

Страна Отрасль экономики Размер предприятия

Всего Промышленность Сектор услуг Малые

ЕС-15 44 47 40 39 60 77

Бельгия 50 59 42 45 64 76

Дания 44 52 37 40 54 67

Германия 61 66 57 55 72 86

Греция 28 27 33 26 32 45

Испания 33 37 25 30 45 67

Франция 41 46 34 31 52 76

Ирландия 65 75 52 - - -

Продолжение табл.

Страна Отрасль экономики Размер предприятия

Всего Промышленность Сектор услуг Малые

Италия 36 40 25 33 56 71

Люксембург 48 49 48 42 59 95

Нидерланды 45 55 38 39 59 79

Австрия 49 53 45 42 65 89

Португалия 46 45 50 40 67 76

Финляндия 45 49 40 40 54 74

Швеция 47 47 46 42 60 72

Великобритания 36 39 33 32 47 57

Источник: Bautier Ph. A Little Less than Half of EU-15 Enterprises have Innovation Activity// Eurostat Press Office, 61/2010 - 7 May 2010.

Из таблицы видно, что для ЕС характерна большая степень участия крупнейших предприятий в осуществлении инновационной деятельности. Если же судить по инновациям в промышленности, то наименьший показатель инновационной активности характерен для Греции (27%) [2].

Углубляясь далее в проблематику реализации инновационного подхода, отметим следующие данные, опубликованные Комиссией Европейского Союза. В настоящее время в Европе происходит спад инвестирования в научные исследования и опытные разработки. И тенденция не изменилась, к 2010 году инвестиции в НИОКР были на уровне 2,2% вместо запланированных 3% [4]. В то же время, например, в Китае финансирование научных исследований достигло 10% в год. Уже в 2011 году Пекин выделяет на научно-исследовательские и конструкторские разработки такую же долю своего ВНП, как все страны ЕС вместе взятые. Иными словами, Китай быстрыми темпами догоняет Европу, а Европа пока никак не догоняет США и Японию.

Что касается финансирования НИОКР европейским бизнесом, то оно уменьшается и по сравнению с 2000 годом, и на фоне основных конкурентов. В 2011 году, например, национальный бизнес в ЕС профинансировал 55,9% внутренних научных разработок, в то время как в США эта доля равнялась 63 и в Японии — 74% [7]. Посему вывод Еврокомиссии звучит довольно радикально: чтобы превратить нынешний кризис в реальные возможности, потребуются решительные и быстрые шаги по изменению бюджета ЕС. Необходимо создавать более привлекательные условия для инвестирования компаниями науки и инноваций.

В дальнейшем промышленная политика ЕС будет основана на основных факторах, способствующих повышению конкурентоспособности и экономическому росту. В дополнение к традиционным факторам, например, стабильности макроэкономической среды, ключевая роль будет отводиться инновациям, знаниям и развитию малого и среднего предпринимательства. Факторы, которые в дальнейшем будут способствовать росту конкурентоспособности предприятий промышленности ЕС, сводятся к следующему:

- стабильная политическая и макроэкономическая ситуация с эффективным нормативно-правовым регулированием предпринимательства;

- общий рынок;

- высокий уровень квалификации рабочей силы на предприятиях промышленности;

- высокоразвитые энергетическая, транспортная и телекоммуникационная отрасли (отрасли инфраструктуры).

Использование инноваций, знаний и исследований. В соответствии с целями, поставленными на саммите ЕС в Барселоне, инвестиции в НИОКР должны возрасти до 3% ВВП ЕС. В связи с этим, комиссия ЕС обозначила необходимость создания рамочных условий, способствующих росту частных инвестиций в НИОКР. Та же самая цель была провозглашена в исследовательской программе Европы (ERA) [5].

Научно-техническая политика является ключевым фактором экономического роста ЕС. Знания и инновации представляют собой базис, на основе которого возможно достичь роста добавленной стоимости в таких отраслях, как ИКТ, биотехнологии и нанотехнологии. В соответствии с этим, промышленная политика и научно-техническая политика должны создать правовые условия для стимулирования инноваций в соответствии с «Планом действий по НИОКР».

Пересмотр подхода к реализации промышленной политики. В дальнейшем в целях реализации промышленной политики ЕС должен быть разработан системный подход с учетом нужд и потребностей развития промышленности ЕС. Системные ошибки в этой связи могут проявляться в таких сферах, как: кооперация между промышленными исследованиями и научной базой, система охраны прав интеллектуальной собственности, трудности доступа предприятий сектора МСП к новым технологиям и т.д.

Системный подход должен реализовываться по четырем основным категориям рамочных условий, относящихся к промышленной политике:

- правила, устанавливающие общие рыночные условия (акционерное законодательство, общие принципы контрактного и антимонопольного законодательства, права на интеллектуальную собственность, налоговое законодательство, регулирование инвестиций, правила международной торговли, права потребителей);

- правила, напрямую относящиеся к специфическим категориям товаров и услуг (например, правила стандартизации и сертификации);

- институты регулирования рынка, которые могут быть государственными (суды, регистрационные и патентные палаты) или частными;

- условия, напрямую воздействующие на реализацию промышленной политики (макроэкономика, социальная сфера, политическая стабильность в стране).

