Научная статья на тему 'Обоснование возможных сценариев долгосрочного развития российской экономики'

Обоснование возможных сценариев долгосрочного развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ / LONG-TERM FORECAST / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / MACROECONOMIC SCENARIO / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широв А. А., Гусев М. С., Янтовский А. А.

В статье рассмотрены главные факторы, влияющие на параметры развития российской экономики в долгосрочной перспективе, и делается попытка сформулировать альтернативные сценарии ее развития на период до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main factors influencing on the Russian economy in the long term period. The authors justified the alternative scenarios for the Russian economy for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «Обоснование возможных сценариев долгосрочного развития российской экономики»

ЭКО. - 2012. - №6

ШИРОВ АЛ, ГУСЕВ М.С., ЯНТОВСКИЙ А.А.

В статье рассмотрены главные факторы, влияющие на параметры развития российской экономики в долгосрочной перспективе, и делается попытка сформулировать альтернативные сценарии ее развития на период до 2030 г.

Ключевые слова: долгосрочный прогноз, макроэкономический сценарий, экономическая политика, стратегия развития

Обоснование возможных сценариев долгосрочного развития российской экономики

А.А. ШИРОВ, кандидат экономических наук, E-mail: [email protected] М.С. ГУСЕВ, кандидат экономических наук, E-mail: [email protected] А.А. ЯНТОВСКИЙ, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва

Поиски новых механизмов устойчивого развития российской экономики связаны с тем, что возможности потенциала, накопленного в предыдущие десятилетия, близки к исчерпанию. Требуется выработка новой конструктивной стратегии, выстраивание сценариев развития, направленных на обеспечение необходимого динамизма экономической и социальной жизни России. И именно долгосрочный макроэкономический прогноз позволяет связать концептуальные положения стратегии с количественными оценками возможных динамических и структурных изменений в экономике страны.

Ключевые ограничения текущей модели развития

Среди наиболее важных экономических диспропорций в российской экономике можно отметить следующие.

Неоднородность технологического пространства. Отсутствие законченных производственных цепочек по выпуску конкурентоспособной продукции приводит к разрывам в уровне эффективности производства, перераспределению ресурсов в пользу ограниченного числа отраслей. Дефицит необходимых ресурсов в прочих секторах продуцирует

«спираль неконкурентоспособности»: требования к качеству продукции у благополучных секторов экономики и населения возрастают, а возможности промышленности выпускать продукцию высокого качества постоянно сужаются.

Кроме того, наличие технологических разрывов препятствует реализации существующих научных и технических заделов, так как промышленность не в состоянии обеспечить необходимый уровень кооперационных связей и надлежащее качество массового производства.

Требуемый рост эффективности производства возможен только при условии сочетания модернизации производственного потенциала и применения современных методов управления и организации производства.

Модернизация производства требует значительных инвестиций. Но из-за недостаточной конкурентоспособности большинства обрабатывающих видов деятельности привлечение финансовых ресурсов с открытого рынка практически невозможно, и государство вынуждено постоянно использовать для этих целей бюджетные средства.

Рациональному использованию бюджетных ресурсов способствовало бы разделение задач модернизации производства и закупки необходимой государству продукции (прежде всего оборонного назначения). Бюджетные расходы должны быть направлены на приобретение конечной продукции по прозрачным рыночным ценам. А модернизацию и повышение эффективности производства следует осуществлять на возвратной основе преимущественно через финансовую систему и институты развития, выполняющие функцию «проектного фильтра». Для целей насыщения финансовой системы ресурсами могут быть задействованы избыточные государственные резервы.

Поскольку без современных зарубежных технологий восстановление производства во многих отраслях невозможно, следует создавать систему мотивации для привлечения иностранных производителей к разворачиванию производств на российской территории с последующей локализацией.

Привлечение иностранных компаний целесообразно в тех секторах, где полностью утрачены производственная, кадровая база и научные заделы (станкостроение, автомобилестроение,

производство бытовой техники и т.д.), а использование ресурсов государства - в критически важных производствах, где необходимо долгосрочное финансирование для разворачивания полного комплекса, включающего значительный сегмент НИОКР.

Целью технологической и промышленной политики должно стать наращивание промышленного потенциала, позволяющее существенно снизить зависимость внутреннего рынка от импорта.

Для выстраивания однородного технологического пространства необходимы переток технологий, трудовых ресурсов, разумное распределение производственной нагрузки и т.д. между гражданскими и военными предприятиями. Без развития производства инвестиционного оборудования реальная модернизация экономики (в том числе оборонного сегмента) становится невозможной, так как именно здесь сформировался ключевой технологический «разрыв», препятствующий нормальной работе промышленности.

Для насыщения внутреннего рынка инвестиционными товарами отечественного производства необходимо обеспечить в этом секторе темпы роста, опережающие темпы роста внутреннего рынка (как минимум в первой части прогнозного периода).

