Научная статья на тему '2011. 03. 034. Жаффрело К. Диалектика терроризма в Индии с 2001 г. : «Рука из-за рубежа», исламисты и индуистские националисты. Jaffrelot C. La dialectique des terrorismes en inde depuis 2001: La «Main de l'etranger», les islamistes et les nationalistes Hindous // critique Intern. - p. , 2010. - n 47. - p. 93-110'

2011. 03. 034. Жаффрело К. Диалектика терроризма в Индии с 2001 г. : «Рука из-за рубежа», исламисты и индуистские националисты. Jaffrelot C. La dialectique des terrorismes en inde depuis 2001: La «Main de l'etranger», les islamistes et les nationalistes Hindous // critique Intern. - p. , 2010. - n 47. - p. 93-110 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ КНР / ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 034. Жаффрело К. Диалектика терроризма в Индии с 2001 г. : «Рука из-за рубежа», исламисты и индуистские националисты. Jaffrelot C. La dialectique des terrorismes en inde depuis 2001: La «Main de l'etranger», les islamistes et les nationalistes Hindous // critique Intern. - p. , 2010. - n 47. - p. 93-110»

вому присвоению. В таких условиях банковские менеджеры склонны дополнительно наращивать кредитование, выходя за рамки требований, которые предъявляют к ним политики. Как следствие, конфигурация кривой предложения кредита искажается, усиливаются моральные риски, которые и являются причиной формирования ПД третьего типа.

Асимметрия информации постоянно воспроизводит моральные риски, кредитная эмиссия нарастает, а соответственно растут и ПД. Правительство в конце концов вынуждено урегулировать ситуацию с ПД с помощью фискальных субсидий, но это означает, что издержки, связанные с выделением субсидий, перекладываются на общество - через усиление налогового бремени или через ускорение инфляции.

Для Китая, заключают авторы, задачи реформирования банковской системы через усиление роли рыночных регуляторов остаются неизменными. Финансовый кризис не является основанием для разворота проводимых реформ. А в развитых странах предпринятые в ходе кризиса меры по огосударствлению банковской системы оправданны только как временные, как средства краткосрочной стабилизации ситуации (033, с. 81-82).

П.М. Мозиас

ВЛАСТЬ

2011.03.034. ЖАФФРЕЛО К. ДИАЛЕКТИКА ТЕРРОРИЗМА В ИНДИИ С 2001 г.: «РУКА ИЗ-ЗА РУБЕЖА», ИСЛАМИСТЫ И ИНДУИСТСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ.

JAFFRELOT C. La dialectique des terrorismes en Inde depuis 2001: La «main de l'etranger», les islamistes et les nationalistes hindous // Critique intern. - P., 2010. - N 47. - P. 93-110.

Директор Центра международных исследований (Париж) анализирует природу терроризма в Индии первого десятилетия XXI в.

В 2001-2008 гг. Индия была одной из стран с наибольшим количеством терактов. Некоторые были совершены маоистами и сепаратистами (Кашмир, Ассам), но большинство - дело рук исламистов и индуистских националистов. Индийское правительство возлагало ответственность за теракты на Пакистан и в меньшей степени на Бангладеш. В то же время становится ясно, что в терро-

ристическую деятельность все больше втягиваются мусульмане самой Индии: идет индианизация джихада.

Впервые за пределы штата Джамму и Кашмир террор выплеснулся в декабре 2000 г, когда был совершен теракт в Красном форте Дели, приписываемый пакистанской группировке Лашкар-и-Таиба. 13 декабря 2001 г. группа террористов из Пакистана напала на индийский парламент (семь убитых). 26 ноября 2008 г. теракт в Бомбее унес 172 жизни. В интервале между двумя указанными событиями Индия пережила много терактов, в которых погибло в общей сложности около 800 человек (с. 95).

Согласно данным индийской полиции, большинство орудовавших в Индии в начале 2000-х годов террористов принадлежали к Лашкар-и-Таиба. Эта группировка основана в 1991 г., базируется в Муридке под Лахором; ее руководитель - Хафиз Саид. Вторая группировка, которая тоже создала в Индии свои ячейки, - Джаиш-и-Мухаммад; основатель - Масуд Азхар (1999). Втягивание индийских мусульман в движение салафизма уходит корнями в начало 1980-х годов к созданию движения Танзим Ислах-уль-муслимин в бидонвиле Бомбея - Моминпуре. Ключевую роль сыграли Абд -уль-Карим и Азам Гаури, которые были намерены создать организацию самообороны индийских мусульман по образцу индуистских Шив сены и РСС, чтобы мстить за жертвы межобщинного насилия. В начале 1990-х годов Абд -уль-Карим завязал связи в Дхаке с членом Лашкар-и-Таибы Заки-ур-Рахманом. Лашкар-и-Таиба объявилась и в Южной Индии, где центром ее деятельности стал Хайдарабад. Первая ячейка Джаиш-и-Мухаммад в Индии за пределами Джамму и Кашмира возникла в 2005 г.

Самый масштабный теракт, совершенный группами пакистанского происхождения, проведен в июле 2006 г. в Бомбее (более 200 убитых). Среди арестованных после теракта были члены Исламского движения студентов Индии, ИДСИ (с. 98).