С 1990 г. промышленная политика ЕС имела существенный прогресс по многим направлениямеереализации.Темнеменее,многиедействия,осуществляемыевэтойобласти, влекли за собой определенные негативные последствия либо осуществлялись недостаточно эффективно. Так, регулирование торговли, в том числе путем технических барьеров, мешало гладкому и гибкому функционированию внутреннего рынка. Финансовая среда бизнеса, в особенности МСП, могла функционировать более эффективно путем развития ликвидных и интегрированных финансовых рынков. Для внутреннего рынка услуг был характерен существенный «разрыв» между «...видением интегрированной европейской экономики и реальностью развития рынка услуг» [5]. Вдобавок к этому, недостатки в охране прав на интеллектуальную собственность подрывали конкурентоспособность.

Системный подход для улучшения рамочных условий. Инструментарий промышленной политики ЕС способствует ее главной цели, улучшению экономической среды, в которой действуют промышленные предприятия. В этой связи, промышленная

политика не может отличаться от политики поддержки предприятий. Последняя определена как «...политика, адресованная к предприятиям и предоставляющая возможности для роста их размера, деятельности, развития правового регулирования их деятельности» [6]. Промышленная политика, в свою очередь, может быть определена как использование инструментов политики поддержки предприятий в промышленном секторе.

Евросоюз разработал ряд подходов к улучшению рамочных условий, в которых действуют отдельные предприятия. Основные усилия в этой связи были сконцентрированы по двум ключевым направлениям:

1. На уровне ЕС, это стремление к разработке новых подходов к регулированию с целью смягчения этого регулирования.

2. На уровне компетенции стран-членов [6].

Углубление интеграции политик ЕС и его воздействие на конкурентоспособность промышленности ЕС. Ряд различных направлений экономический политики ЕС достаточно тесно интегрированы с промышленной политикой: 1. Торговая политика, основными целями которой являются повышение открытости мировой торговли, а более специфической целью - открытие рынков третьих стран для производителей промышленной продукции ЕС. 2. Научно-техническая политика, ориентированная на знания и инновации как ключевые факторы конкурентоспособности промышленности ЕС. 3. Конкурентная политика, также способствующая конкурентоспособности промышленности ЕС. 4. Региональная политика. 5. Общая макроэкономическая политика. Кроме того, ряд других направлений экономической политики ЕС также связан (правда в меньшей степени) с промышленной политикой ЕС: социальная политика и политика занятости; политика защиты прав потребителей; защита окружающей среды; вопросы социальной ответственности корпораций.

Обеспечение специфических нужд развития промышленности новых стран-членов ЕС. Некоторые инструменты промышленной политики могут быть адаптированы с достаточной степенью эффективности к странам, вступившим в ЕС. Действия, направленные на создание предпринимательской среды, повышение уровня квалификации и развитие сектора МСП, могут быть использованы этой группой стран.

Секторная специфика нового подхода. Тот факт, что при реализации промышленной политики необходимо учитывать индивидуальные характеристики отдельных отраслей промышленности, совсем не означает, что промышленная политика должна быть фрагментирована. Напротив, необходим широкий подход, который обеспечит реализацию промышленной политики в данной отрасли с учетом интересов других отраслей. Кроме этого, подходы, протестированные в определенной отрасли, и доказавшие свою эффективность, могут быть использованы в качестве моделей и реализовываться в других отраслях.

Седьмая рамочная программа ЕС. Научные исследования, технологическое развитие и инновации являются сердцевиной экономики, основанной на знаниях, ключевым фактором экономического роста, трудовой занятости и конкурентоспособности компаний. Именно поэтому Европейская комиссия поставила укрепление сферы европейских научных исследований в качестве главной цели в данном сообщении по будущим финансовым рамкам ЕС, предлагая удвоить (в сравнении в Шестой Рамочной программой) бюджет ЕС на научные исследования (включая два относительно новых направления: космос и проблемы безопасности).

Сфера научных исследований становится всё более дорогостоящей. В свою очередь, европейская индустриальная политика, в частности, в отраслях с высоким

уровнем конкуренции, таких, например, как информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, аэронавтика и технологии водородной энергетики, требует объединения научно-исследовательских достижений на европейском уровне.

Деятельность ЕС имеет признанную «огромную европейскую значимость», которая проистекает из комбинированного сочетания достижений на различных уровнях:

- установление такого понятия как «критическая масса» ресурсов, особенно в ключевых для экономического роста областях, например, в микроэлектронике, телекоммуникациях, биотехнологиях и аэронавтике;

- упрочение квалификационного уровня за счет интенсификации процесса конкуренции на европейском уровне и межнационального сотрудничества: например, электронная сеть №игоРгюм связывает 52 лаборатории, проводящих научные исследования в области инфекционной спонгиозной энцефалопатии;

- использование «каталитического» эффекта в национальных инициативах; улучшение координации направлений деятельности стран ЕС в целях интересов определенных стран (например, опасность природных катаклизмов) или интересов всех стран (например, проблема изменения климата).

