Научная статья на тему 'Правовой аспект деятельности повстанческого движения «Новые силы» в Кот-д’Ивуаре'

Правовой аспект деятельности повстанческого движения «Новые силы» в Кот-д’Ивуаре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОТ-Д'ИВУАР / ЗАПАДНАЯ АФРИКА / КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ / НАСИЛИЕ / ПОВСТАНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / CôTE D''IVOIRE / WEST AFRICA / CONFLICTS AND CRISES / VIOLENCE / REBEL MOVEMENT / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колобов О. А., Осминина М. А.

Рассматривается способ функционирования повстанческого движения в Кот-д’Ивуаре. Описывается неудавшийся военный переворот 2002 г. и его последствия. Анализируются виды насилия в повстанческой зоне и реакция общественного мнения на насилие. Изучается внутреннее функционирование режима. Перечисляются случаи насилия во время выборов и в поствыборный период на основе докладов международных обозревателей, неправительственных организаций и политических деятелей. Ставится вопрос о соответствии способа функционирования режима нормам гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колобов О. А., Осминина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE «NEW FORCES» REBEL MOVEMENT IN CÔTE D''IVOIRE

The authors analyze the way of functioning of the rebel movement in Côte d'Ivoire: the failed military coup in 2002 and its consequences, the types of violence in the rebel zone, the reaction of public opinion to the violence. The inner functioning of the regime is explored. Based on the reports of politicians, international observers, and non-governmental organizations, cases of violence during elections and post-election period are listed. The question is raised about the conformity of the regime’s functioning to the norms of the civil society.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект деятельности повстанческого движения «Новые силы» в Кот-д’Ивуаре»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 201 4, № 1 (1 ), с. 377-381

УДК 342.8

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВСТАНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «НОВЫЕ СИЛЫ» В КОТ-Д’ИВУАРЕ

© 2014 г. О.А. Колобов, М.А. Осминина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

omaria@mail.ru

Поступила в редакцию 24.12.2013

Рассматривается способ функционирования повстанческого движения в Кот-д’Ивуаре. Описывается неудавшийся военный переворот 2002 г. и его последствия. Анализируются виды насилия в повстанческой зоне и реакция общественного мнения на насилие. Изучается внутреннее функционирование режима. Перечисляются случаи насилия во время выборов и в поствыборный период на основе докладов международных обозревателей, неправительственных организаций и политических деятелей. Ставится вопрос о соответствии способа функционирования режима нормам гражданского общества.

Ключевые слова: Кот-д’Ивуар, Западная Африка, конфликты и кризисы, насилие, повстанческое движение, права человека.

Введение

Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран - членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от

10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами. Документ стал основополагающим для современного гражданского общества, неотъемлемым признаком которого является в том числе правовая защищённость граждан, определённый уровень гражданской культуры, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм, легитимность.

В условиях современных конфликтов и кризисов важным представляется анализ соответствия способа функционирования новых режимов нормам гражданского общества, в частности в Кот-д’Ивуаре.

Результаты и их обсуждение

19 Сентября 2002 г. вооруженные войска повстанцев из Буркина Фасо и их сторонники в столице Кот-д’Ивуара Абиджане попытались

захватить власть в основных городах страны Абиджане, Буаке и Корого, что положило начало гражданской войне в Кот-д’Ивуаре. Убийства и насилие тысяч детей, пожилых людей и женщин привели к массовому переселению в сторону Ямассукро и Абиджана [1]. В результате восстания страна фактически раскололась на две части - северную, населяющуюся и управляющуюся повстанцами (во главе с лидером повстанческой группировки «Новые силы» Гийомом Соро), и южную, населенную преимущественно коренными жителями и управляющуюся правительством (во главе с бывшим на то время президентом Лораном Гбагбо).

