могут стать контрпродуктивными, поскольку подчиняют «налоговые убежища» чисто формальным требованиям (например, подписанию соглашений об обмене налоговой информацией). Борьба с «налоговыми убежищами» должна включаться в совокупность мер, направленных на то, чтобы оказывать влияние на поведение состоятельных экономических субъектов, таких как отмена банковской тайны, обеспечение большей прозрачности финансовых операций, введение высоких налогов на состояния и др.
Л.А. Зубченко
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
2011.02.015. СУБАККИ П. РОЛЬ США В ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.
SUBACCHI P. The role of the United States in post-crisis economic order // America and a changed world: A question of leadership. -Wiley-Blackwell, 2010. - P. 258-274. - Mode of access: http://www. chathamhouse. org.uk/files/.../16496_us0510_subacchi.pdf
Руководитель исследований в Королевском исследовательском институте (Chatham House) в Лондоне пишет, что финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. выявил проблемы и тенденции, которые зрели в недрах глобальной экономики в течение нескольких лет. Он выявил пределы глобализации, провалы и несовершенства управления мировыми рынками, нарастающую напряженность в отношениях между суверенными государствами и глобальными финансовыми рынками. Кризис поставил под вопрос надежность и живучесть модели экономического роста, которая определяла мировое развитие в последние 50 лет. США явились средоточием всех этих проблем.
Кризис подорвал «моральное» право США на мировое лидерство в экономике, поскольку были дискредитированы основные постулаты модели экономического развития, основанные на неолиберальной доктрине и роли доллара как лидирующей мировой валюты. Финансовый крах американской экономики и последовавшие за ним рецессия и рост государственного долга имели и геополитические результаты - развитие многополярного мира и относительное усиление роли «группы 20» (G20). Как считает ав-
тор, ключевыми вопросами для США сейчас являются следующие: сохранила ли страна право, способность и волю руководить мировым экономическим порядком и должна ли она продолжать осуществлять руководство? И если ответы на эти вопросы положительны, то руководству США необходимо ответить на два главных вызова - признать произошедшие изменения в конфигурации международной системы и управлять ею на основе принципа «первая (страна) среди равных» (primus inter pares), а не принципа гегемона.
Стратегия выхода из кризиса. Финансовый кризис 20072009 гг. по глубине и последствиям сравним с Великой депрессией 1929 г. Ответ правительства на кризис был широкомасштабным и своевременным. В октябре 2008 г. была принята программа Troubled Asset Relief Program (TARP), в соответствии с которой проблемным финансовым институтам и рынкам была предоставлена существенная правительственная помощь, причем гарантии распространялись не только на банковские активы, но и на депозиты. Одновременно ФРС снизила процентные ставки до исторического минимума и объявила о намерении проводить мягкую денежную политику вплоть до появления уверенных признаков экономического оживления. В феврале 2009 г. администрация обнародовала программу налоговых стимулов (на 2009-2011 гг.), ежегодные расходы по которой предусмотрены в размере 5% ВВП. Все эти меры позволили правительству в сравнительно короткое время ограничить развитие кризиса и преодолеть сползание экономики в длительную депрессию. Уже в третьем квартале 2009 г. в США возобновился экономический рост; и хотя риски понижательных тенденций (особенно на экспортном рынке и рынке труда) существуют и в настоящее время, они не способны существенно затормозить оживление экономики.
Помимо краткосрочных были приняты средне- и долгосрочные программы урегулирования кризиса, в том числе программы, нацеленные на усиление надзора и регулирования финансовой системы, стабилизацию государственных финансов и др. Подытоживая анализ антикризисных мер, автор задается вопросом, сыграл ли кризис роль катализатора процесса эрозии американского экономического превосходства или он в большей мере стимулирует принятие необходимого комплекса регулирующих мер, которые усилят экономику в долгосрочном плане? При этом приводятся
доводы за и против тезиса об уменьшении роли США в мировой экономике.
