Научная статья на тему '2011.02.021. РАМОС ГОМЕЗ М.Т. "МНИМАЯ СЛУЖАНКА", ИЛИ ДИНАМИКА ТРЕУГОЛЬНИКА. RAMOS GOMEZ M.T. LA "FAUSSE SUIVANTE", OU LA DYNAMIQUE DU TRIANGLE // ÇéDILLE: REVISTA DE ESTUDIOS FRANCESES. - LA LAGUNA, 2009. - N 5. - P. 283-303'

2011.02.021. РАМОС ГОМЕЗ М.Т. "МНИМАЯ СЛУЖАНКА", ИЛИ ДИНАМИКА ТРЕУГОЛЬНИКА. RAMOS GOMEZ M.T. LA "FAUSSE SUIVANTE", OU LA DYNAMIQUE DU TRIANGLE // ÇéDILLE: REVISTA DE ESTUDIOS FRANCESES. - LA LAGUNA, 2009. - N 5. - P. 283-303 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИВО П. "МНИМАЯ СЛУЖАНКА" / СЮЖЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.021. РАМОС ГОМЕЗ М.Т. "МНИМАЯ СЛУЖАНКА", ИЛИ ДИНАМИКА ТРЕУГОЛЬНИКА. RAMOS GOMEZ M.T. LA "FAUSSE SUIVANTE", OU LA DYNAMIQUE DU TRIANGLE // ÇéDILLE: REVISTA DE ESTUDIOS FRANCESES. - LA LAGUNA, 2009. - N 5. - P. 283-303»

Исследователи поэтических теорий золотого века указывали на христианско-платонический уклон в критике этой эпохи. Г.Дж. Браун подчеркивает, что реальная позиция авторов, и в частности Лопе де Вега, могла быть более неоднозначной. Анализ его защиты поэзии в свете конфликта между его моральными и социо-религиозными взглядами, с одной стороны, и стремлением найти поэтическое выражение любви и эротизма - с другой, ставит под вопрос степень реального этического ригоризма и других современников поэта. «В какой степени недоверие к поэзии имело значение для размышлений и критической практики самих поэтов, например, Эрреры, Лопе и Сервантеса, - в сравнении с такими теоретиками поэзии, как Каскалес, Карвалло и Пинсьяно» (2, с. 367), - это проблема, требующая внимательного изучения.

Е.В. Лозинская

2011.02.021. РАМОС ГОМЕЗ М.Т. «МНИМАЯ СЛУЖАНКА», ИЛИ ДИНАМИКА ТРЕУГОЛЬНИКА.

RAMOS GOMEZ M.T. La «Fausse Suivante», ou la dynamique du triangle // Çédille: Revista de estudios franceses. - La Laguna, 2009. -N 5. - P. 283-303.

Маска и тайна - два мотива, вокруг которых построена драматургия пьесы Мариво «Мнимая служанка». Они организуют динамику любовного треугольника, в который складываются взаимоотношения действующих лиц пьесы. Профессор Вальядолидского университета, доктор филологии, специалист по французской литературе XVIII в. Мария Тереза Рамос Гомез ставит в реферируемой статье задачу показать структуру любовной интриги «Мнимой служанки», действие которой развертывается таким образом, «как если бы не существовало отношений только между двумя персонажами, как будто они всегда складываются между тремя» (с. 284).

В экспозиции разыграна каноническая схема любовного треугольника: неверный жених, ревнивая невеста и ее соперница. Внешность обманчива, в чем убеждаются не только зрители, но и персонажи «Мнимой служанки». Начальная коллизия связана с демонстрацией положения мужчины между двумя женщинами, но на сцене развертывается не просто история ревности, поскольку девушка-невеста стремится не добиться любви Лелио, не победить соперницу, а проверить того, кого ей предназначили в женихи. Не-

веста и жених прежде никогда не видели друг друга, их свадьба задумана родными, поэтому цель переодевания молодой девушки в кавалера и знакомства с Лелио - выяснение того, что собой представляет жених на самом деле. В свою очередь Лелио сближается с «кавалером» и приглашает его в гости к своей возлюбленной-графине с тем, чтобы легче порвать с ней, поскольку ему предстоит женитьба на состоятельной девушке. Раскрывая «кавалеру» свой план, предлагая ему соблазнить графиню и облегчить тем самым возможность заключения выгодного брака с богатой невестой, Ле-лио выказывает цинизм, презрение к любой женщине, выражает представление о браке как условности, говоря, что женится «на двенадцати тысячах ливров ренты». Лелио считает возможным играть чувствами женщины, дважды обманутой: графиня ошибочно полагает, что ее любят и «кавалер» и Лелио. Девушка, переодетая кавалером, узнав, что собой представляет ее жених, решает не только отказаться выйти за него, но и избавить от такого возлюбленного графиню, таким образом, она проявляет великодушие. И Лелио, и переодетая кавалером его невеста выстраивают любовный треугольник, целью которого для корыстного и циничного жениха является выгодная женитьба, а для великодушной невесты - урок морали и наказание эгоцентриков (как либертена Лелио, так и кокетки-графини).

