Научная статья на тему 'Антикризисные меры в банковской сфере'

Антикризисные меры в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные меры в банковской сфере»

1(25) - 2010

Аналитический обзор

антикризисные меры

о _ _ ,

в банковской сфере*

Зарубежная практика антикризисного регулирования банковской деятельности

В 2008 г. мировое сообщество стало свидетелем финансовых потрясений невиданного прежде масштаба, которые вызвали самую мощную рецессию со времен Великой депрессии 1929—1933 гг. Впервые за многие десятки лет не только развивающиеся, но и ведущие промышленно развитые страны столкнулись с реальной угрозой системного банковского кризиса, масштабы и глубина которого могли бы иметь катастрофические экономические и социальные последствия.

В целях недопущения массовых банкротств кредитных организаций центральные банки пошли на беспрецедентные меры по поддержке их текущей ликвидности, резко сменили приоритеты проводимой ими денежной политики. Они перестали рассматривать себя в традиционной роли кредитора последней инстанции, выдвинув на первый план задачу предоставления банкам текущей ликвидности. Интересы обеспечения финансовой стабильности были поставлены выше целевых ориентиров по инфляции.

Меры по поддержанию текущей ликвидности кредитных организаций

В период нарастания нестабильности во второй половине 2007 г. — первом квартале 2008 г. акцент в антикризисной политике был сделан на расширении операций рефинансирования, а также точечной поддержке системно-значимых финансовых институтов. Глобальный финансовый кризис потребовал изменения механизмов и способов предоставления рынкам ликвидности. Центральные банки увеличили число контрагентов, расширили

* Информационно-аналитический материал подготовлен совместно Ассоциацией региональных банков России и Консалтинговой группой «Банки. Финансы. Инвестиции».

перечень видов приемлемого обеспечения и продлили сроки погашения займов на поддержание ликвидности. Меры по предоставлению ликвидности финансовым институтам были разработаны в самые короткие сроки и стали первой заградительной линией на пути кризиса.

В этом отношении наиболее показательны действия денежных властей США. Федеральная резервная система (ФРС) оперативно пошла на радикальное снижение учетной ставки, разработала новый набор инструментов, призванных обеспечить практически всех желающих необходимым объемом ликвидности. Благодаря этим решениям финансовые институты смогли увеличить сроки заимствования средств у Федерального резерва, использовать различные активы в качестве залогового обеспечения кредитов.

К кредитам ФРС получил доступ широкий круг финансовых посредников. Объем рефинансирования, ежемесячно предоставляемого Федеральной резервной системой США банковскому сектору через дисконтное окно и посредством использования новых инструментов, в IV квартале 2008 г. составил 650—700 млрд долл., в I квартале 2009 г. — 560—610 млрд долл. Во II квартале 2009 г. часть программ по предоставлению ликвидности начала естественным образом сокращаться, поскольку напряжение на рынках капитала ослабло.

Однако ожидания возможного обострения дефицита ликвидности пока не позволяют ФРС свернуть программы по поддержке финансового сектора. 25 июня 2009 г. ФРС США продлила сроки действия большинства программ, включая своп-линии с 13 иностранными центральными банками, которые были открыты в конце 2007 г. и осенью 2008 г. для расширения возможностей поддержания долларовой ликвидности за пределами США. Это было связано с тем, что характерной чертой развития кризисных явлений во многих странах мира стал повышенный спрос на ликвидные ресурсы

в иностранных валютах, в первую очередь в долларах США, в которых изначально привлекались заемные средства для фондирования позиций в американских ипотечных бумагах.

До февраля 2010 г. были продлены программа повышения ликвидности взаимных фондов денежного рынка и покупки обеспеченных активами коммерческих бумаг (AMLF), программа по финансированию коммерческих бумаг (CPFF), программа по кредитованию первичных дилеров (PDCF) и программа срочного кредитования долговыми бумагами Казначейства США (Term Securities Lending Facility — TSLF). Эти программы были запущены ФРС осенью 2008 г. с целью обеспечения гарантированных поступлений выделяемых средств в экономику. (Подробнее об этих программах см. Материалы XI Всероссийской банковской конференции «Банковская система России 2009: стратегии выхода из кризиса, март 2009 г.).

