2009.02.074. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ: НОВЫЙ ЭТАП ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНЫХ И ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ / Малов В.Ю., Безруков Л.А., Шиловский М.В. и др.; Отв. ред. Кулешов В.В.; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. -Новосибирск, 2008. - 427 с.
Монография является продолжением многолетних исследований ИЭОПП СО РАН, посвященных закономерностям развития осваиваемых регионов ресурсного типа, а также количественной оценке целесообразности различных масштабных проектов. Особое внимание уделяется проблемам энергетики и транспорта Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Авторы обращаются к истории освоения новых земель и в рамках концепции колонизации рассматривают этот процесс в Азиатской России, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Начиная с похода Ермака и до конца XX в. освоение этих регионов осуществлялось при активнейшем участии государства. С 1582 по 1917 г. был реализован ряд масштабных экономических проектов: «сибирская пушнина», «цветные и драгоценные металлы», «кузнецкий каменный уголь», Транссиб, развитие сельскохозяйственного производства. В годы Советской власти особое значение приобрела идея «сдвига производительных сил на восток». Таких темпов, какими шла индустриализация Сибири и Дальнего Востока, история не знала.
Применительно к Сибири были апробированы практически все известные способы и методы хозяйственного освоения регионов ресурсного типа: принудительный труд и использование внеэкономических факторов, принцип маятника, создание территориально-производственных комплексов (ТИК) и особых (анклавных) геоэкономических зон, сочетание частной инициативы с монопольно высокой долей участия государства и т.д. Однако в течение всей многовековой истории хозяйственного освоения имел место преимущественно сырьевой характер развития экономики региона, превративший его в своеобразную кладовую Европейской России. Веками существует и в настоящее время усугубляется контраст между огромными природными богатствами края и унизительным убожеством повседневной жизни основной массы живущих здесь или бегущих из региона людей.
Современное международное (территориальное) разделение труда строится на принципах «океанического» мирового хозяйства, т.е. на принципах свободного и относительно независимого от расстояний океанического обмена. Но эти принципы часто неприемлемы для континентальных стран, к которым относится Россия. Сильная зависимость от расстояний требует постоянного сокращения транспортных расходов и диктует существенно иной стиль хозяйственной деятельности и общения с внешним миром. Для России является необходимым целевое формирование территориальных хозяйственно-расселенческих структур и территориальной организации общества в целом. Использование способов и методов экономического районирования, территориального разделения труда и магистрализации транспорта, формирование территориально-производственных комплексов и линейных систем расселения вдоль важнейших транспортных путей и т.д. позволяет заметно ослабить негативное влияние континентального макроположения на социально-экономическую динамику.
Авторы монографии указывают как на одну из угроз развитию и безопасности страны на стратегическую асимметрию азиатской части России, в том числе геополитическую, демографическую, технологическую и ресурсную. Для ее преодоления, по их мнению, необходимы: разработка и реализация комплексных международных программ природопользования в приграничных регионах; создание условий для снижения занятости женщин в общественном производстве и уравнение материального обеспечения ухода за детьми с другими видами занятости; расширение использования малолюдных технологий; обеспечение надежных транспортных связей внутри страны; создание и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; организация эффективного инновационного процесса.
Анализ истории освоения новых территорий России и других стран, а также путей адаптации к «фактору» континентальности, позволяет утверждать, что роль государства в экономическом развитии северных и восточных регионах должна быть определяющей. Причем наиболее активное участие должно быть в сфере создания современной инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической. И здесь в качестве наиболее приемлемой формой
хозяйствования авторы считают государственно-частное партнерство (ГЧП).
В течение последних лет идеи ГЧП достаточно активно разрабатываются в России, но практических успехов пока достичь не удалось. Основными проблемами, препятствующими внедрению ГЧП, по мнению авторов, являются: недоверие к государству российского бизнеса; отсутствие ясных и понятных финансовых схем осуществления совместных проектов; отсутствие комплексной, долгосрочной программы социально-экономического развития страны и территориального размещения производительных сил и производства. Хотя деньги у правительства и бизнеса для стратегических инвестиций есть, привлекательные проекты также имеются, концессионная деятельность не развивается из-за отсутствия кадров, несовершенства системы управления и нормативно-правовой базы.