Факторы, содействующие падению экономического превосходства США. Кризис обнажил те слабости американской экономики, которые в последнее десятилетие были невидимы из-за большого притока иностранных инвестиций в страну. Теперь привлекательность американской экономики оказалась подорванной. К числу наиболее заметных процессов, проявившихся в период кризиса, относятся: а) резкий рост государственного долга и бюджетного дефицита как следствие реализации антикризисных программ; б) падение доверия к доллару как к мировой резервной валюте.
Фактором, способствующим относительному падению мощи США как глобального экономического лидера, является также усиление роли Китая и других развивающихся стран, в частности Индии. В 1992-2008 гг. ВВП Китая увеличился в 5 раз (при среднегодовом темпе роста в 10,4%), в результате чего доля Китая в мировой экономике возросла с 4 до 11%. В 2009 г. экономический рост замедлился и при этом составил 8%. Доля Китая в мировой торговле возросла с 2% в 1992 г. до 12% в 2008 г. (исключая торговлю внутри ЕС). То, что Китай обладает огромными долларовыми резервами (свыше 2 трлн. долл.) и является крупнейшим держателем американских казначейских ценных бумаг (к концу 2009 г. 800 млрд. долл., или 8% всего рынка этих бумаг в США), косвенно усиливает уязвимость позиций США в посткризисном экономическом и политическом пространстве (с. 265).
На основе анализа показателей состояния экономики США и стран-конкурентов на середину 2009 г., автор делает прогноз соотношения сил в мировой экономике на кратко- и долгосрочную перспективу. Что касается США, то урегулирование огромного госдолга, скорее всего, будет представлять собой длительный и медленный процесс, который скажется на замедлении темпов экономического роста в США и во всем мире. Поскольку внутренний потребительский спрос в США является ключевым фактором глобального роста, его сокращение по мере увеличения сбережений домохозяйств (в целях покрытия задолженности) окажет ограничительный эффект на темпы роста.
Ожидания заката экономического лидерства США преждевременны. Существует ли риск того, что снижение вследствие кризиса темпов роста американской экономики приведет к падению роли США в мировой экономике в долгосрочной перспективе? Свой отрицательный ответ на этот вопрос автор обосновывает следующими аргументами.
• Правительство США принимает эффективные антикризисные меры, нацеленные на то, чтобы экономика страны не только достигла предкризисных темпов роста, но и сумела компенсировать связанные с кризисом потери. Опыт урегулирования кризисов прошлых лет подтверждает эти ожидания.
• Несмотря на кризисные потрясения, американская экономика все еще демонстрирует свою прочность и эластичность. Главные факторы, лежащие в основе оптимистических прогнозов, - это гибкость рынка труда и широкое применение инноваций в экономике. В период кризиса безработица в США увеличилась в большей степени, чем в европейских странах, где правительства приняли конкретные меры по защите занятости. Однако потери рабочих мест были использованы в США для повышения эффективности производства и позволили ликвидировать наименее производительные сектора. В результате американская экономика, по сравнению с европейской, в настоящее время лучше подготовлена к преодолению последствий кризиса.
• Американская экономика по-прежнему способна привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на некоторые ограничения, связанные с высоким уровнем госдолга, иностранные портфельные инвестиции притекают в США, обладающие такими сравнительными преимуществами, как высокоразвитый и эффективный финансовый рынок, высокие стандарты корпоративного управления и сильные политические и надзорные институты.
• США характеризуются наибольшей экономической гибкостью и наделенностью значительными природными и человеческими ресурсами. Они открыты для миграционных потоков; обладают ведущими в мире высшими учебными заведениями; американское общество и экономика в наибольшей степени компьютеризированы.