В 2001-2008 гг. при средних темпах экономического роста в 6,6% и росте инвестиций в 12,3% внутренний рынок машин и оборудования в среднем увеличивался на 9%. Как показывают расчеты, в условиях 6%-го роста ВВП в период 2012-2020 гг. для достижения нормы накопления в 30% необходим среднегодовой рост инвестиций темпом не ниже 8,4%. При этом можно ожидать сопоставимого по масштабам расширения внутреннего рынка машин и оборудования. В этом случае для обеспечения реального импортозамещения средние темпы увеличения производства машин и оборудования в ближайшее десятилетие должны составлять не менее 10%.

Социальная дифференциация в России отчасти является продолжением структурных диспропорций в экономике. Государство постепенно повышает уровень оплаты труда в бюджетных секторах, но проблема низких уровней заработной

платы существует в большинстве базовых отраслей промышленности. При этом в экспортоориентированных секторах ситуация существенно лучше. Высокие уровни цен на ключевые виды издержек (сырье и энергию) создают дополнительное давление на большинство секторов обрабатывающей промышленности, препятствуют повышению оплаты труда. Таким образом, одна из причин высокой дифференциации доходов -разрывы в уровнях относительных цен. Следует признать, что продукция ряда обрабатывающих производств является недооцененной. Кроме того, низкие показатели рентабельности связаны с отсутствием развитого крупносерийного производства в высоко- и среднетехнологичных секторах промышленности.

Рост заработной платы должен сопровождаться соответствующим ростом эффективности использования трудовых ресурсов и общим увеличением эффективности производства. Значимое сокращение разрывов в уровне оплаты труда возможно только в условиях устойчивого экономического роста, при котором достигается увеличение доходов всех экономических агентов. При этом низкие темпы экономического роста, равно как создание изолированных «точек роста», существенно осложняют решение этой задачи.

Общее повышение уровня доходов населения - необходимое условие решения проблем пенсионной системы, так как только в этом случае можно наполнить ее необходимым объемом ресурсов и увеличить доходы пенсионеров за счет сбережений.

Одной из очевидных проблем российской экономики является наличие институциональных разрывов, связанных с тем, что государство осуществляет избыточное вмешательство в ситуацию на отдельных рынках. Соблазн решить проблему той или иной отрасли, а иногда и отдельного предприятия с низким уровнем базовой рентабельности, путем сдерживания роста цен или через механизмы перекрестного субсидирования, экономя при этом бюджетные средства, лишь консервирует сложившуюся ситуацию. В результате еще больше усиливаются ценовые диспропорции, появляется необходимость в механизмах «ручного» регулирования.

За 20 лет сложился целый клубок механизмов перекрестного субсидирования, которые искажают структуру экономики,

создают потоки доходов в секторах, развитие которых, возможно, и не является оптимальным с точки зрения стоящих перед страной задач. Это, прежде всего, связано с деятельностью инфраструктурных отраслей. В результате возникает необходимость в финансировании строительства избыточных высококапиталоемких объектов, имеющих низкий макроэкономический эффект, усиливаются как давление на бюджет, так и опосредованное негативное воздействие на всю экономику.

Государство не должно оставаться единственным институтом, определяющим и обеспечивающим финансирование модернизации экономики и инфраструктуры. Вопросы распределения средств конкретным предприятиям должны решаться на рыночных принципах через финансовую систему и институты развития. Только в этом случае будет обеспечен минимально необходимый баланс между интересами бизнеса и государства в экономике.

Государственная политика в вопросах ценообразования должна быть направлена на создание механизмов формирования на ключевые виды ресурсов «справедливых» рыночных цен, которые адекватно отражали бы затраты производителей и отвечали бы возможностям потребителей. На первом этапе это возможно при одновременной поддержке наиболее чувствительных секторов промышленности через механизмы прямого субсидирования, отказавшись от перекрестного.

Основные гипотезы долгосрочного прогноза

Динамика капиталоемкости

В средне- и долгосрочной перспективе российская экономика обязательно столкнется с ростом капиталоемкости производства: из-за исчерпания возможностей роста, связанного с использованием потенциала модернизации «советского» капитала; в связи с ухудшением характеристик добычи и производства ресурсов в сырьевых отраслях; из-за необходимости воссоздания ряда деградировавших производств, а также в связи с расширением масштабов инфраструктурного строительства.

До периода наращивания вводов «нового» капитала (2004 г.) основой производственных мощностей было оборудование еще советских времен. За 2005-2010 гг. выбыло от 20% «старого» капитала в металлургии до 85% - в текстильном производстве.

