Научная статья на тему '2011. 02. 018. Хайц К. Раздел власти на местном уровне: Ман - город, контролируемый повстанцами в западном Кот-д'Ивуаре. Heitz K. power-sharing in the local arena: man - a rebel-held town in Western Cote d'Ivoire // Afrika spectrum. - Hamburg, 2009. - n 3. - p. 109-131'

2011. 02. 018. Хайц К. Раздел власти на местном уровне: Ман - город, контролируемый повстанцами в западном Кот-д'Ивуаре. Heitz K. power-sharing in the local arena: man - a rebel-held town in Western Cote d'Ivoire // Afrika spectrum. - Hamburg, 2009. - n 3. - p. 109-131 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОТ-Д'ИВУАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 018. Хайц К. Раздел власти на местном уровне: Ман - город, контролируемый повстанцами в западном Кот-д'Ивуаре. Heitz K. power-sharing in the local arena: man - a rebel-held town in Western Cote d'Ivoire // Afrika spectrum. - Hamburg, 2009. - n 3. - p. 109-131»

она не способна ни на какие действия, потому что проблемы, которые она должна решать, основаны на недовольстве кенийцев самими собой и слишком продолжительном игнорировании многочисленных проблем государства. Этих проблем не только много, они еще и «спорят» друг с другом.

В качестве решения для Кении Дж. Гитонго предлагает прежде всего восстановление власти правоохранительных органов в столице, приобретение правительством легитимности - это поможет убедить кенийцев в том, что правительство сможет защитить их в случае следующей вспышки насилия. В этой ситуации главный принцип действия США, основного союзника и «опекуна» Кении, - не причинять вред. У США и Кении много общих интересов, к тому же авторитет Обамы среди кенийцев очень высок и имеет огромный позитивный потенциал. Антиамериканские настроения могут привести к пакистанизации Кении, на то есть немало причин. Это не только серьезное экономическое неравенство и коррумпированность элиты, но и симпатии по отношению к идеям, враждебным политике США. Мусульманское население Кении уже отвернулось от США из-за той манеры, в которой Штаты ведут «войну с терроризмом». Либеральная демократия западного типа не возникает сама собой из процесса преобразовании Кении снизу. Думая так, кенийцы допустили провал выборов и беспредел 2008 г. Сейчас кенийцы задумываются, какой страна будет после выборов 2012 г. «Процесс будет нелегким, но народ Кении должен вывести страну из нынешней ситуации не только потому, что он этого желает, но и потому, что последствия провала будут гибельными для страны (с. 9).

А. С. Дворникова

2011.02.018. ХАЙЦ К. РАЗДЕЛ ВЛАСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: МАН - ГОРОД, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПОВСТАНЦАМИ В ЗАПАДНОМ КОТ-Д'ИВУАРЕ.

HEITZ K. Power-sharing in the local arena: man - a rebel-held town in western cote d'Ivoire // Afrika spectrum. - Hamburg, 2009. - N 3. -P. 109-131.

Как правило, раздел властных полномочий при заключении мирных договоров рассматривается на государственном уровне. В последнее десятилетие «раздел властных полномочий стал для

западных посредников-миротворцев наиболее часто применяемым политическим инструментом прекращения войны» (с. 110). Автор (Базельский университет, Швейцария) рассматривает изменения, произошедшие в этом регионе после раздела власти между официальными властями и повстанцами, «разработавшими сложную систему контроля и налогообложения на территории, которую они занимают» (с. 109). По мнению автора, «полученные данные свидетельствуют, что участники договора имеют собственные стратегии на местном уровне... играют более важную роль в миротворческом процессе, чем та, которая признается за ними исследователями» (с. 109).

