ренних рынков и усиления конкуренции на внешних рынках), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в результате повышения эффективности использования в экономике данных ресурсов). Медленнее всего будет увеличиваться добыча топливно-энергетических ресурсов вследствие ограничений со стороны сырьевой базы и определенных экспортных ограничений.
В рамках консервативного и особенно адаптационного сценариев темпы роста выпуска во всех видах деятельности будут заметно ниже вследствие актуализации (особенно мощной в рамках адаптационного сценария) разного рода ограничений развития. К числу достоинств консервативного сценария можно отнести большую устойчивость экономического роста к изменению условий развития. Но необходимое для России ускорение роста в данном сценарии ограничены низкой конкурентоспособностью большей части отечественной продукции. Низкие темпы экономического роста, характерные для адаптационного сценария, не позволяют обеспечить в стране одновременное решение социальных задач и развитие инфраструктуры, воспроизводство научно-технологических заделов, модернизацию вооруженных сил.
М.А. Положихина
2011.02.069. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / Куренков Ю.В., Петров В.К., Кондратьев В.Б. и др.; Отв. ред.: Иванова Н.И.; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М., 2010. - 228 с.
Российская экономика за последние годы показала достаточно высокие темпы роста, констатируют авторы, благодаря чему она вошла в первую десятку экономик мира по размеру ВВП. Однако многие аспекты развития РФ свидетельствуют о недостаточных сдвигах в качественных параметрах экономического роста. По их мнению, важнейшим условием реализации национальных интересов и эффективным фактором интеграции в мировое хозяйство является диверсификация экономики России, но она требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы отечественного хозяйства. Диверсификация и модернизация экономики невозможны без глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств, в первую очередь в обрабатывающей промышленности.
Концепция и общие условия модернизации и диверсификации отечественной экономики. Экономический рост в России в перспективе обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высококонкурентные продукты конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Нет никакой экономической необходимости противопоставлять два основных ресурса роста хозяйства. В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы диверсификации в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора.
Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так и по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большим разнообразием сочетаний этих ресурсов развития. Необходимо использовать естественные (сравнительные) и конкурентные преимущества различных групп регионов. Следует обеспечить инновационную ориентацию федеральных целевых программ регионального развития, приоритет инновационных проектов при использовании средств Инвестиционного, Стабилизационного и других фондов, расширить число технико-внедренческих открытых экономических зон (причем, создаваемых не в столичных городах и их окрестностях, а в других регионах), содействовать формированию вокруг «очагов инноваций» территориальных кластеров.
Потенциал модернизации в отраслях и комплексах российской экономики. Главную роль в достижении поставленных целей призваны сыграть прежде всего производство наукоемкой продукции и высоких технологий, качественная подготовка квалифицированных кадров и экспорт интеллектуальных продуктов - исследовательских разработок, средств программного обеспечения ЭВМ, качественного образования. Именно они должны стать тем реальным инструментом, с помощью которого Россия превратится из сырьевой страны в государство с высокотехнологичной экономикой.
В настоящее время в России сложилась инновационная система переходного типа, характерными чертами которой являются наличие еще значительных ресурсов (интеллектуальных, кадровых, организационных) при низком уровне государственного регулирования и малой эффективности создаваемых институтов. Основное направление модернизации научно-инновационной сферы может
состоять в сочетании прямой государственной поддержки научных организаций и исследовательских коллективов с мерами, направленными на создание общих благоприятных условий для инновационной деятельности, а также на повышение эффективности работы сопутствующих ей инфраструктурных и финансовых институтов, совершенствование нормативно-правовой базы для этого. В области инновационной политики оптимальным представляется сочетание стимулирования создания собственных технологических разработок и заимствования передовых технологий в других странах.
В современном российском образовании четко определяются две главные проблемы: качество обучения и конфликт выпускников вузов с рынком труда.
Комплекс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) считается движущей силой мирового инновационного процесса. Основными двигателями прогресса являются совершенствование «канала» свободной циркуляции всех видов информации (систем широкополосного доступа), цифрового телевидения и интернет-приложений, а также вся гамма технологий, связанных с информатизацией экономики и быта. ИКТ России развивается в русле мировых тенденций. Присущее стране отставание в данной области постепенно сокращается, диверсификация продукции по векторам предложения не отстает от ситуации в передовых странах, но результаты насыщения хозяйства и быта существенно ниже. Объяснение данного феномена очевидно - более низкий уровень платежеспособного спроса и объемов генерируемых услуг. Самое слабое звено отечественного комплекса ИКТ - практически полное отсутствие собственной промышленности. В России нет собственного производства мобильных телефонов, компьютеров, базовых систем информатизации предприятий и т.д. Однако руководство страны, похоже, серьезно настроено придать необходимое ускорение развитию всего спектра отечественно высокотехнологической индустрии.
В кардинальном институциональном преобразовании прежде всего нуждаются оборонный и гражданский машиностроительные комплексы. Уже началось создание под эгидой государства инновационных корпораций в авиационной и судостроительной отраслях, госкорпораций в атомной и других видах промышленности, нанотехнологической сфере. Если эти образования рассматривать
как временное явление, как первоначальный импульс для запуска инновационного процесса, то впоследствии, по мнению авторов, на их основе могут вырасти крупные конкурентоспособные корпорации акционерного типа (с постепенным снижением в них доли государства), а затем и отечественные ТНК.