Политическое или преступное насилие, осуществляемое во время войны в повстанческой зоне, мало известно и мало документировано. Некоторые обозреватели даже говорят, что «наблюдатели за правами человека находятся на юге, военные преступления - на севере» [2]. Это противоречие нужно считать основным, говоря об управлении, организации и легитимности восстания, соответствия его идеологии и действий.

Насилие могло различаться в зависимости от места и времени. Вначале существовало не только военное насилие против ивуарийской армии и других военных, но также убийство чиновников и граждан-южан. Оно дополнялось этническими чистками. Наконец, имели место убийства на этнической почве и между группами заговорщиков внутри самого восстания во время жестокой чистки ополченцами Гийома Соро приверженцев одного из лидеров восстания Ибрагима Кулибали: «Операция Объеди-

ненных Наций в Кот-д’Ивуаре (ООНКИ) открыла три груды трупов на севере Кот-д Ивуара, в регионе Корого, куда два раза приезжали ее исследователи, ответственные за права человека и полицию, последние 12 июля и с 22 по 26 июля. Еще до написания этого доклада специалисты ООН объявили 2 августа, что они смогли установить, что причиной смерти являются пули, отсечение головы или удушение по меньшей мере 99 человек. Тела, погребенные в трех местах, являются жертвами стычек между мятежными группировками в центре северного региона «Патриотическое движение Кот-д’Ивуара» (MPCI), последние 20 и 21 июня. Победителем тогда вышел Гийом Соро, настоящий политический лидер «Новых сил» [2].

Наряду с этим имеет место постоянное и жестокое обычное насилие против автохтонного населения, о котором известно мало по причине отсутствия сил порядка в военном аппарате повстанцев, в том числе для поддержания военного порядка: например, в 2003 г. воровство и шантаж наказывался смертной казнью на площади города Буаке. Возмущение ивуарийцев вызвало убийство группой повстанцев девушек-бауле, которые исполняли в маленькой деревне вблизи Сакассу ритуальный танец, а также принесение в жертву детей жандармов-южан в Буа-ке. Подобное насилие должно поставить под вопрос, как в случае с Конго, Угандой, Либерией и Сьерра-Леоне и т. д., честный и справедливый характер этой власти и следующих за этим юридических санкций.

Так называемая либериалиация [2] севера привела к еще больше нарушающим законные нормы формам насилия. Так, можно бы было говорить об этнической чистке в нескольких пунктах повстанческой зоны, особенно на территории близких к Либерии, особенно против народа гере. Жестокость, охватившая запад региона, привела к тому, что предполагаемый лидер Западного народного ивуарийского движения, по-видимому, был казнен сторонниками Гийома Соро. Согласно исследованию Ивуарийской лиги по правам человека (Ligue des droits de l’Homme ivoirienne) от февраля 2003 г., «примерно 80% насилия совершаются повстанцами» [2]. В течение нескольких лет французские неправительственные организации, находящиеся в Кот-д’Ивуаре, такие как ACF, отмечают, что уровень насилия на западе страны против гражданского населения остается недооцененным.

Что касается оценки повстанческого управления и его политической системы, в отличие от правительственного лагеря, в повстанческой зоне не существовало ни группы, ограничи-

вающей или уравновешивающей существующую власть, ни избирательной системы. Более того, не было постоянного государственного, особенно технического аппарата: общеизвестным является тот факт, что, например, порог смертности на севере превышал нормы, а преступность и беспорядки резко выросли.

Таким образом, зарождалось государство, функционирующее с помощью насилия [2], которое авторегулировалось отдельными убийствами и систематическим расхищением, а также использовало насильственный труд в горнообрабатывающем секторе. Отказ от государства парадоксально привел к возрождению догосу-дарственных форм и управлению либо на выделении какой-либо нации, либо основанной на неритуализированном насилии.

Режим Буаке, являющийся военнополитической диктатурой [2], оказывается очень уязвимым перед грядущими расследованиями неправительственных организаций по правам человека и международными судами, которые имели доступ более в правительственную зону. Как и в случае конголезского конфликта, повстанцы рассчитывают на безнаказанность.