Одновременно с выбытиями шел процесс модернизации части «старого» капитала, потенциал возможного использования которого естественным образом снижался. В тех видах деятельности, где качество «старого» капитала невысоко, эластичность уменьшения потенциала модернизации наибольшая (в текстильном производстве при уменьшении на 1 п.п. объемов «старого» капитала потенциал модернизации снижается на 0,18 п.п., в машиностроительных видах деятельности - на 0,13 п.п.).

С учетом сложившейся структуры выбытий мощностей можно прогнозировать, что к 2020 г. потенциал модернизации будет практически исчерпан в таких секторах, как текстильное и химическое производство, машиностроение, производство пищевых продуктов. При этом он сохранится в металлургии (около 9% от общего объема капитала), деревообработке (7%), производстве неметаллических минеральных продуктов (10%) (табл. 1). К сожалению, экономике придется «заплатить» за практически полное отсутствие вводов новых мощностей в 90-е и «нулевые» годы.

По нашим расчетам, в условиях нарастания ограничений по мощностям, ежегодные темпы роста валового выпуска могут снизиться с 3,5 до 0,5%, темпы ВВП - с 4 до 0,7%, а темпы роста импорта увеличатся с 5 до 12%.

В условиях неизбежного фронтального роста капиталоемкости производства в добывающих, перерабатывающих отраслях и инфраструктуре естественным способом поддержания внутреннего производства должен стать рост инвестиций в основной капитал в пропорции, примерно соответствующей росту капиталоемкости, т.е. норма накопления, обеспечивающая преодоление ограничений по мощностям, должна составлять 30-35% к 2020 г.

Это довольно жесткое условие, которое предъявляет повышенные требования к мобилизации ресурсов бизнеса и государства на инвестиционные цели.

3 ЭКО №6, 2012

Таблица 1. Оценка потенциала модернизации основного капитала, %

Показатель Производство

металлургическое химическое машиностроение деревообработка и целлюлозно-бумажное прочих неминеральных продуктов текстильное, швейное, кожевенное пищевых продуктов

Уровень загрузки основных производственных фондов 82,2 60,9 59,6 76 65 55,9 56,3

Норматив выбытия «старого» капитала 2004-2009 гг. 4,7 6,5 6,1 5,5 5,8 11 6,5

Доля «старого» (немодернизиро-ванного) капитала 80 60 44 62 52 15 60

Рост удельной капиталоемкости от исчерпания потенциала модернизации устаревших фондов к 2020 г. (2009 г. = 1) 1,01 1,41 1,43 1,02 1,12 1,19 1,47

Оценка увеличения годовых объемов инвестиций при исчерпании «старого» капитала, раз 2,13 1,33 1,34 2,15 2,25 1,55 1,71

Источник: Росстат, расчеты авторов.

Производительность труда

Одним из основных ограничений развития российской экономики в долгосрочной перспективе станет сокращение численности населения в трудоспособном возрасте: до 2020 г. -примерно на 1 млн чел. ежегодно. В связи с этим остановимся на возможностях роста производительности труда как в целом по экономике, так и по отдельным видам деятельности.

Межстрановые сопоставления за 1950-2005 гг. показывают, что темп роста производительности труда может быть тем

выше, чем больше начальное отставание в уровне производительности труда от страны-лидера.

В таблице 2 показано, за какой период отдельным странам удалось пройти путь повышения производительности труда с 25 до 33 долл. США (по ППС) добавленной стоимости на час отработанного времени.

Таблица 2. Период роста добавленной стоимости с 25 до 33 долл. США на час отработанного времени (в ценах 2005 г. по ППС)

Страна 25 долл./ч 33 долл./ч Лет

США 1970 1990 20

Австралия 1983 1999 16

Япония 1991 2005 14

Финляндия 1992 2004 12

Германия 1982 1993 11

Ирландия 1990 2000 10

Франция 1980 1989 9

Источник: World Bank, расчеты авторов.

Межстрановые сопоставления динамики производительности труда в отдельных странах в 1950-2007 гг. позволяют предположить, что отставание в темпах роста и в уровне производительности труда между догоняющей страной и страной-лидером тесно связаны между собой, и графически эта связь может быть представлена в виде кривой (рис. 1.)

Я 0 20 40 60 80 100

Уровень производительности труда, % к стране-лидеру

Рис. 1. Соотношение темпов роста и уровня производительности труда в догоняющей стране и стране-лидере

При отставании от лидера в уровне производительности труда в 3-4 раза догоняющие страны могут в 2-3 раза опережать ее по темпу роста производительности труда.

К примеру, если предположить, что уровень отставания производительности труда в России от США и соотношение темпов роста производительности труда в двух странах будут изменяться согласно кривой догоняющего развития (рис. 1), то в 2012-2030 гг. при среднегодовом темпе роста производительности труда в США в 1,5% уровень производительности труда в России по отношению к США вырастет с 32% до 70%.