Серьезные структурные сдвиги происходят и в отраслях топливно-энергетического и материалопроизводящего комплексов России. Накопившиеся проблемы в нефтегазовой отрасли, в том числе ухудшение состояния ресурсной базы, а также износ основных производственных фондов (воспроизводство которых в полном объеме не обеспечивают российские подотрасли машиностроения) усугубляются при переходе к освоению месторождений нефти и газа в более сложных природно-климатических и горногеологических условиях. При сохраняющейся нестабильности мировых цен на энерготовары решение имеющихся отраслевых проблем существенно замедляется. В этих условиях диверсификация экспорта и производства энерготоваров, а также увеличение масштабов и углубление переработки сырья, комплексное использование его компонентов, снижение производственных и технологических потерь на основе различных инноваций представляется актуальным направление модернизации топливно-энергетического комплекса России.
Конкурентоспособность металлургических компаний в настоящее время определяется их способностью предугадывать потребности рынка, предлагать новые более совершенные виды продукции, в том числе для инновационных отраслей, использовать современные инструменты логистики, маркетинга и меры государственно поддержки, особенно во внешней торговле. Важнейшей проблемой развития отечественного металлургического комплекса является сравнительно низкая инновационная активность компаний вследствие недофинансирования фундаментальных и прикладных исследований, старения научного оборудования, утраты многих научных школ. При этом большинство внедряемых инноваций относятся к усовершенствованию существующих технологий и оборудования. Основой для разработки долгосрочной стратегии, включающей модернизацию отечественных металлургических предприятий, должен стать диалог правительства и бизнеса.
Государственная стратегия модернизации непосредственно связана и с задачей интенсификации и диверсификации всех структурных составляющих химического комплекса: сырьевой базы, производственных мощностей, отраслевой структуры производства, кадрового и управленческого персонала. Способствовать этому должна консолидация активов в руках стратегических инвесторов. Для обновления и придания импульса развитию российского химического комплекса, необходимо также привлечение административного ресурса, а в отдельных случаях и прямое финансовое участие государства.
Проблема модернизации лесопромышленного комплекса России в направлении изменения структуры его производства и повышения доли качественной готовой продукции в общем выпуске лесобумажных товаров является наиболее актуальной в настоящее время. Для ее решения необходимо повысить эффективность использования отечественного древесного сырья, в том числе путем развития нанотехнологий, что подразумевает целый ряд действий организационного и директивного характера. Эта может быть решено лишь на основе активного сотрудничества государственных структур и лесопромышленного бизнеса с подключением к работе отечественной отраслевой и академической науки.
Состояние отечественных транспортного, энергетического, коммунального и инвестиционно-строительного комплексов не соответствует современным требованиям и нуждается как в технологической, так и в институциональной модернизации. Одной из главных тенденций развития инфраструктурного комплекса России является его преобразование на путях децентрализации, частичной приватизации и корпоративизации. В условиях кризиса российское правительство резко сократило финансирование инфраструктурных проектов, но необходимость их реализации сохраняется. Одной из актуальных задач сегодня является поддержка энергосбытовых компаний (предложения по платежной системе, кредитованию, реализации обязательств частных инвесторов). Переход инфраструктурных объектов в частные руки должен сопровождаться повышением ответственности новых собственников за результаты деятельности и созданием со стороны государства соответствующих механизмов контроля и регулирования. Рост эффективности функционирования российского инвестиционно-строительного
комплекса определяется прогрессом внутриотраслевых структурных сдвигов и расширением сотрудничества отечественных компаний с передовыми компаниями мира в реализации крупных проектов.
Основные проблемы диверсификации хозяйства в России. Диверсификация экономики России и ее модернизация не могут обойтись без активной роли государства. Пока эта роль достаточно пассивна, несмотря на наличие финансовых ресурсов. Активизация роли государства в экономике затрудняется растущей бюрократизацией и коррупцией. Тем не менее без государственной поддержки невозможно реструктурировать сельское хозяйство и машиностроение, развивать ИКТ, в целом перевести экономику на инновационный путь развития.
Не соответствует задачам экономического роста и современная отечественная модель корпоративного управления, поскольку она сформировалась в период адаптации хозяйства к новым, рыночным условиям воспроизводства. Для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному вектору развития необходимо принципиальное разделение функций собственности и управления, консолидация и повышение эффективности финансовой системы.
Один из самых острых вопросов перехода к инновационной экономике в России - найти мотивации и гарантии со стороны государства для привлечения частного бизнеса к масштабным инновационным проектам. Также пока не ясен механизм взаимодействия новых институтов инновационного роста: Банка развития, Инновационного, Инвестиционного и венчурных фондов, особых экономических и технико-внедренческих зон. Существенное значение для дальнейшей диверсификации хозяйства имеет система государственно-частного партнерства и государственного регулирования деятельности частных компаний, которая должна основываться на принципах защиты как интересов инвесторов, так и потребителей. Решающим фактором здесь является разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения между всеми сторонами - государством, бизнесом и обществом, в первую очередь, в сфере собственности.
М.А. Положихина