Второй раунд выборов, состоявшийся 28 ноября 2010 г., согласно отчетам международных обозревателей, проходил для избирателей северной части страны в жестких условиях. Речь шла, помимо порчи имущества, о потере человеческих жизней, нарушении физической неприкосновенности и запугивании граждан и наблюдателей - сторонников Л. Гбагбо [3]. По поводу результатов голосования велась полемика с требованием пересчета голосов.

Договор Угадугу 2007 г. определил два основных условия возможности проведения выборов для каждой из конфликтующих сторон: со стороны правительства требовалось составление избирательных списков, в которые должны были быть включены, кроме коренных ивуарийцев-южан, жители северной части страны; со стороны оппозиции - разоружение повстанцев, которым правительством были предложены меры социальной интеграции. На момент проведения выборов правительство составило списки избирателей, и под давлением оппозиции, поддерживаемой международным сообществом, действующий президент страны Л. Гбагбо согласился провести выборы несмотря на то, что повстанцы не были полностью разоружены. В отличие от первого раунда выборов, по поводу второго долгое время велась полемика. Она касалась легитимности, во-первых, условий проведения выборов на севере страны и, во-вторых, объявления результатов голосования.

Нужно отметить, что второй раунд выборов, согласно отчетам международных обозревателей, проходил для избирателей северной части страны в более жестких условиях, чем первый. Причиной того было присутствие в этом контролируемом повстанческой коалицией НС регионе граждан, желающих отдать свой голос Л. Гбагбо. Если при проведении первого раунда международными обозревателями были замечены незначительные нарушения, касающиеся только технических проблем (такие как повреждение избирательных урн, позднее открытие избирательных участков, недопущение международных обозревателей в пункты пересчета голосов и т. п.), при проведении второго раунда речь шла, помимо порчи имущества, о потере человеческих жизней, нарушении физической неприкосновенности и запугивании граждан. Более того, жертвами жестокого обращения стали наблюдатели от партии Президентское большинство (ПБ, La Majorité Présidentielle, LMP) , число которых в пунктах голосования должно было составлять два человека, некоторые африканские эксперты и обозреватели АС и ЕС.

Наиболее ясную картину происходящего, в частности в северных округах Корого и Буаке, дает отчет миссии наблюдателей АС, составленный Джозефом Коку Коффингохом.

Так, в округе Корого имели место «исключительно серьезные случаи убийств, смертельных угроз, устрашения, тюремных заключений и физических нападений, осуществляемых НС и СР» [3]. Кроме того, «НС либо запрещали представителям ПБ входить в пункты голосования, либо удаляли их, предварительно лишив их имущества и документов» [3]. И это не единичные случаи насилия, указанные в документе. В связи с вышеперечисленным, Д. Коффингох заключил: «Таким образом, представители ПБ были лишены возможности участвовать в процессе голосования в районе Корого, ...и выборы прошли без их присутствия. Это обстоятельство нарушило стабильность, .гарантированную 35 Статьей, ...лишая кандидатов ПБ гарантировать порядок осуществления, прозрачность [выборов] и подсчет голосов. ...Голосовавшим было также запрещено свободно выражать свой выбор, некоторых голосовавших даже принудили голосовать за кандидата СР под дулом пистолета. ... Очевидно, что отмеченное насилие было направлено на представителей Лорана Гбагбо и сторонников политической партии ПБ» [3].

Вышеперечисленные факты нарушают меры, предписанные вторым параграфом Статьи 11 декрета 2010-278 от 12 октября 2010 г. об организации и порядке действий в пунктах голосо-

вания, который гласит: «Никакие вооруженные силы не могут без разрешения председателя пункта голосования присутствовать внутри пункта голосования или в его окрестностях» [3]. В докладе описаны подобные случаи, имеющие место также в округе Буаке. Исходя из вышеперечисленных фактов, международные представители ставили под сомнения результаты голосования.