Можно предположить, что в 2012-2025 гг. в России достижим среднегодовой темп роста производительности труда в 6,8%. С 2025 г., по мере сокращения отставания в уровне производительности труда, в России можно ожидать заметного падения темпов роста производительности труда (с 6% в 2025 г. до 2,5-3% к 2030 г.).

Тенденция сокращения численности населения России в трудоспособном возрасте налагает определенные ограничения на параметры экономического развития страны, одним из которых является доля импорта во внутреннем потреблении.

Поддержание высоких темпов экономического роста и активное импортозамещение могут в долгосрочном периоде привести к критическому росту численности занятых и дефициту на рынке труда. С другой стороны, естественным ограничителем доли импорта во внутреннем потреблении является величина торгового баланса, который при увеличении доли импорта с высокой вероятностью становится отрицательным.

Чтобы оценить приемлемый уровень доли импорта во внутреннем потреблении, который одновременно удовлетворял бы ограничениям по торговому балансу и численности трудовых ресурсов (до 2030-х годов), были заданы следующие гипотезы:

- среднегодовой рост производительности труда - 5,5%;

- сокращение численности экономически активного населения до 67 млн чел.;

- среднегодовой рост ВВП - 4,5%;

- доля потребления домашних хозяйств в ВВП с 2012 г. по 2030 г. сохраняется на уровне 65%;

- доля инвестиций в ВВП к 2020 г. возрастает до 35% и снижается до 30% к 2030 г.;

- экспорт растет на 4% в среднем за год, а экспортные цены с 2012 г. неизменны (в этом случае устраняется влияние на результаты динамики цен на нефть);

- импортные цены растут в среднем на 2% в год.

При данных предположениях можно найти три варианта уровня доли импорта во внутреннем потреблении (рис. 2).

Доля импорта в выпуске (за исключением экспорта)

25

15

10

Безработица и торговый баланс -Млн вариант С млрд

чел. долл.

7

ЩИОП'ГЩМОМ^ЮИОМ'ГЩИО (^(^ОООООООООООООООО

__А - 27% к 2030

___В - 22% к 2030

__С - 18% к 2030

^ ^^ ^^^^^^с^с^с^с^ (N[(N1 (N1 (N1 с^с^т

о оо оооооооооо оо о о ооо

I | Торговый баланс, млрд долл. -

правая шкала —Безработица, млн чел. - левая

250

200

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

50

0

-50

Рис. 2. Показатели импорта и занятости по вариантам

В варианте А при росте доли импорта в выпуске к 2030 г. до 27% удается обеспечить бездефицитный рынок труда, но при этом дефицит торгового баланса после 2024 г. становится отрицательным.

В варианте В доля импорта в выпуске остается неизменной, что позволяет обеспечить бездефицитный торговый баланс, но при этом с 2020 г. возникает дефицит на рынке труда на уровне 1-2 млн чел.

В варианте С, когда доля импорта в выпуске к 2020 г. сначала возрастет до 24%, а затем к 2030 г. сокращается до 18%, удается обеспечить бездефицитный рынок труда и положительное сальдо торгового баланса (см. рис. 1).

Топливно-энергетический комплекс

К топливно-энергетическому комплексу России в долгосрочной перспективе будут предъявляться следующие макроэкономические требования:

1) обеспечение бесперебойного снабжения населения и экономики энергетическими ресурсами;

2) формирование предложения валюты на внутреннем рынке с целью обеспечения сбалансированности платежного

%

30

20

5

3

5

баланса и валютного курса, а также получения необходимых объемов импорта;

3) расширение потенциала инвестиционного и потребительского спроса, формирование ресурсов для бюджетных расходов.

Даже у такого мощного сегмента российской экономики, как ТЭК, существуют ограничения развития, связанные, прежде всего, с постоянным усложнением условий добычи полезных ископаемых.

Чтобы поддерживать текущие объемы российского экспорта энергоресурсов в условиях роста внутреннего спроса, необходимо расширение объемов добычи углеводородов. Однако это потребует серьезного наращивания инвестиций в разведку и добычу, в том числе в труднодоступных районах и на шельфе.

Инвестиционный и текущий спрос отраслей ТЭК - важнейший фактор экономического роста, так как он стимулирует развитие несырьевых отраслей, способствует диверсификации структуры российской экономики. Поэтому особенно важно использовать этот потенциал для ускорения экономической динамики.

Парадокс состоит в том, что расширение инвестиционного спроса со стороны сырьевых секторов должно способствовать снижению их веса в структуре российской экономики. Без использования их финансовых ресурсов для модернизации российской экономики невозможно достижение целей устойчивого развития. Более того, их ресурсы, как собственные, так и получаемые государством в виде налогов, становятся основным источником модернизации и инновационного развития экономики. В связи с этим политика в отношении отраслей ТЭК представляет собой ключевой элемент долгосрочной стратегии развития.