Автор подчеркивает, что «вооруженные конфликты ведутся на местном уровне и именно здесь следует исполнять такие миротворческие договоренности как раздел власти» (с. 110). Местная политическая арена - «ключ к оценке политической стратегии, выработанной на общегосударственном уровне, и имеет большую роль в миротворческом процессе, чем это официально признано» (с. 110), поскольку «участники важных для местной жизни политических событий, приезжающие в провинцию из столицы, часто рассматриваются как чужаки» (с. 112). Власти г. Ман редко являются политическими игроками общегосударственного уровня, пресса почти не освещает их деятельность. При проведении общенациональных мирных переговоров их представляют только местные руководители высшего ранга, но на местном уровне они полностью контролируют ситуацию.

Ман - столица Зоны 6 Новых сил (НС). Во время проведения исследования информация собиралась в зоне ответственности местного полевого командира, простирающейся от границы с Либерией и Гвинеей до Семьена и Куилби на севере и от Логуале и По-дигуине на юге до деревень к северу от Мана. Большая часть данных при проведении исследования была собрана в сентябре 2008 г. - апреле 2009 г., а также во время короткой поездки в августе 2009 г. В ходе исследований были записаны 120 интервью и проведены 150 неформальных бесед. Представленный материал основывается на интервьюировании представителей разных социальных групп, в первую очередь в г. Ман и зоне 6 Новых сил (НС) -объединения повстанцев севера (с. 113). Во время исследований автор встретился приблизительно с 300 людьми. Опрашивались

группы жителей, живущих в одном квартале или деревне, принадлежащих к разным религиозным группам, опрашивались молодежь и женщины, государственные чиновники, политики, иностранцы, персонал ООН и около 50 боевиков НС, 10 из которых занимали командные посты. Использовались материалы местной газеты «Лё Тамбур», значительным событиям местного уровня уделялось отдельное внимание.

Ивуарийский гражданский конфликт, по мнению автора, следует рассматривать в контексте сложной экономической ситуации и вакуума власти, возникшего после смерти в 1993 г. первого президента Феликса Уфэ-Буаньи, он управлял страной почти 30 лет. После смерти лидера началась ожесточенная борьба за власть между основными политическими игроками: Демократической партией Кот-д'Ивуара - Африканским демократическим собранием (ДПК-АДС), Собранием республиканцев (СР), Народным ивуарийским фронтом (НИФ). Лидер СР был исключен из списка кандидатур во время президентских выборов как «ненастоящий ивуариец», поскольку он представлял северные этнические группы, в основном мусульман. У них развиты этнокультурные связи с соседними Буркина-Фасо и Мали, а также с иммигрантами из других стран Са-хеля.

В 2000 г. были проведены выборы с многочисленными нарушениями, результаты которых опровергались оппозиционными группировками. 19 сентября 2002 г. началась гражданская война. Несколько отставных военных сформировали повстанческое Патриотическое движение Кот-д'Ивуара (ПДКИИ), выступавшее за справедливый политический порядок и смещение президента Лорана Гбагбо - лидера НИФ. Переворот провалился, но восставшим удалось занять два крупнейших города на севере - Корого и Буаке. 28 ноября 2002 г. западные части страны, граничащие с Либерией и Гвинеей, перешли под контроль двух повстанческих движений: Движения за справедливость и мир (ДСМ) и Народного ивуарий-ского движения Великого Запада (НИДВЗ), последнее состояло в основном из иностранных наемников. Вскоре все три повстанческих движения образовали НС.

До сегодняшнего времени западная часть страны, включающая Ман - центр области Дизуит Монтань и Муайен Кавали, считается самой опасной и нестабильной частью страны. Иногда эту

часть Кот-д'Ивуара называют «Диким Западом» (с. 114). После первого взятия в ноябре 2002 г. Ман был отбит лоялистами, 19 декабря 2002 г. после двух недель ожесточенных боев город вновь оказался под контролем повстанцев. После нескольких раундов переговоров прямые столкновения прекратились в первой половине 2003 г., при посредничестве французских миротворцев была проведена демаркационная линия, разделившая страну на две части, «население с тех пор живет в состоянии ни мира, ни войны» (с. 115). Французская операция «Ликорн» была проведена с целью разграничения враждующих сторон и позднее стала частью Операции ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ). В апреле 2004 г. миротворцы ООН «начали работу в качестве военных наблюдателей и полицейских без получения исполнительного мандата, что значительно затрудняло их деятельность» (с. 116).