По мнению экспертов, причиной столь жестких условий проведения выборов являлось невыполненное условие договора в Угадугу о разоружении повстанцев.

11 Апреля 2011 г. Л. Гбагбо был арестован, а инаугурация Алассана Уаттары, представлявшего интересы иностранного населения в большинстве своем северной части страны, состоялась 21 мая 2011 г. Премьер-министром с 2007 г. был Гийом Соро.

Поствыборный период был отмечен волной насилия. Среди иностранных организаций и лиц, призывающих к прекращению резни, фигурируют Международный департамент по амнистии (Amnesty International), американский сенатор Джеймс Инхоф, председатель Национального фронта Франции Марин Ле Пен и др. Если одни говорят о межобщинных столкновениях [4], а некоторые пытаются даже предъявить обвинения к сторонникам Л. Гбагбо, другие сообщают о насилии как о курсе нового правительства. Согласно национальной прессе, «...[15 апреля 2011 г.] в Абиджане и везде в Кот-д’Ивуаре тысячи людей убивают только по критерию их этнической, религиозной, политической и профессиональной принадлежности. Речь идет об этнорелигиозной чистке. ...Мужчин отделяют от женщин. В число таких людей входят люди, имеющие южные фамилии, студенты, члены «Сил защиты и безопасности Кот-д’Ивуара», христиане, журналисты; всех, кто предположительно поддерживает Гбагбо, сторонники Уаттары систематически казнят или отправляют в неизвестном направлении. В последние несколько дней участились подобные случаи в ивуарийской экономической столице, а также в городах и коммунах, которые считаются близкими или поддерживающими Президента Республики SEM Лорана Гбагбо, а именно в городах Юпугон, Кокоди, ДалоаГагно, Двекве и др.» [5].

В докладе Международного департамента по амнистии говорится, что «со времени ареста Лорана Гбагбо были допущены очень серьезные нарушения прав человека. Это показывает, что население, принадлежащее этническим группам, считающимся сторонниками» Л. Гбагбо, «продолжают быть объектами нападений», -

говорится в докладе на 64 страницах, озаглавленном «У них попросили удостоверения личности и убили» [6].

Доклад Международного департамента по амнистии оспаривает, что военные преступления, имевшие место в течение шести месяцев после выборов, были совершены силами и А. Уаттары, и Л. Гбагбо. Сил Л. Гбагбо не было близко к местам преступления. После ареста Л. Гбагбо 11 апреля А. Уаттара пообещал решить разногласия. Но Международный департамент по амнистии докладывает, что в Абиджане против сторонников Л. Гбагбо была организована облава и что несколько близких к нему сотрудников старшего уровня были избиты в течение нескольких часов после ареста Л. Гбагбо. На западе страны тысячи людей сбежали из своих домов, и многие до сих пор живут в лесу, т.к. слишком боятся возвращаться. Гэтан Муту, исследователь от департамента по амнистии в Западной Африке, заявил: «До сих пор происходит нарушение прав человека против действительных или предполагаемых сторонников Лорана Гбагбо. Тот факт, что Алассан Уаттара не осуждает эти действия, может восприниматься его многими силами безопасности и другими борющимися с ними вооруженными силами как зеленый свет к продолжению [насилия]». «Уаттара должен публично заявить, что всякое насилие по отношению к гражданскому населению должно быть немедленно прекращено» [7]. По сообщению Международного департамента по амнистии, нападения на деревни, населенные людьми, принадлежащими к этническим группам, воспринимаемым как сторонники Л. Гбагбо, продолжались в первых неделях мая 2011 г. 6-8 мая несколько деревень были сожжены и убито множество людей. Делегация Департамента провела в Кот-д’Ивуаре два месяца, собрав более 100 показаний от людей, выживших после убийства в Двекве (Duekoue) и соседствующих деревнях 29 марта. Все свидетельства указывали на систематические и целенаправленные серии убийств, допущенных одетыми в униформу республиканскими силами, которые казнили сотни людей на политической или этнической почве. Перед тем как убить их, они просили своих жертв назвать их имена или показать удостоверения личности, как сообщил Департамент. Некоторые из удостоверений личности были найдены около тел.

