Антимонопольное законодательство
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.И. МАРТЫНЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Монополия исключает возможность создания необходимых условий для развития конкурентной среды, являющейся неотъемлемым элементом рынка.
В начале 1990-х гг. стратегия перехода России к рыночной экономике сосредоточилась на демонополизации производства и сбыта, стимулировании создания малого бизнеса, развитии и защите конкуренции.
Мировая конкурентная политика имеет богатую историю, например, еще в Древнем Риме существовала такая норма общественного поведения - «никого нельзя ставить в невыгодное положение в интересах другого лица»; в США - на родине антимонопольного законодательства, принятый в 1890 г. закон Шермана запрещает необоснованные ограничения в торговле посредством соглашений и тайных действий, монополизацию рынков и попытки монополизации одной компанией. Закон Клейтона (1914 г.) запрещает дискриминацию в ценах, а также слияние и приобретение компаний, приводящее к ослаблению конкуренции и монополизации рынков. В 1914 г. был принят закон о федеральной Торговой комиссии - новом органе антимонопольного регулирования, не зависимом от Департамента юстиции США. Регулирование конкурентных отношений в США считается одним из самых эффективных в мире. Целями антитрестовской политики США является достижение экономической эффективности и максимизации благосостояния потребителей (из доклада Департамента юстиции США, представленном в 1992 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития ОЭСР). За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответственность.
В Германии антимонопольный контроль считается одним из наиболее детальных и ограничительных в мире. Основу правовой базы в области конкурентной политики составляет закон против ограничения конкуренции, принятый в 1958 г. Главной задачей конкурентной политики в Германии является защита конкуренции как таковой. Антимонопольное законодательство страны, как и конкурентное законодательство Европейского Сообщества, включает контроль за соглашениями между предприятиями, запрет злоупотреблений господствующим положением на рынке, контроль экономической концентрации. Германское антимонопольное законодательство имеет специфику по сравнению с общеевропейским. Например, римский договор запрещает в целом соглашения, ограничивающие конкуренцию, немецкое законодательство однозначно запрещает лишь горизонтальные соглашения (между картелями). Интересным представляется такой факт, что Федеральная картельная служба входит формально в состав Министерства экономики Германии, однако является независимой в принятии своих решений. Федеральная картельная служба осуществляет взаимодействие с Европейской Комиссией и является ответственным органом за реализацию европейской конкурентной политики в Германии. Процедуры антимонопольного расследования не являются бюрократичными, решения принимаются оперативно.
В России Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 был принят 22 марта 1991 г.
Российское антимонопольное законодательство по духу и структуре похоже на антимонополь-
ДАЙДЖЕСТШННАНСЫ
ное законодательство Европейского экономического сообщества (ЕЭС), некоторые страны которого были социалистическими и тоже проводили приватизацию.
В закон несколько раз вносились поправки, последняя поправка внесена Федеральным законом от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ. С начала 2005 г. Федеральная антимонопольная служба готовит новый законопроект, который позволит эффективно бороться с любыми ограничениями конкуренции.
Быстроменяющиеся российские экономические реалии, накопленный опыт антимонопольного регулирования, глобализация экономики и грядущее вступление России во Всемирное торговое общество (ВТО) выявили объективную необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.
К источникам антимонопольного законодательства (АМЗ) относятся:
• Конституция Российской Федерации:
гкрантируется единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8);
не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34):
• Гражданский кодекс Российской Федерации:
не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах;
не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10).
• Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 19.5, 19.8, 23.48, 28.3, 28.7).
• Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 178).
• Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Закона РФ от 09.10.2002 № 122-ФЗ.)
• Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
• Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
• Указы Президента Российской Федерации.
• Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
• Нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности. Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства; обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности; создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.
Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за их выполнением.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон о конкуренции)
Определяет организационные и правовые аспекты: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ; ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.
Настоящий Закон о конкуренции действует на всей территории РФ и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в РФ.
Структура Закона о конкуренции состоит: из основных понятий, запретов, контрольных функций, полномочий антимонопольного органа.
В ст. 4 Закона о конкуренции дано определение основных понятий: товарного рынка, конкуренции; монополистической деятельности, доминирующего положения, недобросовестной конкуренции и др.
Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определя-
ДАЙДЖЕСТФИВАеСЫ
я
емой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Правильное определение границ и объема товарного рынка является неотъемлемым элементом правовой практики.
Конкуренция 4 это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, способствующая развитию рынка, разрешена законом, в то время как монополистическая деятельность является противоправной и запрещена законом.
Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или ус-траненйе конкуренции.
Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более (если хозяйствующий субъект не докажет обратного). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Закон не карает за высокую долю, занимаемую хозяйствующим субъектом на рынке, запрещено использование рыночной силы в ущерб конкурентам и потребителям.
