Научная статья на тему '2011. 01. 024. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции / МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. Коммерч. Права и основ правоведения. - М. : Статут, 2010. - 300 с'

2011. 01. 024. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции / МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. Коммерч. Права и основ правоведения. - М. : Статут, 2010. - 300 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 024. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции / МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. Коммерч. Права и основ правоведения. - М. : Статут, 2010. - 300 с»

в Бернской конвенции, если произведение было впервые опубликовано в Германии.

Правообладателем является по германскому законодательству автор произведения, даже если оно было создано по поручению иного лица (в этом отличие, например, от американской модели служебного произведения). Соответственно, все права на произведение принадлежат автору. По германскому Закону об авторском праве автор не может отчуждать само авторское право, но может заключать лицензионные договоры в отношении своего произведения.

Е.А. Афанасьева

2011.01.024. ВАРЛАМОВА АН. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / МГУ им. М.В. Ломоносова. Каф. коммерч. права и основ правоведения. - М.: Статут, 2010. - 300 с.

В монографии анализируются основные направления регулирования и развития конкурентных отношений: стимулирующих, ограничительных, специальных мер и мер защиты конкуренции. Исследуются проблемы антимонопольного законодательства, материал базируется на Программе развития конкуренции 2009 г. Книга состоит из введения и пяти разделов.

В Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р, закреплен новый подход к сущности конкурентной политики. Конкурентное законодательство, которое рассматривалось ранее как исключительно антимонопольное, т.е. направленное на недопущение ограничительной практики, в Программе понимается как совокупность ограничительных мер и мер стимулирующего характера. Первостепенная роль в конкурентном законодательстве должна, по мнению автора, принадлежать стимулированию конкуренции. В России ограничительные меры вторичны по отношению к стимулирующим мерам, т.е. не результативны без применения последних мер. Условия формирования конкурентного законодательства в зарубежных странах и в России по многим критериям различны.

Круг стимулирующих мер достаточно широк. К ним относятся, во-первых, комплексные меры стимулирования конкурентных отношений, в частности принятие и реализация отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и программ

реформирования отдельных отраслей хозяйства. Данная мера является одной из наиболее действенных стимулирующих мер в тех отраслях, где наряду с конкурентными видами деятельности (продажа электроэнергии) существуют и монопольные области (передача электроэнергии). Во-вторых, меры, направленные на увеличение числа конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, например путем поддержки малого и среднего бизнеса, снятия неоправданных барьеров входа на рынок. Налоговая политика также может способствовать увеличению числа субъектов предпринимательской деятельности. В-третьих, использование конкурсных способов заключения договоров, и прежде всего заключение договоров на торгах. В-четвертых, стимулирование участия в торговом обороте организаторов торговли и посредников. В-пятых, внедрение рыночного механизма предоставления государственной поддержки. В-шестых, стимулирование повышения качества продукции. В-седьмых, применение принудительного разукрупнения в монополизированных отраслях экономики. Такая мера рассматривается автором в двух аспектах. В законодательстве она определена как мера ответственности за нарушение конкурентного законодательства. Однако, подчеркивает автор, представляется более важным рассматривать данную меру как способ развития конкуренции при наличии монополизации рынка.

Наряду со стимулирующими мерами для создания конкурентных отношений на рынке России, как и в любой другой стране, должны применяться также ограничительные меры и меры защиты конкуренции. Круг ограничительных мер не вызывает особых споров. Ограничительные меры направлены на регулирование: монополистической деятельности; антиконкурентной деятельности органов власти; недобросовестной конкуренции; контроля за экономической концентрацией. Монополистическая деятельность включает такие нарушения, как злоупотребление доминирующим положением и соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию. Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы людей), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или

могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Основной мерой защиты конкуренции является выдача как хозяйствующим субъектам, так и органам власти антимонопольными органами обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого антимонопольный орган может обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительным договора, не соответствующего антимонопольному законодательству, а также о признании недействительными правовых актов или ненормативных актов соответствующих органов власти. Проведение плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов антимонопольными органами, применение административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности также являются мерами защиты конкуренции.

Особое внимание в монографии уделяется исследованию специальных мер, от которых во многом зависит развитие конкуренции в отдельных сферах. Среди них автор выделяет следующие: 1) тарифное регулирование; 2) контроль за качеством; 3) правила «недискриминационного доступа»; 4) лицензирование. Данные меры подробно рассматриваются с позиции регулирования развития конкуренции в Российской Федерации.

Н.В. Крысанова

2011.01.025. АНАЙЯ АЙЯЛА Х.А., РУИС ТОРРЕС Е., ТРЕХО ГУСМАН Р.В. ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В МЕКСИКЕ.

ANAYA AYALA J.A., RUIZ TORRES E., TREJO GUZMÁN R.V. Evolución del drecho e la competencia en México // Boletín Mexicano de drecho comparado. - México, 2009. - N 126. - P. 1169-1200.

Статья трех преподавателей права Автономного университета Тамаулипас (Мексика) посвящена исследованию правового регулирования экономической конкуренции. Для Мексиканских Соединенных Штатов государственная поддержка конкуренции является относительно новым явлением. В 80-е годы проводилась политика закрытых дверей - замещения импорта национальной продукцией. Благодаря доступности сырья и наличию дешевой рабочей силы предполагалось, что страна быстро обретет самодостаточную экономику. Однако исключение иностранных производи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.