Юг контролируется лоялистами президента Гбагбо - проправительственным НИФ. В западной и северной частях восставшим удалось удержать территорию. Приблизительно 60% территории Кот-д'Ивуара находятся под контролем НС (с. 115). Государственные институты прекратили работу: армия, полиция, жандармерия, суды, префектуры, таможни, водные и лесные службы, а также значительная часть системы школьного обучения, местные выборные органы и мэрии - почти весь персонал бежал на юг. Территория, контролируемая повстанцами, состоит из 10 слабо объединенных зон, каждая возглавляется военным губернатором или командиром зоны.

Зону 6 возглавляет командир зоны Лоссени Фофана - бывший капрал ивуарийской армии, известный как «Лосс» («Ущерб») или «Папа Кобра». Его заместитель известен как «Кобра», именно его прозвище распространилось на всю группировку. Большая часть местных полевых командиров - бывшие военные. Для снижения разногласий с местным мирным населением командование Зоны 6 создало ряд представительских органов, в которых могут быть представители мирного населения. Финансовая и военная власть полностью находятся в руках боевиков.

Первым масштабным соглашением о мире было соглашение, подписанное в Маркусси. Оно включало пункт о создании общего правительства. По мнению президента Гбагбо, власть была распределена несбалансированно: повстанцы должны были получить кон-

троль над министерствами обороны и внутренних дел. Соглашению в Маркусси «не доставало четких формулировок условий объединения территории и создания будущей армии» (с. 117). Хотя соглашение и не было реализовано, «попытки его заключения пришлись на начало конфликта и снизили его напряженность» (с. 117).

Следующее мирное соглашение было заключено 4 марта 2007 г. в Уагадугу (Буркина-Фасо) после переговоров, проведенных при посредничестве ЭКОВАС, представленного Блэзом Ком-паоре (президент Буркина-Фасо), Франции и Африканского союза (АС), представленного президентом ЮАР Табо Мбеки. В подписании договора участвовали президент страны Лоран Гбагбо и генеральный секретарь НС Кигбафори Соро (с. 117). Компаоре пользовался доверием повстанцев, так как поддерживал давние связи с лидерами движения. На втором этапе переговоры проходили с участием двух основных кандидатов на пост президента - Бедье (ДПКИ) и Уаттара (СР). Началась работа Комитета наблюдения и оценки (КНО), заседания которого проводились ежемесячно.

Важнейшими пунктами соглашения были следующие: демилитаризация «зоны доверия» вдоль демаркационной линии; создание нового общего правительства, в котором генеральный секретарь генерал Соро получит пост премьер-министра с правом влияния на политические решения; начало обсуждения важнейших проблем, вызвавших конфликт, - получения ивуарийского гражданства и легитимности власти; возврат государственной администрации в удерживаемые повстанцами части страны; создание смешанного Объединенного командного центра (ОКЦ) в вооруженных силах.

Первоначально благодаря мирному соглашению в Уагадугу удалось нормализовать обстановку. 27 марта 2007 г. Соро стал премьером нового правительства, в апреле на демаркационной линии миротворцев начали заменять смешанные ивуарийские части. Это означало конец раздела страны и полную свободу передвижения по ней. В северных районах соглашение не имело такого эффекта. Через два года после подписания договора для людей из северных районов изменилось немногое, повстанцы продолжают контролировать территорию, «основные гражданские вопросы, процесс выборов, разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) комба-тантов, формирование армии и администрации по смешанному

принципу все еще остаются нерешенными» (с. 118). Объясняя неготовность идти на уступки, полевые командиры Зоны 6 заявляют, что у них есть информация «о наборе и тренировке в Либерии бойцов верных югу» (с. 118). Разоружение и потеря контроля над территориями означают ликвидацию зон контроля, что возможно только при условии полного доверия командиров НС правительству Гбагбо либо незыблемого авторитета посредников.

