Научная статья на тему '2010. 03. 034. Огунмола Д. , бадмус И. А. Кот-д'Ивуар (берег слоновой кости): понимание и решение этнополитического гражданского конфликта. Ogunmola D. , badmus I. A. Cote d'Ivoire (Ivory coast): understanding and solving the ethnopolitical civil conflict // world Affairs. - new deli, 2009. - Vol. 13, n 1. - p. 94-128'

2010. 03. 034. Огунмола Д. , бадмус И. А. Кот-д'Ивуар (берег слоновой кости): понимание и решение этнополитического гражданского конфликта. Ogunmola D. , badmus I. A. Cote d'Ivoire (Ivory coast): understanding and solving the ethnopolitical civil conflict // world Affairs. - new deli, 2009. - Vol. 13, n 1. - p. 94-128 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСОВАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КОТ-Д'ИВУАР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ КОТ-Д'ИВУАР / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОТ-Д'ИВУАР / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ КОТ-Д'ИВУАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 034. Огунмола Д. , бадмус И. А. Кот-д'Ивуар (берег слоновой кости): понимание и решение этнополитического гражданского конфликта. Ogunmola D. , badmus I. A. Cote d'Ivoire (Ivory coast): understanding and solving the ethnopolitical civil conflict // world Affairs. - new deli, 2009. - Vol. 13, n 1. - p. 94-128»

2010.03.034. ОГУНМОЛА Д., БАДМУС И. А. КОТ-Д'ИВУАР (БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ): ПОНИМАНИЕ И РЕШЕНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОНФЛИКТА. OGUNMOLA D., BADMUS I.A. Cote D'Ivoire (Ivory Coast): understanding and solving the ethnopolitical civil conflict // World affairs. -New Deli, 2009. - Vol. 13, N 1. - P. 94-128.

Огунмола (Университет Лид-сити, Ибадан, Нигерия) и Бад-мус (Центр Изучения общественных наук, Лагос, Нигерия) анализируют конец правления Уфуэ-Буаньи и его последствия, а также концепцию «ивуаризма». В стране проживают примерно 80 этнических групп, относящихся к восьми языковым семьям, множество ивуарийцев переселились в поисках работы из других стран. Акан мигрировали из Ганы, кроу из Либерии, из Мали пришли мандин-го; малинке из Гвинеи; дан, сенуфо, куланго и лоби - с территории современной Буркина-Фасо. По мнению авторов, «Кот-д'Ивуар, который должен был стать «плавильным котлом», отказывается «плавить» (с. 101). Некоторые этнические группы юга, например бете и бауле, рассматривают себя как истинные ивуарийцы. Пришлыми они считают мусульман и тех, кто носит имена, указывающие на корни предков на территории современных Буркина-Фасо, Мали или Гвинеи.

Уфуэ-Буаньи - лидер Движения за демократию в Африке (ДДА) находился у власти 33 года, активно проводя панафрикани-стскую политику: широко привлекал рабочую силу из соседних стран. Жители бывшей Французской Западной Африки получили право голосовать и даже быть избранными на территории Кот-д'Ивуар, некоторые иммигранты становились министрами. Предложение о массовом введении двойного гражданства не получило одобрения законодателей.

Экономический кризис страны начался в 1980-х годах. Падение цен на сельскохозяйственное сырье во все большей степени ставило страну в зависимость от иностранных кредитов. МВФ все больше вмешивался в финансовую политику правительства. Именно в этих условиях премьер-министром стал Алассана Драмане Уаттара, технократ и бывший председатель Центрального банка Западной Африки, штаб-квартира которого находится в Сенегале. Под его руководством правительство ограничивало возможности нерезидентов активно участвовать в экономической жизни страны.

