Научная статья на тему '2007. 04. 029. Гроувз Р. Этничность и политический кризис в Кот-д'Ивуаре. Groves R. ethnicity and political crisis in Cote d'Ivoire // South аfr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 151-157'

2007. 04. 029. Гроувз Р. Этничность и политический кризис в Кот-д'Ивуаре. Groves R. ethnicity and political crisis in Cote d'Ivoire // South аfr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 151-157 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ КОТ-Д'ИВУАР / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КОТ-Д'ИВУАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 029. Гроувз Р. Этничность и политический кризис в Кот-д'Ивуаре. Groves R. ethnicity and political crisis in Cote d'Ivoire // South аfr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 151-157»

2007.04.029. ГРОУВЗ Р. ЭТНИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В КОТ-Д’ИВУАРЕ.

GROVES R. Ethnicity and political crisis in Cote d’Ivoire // South а&. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, N 1. - P. 151-157.

Автор рассматривает сложное политическое положение в Кот-д’Ивуаре «пережившем в 1999 г. государственный переворот, в 2002 г. восстание и ... управляющийся правительством, в состав которого входят выходцы с юга, и сотрясаемом повстанцами севера» (с. 151).

Кот-д’Ивуар является одной из самых этнически неоднородных стран Африки - 60 этнических групп, тогда как в ЮАР 11, а в Нигерии до 250. Указывается, что в отличие от Мали и Нигерии, где бамбара и хауса являются «естественными численными центрами “этнической гравитации”» (там же), в Кот-д’Ивуаре этническая группа, приближающаяся к 50% от общей численности населения, отсутствует. Вторым после французского государственным языком является диула, но при этом сами диула одна из небольших этнических групп, хотя и преобладающая в торговле.

Автор делит население республики на четыре крупные группы. Первая - прибрежная атлантическая восточная, к востоку от р. Бандама, включающая такие крупные группы, как акан, бауле и эбрие. Вторая - атлантическая западная, к западу от р. Бандама, включающая кроу и бете. Третья - верхненигерская, включающая малинке, бамбара, диула. Четвёртая - гур или вольтская, включающая сенофу, джимини и тагуна.

Между группами продолжается соперничество в борьбе за власть. Представители севера не допускаются во власть, хотя они постоянно численно увеличиваются за счёт иммигрантов из Мали и Буркина-Фасо. В свою очередь северяне часто заявляют, что «только они могут называться истинными ивуарийцами, так как жили на этих землях за век до появления некоторых южных этнических групп, таких, как, например, акан, ведущих происхождение от ашанти из Ганы» (с. 152). Мусульмане заявляют, что их партии сыграли активную роль в деколонизации страны.

По мнению автора, только благодаря личному авторитету первого президента Феликса Уфуэ-Буаньи в 1960-1993 гг. в стране поддерживалась этнический баланс во властных структурах и про-

водилась официальная политика терпимости. Всё это удавалось сделать вопреки кризису цен на сельскохозяйственный экспорт в 80-х годах, от которого зависит Кот-д’Ивуар. Политическая стабильность в стране и длительное устойчивое по африканским меркам экономическое развитие привлекли в страну мигрантов из соседних стран. Вследствие этого значительно увеличилось число северных этнических групп.

После смерти Уфуэ-Буаньи при отсутствии авторитетного лидера нации, многие из представителей этих групп потребовали пересмотра в свою пользу этнического состава властных структур. Президент Лауренс Гбагбо относился к южной этнической группе бете, а большая часть повстанцев из восставших в 2002 г. северных районов страны к диуала и сенофу. По мнению автора, «ивуарийский конфликт нельзя назвать этноконфессиональным, так как среди враждующих групп только малинке сделали ислам важной частью своей культуры, остальные же, как христиане, так и мусульмане, продолжают во многом оставаться приверженцами традиционных культов и анимистами» (с. 155).

Этнические столкновения начались в конце 90-х годов. В это время экономика страны испытывала тяжёлые последствия девальвации франка КФА, региональной валюты, использующейся восьмью африканскими странами. Экономика страны в 2003, 2004 и 2005 гг. упала на 3%, 1 и 1,2% соответственно, по стране «ходили слухи о грядущих увольнениях и замене ивуарийских сельскохозяйственных рабочих иммигрантами, согласными на грошовую оплату труда» (с. 154). В 220 км. к северо-западу от Абиджана на крупнейших плантациях происходили столкновения бете с малинке и сенофу. Автор подчёркивает, что иммигрантов среди последних было меньшинство. В начале июня 2005 г. в 400 км. к северо-востоку от Абиджана вспыхнули столкновения между гуере, близкими к бете, и диула.

Продолжающаяся напряжённость в стране создаёт проблемы для соседей - Мали, Буркина-Фасо, Сенегала и Ганы. В эти страны возвращаются мигранты, что ухудшает их экономическое положение. Также нарушаются идущие через ивуарийскую территорию важные торговые пути, вынуждая порты Сенегала, Ганы и Того работать с перегрузкой.

Автор полагает, что «страну могла бы спасти децентрализованная федерация» (с. 156), а также участие в разрешении конфликта Табо Мбеки - лидера ЮАР, страны, имеющей богатый опыт ликвидации противоречий между этническими группами и добившейся относительной стабильности.

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.