«Тщеславие, эгоизм и кокетство - триединое чувство, с которым Мариво постоянно борется в своем творчестве» (с. 288), -подчеркивает М.Т. Рамос Гомез. Соблазнитель Лелио, легко завоевав легкомысленную и непостоянную графиню, притворяется ревнивцем и провоцирует ссору; тщеславная и кокетливая графиня всерьез видит себя героиней любовного треугольника, от которой без ума двое мужчин. Отсутствие подлинного чувства позволяет обоим персонажам - объектам сатиры легко менять объект любви: Лелио, как только появилась возможность выгодного брака, тяготится связью с графиней, а графиня при появлении нового воздыхателя, «кавалера» начинает ощущать, что Лелио ей наскучил. Таким образом, стратегия хитроумной невесты, задумавшей проверку жениха, имеет успех.

Вторая ипостась девушки-невесты, помимо «мнимого кавалера» - «мнимая служанка». Главные персонажи пьесы - дворяне, но открывается она разговором слуг, носящих традиционные теат-

ральные имена (Фронтен, Тривелин). Фронтен раскрывает Триве-лину известную ему тайну «кавалера» (это - переодетая женщина), но не выдает ее истинного сословного положения. Решив, что «кавалер» - это субретка, которую хозяйка-дворянка отправила разузнать правду о своем женихе (эту версию поддерживает и сама девушка), Тривелин цинично требует платы за молчание. В интригу вступает и еще один слуга - Арлекин; переодетая девушка втянута в отношения соперничества между своего рода белым (Арлекин) и рыжим (Тривелин) клоунами. Возникает новый ложный любовный треугольник, в котором наглый лакей Тривелин стремится доминировать. Как и Лелио, Тривелин лишен «предрассудков», оба хотят одурачить окружающих. При этом заглавие пьесы, «Мнимая служанка», с самого начала акцентирует роль Тривелина, превращает его в сложного и важного персонажа: в пьесе не слуга - двойник хозяина, а наоборот, хозяин оказывается дублером своего лакея. Молодая невеста вынуждена противостоять обоим лицемерам, играя тройной маской - девушка-дворянка, кавалер, служанка - и скрывая одновременно свой пол, общественное положение и цель.

В конце концов героиня достигает своей цели, раскрывает отсутствие в Лелио честности и легкомыслие графини. «Унизительное испытание, которое проходят оба персонажа, вынуждает их посмотреть правде в лицо» (с. 297). Вопреки устоявшемуся мнению критиков, девушка отнюдь не мстит, полагает М.Т. Рамос-Гомез, ее цель и функция - разоблачение, открытие реального положения вещей. После того как герои признали недостойность своего поведения, Лелио должен будет вернуть графине денежный долг, а она будет впредь осмотрительнее с поклонниками. То, что несостоявшаяся невеста заставляет Лелио всего лишь признаться в нечистоплотности своего замысла - и все, - это, по крайней мере, необычный способ мести, замечает исследовательница. Одновременно героиня прощает обоих лакеев (Тривелина и Арлекина), отдав им кольцо Лелио с просьбой поделить деньги от его продажи. Таким образом, если основные участники интриги стремятся что-то выгадать, взять, то «мнимая служанка», напротив, отдает, одаряет окружающих.

Особого внимания заслуживает то, что пьеса завершается не свадьбой, а дивертисментом. Не включая в развязку комедии свадьбу, Мариво заставляет зрителей взглянуть на брак по расчету

с точки зрения девушки, по сговору родителей доверенной неизвестному ей человеку и не желающей попасть в ловушку такого брака. В ситуации, когда человеческие отношения денатурализованы, «монетизированы», Мариво защищает уважение к другому человеку как необходимое условие жизни общества, делает вывод автор статьи. При этом Мариво никогда не приводит читателей или зрителей в отчаяние, несмотря на то, что демонстрирует в сюжетах тщеславие, эгоизм и т.п. свойства человеческой натуры, поскольку вводит в свои произведения доброжелательный смех.

«Поскольку Мариво любит веселье, в его комедиях склонность к морализации и вкус к комическому скрещиваются в качестве равно необходимых компонентов, и никогда мораль не подавляет комизм» (с. 301).

«Мнимая служанка» показывает, что в обществе речь должна идти не о торжестве одних над другими, а о выстраивании действительно гуманных отношений друг с другом. История о девушке, избежавшей унизительного брака, демонстрирует, что смелое поведение, ясный ум и артистизм способны победить эгоизм, наглость и жажду использовать другого человека в качестве средства собственного преуспеяния, это данный с улыбкой урок альтруизма, вызывающий симпатию и пробуждающий в зрителе этическую рефлексию.

Н.Т. Пахсарьян

ЛИТЕРАТУРА XIX в.

Русская литература

2011.02.022. НАГИНА К. А. ЛИТЕРАТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ТОЛСТОГО: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во «Институт ИТОУР», 2009. - 146 с.

К.А. Нагина (Воронежский университет) предлагает прочтение произведений Л. Толстого на основе анализа пространственно-предметных категорий.

В главе «Символические сцепления в рассказе Толстого "Метель"» автор рассматривает первый толстовский опыт изображения путешествия в метель. Топос путешествия вообще играет важную роль в творчестве писателя. Герои «Записок сумасшедшего», «Хо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.