Внешнеэкономические условия прогноза

При разработке сценарных условий должны анализироваться различные факторы, в том числе внешние условия прогноза, влияние на которые российских экономических властей крайне ограничено.

Широко распространено мнение о том, что динамика российской экономики определяется ценами на нефть. Их динамика является ключевым элементом среднесрочного

прогноза развития российской экономики, представляемого регулярно МЭР РФ. В основе практически всех независимых кратко- и среднесрочных прогнозов лежат гипотезы изменения цен на нефть.

Использование этого индикатора в качестве главного элемента кратко- и среднесрочного сценария развития российской экономики оправданно. На этом горизонте прогнозирования даже относительно небольшие колебания внешнеэкономической конъюнктуры могут приводить к существенному изменению основных макроэкономических и бюджетных индикаторов.

С точки зрения долгосрочного прогноза, ситуация иная. Необходимым условием адекватной долгосрочной экономической политики является ее относительная защищенность от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Кроме того, внешнеэкономические конъюнктурные колебания, как правило, кратковременны по сравнению с горизонтом долгосрочного прогноза и поэтому демпфируются мерами кратко-и среднесрочной экономической политики. Таким образом, борьба с конъюнктурными кризисами, строго говоря, не является основной задачей долгосрочной стратегии развития и долгосрочного прогноза как ее составной части.

Сценарий изменения цен на нефть должен удовлетворять следующим требованиям.

Во-первых, прогнозная динамика цен на нефть должна корреспондировать с параметрами развития мировой экономики. Именно прогноз развития мировой экономики превращается в ключевой внешнеэкономический параметр долгосрочного сценария, а параметры цен на нефть должны носить подчиненный характер.

Во-вторых, следует учитывать технологический фактор и изменение структуры спроса на сырьевые ресурсы в мировой и российской экономиках.

В-третьих, прогноз цен на нефть должен увязываться с динамикой производства и удельной капиталоемкостью добычи.

С учетом наиболее вероятной динамики мировой экономики (средние темпы роста свыше 3% в прогнозном периоде) спрос на нефть (даже с поправкой на рост эффективности производства), вероятнее всего, будет увеличиваться, капиталоемкость добычи нефти - неизбежно возрастать.

Изменить фундаментальный тренд роста цен на нефть может только сдвиг в структуре технологий. Однако даже если до 2030 г. в структуре мирового энергетического баланса и будут нарастать доля альтернативных источников или происходить иные структурные сдвиги в потреблении энергии, то мощности этих факторов, скорее всего, будет недостаточно для того, чтобы изменить сложившиеся тенденции в период до 2030 г.

В связи с этим наиболее консервативным способом задания цен на нефть в рамках сценария долгосрочного развития видится сохранение нейтральной ценовой динамики. В этом случае номинальная цена нефти увеличивается с уровня, определяющегося фундаментальными факторами (90-100 долл./барр.), путем корректировки на динамику цен в США (около 2%). Это означает, что в консервативном сценарии к 2030 г. цены на нефть могут рассматриваться на уровне в 140-150 долл./барр.

Кроме того, прогноз цен на нефть должен быть увязан с курсовой динамикой и показателями инфляции*.

Возможности ускоренного роста эффективности производства

Главное отличие России от большинства стран, осуществляющих политику догоняющего развития, в том, что в нашей стране существует исторически сложившаяся структура промышленности, обладающая определенными уровнем эффективности и инерцией развития.

Есть ли в российской экономике резервы ускоренного роста эффективности производства? На этот вопрос следует дать положительный ответ. Во-первых, потенциал «старого» капитала позволяет в относительно короткие сроки значительно повысить эффективность производства на существующих мощностях за счет применения различных организационных и модернизационных мероприятий. Во-вторых, очевидный резерв взрывного роста эффективности связан с разворачиванием механизмов импортозамещения в секторах инвестиционного комплекса и производства потребительских товаров. Пример автомобильной отрасли показывает, что даже в условиях кризиса активное импортозамещение на принципах промышленной сборки позволило снизить энергоемкость

* ШировА.А.,ГусевМ.С. Разработка сценарных условий как ключевой этап подготовки экономического прогноза // Проблемы прогнозирования. -2011. - № 1.

в автомобильной промышленности в 2006-2010 гг. на 17% (в 2005-2008 гг. - на 23%). В-третьих, ускоренный рост эффективности может быть также связан с продолжением выбраковки неэффективных производств, разумеется, в ограниченных масштабах.

Анализ отставания в уровне ключевых показателей эффективности от наиболее развитых стран позволяет говорить о том, что это отставание не является исключительно следствием использования неэффективных технологий. Во всяком случае, гигантские разрывы в уровне производительности труда, энерго- и материалоемкости нельзя полностью объяснить отставанием в технологическом уровне.

Эффективность производства может быть достигнута за счет как совершенствования организации процессов производства, так и изменения уровня используемых технологий.