Пока в России только изучаются возможности создания некого подобия системы долгосрочного стратегического планирования экономики, аналогичной существовавшей в СССР, но уже для условий рыночной экономики.
Для разработки вариантов развития хозяйства районов азиатской части России авторы монографии используют методологию транспортно-экономических балансов. Многоуровневая схема прогнозирования включает расчеты по ряду экономико-математических моделей, в том числе по оптимизационной межотраслевой межрайонной модели, имитационной модели прогнозирования грузопотоков, системе моделей отраслей, модели прогнозирования опорной транспортной сети, поведенческой модели генерирования гипотез, модели прогнозирования транспортно-технологических систем.
Принципиально важным моментом настоящего исследования является разделение народнохозяйственного эффекта и эффекта отдельных компаний. Последний может быть выше в ряде случаев, но чаще всего это связано с большими потерями в других отраслях, других регионах и народном хозяйстве в целом.
Обращаясь к вопросам развития регионов азиатской части России, авторы монографии отмечают, что сегодня вновь заметно повышение заинтересованности в большей согласованности действий при решении проблем территорий. Популярным стало понятие территориальный кластер, тогда как ранее в отечественной практике использовалось понятие территориально-производственный
комплекс (ТИК). По мнению авторов, эти понятия могут быть «разведены» и использоваться применительно к соответствующим ситуациям. В регионах ресурсного освоения в азиатской части России условия для формирования полноценных кластеров с самоорганизующейся конкурентной средой еще предстоит создать, но не во всех отраслях такое возможно. В данном случае больше подходит стратегия «ТИК-подход и объект», предполагающая одновременное участие и региональных, и федеральных структур власти по решению социальных, экологических и других проблем.
В настоящее время отношение к перспективам развития азиатской части России меняется на всех уровнях, но изменения эти происходят слишком медленно. Сейчас и региональные лидеры, и крупный бизнес постепенно возвращаются к пониманию неизбежности нового этапа масштабного строительства и все более отчетливо осознают необходимость в планировании (прогнозировании), вплоть до создания районных планировок. Иотребность в таких работах, особенно для условий северных и восточных регионов, начинает ощущаться все острее, в том числе и в силу резкого повышения роли фактора «трудовые ресурсы».
Иредложенная авторами монографии схема последовательности разработок по прогнозированию пространственной структуры хозяйства регионов является продолжением работ по системе моделей народнохозяйственного планирования 60-70 годов ХХ в.
Используя указанный выше инструментарий, исследователи разработали прогноз развития экономики России на период до 2020 г., прогноз развития транспорта и опорной транспортной сети Восточной Сибири, а также оценили ряд предлагаемых для реализации крупномасштабных проектов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
1. Развитие инфраструктурных отраслей в азиатской части России. Проведенный авторами анализ тенденций развития транспортных услуг в разрезе федеральных округов свидетельствует о недостаточности существующей транспортной сети страны для своевременного осуществления хозяйственных связей между и внутри округов, а также для обеспечения выхода на мировой рынок отечественных производителей.
Так, для создания нефтегазового комплекса в Восточной Сибири и Якутии необходимо прежде всего создать транспортную
сеть. Ни зимник, ни реки, «работающие» 30-40 дней в году, не могут обеспечить нормальный завоз требуемых материалов, учитывая предполагаемый (50-80 млн. т в год) уровень добычи. Для устойчивого развития лесного и металлургического комплекса также необходима железная дорога.
Прогнозируемая территориальная структура грузопотоков указывает на необходимость строительства новой широтной железнодорожной магистрали (Северороссийской) и соединения ее с меридиональными транспортными коридорами («Обь - Иртыш» и т.д.) уже в первой четверти XXI в. Звеньями этой магистрали являются БАМ, Северосибирская и Баренцко-Мурманская (Баренцко-мур) железные дороги.
Формирование Северороссийского широтного транспортного коридора, по мнению авторов, отвечает задачам назревшей пространственной трансформации хозяйственного комплекса России. Он может выступить естественным катализатором формирования Северного пояса экономического развития страны. Северороссийская магистраль не только обеспечит доступ к новым сырьевым базам и новые выходы к зарубежным рынкам, но и окажет благотворное влияние на размещение населения.
Авторами монографии также получены выводы об относительной эффективности развития международного транзита в России и о первоочередности строительства Северосибирской магистрали по сравнению с магистралью в направлении на Аляску - с тоннелем под Беринговым проливом.
