Научная статья на тему '2011. 01. 018. Меры правительств стран зоны евро по поддержке финансового сектора. Measures taken by Euro area governments in support // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2010. - n 4. - Mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201004en. Pdf'

2011. 01. 018. Меры правительств стран зоны евро по поддержке финансового сектора. Measures taken by Euro area governments in support // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2010. - n 4. - Mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201004en. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕС СТРАНЫ / ЕВРО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 018. Меры правительств стран зоны евро по поддержке финансового сектора. Measures taken by Euro area governments in support // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2010. - n 4. - Mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201004en. Pdf»

2011.01.018. МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВ СТРАН ЗОНЫ ЕВРО ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА.

Measures taken by euro area governments in support // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2010. - N 4. - Mode of access: http://www. ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201004en.pdf

В статье, написанной специалистами Европейского центрального банка (ЕЦБ), отмечается, что с самого начала финансового кризиса центральные банки (ЦБ) ведущих стран предприняли меры по вливанию ликвидности, а также осуществили ряд согласованных между собой мер. Но когда кризис ликвидности перерос в кризис платежеспособности, угрожавший стабильности финансовой системы в целом, правительства стали осуществлять классические меры по спасению отдельных банков и других финансовых институтов, оказавшихся под угрозой банкротства. Эти меры принимали форму предоставления кредитов и слияния банков. После краха американского инвестиционного банка «Lehman Brothers» 15 сентября 2008 г., вызвавшего шок во всей мировой финансовой системе, государственные власти вынуждены были принимать быстрые решения и специальные программы, чтобы избежать краха этой системы.

На уровне ЕС были приняты соответствующие меры, которые были дополнены мерами на уровне отдельных стран. 12 октября 2008 г. на чрезвычайном саммите стран зоны евро в Париже был принят согласованный план действий, направленный на то, чтобы дополнить краткосрочные меры ЕЦБ по рефинансированию банков, действующих на межбанковском рынке, и поддержать банки, испытывающие трудности. Согласованный план предусматривал осуществление следующих мер:

- увеличение гарантий банковских вкладов физических лиц;

- предоставление государственных гарантий долговым обязательствам (главным образом облигациям), эмитированным банками;

- предоставление банкам средств для их рекапитализации (т. е. для увеличения собственных капиталов);

- разработка мер по спасению и очистке банковских активов.

По решению европейского саммита ЕЦБ сформулировал рекомендации по предоставлению государственных гарантий для банковских долгов. В отдельных странах зоны евро стали созда-

ваться механизмы по поддержке финансового сектора. Так, 17 октября 2008 г. в Германии создается Фонд стабилизации финансового рынка (Financial Market Stabilisation Fund, SoFFin), особенностью которого стала прозрачная и предсказуемая процедура оказания банкам финансовой поддержки. Механизмы государственной поддержки, создаваемые на национальном уровне, обладают рядом преимуществ, связанных с их прозрачностью и меньшим уровнем системного риска.

С октября 2008 г. до конца февраля 2010 г. отношение стоимости мер по государственной поддержке к ВВП составило в зоне евро 27%, в Великобритании - 43% и в США - 26%. Как правило, меры поддержки оказывались по запросу финансовых учреждений. Получая такую помощь, банки обязаны были пересмотреть политику распределения дивидендов, регулярно публиковать данные об эволюции своей деятельности, допускать участие государства в управлении и ограничивать вознаграждение высшего руководства. Иногда предоставление государственной помощи сопровождалось подписанием соглашения между властями и банками, в соответствии с которыми последние брали на себя определенные обязательства в области кредитования реальной экономики. Так было, например, во Франции, Великобритании и Ирландии.

Гарантия банковских вкладов населения. Эта мера относится к числу первых мер государственной поддержки банков. В докризисный период в ЕС гарантировались вклады на сумму минимум в 20 тыс. евро. С началом кризиса эта сумма стала рассматриваться как недостаточная для восстановления доверия вкладчиков и в октябре 2008 г. была повышена до 50 тыс.; предполагается, что к концу 2010 г. она составит 100 тыс. евро. В некоторых странах минимальная сумма гарантированных вкладов превысила 50 тыс. евро, а в Ирландии были введены общие гарантии для вкладов не только населения, но и предприятий, а также для межбанковских депозитов. В США сумма гарантий была повышена до 250 тыс. долл., но в январе 2014 г. она должна будет снижена до 100 тыс. долл.

