Научная статья на тему '2011.01.025. АНАЙЯ АЙЯЛА Х.А., РУИС ТОРРЕС Е., ТРЕХО ГУСМАН Р.В. ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В МЕКСИКЕ. ANAYA AYALA J.A., RUIZ TORRES E., TREJO GUZMÁN R.V. EVOLUCIóN DEL DRECHO E LA COMPETENCIA EN MéXICO // BOLETíN MEXICANO DE DRECHO COMPARADO. - MéXICO, 2009. - N 126. - P. 1169-1200'

2011.01.025. АНАЙЯ АЙЯЛА Х.А., РУИС ТОРРЕС Е., ТРЕХО ГУСМАН Р.В. ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В МЕКСИКЕ. ANAYA AYALA J.A., RUIZ TORRES E., TREJO GUZMÁN R.V. EVOLUCIóN DEL DRECHO E LA COMPETENCIA EN MéXICO // BOLETíN MEXICANO DE DRECHO COMPARADO. - MéXICO, 2009. - N 126. - P. 1169-1200 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.01.025. АНАЙЯ АЙЯЛА Х.А., РУИС ТОРРЕС Е., ТРЕХО ГУСМАН Р.В. ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В МЕКСИКЕ. ANAYA AYALA J.A., RUIZ TORRES E., TREJO GUZMÁN R.V. EVOLUCIóN DEL DRECHO E LA COMPETENCIA EN MéXICO // BOLETíN MEXICANO DE DRECHO COMPARADO. - MéXICO, 2009. - N 126. - P. 1169-1200»

могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Основной мерой защиты конкуренции является выдача как хозяйствующим субъектам, так и органам власти антимонопольными органами обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого антимонопольный орган может обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительным договора, не соответствующего антимонопольному законодательству, а также о признании недействительными правовых актов или ненормативных актов соответствующих органов власти. Проведение плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов антимонопольными органами, применение административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности также являются мерами защиты конкуренции.

Особое внимание в монографии уделяется исследованию специальных мер, от которых во многом зависит развитие конкуренции в отдельных сферах. Среди них автор выделяет следующие: 1) тарифное регулирование; 2) контроль за качеством; 3) правила «недискриминационного доступа»; 4) лицензирование. Данные меры подробно рассматриваются с позиции регулирования развития конкуренции в Российской Федерации.

Н.В. Крысанова

2011.01.025. АНАЙЯ АЙЯЛА Х.А., РУИС ТОРРЕС Е., ТРЕХО ГУСМАН Р.В. ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В МЕКСИКЕ.

ANAYA AYALA J.A., RUIZ TORRES E., TREJO GUZMÁN R.V. Evolución del drecho e la competencia en México // Boletín Mexicano de drecho comparado. - México, 2009. - N 126. - P. 1169-1200.

Статья трех преподавателей права Автономного университета Тамаулипас (Мексика) посвящена исследованию правового регулирования экономической конкуренции. Для Мексиканских Соединенных Штатов государственная поддержка конкуренции является относительно новым явлением. В 80-е годы проводилась политика закрытых дверей - замещения импорта национальной продукцией. Благодаря доступности сырья и наличию дешевой рабочей силы предполагалось, что страна быстро обретет самодостаточную экономику. Однако исключение иностранных производи-

телей снизило стимулы для развития местных предприятий в силу «резервирования» за ними национального рынка, кроме того, чрезмерно выросло число предприятий, принадлежащих государству, что привело к росту участия правительства в регулировании производственного сектора. С приходом к власти правительств, тяготеющих к либерализму, поддержанию идеи свободного рынка, законодательство было серьезно изменено: 14 законов, регулировавших участие государства в экономике, были отменены, три -сокращены и изменены. Кроме того, государство передало большую часть государственных предприятий частным лицам, выступая, главным образом, в роли инспектора. Таким образом, за несколько десятилетий Мексика прошла путь от протекционизма к свободной регулируемой рыночной конкуренции.

Но, пишут авторы, возникает вопрос: насколько конкуренция вообще вписывается в национальную культуру, для которой характерна концентрация власти в руках одного человека (причем вассальная зависимость и корпоративный дух преобладают, по мнению авторов, у большинства населения, и не только в государственном секторе на разных уровнях, но и в профсоюзах, политических партиях и на предприятиях) в сочетании с концентрацией богатства у меньшинства? Поддержка конкуренции в таких условиях означает замену сложившейся практики, основанной на злоупотреблении властью на рынке и использовании правительственного протекционизма, здоровой конкуренцией, что является очень серьезным вызовом для государства и общества.