Увеличение европейского финансирования будет также способствовать достижению цели «3% от ВВП», к которой ЕС стремится на основе реализации «Плана действий», включающего ряд дополнительных мер, большая часть которых направлена на увеличение частных капиталовложений в научные исследования. Финансирование со стороны ЕС может способствовать тому, что эти компании увеличат объемы инвестиций именно в Европе, а не вне её, таким образом осуществляя вклад в следующие направления:

- создание фундамента для реализации главных технологических проектов, который сведет воедино предприятия и университеты на европейском уровне и который является единственно подходящим для такого уровня;

- увеличение кадровых ресурсов: одно из направлений, которое ведет к достижению цели «3% от ВВП», это увеличение в Европе числа научных исследователей до 8 человек на каждые 1000 человек занятого трудового населения (сейчас эта цифра - 6 исследователей на 1000 человек) как и в США;

- создание «центров высокого научного уровня» критической массы, способной привлечь инвестиции частного сектора.

Необходимость рационализации научно-исследовательской рамочной программы ЕС продиктована анализом реализуемой в настоящее время Седьмой Рамочной программы ЕС. На сегодня, если рассматривать все направления программы вместе взятые, статистика такова: было подано 28 000 заявок на конкурсы от 150 000 организаций из 50 стран. Уже начата реализация 200 основных межнациональных научно-исследовательских сетей и проектов в таких областях как методы "постгеномной" фармацевтики, нанометрические детали и узлы микроэлектроники. Кроме того, начата реализация 55 направлений деятельности по организации сетей по таким темам, как безопасность продуктов питания и редкие заболевания [3].

Для того, чтобы повысить влияние деятельности ЕС, предполагается сконцентрировать эту деятельность вокруг шести главных целей. Для запуска соответствующих направлений со значительным эффектом бюджет ЕС на научные исследования должен быть увеличен за счет определенных соотношений. Финансирование должно предоставляться в соответствии с тремя принципами: соблюдение баланса между нынешними и новыми направлениями деятельности; между научными исследованиями, направленными на углубление и расширение знаний и промышленной эксплуатацией

полученных научных результатов; между поддержкой кадрового и материального научно-исследовательского потенциала. Это следующие шесть целей:

1. Создание европейских центров высокого научного уровня на основе сотрудничества научных лабораторий.

2. Запуск европейских технологических инициатив (технологические платформы).

3. Стимулирование творчества в сфере фундаментальных научных исследований за счет интенсификации конкуренции между группами на европейском уровне.

4. Становление Европы, привлекающей лучших научных исследователей. Цель ЕС состоит в содействии развитию европейских научных карьер с одновременным содействием созданию условий того, что исследователи остаются в Европе и с привлечением в Европу лучших ученых.

5. Развитие научно-исследовательских инфраструктур в европейских интересах. Очень важным шагом в области научно-исследовательских инфраструктур в Европе стало учреждение Форума европейской стратегии по научно-исследовательской инфраструктуре (ESFRI - European Strategy Forum on Research Infrastructure). Предлагается упрочить этот вид деятельности за счет поддержки создания и деятельности новых инфраструктур в европейских интересах в виде механизма, наподобие того, который используется для межевропейских электронных сетей (TENs - Trans-European Networks).

6. Улучшение координации национальных научно-исследовательских программ

[5].

Седьмая Рамочная программа представлена в виде структуры "шесть плюс два". Шесть - это следующие главные направления:

• создание «полюсов» научного опыта и высокого уровня квалификации;

• предложение и реализация технологических инициатив в ключевых промышленных областях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поощрение конкуренции между группами, ведущими фундаментальные научные исследования;

• укрепление кадровых ресурсов;

• разработка научно-исследовательских структур, исходя из европейских интересов;

• упрочение координации национальных программ.

Ещё два - это две относительно новых области, претендующих на получение научно-исследовательского финансирования ЕС: космос и проблемы безопасности.

Литература

1. Буторина О.В. Европейская интеграция. М.: Деловая литература, 2011. - 719 с.

2. Чекулина Т. А. Практико-ориентированный подход к обеспечению инновационного развития России. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2011.

3. Экономика Европейского Союза: Учебник/ под ред. Р.К, Щенина. - М.: Кнорус, 2010.

4. EU Foreign Direct Investment Yearbook 2011. - EU: Eurostat, 2011. P. 15

5. Report on the state of the internal market for services//COM (2002) 441, 30 July 2002

6. Towards Enterprise Europe: Work Programme for Enterprise Policy 2000-2005. COM (1999)

7. World Investment Report 2011. - N.Y.: UN, UNCTAD, 2012. - P.255.

8. WTO International Trade Statistics 2011. - Geneva: WTO, 2012. - P.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.