По нашим оценкам, суммарная избыточная (по отношению к фактическим объемам производства и используемым технологиям) занятость в отраслях обрабатывающей промышленности в 2010 г. составляла примерно 2,5 млн чел. Избыточная занятость наблюдается в секторах, где в наименьшей степени предъявляются требования к уровню организации производства, в то же время именно они имеют высокий потенциал повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Возможности использования организационного потенциала роста эффективности производства будут особенно значимы в период до 2018-2020 гг. Дальнейшее повышение показателей эффективности будет в основном связано с изменением уровня используемых технологий и потребует значительного наращивания объемов инвестиций.

Формулирование основных сценариев долгосрочного развития экономики

Ключевой задачей стратегии долгосрочного развития является определение набора мер экономической политики, позволяющего открыть новые возможности для устойчивого роста. Видимо, эта задача может быть решена несколькими способами, каждый из которых позволяет создать условия для роста путем маневрирования имеющимися в стране ресурсами.

Альтернативность вариантов развития представляет дополнительные возможности для критического анализа предлагаемых

мер экономической политики. Традиционно рассматриваются один или несколько вариантов долгосрочного развития, при этом один из сценариев принимается в качестве «идеального». Однако в случае отдаленной перспективы требуется тщательный анализ возможных вариантов формирования экономической динамики. Альтернативность вариантов экономического развития должна позволить институтам, принимающим ответственные решения, правильно понимать баланс достоинств и недостатков, существующих при любом сценарии развития экономики.

В первом случае может рассматриваться вариант, при котором экономика постепенно эволюционирует из текущего состояния. Одним из ограничений существующей модели развития является невозможность значимого наращивания объемов экспорта. Преодоление этого ограничения, вероятно, позволяет обеспечить экономике необходимый динамизм. Однако для достижения приемлемых показателей роста экспорта необходима диверсификация его структуры - создание «новых» либо коренная модернизация существующих отраслей промышленности, выпускающих конкурентоспособную продукцию, ориентированную на внешний спрос. Такие производства могут быть созданы в энергетическом машиностроении, химическом производстве, авиастроении, фармацевтике и т.д.

Привлекательность данного сценария определяется тем, что путем инвестирования в относительно ограниченное число отраслей достигается расширение доли России на мировых рынках, создается новый облик промышленности, базирующийся на широком использовании инноваций.

Важно отметить, что опора на сырьевой комплекс и ограниченное развитие современных производств позволяют значительно смягчить действие ограничений развития по трудовым ресурсам.

Развитие сырьевого потенциала предполагает вовлечение в разработку новых месторождений, переход к освоению шельфа. Не менее затратным выглядит создание принципиально новых производств в обрабатывающих отраслях. Требования к конкурентоспособности практически исключают использование для этих целей возможности советских производственных мощностей. Необходимы полноценное финансирование

НИОКР, подготовка персонала, строительство заводов, массовая закупка импортного оборудования.

Расширение экспортного потенциала невозможно без создания соответствующей транспортной инфраструктуры, а потому приоритетным станет вложение средств в развитие дорожной сети, портового хозяйства, железных дорог.

В этом случае неизбежен существенный рост нормы накопления основного капитала до 30-35% от ВВП. Столь значительный рост инвестиций предполагает снижение уровня фискальной нагрузки (прежде всего, в сырьевых отраслях) и некоторое замедление темпов роста потребления домашних хозяйств. Государство концентрирует свои усилия на развитии инфраструктуры и поддержке научных исследований в приоритетных секторах экономики.

Потребность в современном технологическом оборудовании и сохранение точечного роста в промышленности предполагают высокую долю импорта на внутреннем рынке (особенно в сегменте товаров инвестиционного назначения), а экспортная ориентация экономики (со значительной сырьевой составляющей) и необходимость закупок импортного оборудования - сохранение относительно крепкого рубля.

Основная идея данного сценария - это максимизация экспорта сырьевых ресурсов и сопутствующих секторов при одновременном распределении доходов от их деятельности в пользу развития ограниченного числа высокотехнологичных производств с высоким экспортным потенциалом.

Достоинства реализации данного сценария:

• максимальное задействование ресурсного потенциала для целей модернизации;

• диверсификация экспорта;

• более плотное вхождение в мировую экономическую систему;

• концентрация на развитии прорывных направлений в науке;

• относительно низкая потребность в миграции;

• развитие транзитного потенциала;

• рост относительного уровня доходов населения на фоне укрепления валютного курса.

Недостатки сценария:

✓ сохранение низких характеристик эффективности в базовых отраслях промышленности;

✓ узкая специализация экономики на развитии ограниченного числа экспортоориентиро-

ванных производств;

✓ потребность в существенных объемах технологического импорта;

✓ необходимость значительного роста нормы накопления;

✓ снижение финансовых возможностей государства вследствие уменьшения налоговой

нагрузки;

✓ сохранение высокой зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

Общий характер данного сценария развития позволяет охарактеризовать его как инновационно-сырьевой.