Уфуэ-Буаньи не скрывал скептицизма относительно возможностей либеральной политической системы западного типа, и победы с большим перевесом на выборах продолжали оставаться характерным признаком внутриполитической жизни. Согласно Конституции, государство может возглавляться президентом Национальной Ассамблеи, пост вице-президента предусмотрен не был. 7 декабря 1993 г. Уфуэ-Буаньи умер, и возникла патовая политическая ситуация. Примерно равные по влиятельности политические группировки активно начали бороться за власть. В телевизионных обращениях президент Национальной Ассамблеи Бедье, поддержанный министром финансов, заявил, что, согласно статье № 2 конституции, именно он должен исполнять обязанности главы государства. Премьер-министр Алласан Уаттара родился в Буркина-Фасо и, согласно конституции, на пост президента он избираться не мог. Уйдя в отставку, он вернулся в МВФ в качестве заместителя генерального директора африканского отделения.

Для правительства Бедье «настоящими ивуарийцами» были представители этнической группы бауле, этнонационалистическая доктрина опиралась в данном случае на чистоту крови. Настоящий ивуарийский гражданин должен был родиться в Кот-д'Ивуар, его родители должны были родиться там же. Ивуарийцы, родившиеся в смешанных браках, считались не «истинными» и не имели права быть избранными президентом. При этом даже дети первого президента лишались полноценных политических прав, так как их матерью была сенегалка. По мнению авторов, «для жителей севера страны было очевидно, что доктрина «ивуарийской чистокровности» была разработана для того, чтобы исключить Алласана Уатта-ра из президентской гонки» (с. 108).

Бедье выиграл президентские выборы 1995 г. в условиях экономического кризиса и временной приостановки финансовой помощи Евросоюзом до искоренения коррупции среди высших чиновников. Неопатримониализм стал основой политики нового правительства, этническая разобщенность и бедность еще больше усилились, «сибаритствующая правящая элита не предпринимала мер для установления политического мира» (с. 109). Солдаты, участвовавшие в миротворческой операции в Центральноафриканской республике (ЦАР), вышли на улицы, требуя выплаты жалования. Позднее к ним присоединились другие недовольные военные. Бе-

дье был свергнут в результате военного переворота 24 декабря 1999 г.

Переворот был осуществлен под руководством генерала в отставке Роббера Геи, ставшего председателем Национального комитета спасения народа. В хунту входили: Геи, Паленфо и Кулибали. Геи приложил немалые усилия для опровержения слухов среди граждан относительно того, что два других генерала - выходцы с севера - являются тайными сторонниками Уаттара. Самого себя он называла «координатором нескольких рабочих групп» (с. 110). Заявляя о намерениях провести демократизацию страны, Геи выдвигал на важные посты в вооруженных силах соплеменников, двух других членов триумвирата он перевел на незначительные должности.

К выборам были допущены два кандидата: Роббер Геи, избиравшийся от имени Союза за демократию и мир в Кот-д'Ивуар, и Гбагбо - председатель Ивуарийского народного фронта (ИНФ). Бедье не был допущен из-за ряда нарушений, кандидатура Уаттара была отклонена, как и в 1995 г. из-за иностранного происхождения. Роббер Геи принадлежал этническому меньшинству якуба, а Гбаг-бо к крупной этнической группе бете. Геи проиграл выборы, по мнению авторов, во многом из-за исключения из гонки Уаттара, что настроило против него жителей севера.

После победы Гбагбо назначил на крупные государственные посты представителей этнической группы бете, что вызвало новое обострение в отношениях северных и южных этнических групп. В пригородах Абиджана в межэтнических столкновениях погибли сотни людей. В 2001 г. для преодоления политического кризиса был созван форум национального примирения. Форуму не удалось стабилизировать обстановку в стране: лидеры крупнейших партий продолжали выступать как лидеры этнополитических объединений.

К началу гражданского конфликта армия страны была сравнительно мощной. Во время правления Уфуэ-Буаньи многие военные, как подчеркивают авторы, «получали гражданские посты и поэтому ощущали свою прямую причастность к управлению страной» (с. 115). К началу 2000 г. на севере страны возникло Народное движение Кот-д'Ивуар (НДК). Его боевики быстро поставили под контроль северную часть страны. На сторону повстанцев перешли 75% солдат гарнизона г. Буаке с заместителем командира полковником Гуё, они составили наиболее боеспособную часть повстан-

цев. На западе страны возникли Народное ивуарийское движение великого запада (НИДВЗ) и Движение за справедливость и мир (ДСМ). НИДВЗ планировали захватить второй по значению порт страны Сан-Педро для обеспечения вывоза сырья с контролируемых территорий. Вооруженным силам приходилось воевать сразу на трех фронтах.