Сфера действия Закона о конкуренции: 1. Ограничение монополистической деятельности на рынке — если положение хозяйствующего субъекта на рынке доминирующее, ему запрещается:
злоупотреблять этим положением (ст. 5), в том числе: изымать товар из обращения для поддержания дефицита, навязывать условия договора, не выгодные для контрагента или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, создавать препятствия доступу на рынок, нарушать установлен-
ный порядок ценообразования, устанавливать монопольно высокие цены; вступать в сговор; заключать горизонтальные и вертикальные соглашения (ст. 6). Для обеспечения практики выявления и пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, введена норма (ст. 19.1), которая позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.
2. Запрещение органам власти принимать решения, препятствующие развитию конкуренции:
в виде предоставления льгот или дискриминации хозяйствующих субъектов (ст. 7); в виде сговора с хозяйствующими субъектами (ст. 8). Новая редакция Закона о конкуренции устанавливает прямой запрет издания указанных актов, что восполнит пробел в борьбе с незаконными административными барьерами и позволит антимонопольным органам обращаться в судебные органы с исками о признании таких актов недействительными, а действия — незаконными.
3. Сформулированные в ст. 9 Закона о конкуренции требования к условиям конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления позволят правильно оценить и квалифицировать действия их организаторов по проведению конкурсов, и являются существенным дополнением в законодательство. Основная задача, которая решается этим нововведением, — недопущение при организации и проведении конкурсов предоставления льгот и преимуществ отдельным участникам, а также исключение проведения конкурсов «для определенной компании».
4. Пресечение недобросовестной конкуренции (ст. 10), в том числе таких ее видов: как распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара; некорректное сравнение одних товаров с другими; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
5. Контроль экономической концентрации осуществляется:
за созданием коммерческих структур и их объединений (ст. 17);
за покупкой крупных пакетов акций (ст. 18). Способом контроля экономической концентрации является механизм предварительного и пос-
ледующего согласования с антимонопольными органами действий по созданию, слиянию и присоединению организаций.
В целях государственного контроля экономической концентрации Закон о конкуренции установил пороговые значения активов коммерческих организаций.
Итак, согласие антимонопольных органов на слияние и присоединение коммерческих организаций обязательно, если балансовая стоимость активов последних превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Практика показывает, что для эффективной деятельности антимонопольных органов пороговая стоимость активов сильно занижена, и антимонопольному органу приходится довольно часто «стрелять из пушки по воробьям».
По инициативе Федеральной антимонопольной службы Государственная Дума увеличила пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов, чьи сделки требуют согласования с федеральным антимонопольным органом. В начале 2005 г. депутаты приняли в окончательном чтении поправки в Закон о конкуренции, в соответствии с которыми увеличиваются пороговые значения стоимости активов для хозяйствующих субъектов, чьи сделки проводятся с предварительного согласия антимонопольного органа, до 30 млн МРОТ; для хозяйствующих субъектов, о сделках которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, до 2 млн МРОТ (в настоящее время 200 и 100 тыс. МРОТ).
Повышение пороговых значений в сфере контроля концентрации по сравнению с теми, которые действуют в настоящем законе, позволит избежать мелкотемья и сосредоточиться на сделках, существенно ограничивающих конкуренцию.
Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством РФ, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями или одним из учредителей в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):
• о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций;
• о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций. Данные изменения не только сократят административные барьеры, но и позволят антимонопольным органам уделять более пристальное внимание действиям и сделкам, имеющих реальную возможность оказывать негативное влияние на конкуренцию.
Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Закон о защите конкуренции)
Закон о защите конкуренции является одним из значимых инструментов оздоровления ситуации в этой сфере.
Предметом регулирования закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг, и связанных с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Цель Закона о защите конкуренции — регулирование поведения участников рассматриваемых правоотношений на финансовом рынке, пресечение любых недобросовестных действий.
Нормы антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг выполняют триединую задачу: охрану интересов конкурентов, защиту интересов потребителей финансовых услуг и сохранение конкуренции в интересах общества в целом.
При определении круга участников, на которых распространяется действие закона, кроме перечисленных ранее источников, рекомендуется руководствоваться законодательными актами, регулирующими отношения в сфере финансовых услуг. Так, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет круг профессиональных участников фондового рынка (гл. 2), Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» раскрывает понятия «кредитные организации», в том числе «банк», которые являются участниками рынка банковских услуг.
Законодательство о страховании, в том числе гл. 48 ГК РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в редакции закона № 172-ФЗ от 10.12.2003 регулирует деятельность страховщиков (страховых и перестраховочных организаций).
Кроме того, в целях определения субъектов рынка финансовый услуг рекомендуется использовать также следующие законодательные акты: Федеральный закон от 29.01.2002 № 10-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и др.
Наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют статьи, запрещающие:
• действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг;
• недобросовестную конкуренцию на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями.
Недобросовестная конкуренция выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:
• распространении ложных, неточных или иска-женных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
• некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями. Парижская конвенция по охране промышленной собственности признает право на защиту от недобросовестной конкуренции составной частью прав промышленной собственности (ст. 1).
Практика федерального антимонопольного органа по пресечению недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг показала, что защита от недобросовестной конкуренции в большинстве случаев сводится к защите такого нематериального блага, как деловая репутация.