Гарантии банковского долга. Государство гарантирует эмиссию банковских облигаций. В некоторых странах зоны евро суммы таких гарантий достигают значительных размеров, тогда как в других странах (например, в Италии) эта мера практически не использовалась. В США гарантии банковским облигациям предоставля-

ются в рамках Программы гарантирования долга (Debt Guarantee Program).

В таблице представлены данные об эмиссиях банковских облигаций, гарантированных государством, в период с октября 2008 г. до конца 2009 г. Объем эмиссий облигаций и средняя продолжительность их действия значительно варьируются по странам ЕС и зоны евро.

Таблица

Объем и продолжительность эмиссий облигаций, гарантированных государством, с октября 2008 г. по декабрь 2009 г.

Страна Объем эмиссий (млрд. евро) Число эмитентов Число эмиссий Средний объем эмиссии (млрд. евро) Средний срок эмиссии (месяцы)

Бельгия 4,0 2 5 0,8 35,4

Германия 89,0 11 27 3,3 27

Ирландия 41,4 7 113 0,4 17,8

Греция 2,0 2 3 0,7 16,3

Испания 43,1 37 106 0,4 34

Франция 101,0 2 70 1,4 27,2

Люксембург 1,0 1 4 0,3 19,5

Нидерланды 54,2 6 43 1,3 45,4

Австрия 24,6 6 35 0,7 39,7

Португалия 4,9 6 6 0,8 37

Великобритания 151 11 171 0,9 29,7

США 245,1 41 197 1,2 34

Всего 934,1 184 1356 0,7 33

Увеличение собственных капиталов банков. В условиях финансового кризиса снижение рейтинговых оценок банков и общее обесценение активов привели к значительному снижению стоимости собственных капиталов банков. К нехватке ликвидности добавился эффект повышения уровня рисков, что также усилило нагрузку на собственные капиталы. Это заставило государственные органы многих стран предпринять меры по рекапитализации банков, т.е. по увеличению их собственных капиталов. Такие меры осуществлялись в основном в форме подписки государства на привилегированные акции или другие гибридные инструменты, соответствующие требованиям собственного капитала первого уровня.

Как известно, привилегированные акции, не дающие их владельцам права голоса, обеспечивают им приоритет в области получения дивидендов.

Меры по увеличению собственных капиталов банков в США были более распространены, чем в зоне евро: в США они составили на конец июня 2009 г. 2,6% ВВП, тогда как в зоне евро -1,3% ВВП. Наиболее высокими расходы на рекапитализацию банков были в Великобритании - около 5,1% ВВП.

Меры по поддержке банковских активов. Большую роль сыграли государства в избавлении банков от так называемых токсичных активов, которые отягощали банковские балансы. Операции по очищению балансов осуществляются либо в форме выкупа токсичных активов специально созданными для этого структурами, либо в форме предоставления гарантий таким активам, чтобы сохранять их в балансах банков. Выбор между этими способами очищения активов в условиях растущей неопределенности является весьма деликатной проблемой. Многие страны считают необходимым систематически проводить меры по спасению активов и разрабатывать для этого специальные программы по защите активов. Такая программа по государственно-частному партнерству в приобретении токсичных активов (Public-Private Investment Program, PPIP) была принята в США. В Ирландии создано Национальное агентство управления активами (National Asset Management Agency, NAMA), в Германии - механизм поддержки земельных банков (Landesbanken) и т.д. Конечно, все эти механизмы организованы и действуют по-разному, различны и принципы участия банков - в Германии и США такое участие добровольно, а в Ирландии обязательно. Различаются и способы оценки проблемных активов: в США они устанавливаются на аукционах, а в Германии и Ирландии - специальными экспертами.