• Несмотря на призывы Китая относительно «многополярной системы резервных валют», доллар по-прежнему будет сохра-
нять в ближайшем будущем лидирующие позиции в мировой валютной системе. Этому будет способствовать отсутствие серьезных альтернатив доллару. Следовательно США будут по-прежнему выпускать долговые обязательства в свой валюте и пользоваться преимуществами в обслуживании долга, сталкиваясь с относительно небольшими валютными рисками. Вероятность того, что страны с положительным сальдо платежного баланса ревальвируют свои валюты и сократят долларовые резервы, в настоящее время невелика.
• США по-прежнему останутся «двигателем мирового экономического роста» по меньшей мере в ближайшем будущем. Экспортный потенциал развивающихся стран все еще определяется спросом со стороны развитых экономик, в первую очередь со стороны США.
Роль США в посткризисной экономической системе. Хотя США, преодолев кризис, остаются крупнейшей и наиболее мощной экономической державой мира, их «право на руководство» международными экономическими делами и лидирующие позиции в таких институтах, как МВФ и Всемирный банк, оказались подорванными. Впервые со времени Второй мировой войны страна оказалась вынужденной считаться не только с присутствием других игроков на международной авансцене, но и учитывать их предпочтения (а, следовательно, определенные ограничения) в своей экономической политике. Наряду с другими развитыми странами США вынуждены смириться с некоторым «разводнением» их роли в мировой системе в пользу развивающихся стран, в частности, с перемещением ответственности от «группы 8» (08) к «группе 20» (020) и с реформой руководства МВФ.
Как считает автор, США должны принять широкое участие в организации дебатов о переустройстве международной экономической системы на основе принципов многосторонности, демократии и рыночной экономики. Наиболее приемлемой была бы модель экономического порядка, предусматривающая большее, чем сегодня, рассредоточение экономической власти и многостороннюю координацию в управлении мировой экономикой. При таком сценарии развития мировой экономики США уже не будут сверхдержавой, но станут первой среди равных.
Если США хотят сохранить свои позиции международного лидера, отмечает автор в заключение, они должны признать факт
изменений в распределении экономической власти и необходимость более сбалансированного управления мировой экономикой, особенно в том, что касается международных финансовых институтов. Они должны также участвовать в урегулировании и стабилизации мировой валютной системы. Администрации США необходимо найти ответ на вызов - как примирить внутренние экономические приоритеты с возросшими международными обязательствами.
Е.Е. Луцкая
2011.02.016. ГРОС Д., АЛСИДИ С. ВОЗДЕЙСТВИЕ
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ. GROS D., ALCIDI C. The crisis and the real economy // Intereconomics. - Hamburg, 2010. - Vol. 45, N 1. - P. 4-10.
Нынешний кризис, отмечают авторы, был вызван комбинацией двух пузырей: ценового - рост цен на активы, в первую очередь на недвижимость, и кредитного - чрезмерно высокий уровнь левериджа. При этом кризис был глобальным благодаря высокому уровню интеграции финансовых рынков, что способствовало резкому росту их волатильности и интеграции мировых сетей предложения, вследствие чего внезапное падение спроса в некоторых странах, особенно на капиталоемкие товары, привело к снижению объема мировой торговли. Таким образом, кризис повлиял даже на те страны, в которых не было отмечено признаков пузырей, например, на Германию (где цены на жилье и уровень левериджа не повышались).
Анализируя межстрановые различия потерь от кризиса, авторы, в первую очередь, рассматривают два возможных способа измерения потерь ВВП в результате кризиса. Первый - это оценка потенциального роста ВВП при условии отсутствия пузырей. Для стран ЕС использовались данные Европейской комиссии (на конец 2009 г.), согласно которым в 2007 г. разрыв между реальным и потенциальным ростом ВВП составил 2,5%. Если предположить, что этот разрыв является следствием вздутия пузырей, то можно сделать вывод, что данный фактор сказался на увеличении среднегодового темпа роста на 0,5% в 2004-2008 гг. В соответствии с прогнозами МВФ, европейская экономика еще не вернулась к темпам роста, которые были бы возможны при отсутствии пузырей (с. 4-5).