Научная статья на тему '2011. 02. 029. Леггон Ч. Б. Разнообразие профессорско-преподавательского состава в естественно-научных и инженерных областях: расовые, этнические и гендерные пересечения. Leggon Ch. B. diversifying science and engineering faculties: intersections of race, ethnicity, and gender // American behavioral scientist. - 2010. - Vol. 53, n 7. - p. 1013-1028. - doi:10. 1177/0002764209356236'

2011. 02. 029. Леггон Ч. Б. Разнообразие профессорско-преподавательского состава в естественно-научных и инженерных областях: расовые, этнические и гендерные пересечения. Leggon Ch. B. diversifying science and engineering faculties: intersections of race, ethnicity, and gender // American behavioral scientist. - 2010. - Vol. 53, n 7. - p. 1013-1028. - doi:10. 1177/0002764209356236 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ГЕНДЕР / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ СФЕРА / МАТЕМАТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 029. Леггон Ч. Б. Разнообразие профессорско-преподавательского состава в естественно-научных и инженерных областях: расовые, этнические и гендерные пересечения. Leggon Ch. B. diversifying science and engineering faculties: intersections of race, ethnicity, and gender // American behavioral scientist. - 2010. - Vol. 53, n 7. - p. 1013-1028. - doi:10. 1177/0002764209356236»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2011.02.029. ЛЕГГОН Ч.Б. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЛАСТЯХ: РАСОВЫЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ.

LEGGON Ch.B. Diversifying science and engineering faculties: Intersections of race, ethnicity, and gender // American behavioral scientist. -2010. - Vol. 53, N 7. - P. 1013-1028. - D0I:10.1177/0002764209356236

Ключевые слова: раса; этническая принадлежность; гендер; естественные науки; технология; инженерная сфера; математика.

Автор из Технологического института штата Джорджия (США) анализирует изменения в составе профессорско-преподавательского состава (ППС) в колледжах и университетах США с позиций выделения расовой/этнической или гендерной принадлежности.

В XX в. с наступлением эпохи экономики знаний основным двигателем экономического развития стали сферы естественных наук, технологии, инженерии и математики (Science, Technology, Engineering and Mathematics - STEM). Все больше наций стараются получить конкурентные преимущества за счет развития внутренней научной и технической инфраструктуры, одним из ключевых компонентов которой являются людские ресурсы.

За последние три десятилетия состав кадров в естественнонаучных и инженерных областях изменился как количественно, так и качественно. При этом в условиях экономики, основанной на знаниях, в колледжах и университетах большое значение и влияние имеют преподаватели, которые готовят будущих квалифицированных работников, и исследователи, которые проводят исследования.

Однако на сегодняшний день в США афроамериканцы, испано-язычные американцы, представители коренного населения Америки, коренные жители Аляски, американцы с тихоокеанских островов и неиспаноговорящие белые женщины недостаточно представлены как в структуре рабочей силы в сфере STEM в общем, так и среди III 1С в частности.

Автор отмечает, что вопросы расовой и гендерной принадлежности важны при исследовании ППС, так как наука не является свободной от личностных ценностей, и в зависимости от этого по-разному могут быть: 1) отобраны, выстроены и сформулированы исследовательские задачи; 2) определены группы, подлежащие исследованию, и методы исследования; 3) представлены, распространены и использованы полученные результаты (с. 1014). Исключение какой-либо социальной группы из соответствующего научного «круга» ставит ее представителей в положение «аутсайдеров внутри» академического сообщества.

Не менее важным по сравнению с тем, кто занимается наукой, является и то, кто преподает научные дисциплины. Преподаватели и профессора оказывают огромное влияние не только на формирование научной базы - именно они определяют количество и качество будущих научных и инженерных работников. Роль преподавателей в данном случае схожа с ролью привратника, определяющего, кого из студентов консультировать, кого курировать, а кого - нет; кто из студентов будет участвовать в преподавательской работе, а кто станет научным ассистентом, что позволит публиковать больше работ - важный показатель успеха в научной карьере. Поэтому исследования расовой, этнической и гендерной принадлежности имеют огромное значение для прогноза состава будущих кадров.

Вместе с тем эффекты от разнообразия в ППС касаются не только студентов из недостаточно представленных групп. В целом это усиливает и обогащает образовательный опыт всех студентов и действительно является проявлением глобальной экономики, поскольку привносит множество разных точек зрения на развитие науки и инженерии; исследователи из различных расовых и этнических групп обогащают педагогику, культуру и содержание соответствующих дисциплин.

Исторически в США состав студентов, обучавшихся в области естественных и технических наук, был демографически однородным и включал неиспаноговорящих белых мужчин, однако в последнее время среди них наблюдается снижение интереса к подобному варианту построения карьеры. Традиционно недостаток способных учащихся восполнялся скорее за счет притока студентов из-за рубежа, чем воспитанием среди собственных граждан, однако это может служить только в качестве краткосрочной меры. В современном мире США конкурируют за талантливых людей, желающих проходить обучение в сфере естественных и технических наук, с европейскими государствами и странами Тихоокеанского бассейна. Автор указывает на то, что наиболее эффективным вариантом долгосрочной стратегии в рассматриваемой сфере должны стать подготовка и развитие учащихся из резервов внутренних групп населения, недостаточно представленных в науке и инженерной сфере.

