Научная статья на тему '2014. 01. 040. Джаваид А. , Камал М. Мумбайский террор 2008 г. И его воздействие на индо-пакистанские отношения. Javaid U. , Kamal M. The Mumbai terror «2008» and its impact on the Indo-Pak relations // South Asian studies. – Lahore, 2013. – Vol. 28, n 1. – p. 25–37'

2014. 01. 040. Джаваид А. , Камал М. Мумбайский террор 2008 г. И его воздействие на индо-пакистанские отношения. Javaid U. , Kamal M. The Mumbai terror «2008» and its impact on the Indo-Pak relations // South Asian studies. – Lahore, 2013. – Vol. 28, n 1. – p. 25–37 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ – ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – – ПАКИСТАН / ИНДО-МУСУЛЬМАНСКАЯ РОЗНЬ / ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 040. Джаваид А. , Камал М. Мумбайский террор 2008 г. И его воздействие на индо-пакистанские отношения. Javaid U. , Kamal M. The Mumbai terror «2008» and its impact on the Indo-Pak relations // South Asian studies. – Lahore, 2013. – Vol. 28, n 1. – p. 25–37»

2014.01.040. ДЖАВАИД А., КАМАЛ М. МУМБАЙСКИЙ ТЕРРОР 2008 г. И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНДО-ПАКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

JAVAID U., KAMAL M. The Mumbai terror «2008» and its impact on the Indo-Pak relations // South Asian studies. - Lahore, 2013. - Vol. 28, N 1. - P. 25-37.

Сотрудники Панджабского университета (Лахор, Пакистан) обозревают отношения Индии и Пакистана с учетом недавних терактов в Мумбаи.

С самого начала индо-пакистанские отношения были омрачены резней и взаимными претензиями. Уже в 1948 г. две страны воевали из-за Кашмира. В 1954 г. президент США Эйзенхауэр объявил об оказании Пакистану военной помощи. Однако цена, которую Пакистан заплатил за союз с Америкой, оказалась много выше того, что он получил. Ответом Неру на заявление Эйзенхауэра были принципы панчашила, воплотившиеся в виде соглашения с Китаем и предусматривавшие неприсоединение. Вместе с тем Индия пользовалась поддержкой СССР по кашмирскому вопросу, а в 1957 г. начала получать американскую экономическую помощь (стратегией США было не позволить Индии войти в советский блок). В 1959 г. началась холодная война между Индией и Китаем, которая прямо или косвенно содействовала расколу между СССР и КНР, охлаждению отношений Пакистана с США, появлению общих интересов у Пакистана и Китая, а также индо-пакистанским войнам 1965 и 1971 гг.

Последняя из этих войн завершилась образованием Бангладеш и соглашением З.А. Бхутто и И. Ганди 1972 г. в Шимле, согласно которому два государства обязались решать споры мирными средствами. Правда, вскоре они инициировали ядерную программу. В 1990-е годы индо-пакистанские отношения ухудшились из-за восстания в Кашмире, мусульманских погромов в Индии 1992 г. и взрывов в Бомбее 1993 г. В 1998 г. две страны стали ядерными державами, но уже в следующем году договорились о том, чтобы не устраивать ядерную гонку, хотя 1999 год отмечен и Кар-гильским конфликтом в Кашмире. Пакистан был вынужден убрать войска из-за просчета Мушаррафа, который был уверен, что политические лидеры Индии слабы и не сумеют решительно ответить на дерзкий выпад Пакистана. В 2001 г. двусторонние отношения

были вновь испытаны на прочность в связи с нападением террористов на индийский парламент, поскольку террористы были мусульманами.

26 ноября 2008 г. 10 террористов-мусульман провели ряд терактов в южном Мумбаи, убив 173 человека (с. 29). Это событие называют «индийским 11 сентября». Нападению в Мумбаи подверглись железнодорожный вокзал, еврейский торговый и образовательный центр и две гостиницы. Впервые под удар попали элитные заведения (отели «Тадж Махал» и «Тридент-Оберой») и иностранцы, а не только простые индийцы. Расследование показало, что нападавшие прибыли морем из Карачи на индийском рыболовном траулере, команду которого они уничтожили.

Индийские чиновники и СМИ возложили ответственность за теракт на Пакистан. В то же время журналисты указывали на полный провал системы безопасности. Власти Пакистана осудили теракты и отмежевались от них, указывая, что Индии следует сосредоточиться на собственных просчетах. В самом деле, от деятельности коммуналистских групп страдают оба государства. В Индии немало мусульман пострадало от нападений индуистских фанатиков, о чем свидетельствуют взрывы в Аджмир Шарифе и Мекканской мечети (Хайдарабад), взрыв поезда «Самджхоута-экспресс» в 2007 г. и взрыв в Малегаоне в 2008 г.

В терактах в Мумбаи Индия обвинила экстремистскую мусульманскую организацию «Лашкар-е-тайба», попросив правительство Пакистана пресечь террористическую деятельность со своей территории. Пакистанский президент А. А. Зардари заверил, что примет строгие меры и что террористы не были связаны с правительством и Межведомственной разведкой Пакистана. «Лашкар-е-тайба» была запрещена. Однако позднее министр информации Пакистана признал, что один из террористов был пакистанцем, а министр внутренних дел - что атаки были частично спланированы в Пакистане.

Взрывы в Мумбаи произошли в период некоторого потепления индо-пакистанских отношений, которое началось в 2003 г. В 2004 г. индийский премьер-министр и пакистанский президент встретились в Нью-Йорке. Стороны договорились продолжать мирный процесс, несмотря на все существующие разногласия. Мумбайские взрывы означали конец мирного диалога. Индия от-

ложила все переговоры министерского уровня по торговле, спорному леднику Сиачен и Сэр Крику, ужесточила условия выдачи виз пакистанцам.

Учитывая, что Пакистан тоже является ядерной державой, индийские военные сделали ставку на доктрину «холодного старта». Она направлена на то, что в случае конфликта обычные вооруженные силы Индии должны предотвратить ядерное возмездие со стороны Пакистана. Правда, несмотря на опасения, мумбайские взрывы не привели к новой войне. Индия предпочла метод многосторонней дипломатии (с. 36).

Взрывы в Мумбаи привели к росту недоверия между двумя странами. Индийцы требовали от своего правительства давить на Пакистан с целью остановить терроризм. При этом нередко забывали об актах терроризма в отношении индийских мусульман со стороны индуистских фанатиков. Вместе с тем и Пакистану следует принять меры для искоренения терроризма на своей территории. Примирение двух стран возможно лишь в случае преодоления религиозного фундаментализма в них обеих, а также прекращения вмешательства Запада.

К.А. Фурсов

КУЛЬТУРА

2014.01.041. МЕЙКХЕМ Дж. ПРЕВРАЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: АНАЛИЗ ДВУХ ПРИМЕРОВ.

MAKEHAM J. Disciplining tradition in Modern China: Two case studies // History a. theory. - Middletown, 2012. - Vol. 51, N 4. -P. 89-104.

Исследователь из Австралийского национального университета характеризует попытки адаптировать общественные науки к китайскому культурному наследию, активизировавшиеся в КНР в последние десятилетия.

Начавшееся на Тайване и в Гонконге движение за «китаиза-цию (sinization)» или «почвенизацию (idnigenization)» общественных наук явилось, как считают, ответом на угрозу «местной куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.