Осуществляемые государством меры, направленные на восстановление доверия и общее оздоровление и стабилизацию финансовой системы, имеют и другую сторону - они приводят к значительному росту дефицита государственного бюджета и государственного долга, что может затормозить послекризисный рост реальной экономики. Кроме того, некоторые государственные меры могут нарушить условия конкуренции между банками как на национальном, так и на международном уровнях (например, между

банками, получающими и не получающими помощь от государства). Так или иначе, государственная поддержка может привести к моральному риску, связанному со стремлением банков брать на себя чрезмерные риски. В этих условиях стали разворачиваться дебаты о стратегии отказа от мер государственной поддержки финансового сектора на мировом, европейском и национальном уровнях. Учитывая высокий уровень интеграции финансовых систем в рамках ЕС, государственные органы стран-членов координируют свои стратегии отказа от мер поддержки, что должно позволить им избежать негативных последствий кризиса. Координированная стратегия ЕС основана на одинаковых стремлениях к возврату к конкурентному рынку, на обмене информации о принимаемых мерах между правительствами, на прозрачности в отношениях с публикой и на оценке стабильности финансовых систем.

Отказ от гарантирования банковских вкладов. В рамках ЕС дебаты об отказе от таких мер сосредоточены на вопросах координации реформы, касающейся механизмов гарантирования вкладов. Эта реформа должна быть направлена на то, чтобы гарантированные государством вклады были выше докризисного уровня. В условиях кризиса в некоторых странах ЕС установлена неограниченная гарантия банковских вкладов населения; при этом не указана дата отмены таких гарантий.

Отказ от гарантирования банковских облигаций. В последнее время банки стран зоны евро все чаще отказываются от эмиссии облигаций, гарантированных государством, предпочитая выпуск негарантированных облигаций. Вместе с тем пока еще рано делать окончательный вывод о том, что финансовый рынок начал играть определяющую роль в финансировании банков.

Отказ от мер по увеличению собственных капиталов банков. Как правило, отказ государства от рекапитализации банков может осуществляться в двух формах. Во-первых, государство может уступить свою долю участия в капитале частным инвесторам. Примером может служить уступка швейцарского правительства своей доли участия в капитале UBS институциональным инвесторам. Во-вторых, банк может «погасить» государству долю его участия. Так поступают банки Франции и Великобритании, используя в этих целях часть нераспределяемой прибыли или конверсию при-

вилегированных акций в обыкновенные, которые затем продаются частным инвесторам.

Отказ от мер по очистке балансов банков от токсичных активов. Во многих странах эти меры осуществлялись в рамках специально разработанных программ, которые действовали в течение установленного срока. Банки должны сами заявлять об участии в таких программах. Таким образом, заключенное ранее соглашение было расторгнуто. В ноябре 2009 г. английский банк «Lloyds TSB» отказался от соглашения, заключенного с государством в марте 2009 г., погасив связанные с соглашением издержки в размере 2,5 млрд. ф. ст. Такое решение было обусловлено улучшением финансового положения банка.

В будущем следует извлечь из нынешнего кризиса ряд уроков. Во-первых, несмотря на то что процессы координации в ЕС развивались в целом достаточно эффективно, существуют еще возможности для усиления координации государственной политики, направленной на решение проблем платежеспособности трансграничных финансовых институтов. Во-вторых, следовало бы усилить единство в области подходов к управлению кризисом. В-третьих, необходимо ограничивать поведение, приводящее к повышению морального риска, связанного с мерами государственной поддержки финансового сектора. Все эти вопросы требуют обсуждения на европейском и международном уровнях.

Л.А. Зубченко

2011.01.019. МИРИГЕЙ С., МОРО Ж. КАЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЯ БАНКНОТ В ЗОНЕ ЕВРО.

MIRIGAY S., MOREAU J. La qualité de la circulation des billets // Bull. de la Banque de France. - Р., 2010. - N 179. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/publications/bulletin/etu179_6.pdf

В статье сотрудников Дирекции эмиссии и обращения банкнот (Direction de l'Émission et de la Circulation fiduciaire) Банка Франции отмечается, что в рамках зоны евро Европейский центральный банк (ЕЦБ) принимает решения о легальной эмиссии банкнот в евро. При этом ответственность за обращение децентрализована, т.е. возложена на каждый центральный банк Евросисте-мы. На конец 2009 г. в зоне евро обращались 12,7 млрд. банкнот на общую сумму в 767 млрд. евро. По сравнению с 1 января 2002 г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.