29 марта 2011 г. [8] на город Двекве, находящийся в южной части страны и жители которого в большинстве своем поддержали на выборах Л. Гбагбо, было совершено нападение. От 300 до 1000 человек было убито ружьями и ножами мачете. Ополченцы разграбили и подожг-

ли округ. Почти все дома были разрушены. Согласно телевидению, «сегодня никто не планирует снова здесь жить. И даже если синие каски патрулируют округ, никто не чувствует себя в безопасности... Пока повстанцы не будут разоружены, жители округа будут жить в страхе» [9]. По словам координатора помощи по возвращению беженцев Оливье Зьяи, «это была поствыборная проблема, но в этом случае это была охота на гере. Т.е. те, кто пришли в округ, [спрашивали]: «Ты гере?», и тогда тебя убивают. «Ты гере?» - и так далее. Именно так и было» [9]. Преподаватель Туссан Тенетжу сообщил: «Мы были свидетелями этнической чистки . и спланированного геноцида правительством Алассана. Не правительством, а теми, кого мы называем повстанцами. Нас атаковали повстанцы» [9].

О насилии в Двекве поднимал вопрос в своем выступлении от 4 апреля 2011 г. на американском конгрессе в пользу Кот-д’Ивуара американский сенатор Джеймс Инхоф (Оклахома): «На данный момент, в Кот-д ’Ивуаре потенциально пытают и убивают большое количество людей» [10].

По сообщению ООНКИ, традиционные боевики дозо действовали параллельно с силами А. Уаттары и приняли участие в убийстве 330 людей в западном городе Двекве [4].

Как сообщил Международный комитет Красного Креста, по меньшей мере 800 человек были убиты в межобщинном насилии в Двекве [4]. Не известно, включены ли 330 человек, о которых сообщила ООН, в эту цифру. Если нет, количество убитых будет составлять более 1130.

Глава представителей подразделения по правам человека Гийом Нгефа обвинил силы А. Уат-тары в совершении 220 смертей [4]. А. Уаттара и его сторонники пытались отрицать свою причастность к массовым убийствам. Сил Л. Гбагбо не было близко к городу. Они покинули город за неделю до того, как это случилось [11].

Жительница Двекве сообщила исследователям: «Они заходили во дворы и выгоняли женщин. Они говорили мужчинам выстроиться в линию и просили их произнести их имена и фамилии и показать удостоверения личности. Затем они казнили их. Троих молодых людей, одному из которых было примерно 15 лет, застрелили прямо передо мной» [11].

Как напомнил Инхоф, Л. Гбагбо неоднократно призывал к прекращению огня, но силы А. Уаттары отказали. Убийств можно было избежать, если бы А. Уаттара принял посредничество Африканского Союза (АС). 27 марта АС послал бывшего министра Хусэ Брито быть посредником между А. Уаттарой и Л. Гбагбо.

Гбагбо принял посредничество, А. Уаттара по-средночество не принял [10].

Заключение

Конфликт в Кот-д’Ивуаре можно рассматривать в качестве примера одного из конфликтов, наблюдающихся в современном мире, с акцентом на поиск путей выхода из кризиса, которые всегда должны основываться на принципах справедливости, легитимности и гуманности.

Список литературы

1. http://frindethie.wordpress.com/2010/12/ (дата обращения: 18.12.2013).

2. Galy M. // Politologie d’une rébellion. Une « gouvernance par la violence» au Nord de la Côte d’Ivoire?» // № 65 Cultures et Conflits. Printemps, 2007.