Альтернативой может служить использование потенциала внутреннего рынка для модернизации экономики. В этом случае задача наращивания экспорта несырьевых отраслей может рассматриваться только после ликвидации существующих технологических разрывов и общего повышения характеристик эффективности экономики.

Ключевой задачей данного сценария может стать реализация в короткие сроки потенциала импортозамещения. При этом основным приоритетом должен стать рост доли внутренних производителей на рынке инвестиционных товаров.

Поскольку в ряде секторов утрачен конструкторский и технологический потенциал, реализация данного сценария невозможна без широкого привлечения иностранного капитала к развитию производства на принципах промышленной сборки с последующим повышением уровня локализации.

Для другой части экономики, не потерявшей возможности производства конкурентоспособной продукции, должен быть предусмотрен доступ к относительно дешевому кредитному финансированию. Создание механизмов такого финансирования невозможно без участия государства. Таким образом, в этом случае в экономике должна сохраняться относительно высокая налоговая нагрузка, позволяющая перераспределять необходимые финансовые ресурсы с использованием институтов развития.

Фронтальная модернизация промышленности в условиях ограниченности трудовых ресурсов может создать определенные проблемы. В связи с этим приоритет должен быть отдан развитию отраслей инвестиционного комплекса, которые, в конечном счете, и сформируют технологический облик новой российской экономики.

Ориентация на внутренний рынок позволит несколько снизить остроту ограничений по транспортной инфраструктуре

и наращиванию добычи сырья. Одновременно меньших инвестиционных затрат потребует развитие производств на принципах промышленной сборки. В связи с этим можно ожидать умеренного роста капиталоемкости, а норма накопления основного капитала не должна превысить 30% от ВВП.

Модернизация промышленного потенциала позволит обеспечить диверсификацию структуры производства со значительным уменьшением доли сырьевых производств.

Высокие темпы производства будут определяться использованием неудовлетворенного потенциала потребительского и инвестиционного спроса на фоне сокращения доли импорта на внутреннем рынке.

Выравнивание показателей эффективности по экономике позволит устранить структурные ограничения развития в виде явных диспропорций при распределении трудовых и инвестиционных ресурсов, создать условия для преодоления межрегиональной дифференциации, добиться сокращения разрывов в уровне доходов между различными группами населения.

Реализация данного сценария предполагает умеренное ослабление курса рубля для поддержания процессов импорто-замещения, создание (в рамках норм ВТО) преференций для иностранных производителей, локализующих производство на российской территории.

Достоинства реализации данного сценария:

• создание в стране единого технологического пространства;

• диверсификация производства;

• ускоренный рост эффективности в экономике;

• умеренные требования к росту нормы накопления ВВП;

• масштабное импортозамещение;

• снижение зависимости от состояния внешних рынков.

Недостатки сценария:

• наличие ограничений развития со стороны трудовых ресурсов;

• зависимость от передачи зарубежных технологий;

• сохранение относительно высокой налоговой нагрузки, обеспечивающей концентрацию необходимых объемов финансовых ресурсов в руках государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• замедление роста относительного уровня доходов населения на фоне ослабления валютного курса.

Общий характер данного сценария развития позволяет охарактеризовать его как внутриориентированный.

Ключевые характеристики рассмотренных сценариев развития приведены в приложении. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что ставка на приоритетное использование сырьевого потенциала не является изначально неприемлемой стратегией развития. Особенно, если будут созданы эффективные механизмы перераспределения выручки от экспорта на цели развития. В связи с этим основная задача при выборе стратегии состоит в выборе такого направления развития экономики, при котором у экономических властей сохранятся относительная «свобода» действий, а экономическая политика не будет существенно определяться набором труднопреодолимых ограничений развития.

Приложение:

Ключевые показатели прогноза по сценариям

Экзогенные переменные прогноза по сценариям в 2010—2030 гг.

Показатель 2010 2015 2020 2025 2030

Цена нефти Urals, долл. 78 106 117 129 143

Темп роста мировой экономики, % 4,1 3,2 3,1 3,1 3,1

Курс доллара, руб./долл.

инновационно-сырьевой 30,4 31,6 34,4 36,9 39,5

внутриориентированный 31,6 36,6 43,6 51,8

ИПЦ, % 8,6 5,0 3,3 3,0 3,0

Численность населения, млн чел. 143 143,5 141,8 140,8 139,2

Вклад элементов конечного спроса в итоговый прирост ВВП по сценариям (2006—2030 гг.), п.п.