Центральные банки европейских стран (Европейский центральный банк — ЕЦБ, Банк Англии и Швейцарский национальный банк) в условиях кризиса также достаточно оперативно модифицировали имеющийся в их распоряжении набор инструментов предоставления ликвидности (в частности, удлинили сроки кредитования и значительно повысили объемы рефинансирования финансовых институтов). Были увеличены лимиты доступных средств по своповым сделкам между ЕЦБ и ФРС, Швейцарским национальным банком и ФРС.

Великобритания весной 2008 г. предложила новый механизм рефинансирования, получивший название Special Liquidity Scheme. В рамках этой программы финансовые институты обменяли неликвидные активы стоимостью примерно 290 млрд фунтов стерлингов (в основном это ценные бумаги, обеспеченные ипотечными активами) на казначейские векселя на сумму 185 млрд фунтов стерлингов (первоначально на эти цели предполагалось потратить около 50 млрд фунтов стерлингов). Программой воспользовалось 32 банка и строительных общества, стоимость балансовых активов которых составляла 80 % от совокупных активов учреждений, имеющих доступ к рефинансированию. В рамках нового плана спасения финансового сектора, представленного правительством Брауна в начале 2009 г. на общую сумму 300 млрд фунтов стерлингов, было решено увеличить сроки предоставляемых через дисконтное окно кредитов с 30 дней до одного года.

В первой половине 2009 г. политика центральных банков развитых стран была направлена на

предотвращение дефляции и уменьшение системного риска в финансовом секторе. В большинстве стран продолжилось снижение процентных ставок. В октябре 2008 г. ФРС уменьшила ставку-ориентир по федеральным фондам с 2 до 1 % годовых, а в декабре установила ее в виде интервала от 0 до 0,25 % годовых (в начале 2008 г. ставка составляла 4,25 % годовых, а перед началом смягчения денежной политики в США с середины 2006 г. — 5,25 % годовых). Европейский центральный банк в период с октября 2008 г. по май 2009 г. снизил учетную базовую ставку с 4,25 до 1 % годовых. В Великобритании она была снижена до 0,5 %.

Энергичные действия центральных банков по поддержанию текущей ликвидности принесли положительные результаты: обвала банковских систем не произошло. Однако восстановление платежеспособности банков оказалось недостаточным фактором возобновления функционирования банковской системы в прежнем объеме. Несмотря на политику «дешевых денег», рынок банковского кредитования продолжал сокращаться.

В условиях высоких рисков и неопределенности объемы кредитования утратили чувствительность к изменениям процентных ставок. Образовались «порочные круги развития», когда ухудшение экономической ситуации и финансового положения заемщиков приводило к нарастанию проблемной задолженности на балансах коммерческих банков и ужесточению условий кредитования, что в свою очередь усиливало рецессию и рост убыточности предприятий (рис. 1). Обременение балансов банков проблемными (токсичными) активами создавало реальную опасность их массовых банкротств, что опять же потребовало бы колоссальных вливаний со стороны центральных банков. Становилось очевидным, что для восстановления и наращивания объемов кредитования в интересах стимулирования экономического роста необходимы меры прямой государственной поддержки и рекапитализации банков.

государственная поддержка и рекапитализация банков

Практика последних лет показывает, что механизмы предоставления краткосрочной ликвидности не в состоянии исправить тяжелоео положение в финансовой сфере. Балансы большинства, в первую очередь крупных, кредитных организаций оказались перегруженными проблемными и безнадежными к взысканию активами. В условиях бегс-

тва от риска поведение кредиторов и вкладчиков приобретало иррациональные черты, что усиливало финансовую неустойчивость банков.

За банкротством инвестиционного банка Lehman Brothers в 2008 г. последовали сообщения об огромных потерях у других крупнейших финансовых компаний США и Европы. Гигантские убытки финансовых институтов в результате списания безнадежных кредитов и обесценившихся активов, прежде всего структурированных финансовых продуктов, поставили под вопрос кредитоспособность и устойчивость банков с мировыми именами. В этих условиях меры по предоставлению текущей ликвидности давали только краткосрочный эффект. Становилось очевидным, что восстановление доверия между кредиторами и заемщиками невозможно без расчистки балансов и рекапитализации банков.