Статья 28 Конституции Мексики 1917 г. поддерживает свободную конкуренцию и запрещает монополии, за исключением активности государства в некоторых стратегических областях. Единственным законом, регулирующим вопросы конкуренции в Мексике, остается Федеральный закон «Об экономической конкуренции» 1934 г., который в июне 2006 г. был серьезно реформирован. Кроме того, действуют регламент Федерального закона «Об экономической конкуренции» и внутренний регламент Федеральной комиссии по конкуренции - автономного административного децентрализованного органа Министерства экономики, ответственного за применение Закона «Об экономической конкуренции». Комиссия состоит из пяти уполномоченных, назначенных президентом. Члены комиссии решают вопросы коллегиально. Достиг-

нут высокий уровень транспарентности деятельности Комиссии, так как все решения публикуются.

В статье проанализированы основные понятия, которые используются в мексиканском законодательстве для решения вопроса о наличии или отсутствии монополистической практики. К их числу относятся следующие.

1. Интересы рынка. Выработаны критерии, позволяющие определять нарушения конкуренции и монополизацию рынка в отношении и продукции, и территории. Эти критерии применяются в совокупности, поскольку в зависимости от ситуации могут давать разные результаты, например количество конкурентов может быть достаточным, но только в двух штатах, что деформирует рынок.

2. Заменяемость продукта. Для определения взаимозаменяемости продуктов изучается степень похожести продуктов, их количество, публичность предложения, включение продуктов в одни и те же разделы справочников и каталогов, цена для покупателей и поставщиков, время, необходимое для снабжения региона, и т.д.

3. Господство на рынке. Просчитывается доля конкурентов на рынке в процентном соотношении (на основе данных о полных продажах продукта и доходах на каждого участника). Особенность Мексики состоит в том, что доли участников могут быть определены на основе фактора, который Федеральная комиссия по конкуренции сочтет значимым (стоимость продаж, производственный потенциал, численность персонала и т.д.). В статье предлагается законодательно определить критерии выбора этого фактора в различных случаях для обеспечения безопасности экономических контрагентов.

4. Монополии и монополистическая практика. Мексиканское законодательство регламентирует наличие и только одного производителя, и сговора нескольких с целью обеспечить преимущество на рынке. Различаются абсолютные и относительные монополистические практики.

К абсолютным практикам отнесены договоры о завышенной цене продукта, ограничения предложения путем занижения количества продукта, размещаемого каждым производителем на рынке, сегментация рынка, координация предложений посредством актов, правительственных контрактов, предложений и процедур, направ-

ленных на снижение конкуренции. Абсолютные практики безоговорочно запрещены.

Относительные монополистические практики также затрагивают конкуренцию, но могут приносить потребителям различные блага. В силу этого их допустимость оценивается дополнительно. К ним относятся вертикальное деление рынков, исключительные контракты, отрицание бойкота. Ранее по законодательству к ним относился каждый акт, который не обязательно наносит вред или препятствует конкуренции. Верховный суд Мексики счел последнее неконституционным, поскольку отсутствие ясных указаний о допустимом поведении гражданина делает его беззащитным перед возможным произволом властей, в результате нормативные критерии были уточнены (публичное предложение цены ниже себестоимости для устранения конкурентов; скидки и стимулы, заставляющие покупателей воздерживаться от приобретения товаров, произведенных третьими лицами; компенсация потерь по производству одного продукта за счет прибыли по другим и др.). Такой подход к регулированию сравнивается в статье с опытом США и Евросоюза.

5. Концентрация производств. Законодательно урегулированы вопросы слияния и поглощения компаний, которые ведут к монопольному предложению на рынке, установлено требование о предварительном сообщении о предстоящих слияниях и поглощениях при стоимости активов или продаж, превышающих в 18 тыс. раз прожиточный минимум. В настоящее время крупные компании сообщают о предстоящем слиянии не в одной, а в нескольких странах, которые оно затрагивает.

6. Горизонтальное и вертикальное поведение экономических акторов. В Мексике, в отличие от других стран, не проводится различий в поведении этих акторов, поскольку оно может в каждом случае иметь разные последствия. Например, приобретение одним из конкурентов прав на поставку сырья в сочетании с его значительной долей на рынке может серьезно деформировать рынок.

7. Судебные процедуры. Существует два варианта применения судебных процедур: на этапе подготовки и принятия решений или после их принятия. Судя по проанализированным в статье решениям Верховного суда, в Мексике наблюдается тяготение ко второму варианту.

В заключение авторы высказывают мнение о том, что следу -ет шире использовать опыт других стран, активнее применять конституционный контроль, который пока ограничивается процедурными моментами. Если Федеральная комиссия по конкуренции преодолеет существующие политические и культурные барьеры, будет обеспечивать объективность и прозрачность своих решений, то цель создания атмосферы здоровой конкуренции в Мексике может быть достигнута.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.