Власти страны заявляли, что повстанцев поддерживают власти Буркина-Фасо, а также бывший президент Либерии Чарльз Тейлор. В доказательство приводилась легкость, с которой повстанцы продолжают получать поддержку при перекрытых правительственными войсками дорогах, а также многочисленные пленные боевики, являвшиеся из Либерии, Сьерра-Леоне и Буркина-Фасо. Правительственные войска, в свою очередь, прибегали к помощи наемников из ЮАР, Анголы, России, Украины, Болгарии и Израиля.

Инвестиции Франции в Кот-д'Ивуар были крупнейшими в Западной Африке, присутствие французских граждан было многочисленным, в непосредственной близости от аэропорта г. Абиджана дислоцируется 32-й батальон морской пехоты Франции. Посредничество Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) при переговорах враждующих сторон оказалось неэффективным. Французы провели операцию «Единорог», создав буферную зону в центре и на юго-западе между повстанцами и правительственными войсками. Войска ЭКОВАС под командованием сенегальского генерала также приняли участие в операции.

Авторы подчеркивают, что «повстанцы контролировали часть страны с самыми богатыми залежами минеральных ресурсов» (с. 120), под контролем правительства Гбагбо оставались плантации какао-бобов, кофе и лесохозяйства. Вывоз сырья с территорий повстанцев продолжался, что позволяло им покупать оружие и заключать контракты с наемниками.

Авторы полагают, что «Кот-д'Ивуар имеет наивысшую концентрацию иммигрантов рабочих и фермеров среди стран франко-говорящей Западной Африки» (с. 121). В ходе гражданского конфликта произошли многочисленные этнические чистки, а потоки беженцев были больше только во время конфликтов в Либерии и Сьерра-Леоне. Операция «Единорог» «не только обезопасила правительство Гбагбо от вторжений с юга, позволив правительственным силам перегруппироваться, но и стала инструментом защиты

правительства и сохранения положения, существовавшего перед началом войны» (с. 122).

При участии посредников в Аккре (Гана) были подписаны соглашения по стабилизации политической обстановки в Кот-д'Ивуар и созданию Правительства Национального Примирения (ПНП), которое должно было включать представителей всех официально существующих политических партий, а также представителей повстанцев. Предполагалось снять ограничения на право занимать государственные посты родившимся в смешанных браках или обладающих двойным гражданством. Разоружение и разграничения правительственных сил и повстанцев должны были пройти под контролем миротворцев ЭКОВАС и французов. Ряд соглашений также были подписаны при посредничестве президента ЮАР Табо Мбеки в Претории (ЮАР).

Авторы считают, что ситуация, обостряясь время от времени, остается законсервированной, с 2003 г. «продолжают существовать противоречивое законодательное определение гражданской принадлежности и нормативы владения сельскохозяйственными угодьями» (с. 127). Национализм сменился регионализмом. По мнению авторов, «земельная реформа должна проводиться на основе уже сложившихся экономических условий, также должен быть создан межрелигиозный совет для предотвращения вспышек насилия и создания взаимного доверия различных этнических групп» (с. 128). В стабилизации обстановки должны принять широкое участие политики Буркина-Фасо и Либерии. Нормализация политической и экономической жизни Кот-д'Ивуар станет благом для всего западноафриканского региона.

В.С. Олишевко

2010.03.035. ОМОТОЛА Дж.Ш. ИНАКОМЫСЛИЕ И

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОЛ В ДЕЛЬТЕ НИГЕРА, В НИГЕРИИ.

OMOTOLA J. Sh. Dissent and state excesses in the Niger delta, Nigeria // Studies in conflict and terrorism. - L., 2009. - N 32. - P. 129-145.

Союз федерального правительства Нигерии и этнических меньшинств дельты Нигера развивался «как буфер против гегемонии игбо и их доминирования над этими меньшинствами» (с. 129). Автор (Университет Редимер, штат Огун, Нигерия) считает, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.