С того времени как регионы, контролируемые повстанцами, оказались отрезанными от экономической столицы на юге, газеты с трудом попадали в северо-западные районы. Местный журналист Балла Думбия создал газету «Лё Тамбур» («Барабан»). Первый номер вышел 5 февраля 2003 г., через две недели после подписания соглашений, он был посвящен местным героям войны и полевым командирам, но в следующих номерах рассматривались особенности реализации договора.

В Мане интересы мирного населения отстаивает Мамаду Мамэри - выходец из семьи крупных торговцев. До начала конфликта он занимал различные посты при нескольких мэрах. Также он является бывшим местным лидером СР - политической партии, имеющей глубокие связи с повстанцами. С точки зрения лоялистов-южан он - повстанец. Мамэри открыто заявлял, что «разделяет политические цели НС, но не согласен с методами их достижения и насилием, в особенности с нарушением прав человека» (с. 121).

До того, как восстание затронуло Ман, он был арестован и отправлен в тюрьму в Абиджан. После освобождения в августе 2003 г. он вернулся в Ман. Здесь он приложил значительные усилия для объединения различных негосударственных структур, заменяющих государственные представительские органы, «благодаря своему авторитету у местного населения, Мамэри удалось собрать новые представительские органы и вести переговоры с командирами боевиков о нуждах мирного населения» (с. 122). Каждый четверг он встречал Фофана - местного командира НС и сообщал ему о городских проблемах, «среди прочего он сообщал ему и беззакониях, творимых боевиками в отношении мирных жителей» (с. 122), поскольку глава повстанцев заявил о своей готовности наказывать провинившихся. В результате в адрес Мамэри поступали угрозы от молодых повстанцев, попавших в тюрьму после его докладов. По мнению автора, такая деятельность является признаком разви-

той и приемлемо работающей системы разделения власти. Мамэри продолжает оставаться советником при Фофана, занимая пост местного представителя Коалиции гражданского общества за мир и демократическое развитие Кот-Д' Ивуара, основанной в Абиджане в 2004 г. Эта организация имеет связи с неправительственными организациями в мире и в Западной Африке.

В октябре 2007 г. в Ман вернулись префект и супрефект, власть этих чиновников остается ограниченной, поскольку «безопасность, налогообложение, таможня и правосудие контролируются НС» (с. 124). Еще слабее власть официальной гражданской администрации в небольших населенных пунктах, так, в супрефектуре Подигуинэ «супрефект вернулся и представил себя населению, организовав небольшой праздник, на котором было разделено мясо двух коров, после этого он уехал... власть и институты, при помощи которых он мог бы осуществлять свои властные полномочия, отсутствуют» (с. 124).

В Мане в ближайшее время планируется разместить 800 солдат ОКЦ, однако лагеря, в которых будут дислоцированы объединенные части, еще не созданы. При этом префекты не получают достаточного финансирования. В марте 2009 г. в городе снова заработал суд, в котором, как указывает автор, не хватало персонала, а «полиция, жандармерия и тюрьмы остаются под контролем НС, что доказывает, что они не собираются уступать» (с. 127).

По словам автора, период после заключения соглашения в Маркусси «не был временем раздела властных полномочий, но скорее периодом принудительного установления власти под единым военным командованием» (с. 127). Как подчеркивает автор, «впервые власть была официально разделена между бывшими врагами» (с. 128). Приведенный пример раздела власти на местном уровне можно считать «строительным блоком для будущих гибридных форм управления» (с. 129).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.