2. Проект освоения Нижнего Приангарья. Проект освоения Нижнего Приангарья авторы считают не только одним из первых мегапроектов, получивших финансовую поддержку Инвестиционного фонда РФ (и 34 млрд. руб. бюджетных инвестиций), но и одним из наиболее подготовленных в научном и методическом плане.
Соглашаясь с народохозяйственной значимостью освоения Нижнего Приангарья и своевременностью начала реализации проекта, авторы монографии на основании анализа планов создания промышленных и инфраструктурных объектов с точки зрения сбалансированности их по срокам строительства, материально-вещественному обеспечению, срокам и объемам ожидаемой прибыли пришли к выводу о неосуществимости этих планов. Так, низкая транспортная обеспеченность территории в отсутствие планов
строительства участка Северосибирской железнодорожной магистрали Усть-Илимск - Лесосибирск ставит под сомнение возможность крупномасштабного строительства. Доставка сырья и строительных материалов автомобильным транспортом нереальна, а провозная способность существующей железной дороги Решоты -Карабула недостаточна для растущих объемов перевозки.
Наконец, одним из главных препятствий на пути создания всех намеченных объектов является отсутствие важнейшего инженерного документа - схемы районной планировки. Авторы делают вывод, что целесообразно уточнить проект развития Нижнего Ири-ангарья, который должен охватывать более длительный период -до 2030 г. Тогда в результате его реализации действительно можно создать конкурентоспособный комплекс в пределах Северного широтного пояса экономического развития на базе не только государственных, но и частных инвестиций.
3. Стратегии развития Дальнего Востока России. В начале XXI в. Дальний Восток столкнулся с ухудшением условий роста, прежде всего усилением ресурсной специализации, депопуляцией населения и снижением уровня жизни. Ири реализации долгосрочных приоритетов России (разработанных Минэкономразвития России) развитие экономики Дальнего Востока может идти по двум основным сценариям. Авторы монографии условно их классифицируют как ресурсно-транзитный и инновационно-освоенческий.
Ресурсно-транзитный сценарий опирается на пролонгацию действующих в настоящее время тенденций с сохранением сырьевой модели экономики Дальнего Востока, наращиванием экспорта сырья, инерционности в показателях социальной динамики в регионе. Этот сценарий весьма вероятен в силу действий федерального правительства. Однако данное направление развития неизбежно приведет к нарастанию межотраслевых диспропорций в экономике региона, консервации «сырьевых» позиций в системе его внешних и внутренних связей, дальнейшему усилению межрегиональной социально-экономической дифференциации территорий.
Основой развития экономики Дальнего Востока по иннова-ционно-освоенческому сценарию также является природно-ресурсный сектор (ТЭК и горнодобывающая промышленность), но приоритеты смещаются к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья. Ускоренное развитие должны получить
черная металлургия, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность, а также отрасли строительного комплекса и сферы услуг. Модернизация минерально-сырьевого, топливно-энергетического, лесного и рыбохозяйственного комплексов предполагается за счет использования возможностей предприятий оборонного комплекса, развития технологий гражданского и двойного назначения. Благоприятные условия для дальнейшего развития инновационного предпринимательства формируются в результате создания «Амурской промышленно-сервисной дуги», опирающейся на потенциал Владивостока, Находки, Уссурийска, Пограничного, Хабаровска, Биробиждана, Благовещенска, Комсомольска- и Николаевска-на-Амуре. Мультиплицирующий эффект для инновационного развития региона может также обеспечить изменение системы внешнеэкономических связей и более эффективное приграничное сотрудничество. Данный сценарий направлен на достижение стратегической устойчивости региональной экономической системы к возможному падению мировых цен на сырье и энергоресурсы, а также к общему ухудшению мировой конъюктуры и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. Он также предлагает пути решения проблемы «освоения и заселения» территории Дальнего Востока, повышения уровня жизни его жителей.
В заключение авторы монографии указывают, что азиатская часть России, в том числе Восточная Сибирь и Дальний Восток, слишком важны для будущего страны, чтобы еще долгое время оставаться колониями. Однако процессы глобализации, протекающие в отсутствии активной государственной региональной политики, могут привести к медленному затуханию и экономической деятельности, и самой жизни в этих регионах.
М.А. Положихина