Показатель 20062010 20112015 20162020 20212025 20262030 20112030

Потребление домашних хозяйств

инновационно-сырьевой 3,0 3,7 4,2 1,6 1,1 2,4

внутриориентированный 3,8 3,5 2,0 1,1 2,4

Государственное потребление

инновационно-сырьевой 0,2 0,5 0,5 0,2 0,2 0,3

внутриориентированный 0,5 0,4 0,2 0,2 0,3

Окончание табл.

Показатель 2006- 2011- 2016- 2021- 2026- 2011-

2010 2015 2020 2025 2030 2030

Инвестиции в основной капитал

инновационно-сырьевой 1,1 1,7 3,8 1,0 0,9 1,7

внутриориентированный 1,6 2,3 1,2 0,9 1,4

Прирост запасов

инновационно-сырьевой -2,0 -0,2 -0,5 -0,1 -0,1 -0,2

внутриориентированный -0,2 -0,4 -0,2 -0,2 -0,2

Экспорт

инновационно-сырьевой 0,8 1,8 1,8 1,9 2,0 1,9

внутриориентированный 1,6 1,5 1,5 1,5 1,5

Импорт

инновационно-сырьевой -0,8 -2,9 -2,8 -0,8 -0,7 -1,5

внутриориентированный -2,3 -1,6 -0,5 -0,4 -1,0

ВВП

инновационно-сырьевой 2,3 4,6 7,1 3,9 3,4 4,6

внутриориентированный 5,0 5,7 4,2 3,2 4,4

Макроэкономические характеристики сценариев (2010—2030 гг.)

Показатель 2010 2015 2020 2025 2030

Производительность труда (2010 г.=1 )

инновационно-сырьевой 1 1,31 1,73 1,94 2,17

внутриориентированный 1,32 1,64 1,64 2,06

Численность занятых, млн чел.

инновационно-сырьевой 67,6 63,6 65,2 67,4 69,7

внутриориентированный 63,6 63,8 66,0 68,0

Норма накопления, % ВВП

инновационно-сырьевой 24 26 34 33 32

внутриориентированный 26 29 29 28

Норма сбережения, % ВВП

инновационно-сырьевой 25 22 25 30 35

внутриориентированный 22 24 29 33

Доля импорта на рынке, %

инновационно-сырьевой 15,3 18,7 19,5 19,3 19,2

внутриориентированный 17,5 17,6 16,7 16,1

Душевой ВВП, тыс. долл.

инновационно-сырьевой 10,5 18,3 27,9 35,5 49,2

внутриориентированный 17,8 23,5 28,7 38,0

Структурные характеристики сценариев (2010—2030 гг.)

Вид деятельности Структура производства по секторам, % Динамика производства по секторам (в среднем за 2010-2030), % Вклад секторов в прирост производства (постоянные цены), % к итогу

2010 2030, ИС* 2030, ВО* ИС ВО ИС ВО

Сельское и лесное хозяйство 4,2 3,5 3,3 3,2 2,4 2,9 2,3

Добыча полезных ископаемых 7,7 4,9 4,3 1,8 0,8 2,7 1,2

Высокотехнологичные отрасли обработки 1,2 2,7 1,6 8,2 5,1 3,8 2,0

Среднетехнологичные отрасли обработки высокого уровня 7,3 10,0 10,0 5,7 5,3 12,1 12,4

Среднетехнологичные отрасли обработки низкого уровня 10,3 8,3 8,7 3,0 2,8 6,7 7,2

Низкотехнологичные отрасли обработки 9,4 7,1 8,1 2,6 2,9 5,2 6,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,8 3,7 3,7 2,8 2,4 2,8 2,7

Строительство 6,7 8,4 8,3 5,3 4,8 9,8 9,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт 15,7 16,7 17,4 4,4 4,2 17,5 18,9

Гостиницы и рестораны 1,0 1,9 1,9 7,7 7,3 2,7 2,8

Транспортировка и хранение 7,6 6,4 5,5 3,3 2,1 5,5 3,6

Связь и телекоммуникации 1,1 1,2 1,2 4,4 4,3 1,2 1,3

Финансы и страхование 2,8 4,1 4,3 6,2 6,0 5,2 5,6

Операции с недвижимым имуществом 6,6 8,1 8,4 5,2 5,0 9,3 10,1

Исследования и разработки 1,3 1,9 1,9 6,1 5,5 2,4 2,4

Другие предпринимательские услуги 0,2 0,2 0,2 5,8 5,4 0,3 0,3

Государственное управление 5,4 4,9 5,1 3,6 3,4 4,5 4,8

Образование 2,0 1,7 1,8 3,3 3,1 1,5 1,6

Здравоохранение 2,9 2,7 2,8 3,8 3,6 2,6 2,8

Другие общественные услуги 1,8 1,5 1,6 3,2 3,2 1,3 1,5

Всего 100 100 100 4,1 3,7 100 100

* ИС - инновационно-сырьевой сценарий, ВО - внутриориентированный сценарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.