Например, Липецкое территориальное управление МАП России рассматривало дело о недобросовестной конкуренции, из которого следовало, что руководитель региональной страховой организации допустил в СМИ следующее высказывание:
«...со страховой компанией Р, кому приходилось сталкиваться, теперь стараются дела больше не иметь...». Антимонопольный орган квалифицировал данные действия региональной страховой компаний, как недобросовестную конкуренцию, так как подобное заявление может сформировать ложные представления о деятельности компании Р у ее контрагентов.
В соответствии со ст. 3 и 15 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг являются действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота или в состоянии причинить убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг, либо наносящие ущерб их деловой репутации.
Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Закон о естественных монополиях).
Естественная монополия - это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.
Закон «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сферах:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абз. 3 ч. 1 ст. 3).
Деятельность этих лиц регулируется не только на основе Закона о естественных монополиях. Если они осуществляют монополистическую деятельность (например, злоупотребляют своим доминирующим положением на товарном рынке, за ис-
ключением случаев установления монопольных цен в регулируемых сферах) или допускают иные нарушения антимонопольного законодательства, то их деяния следует квалифицировать и пресекать в соответствии с нормами Закона о конкуренции на товарных рынках.
Помимо этого, з рассматриваемой сфере применяются и другие законы:
о связи, о почтовой связи, о железнодорожном транспорте, о регулировании тарифов на электрическую энергию.
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий следующие: ценовое регулирование; контроль инвестиционной составляющей затрат; выделение конкурентных сфер из организационной структуры.
Органы регулирования естественных монополий вправе:
• применять конкретные методы регулирования;
• направлять субъектам естественных монополий обязательные предписания прекратить нарушения Закона о естественных монополиях;
^ направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные предписания отменить или изменить принятые ими акты, не соответствующие Закону о естественных монополиях, и (или) прекратить нарушения закона;
• налагать штрафы на субъекты естественных монополий;
• использовать другие права, предусмотренные законодательством.
В настоящее время контроль за естественными монополиями осуществляют Федеральная антимонопольная служба России, Федеральная энергетическая комиссия РФ.
Первый российский антимонопольный орган был создан в 1990 г., на заре переходного периода.
Первоначально это был Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), впоследствии был переименован в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). В 1998 г. Комитет стал Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Проведение антимонопольной политики на товарных и финансовых рынках до 2004 г. осуществлялось МАП России и его территориальными органами.
Указом Президента России от 09.03.2004 № 314 министерство преобразовано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного МАПа.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю и надзору за соблюдением законодательства в указанных сферах.
Структурные составляющие антимонопольного законодательства: основные понятия, запреты, созидательные и контрольные функции необходимо дополнить полномочиями антимонопольного органа, определенными Положением о Федеральной антимонопольной службе, поскольку, по мнению автора, они позволят службе сосредоточиться на создании и защите конкуренции. Это объясняется тем, что задачи упраздненного МАПа были слишком широки и разнообразны, включая: поддержку предпринимательства; регулирование рекламной деятельности; контроль деятельности товарных бирж; защиту прав потребителей.
Это, безусловно, важные и нужные функции по контролю и надзору были весьма обременительны для небольшой по численности организации и отвлекали их от выполнения наиболее важных для развития конкуренции вопросов.
В соответствии с законодательно определенными полномочиями антимонопольная служба: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ; принимает порядок определения доминирующего положения - финансовых организаций на рынке банковских услуг, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов; правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства; положение о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17, 18 Закона о конкуренции, о порядке выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций; осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий; выдает заклю-
чения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере; предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; проводит согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности; осуществляет в установленном порядке проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы.
В целях реализации полномочий служба имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам, заказывать проведение необходимых расследований, испытаний, анализов по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности, пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера.
Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства РФ; в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, международными договорами РФ, а также Положением, утверждаемым постановлением Правительства РФ.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов ис-
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие, некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
В заключение можно сказать, что решение проблем организационных (создание службы с определенными полномочиями) и юридических (подготовка новой редакции законов) позволит повысить эффективность реагирования антимонопольных органов на ограничение конкуренции.
Вместе с тем, расследование серьезных нарушений потребует усиления мер административного взыскания, в частности, ужесточения санкций против нарушителей антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство доработанный вариант законопроекта, который сможет эффективно бороться с ограничениями конкуренции, включая ценовые сговоры хозяйствующих субъектов.
Предлагается серьезно ужесточить наказание за нарушение антимонопольных правил, в частности, злоупотребление доминирующим положением будет стоить нарушителю до 2%, ценовой сговор - до 4% годового оборота.
По завершении законотворческого процесса деятельность Федеральной антимонопольной службы станет более напряженной, поскольку добавятся новые обязанности по правоприменению, а также по формированию доказательной базы, проведению экономического анализа и сбору информации.
И еще необходимо совершенствование системы широкого информирования деловых кругов, предпринимательского корпуса и населения о деятельности антимонопольных органов, особенно в регионах.