3. Statement of the African Union observer mission

on the presidential election in Côte d’Ivoire on November 28, 2010 made by his Excellency Joseph Koffigoh head of mission [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivorian.net/Communiques/ Rap-

port_du_Chef_de_la_mission_des_observateurs_de_l_U A.pdf (дата обращения: 02.11.2011).

4. http://www.guardian.co.uk/world/2011/apr/03/un-evacuates-ivory-coast?INTCMP=SRCH (дата обращения: 02.11.2011).

5. http://actualites.ivorian.net/article/?p=1858 (дата обращения: 02.11.2011).

6. Amnesty International, «They looked at his identity card and shot him dead». Six months of postelectoral violence in Côte d’Ivoire, May 2011.

7. http://www.guardian.co.uk/world/2011/may/25/ alassane-outtara-supporters-committing-atrocities?INTCM P=SRCH (дата обращения: 02.11.2011).

8.http://www.guardian.co.uk/world/2011/apr/02/800-dead-ivory-coast-duekoue (дата обращения:

02.11.2011).

9.http://ci.telediaspora.net/fr/visuelvideo.asp?Idmedi a=10829&idchaine=1&cat=0&tipe=0 (дата обращения:

02.11.2011).

10. Côte d’Ivoire: Senator James Inhofe on ivorian Crisis - http://video-express.ricmedia.org/play/?p=595 (дата обращения : 02.11.2011).

11. Amnesty International Côte d’Ivoire Rapport de Mission 22 février.

LEGAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE «NEW FORCES» REBEL MOVEMENT IN CÔTE D'IVOIRE

O.A. Kolobov, M.A Osminina

The authors analyze the way of functioning of the rebel movement in Côte d'Ivoire: the failed military coup in 2002 and its consequences, the types of violence in the rebel zone, the reaction of public opinion to the violence. The inner functioning of the regime is explored. Based on the reports of politicians, international observers, and non-governmental organizations, cases of violence during elections and post-election period are listed. The question is raised about the conformity of the regime’s functioning to the norms of the civil society.

Keywords: Côte d'Ivoire, West Africa, conflicts and crises, violence, rebel movement, human rights.

References

1. http://frindethie.wordpress.com/2010/12/ (data ob-rashhenija: 18.12.2013).

2. Galy M. // Politologie d’une rébellion. Une « gouvernance par la violence» au Nord de la Côte d’Ivoire?» // № 65 Cultures et Conflits. Printemps, 2007.

3. Statement of the African Union observer mission

on the presidential election in Côte d’Ivoire on November 28, 2010 made by his Excellency Joseph Koffigoh head of mission [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ivorian.net/Communiques/ Rap-

port_du_Chef_de_la_mission_des_observateurs_de_l_U A.pdf (data obrashhenija: 02.11.2011).

4. http://www.guardian.co.uk/world/2011/apr/03/un-evacuates-ivory-coast?INTCMP=SRCH (data obrashhenija: 02.11.2011).

5. http://actualites.ivorian.net/article/?p=1858 (data

obrashhenija: 02.11.2011).

6. Amnesty International, «They looked at his identity card and shot him dead». Six months of postelectoral violence in Côte d’Ivoire, May 2011.

7. http://www.guardian.co.uk/world/2011/may/25/ alassane-outtara-supporters-committing-atrocities? INT CM P=SRCH (data obrashhenija: 02.11.2011).

8.http://www.guardian.co.uk/world/2011/apr/02/800-dead-ivory-coast-duekoue (data obrashhenija:

02.11.2011).

9.http://ci.telediaspora.net/fr/visuelvideo.asp?Idmedi a=10829&idchaine=1&cat=0&tipe=0 (data obrashhenija:

02.11.2011).

10. Côte d’Ivoire: Senator James Inhofe on ivorian Crisis - http://video-express.ricmedia.org/play/?p=595 (data obrashhenija: 02.11.2011).

11. Amnesty International Côte d’Ivoire Rapport de Mission 22 février.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.