ИДСИ основано в 1977 г. в Алигархском мусульманском университете. Основателем выступила Джамаат-и-ислами Хинд (ДИХ), индийская наследница исламистского движения, созданного А. А. Маудуди в 1941 г. Первым президентом ИДСИ был Мухаммад Ахмадулла Сиддики (сейчас преподаватель университета Западного Иллинойса), который призывал к единству уммы, возрождению халифата и джихаду. ДИХ вскоре интегрировалась в политическую

жизнь Индии, поддерживая тех или иных кандидатов, хотя необязательно выдвигая собственных. Отход к умеренности не понравился ИДСИ. Радикализации ИДСИ способствовало и то, что перед разрушением мечети Бабри в 1992 г. движение индуистских националистов спровоцировало ряд антимусульманских погромов. Усилили эту тенденцию погромы в Гуджарате 2002 г. (около 2 тыс. убитых).

По данным индийских властей, ИДСИ насчитывает сейчас 400 активистов и 20 тыс. членов (с. 101), хотя из-за введенного в 2001 г. запрета его руководство ушло в подполье. Сознательно или нет, ИДСИ подвергалось манипуляции со стороны пакистанской Джамаат и Межведомственной разведки Пакистана, которые стремились дестабилизировать Индию, чтобы взять реванш за поражение 1971 г. Боевиков ИДСИ обвиняли в многочисленных терактах начиная с 2005 г. Правда, с 2007 г. полиция возлагает ответственность за теракты на другую организацию - Индийских моджахедов, которую представляют как дочернюю организацию ИДСИ.

Большинство подозреваемых, арестованных после терактов 2007-2008 гг., оказались индийскими мусульманами. Настораживает скорость, с которой полиция заявила об аресте виновных: доказательств причастности лидеров ИДСИ к терактам не существует. Последние могли быть совершены людьми, которые не входили ни в какие организации, а были просто намерены отомстить за жертвы антимусульманских погромов. «Индианизация джихадизма, констатируемая в 2000-е годы, была весьма частичной, о чем свидетельствуют теракты в Бомбее 2008 г., руководство которыми осуществлялось телевизионным способом из Пакистана. Однако все большее участие индийских мусульман в терактах в собственной стране тем не менее знаменует собой поворотный момент. Результатом этого стала имитация методов исламистов частью индуистского националистического движения (с. 104).

Понятие индуистского терроризма не ново. Индуистские националисты используют насилие как метод с 1930-1940-х годов, причем не только в отношении мусульман, но и в отношении, например, Ганди - поборника ненасилия. К сожалению, индийские суды и полиция распространяются об индуистских террористах меньше, чем о мусульманских. Поэтому предоставленные ими сведения позволяют восстановить только один теракт, совершенный индуистскими националистами, - в Малегаоне (Махараштра) в

сентябре 2008 г., когда взрыв в мечете в конце рамадана унес шесть жизней. Все пять обвиняемых оказались членами организации Аб-хинав Бхарат («Молодая Индия»), которую основал подполковник Прасад Пурохит в 2006 г.; исполнительным президентом был майор Рамеш Упадхъяй. Хотя РСС всегда осуждала методы основателя индуистской националистической организации Хинду махасабха В.Д. Саваркара, Абхинав Бхарат она так и не осудила и даже предложила ее членам адвокатскую поддержку.

Хотя Абхинав Бхарат взывает к движению Саваркара 1940-х годов как к своему идейному предшественнику, характер ее деятельности иной. Эта организация имитирует исламистов, совершая такие же теракты, чтобы мстить за индуистских жертв погромов. Лидер Шив сены Бал Тхакре даже призвал использовать против мусульман камикадзе. «Все-таки между ИДСИ и Абхинав Бхарат существует еще одно сходство: и та и другая группа ударилась в терроризм "с досады". Наиболее радикальные члены ИДСИ ожидали от ДИХ более жесткой реакции на мобилизацию индуистских националистов в деле мечети Айодхьи, в то время как Абхинав Бхарат родилась из недовольства, которое породили неэффективность го -сударства и бездействие Сангх паривар (группа индуистских националистических организаций. - Реф.) среди индуистских националистов - как прежде Годсе (убийца Ганди. - Реф.) восстал против бездействия РСС» (с. 108).

Индийские власти и СМИ долгое время представляли теракты в их стране как внешний феномен, возлагая ответственность на группировки из Пакистана и Бангладеш. Индийские мусульмане в такой интерпретации выглядят просто исключенными из прогресса бедняками, наивностью которых пользуются иностранные группировки. Данная интерпретация игнорирует все возрастающую роль не только местных исламистов (причем далеко не все они являются люмпенами), но и индуистских группировок, которые реагируют на теракты теми же методами, возрождая старую традицию. Поражение индуистской националистической Бхаратия джаната парти на выборах 2009 г. должно было побудить Индийский национальный конгресс активнее бороться с ее ксенофобским дискурсом. Организация надлежащего процесса над террористами Абхинав Бхарат должна доказать, что в Индии существует правовое государство.

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.