Следует подчеркнуть, что США в последнее время сталкиваются со значительными демографическими изменениями в структуре населения (см. табл.).

Таблица (с. 1017)

Структура населения США по возрастной и расовой группам

на 2000 г. (%)

Категория населения до 18 лет 18-24 года 25-44 года 45-64 года 65+ лет

Испаноговорящие или латиноамериканцы 35 13 33 14 5

Темнокожие/афроамериканцы 31 11 31 19 8

Уроженцы Азии 24 11 36 21 8

Белые 24 9 30 24 14

По данным, приведенным автором, в 2005 г. в США каждый третий житель страны (98 млн. человек) был неиспаноговорящим белым. В то же время рост числа испаноговорящих граждан составил 24,3% (50% от всего роста населения). При этом афроамери-канская и испаноговорящая часть населения США моложе неиспа-ноговорящей белой части. В 2003 г. неиспаноговорящие белые составляли 79% от всего III 1С в университетах и четырехлетних колледжах на всех факультетах STEM и 83% из них имели посто-

янную штатную должность; афроамериканцы - 3,7 и 2,8%; испано-говорящие - 3,3 и 2,8% соответственно. 1/3 ППС, работающих на условиях полной занятости в колледжах и университетах, находятся в возрасте 55 лет и старше, что означает достижение к 2018 г. от 40 до 60% преподавателей возраста выхода на пенсию. Возрастной аспект предоставляет, таким образом, множество возможностей для увеличения разнообразия среди ППС в области естественных и инженерных наук (с. 1016-1017).

Анализ демографической структуры рабочей силы США в данной работе также детализирован по критерию гражданства. В период с 1996 по 2006 г. рост числа присужденных докторских степеней в США в целом вырос на 9,6%, при этом в 3 раза выросло количество присужденных степеней не-гражданам США. Значительно выросло число докторских степеней, присужденных выходцам из Азии (20,1%): среди них 27,1% были гражданами США, а 4,9% - живущими по временным визам. Однако число степеней у постоянно живущих в США выходцев из азиатских стран резко снизилось - 68,4% (с. 1020).

Проводя дальнейшую детализацию данных по ППС с учетом расы / этнической принадлежности и гендера, автор приводит следующие результаты.

Как уже говорилось, афроамериканцы, уроженцы Мексики, пуэрториканцы, представители коренных народов и уроженцы Тихоокеанских островов (как женщины, так и мужчины) представлены в структуре ППС в недостаточной степени. В данных группах существует, однако, ряд гендерных различий в вопросах получения научных степеней и представительства в ППС.

В исследовательских университетах в группе неиспаногово-рящих белых женщины представлены значительно меньше, чем мужчины. Несмотря на то что среди афроамериканцев большее количество женщин, чем мужчин, имеют докторскую степень, их количество в преподавательском составе, имеющем теньюре, намного меньше и составляет менее половины. В 90-х годах рост числа докторских степеней происходил именно за счет женщин - афроаме-риканок и испаноговорящих, однако подавляющее число должностей занимают мужчины из этих групп.

В статье выявляется динамика изменения числа присужденных докторских степеней с учетом сферы деятельности. К примеру,

в 1995-2004 гг. количество присужденных ученых степеней среди афроамериканок и испаноязычных американок росло в биологии, физике, технических науках, причем рост числа докторов в биологических науках является наиболее значительным - 500% (с. 1022).

Подводя итоги, автор отмечает, что должна быть проведена трансформация вопросов разнообразия ППС в сфере естественных и технических наук в терминах пересечения расовых, этнических и гендерных аспектов. Разнообразие среди ППС не должно рассматриваться как изолированное от общей сложной системы: рост разнообразия в ППС будет влиять на все ее компоненты. Рост разнообразия среди преподавателей повлечет рост разнообразия среди студентов, обогатит образовательный процесс и улучшит науку в целом; снижение разнообразия среди ППС может дать противоположный эффект в образовании, науке и глобальной конкурентоспособности.

Автор отмечает также, что введение государственной политики и практики в данной сфере должно соответствовать существующему институциональному окружению, и предлагает ввести критерий разнообразия среди ППС в общую систему оценки деятельности администрации. Эффективная научно-образовательная политика должна строиться с учетом всех демографических изменений в стране.

М.Н. Лавров

2011.02.030. МИЛБЕРН ПС. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОГРАММ В КАЧЕСТВЕ НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. MILBURN P.C. The role of programme directors as academic leaders // Active learning in higher education. - 2010. - Vol. 11, N 2. - P. 87-95. -D0I:10.1177/1469787410365653

Ключевые слова: профессиональное образование; влияние; руководство; директор программы.

Автор из Великобритании исследует роль руководителей программ в высшем образовании с точки зрения выполнения ими научного руководства и связанной с этим ответственностью.

Высшее образование испытывает значительные изменения: происходит переход от элитной университетской системы к массовой, что, в частности, выражается в том, что поток студентов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.