Это потребовало от правительств и центральных банков различных стран мира энергичных действий. В конце 2008 — начале 2009 гг. были приняты масштабные антикризисные программы, в рамках которых были осуществлены вливания капитала и выдача гарантий по обязательствам финансового сектора. Правительства ряда стран пошли на приобретение неликвидных активов финансовых организаций и предоставление им прямых кредитов.

В частности, в сентябре 2008 г. франко-бельгийская финансовая компания Dexia, бельгийско-голландская финансовая группа Fortis, ипотечный банк Германии Hypo Real Estate получили

Источник: Expanded Government Guarantees for Bank Liabilities: Selected Issues. OECD 2009.

Рис. 1. Основные способы государственной поддержки банковских систем в странах «большой двадцатки»

значительные вливания государственных средств в капитал. В Великобритании власти в короткие сроки одобрили ряд сделок М&А, в частности, поглощение ипотечного банка Alliance&Leicester банком Abbey Santander, объединение крупнейших банков Lloyds TSB и HBOS, ряд сделок в строительном секторе. Кроме того, британское правительство было вынуждено национализировать один из крупнейших ипотечных банков Bradford&Bingley.

Таким образом, по мере преодоления острой фазы кризиса текущей ликвидности органы денежно-кредитного регулирования начали переходить к использованию инструментов, ориентированных непосредственно на вывод балласта с балансов финансовых посредников (политика «количественного смягчения»). Это операции, которые призваны обеспечить прямую поддержку кредитного рынка, например обмен активами, чтобы стимулировать банки к предоставлению ссуд предприятиям и населению.

В марте 2009 г. ФРС приняла решение об увеличении объема выкупа у финансовых институтов обеспеченных ипотекой ценных бумаг, выпуск которых был организован ипотечными агентствами Fannie Мае и Freddie Mac, с 500 млрд долл. до 1,25 трлн долл., а объема выкупа у них собственных долговых обязательств агентств — со 100 до 200 млрд долл. Кроме того, ФРС планировал осуществить выкуп у банков государственных ценных бумаг на сумму 300 млрд долл.

Банк Англии в марте 2009 г. объявил о начале осуществления программы приобретения у

финансовых институтов в течение трех месяцев активов (государственных облигаций, корпоративных долгосрочных облигаций и коммерческих бумаг) на 75 млрд фунтов стерлингов. В мае эта программа была увеличена до 125 млрд фунтов.

ЕЦБ в июне 2009 г. объявил о том, что предоставит 1 121 банкам Европейского Союза кредитных средств на 442 млрд евро на год по ставке, аналогичной базовой. Ожидается, что эта мера окажет понижа-

тельное давление на рыночные кредитные ставки. Первые кредиты были предоставлены в октябре 2008 г. сроком на шесть месяцев. В ближайшее время ЕЦБ планирует последовать примеру ФРС США и Банка Англии и начать выкуп обеспеченных облигаций с рейтингом не ниже ВВВ эмитентов ЕС на первичном и вторичном рынках. Объем программы составит 60 млрд евро, срок действия — до июня 2010 г. ЕЦБ планирует сосредоточиться в основном на инструментах со сроком обращения от трех до десяти лет.

Анализ предпринимаемых различными странами мер по поддержке банковских систем показывает, что основные усилия направляются на принятие мер по обеспечению доверия со стороны вкладчиков и клиентов банков, гарантированию обязательств банков и выкупа ссудной задолженности, а также их рекапитализации. В наименьшей степени правительства склонны прибегать к национализации банков. Медленнее, чем ожидалось, развертывается работа по гарантированию и/или выкупу «плохих» активов.

На самом остром, первом, этапе финансового кризиса усилия государств были направлены на обеспечение банковских систем ликвидностью и защиту от набега вкладчиков. Минимально гарантированная величина банковских депозитов во всех странах ЕС сначала была согласована министрами финансов на уровне 50 тысяч евро. Потом правительства отдельных стран начали в одностороннем порядке объявлять об ее увеличении. Франция гарантировала возврат вкладов на сумму 70 тыс. евро, Италия — 103 тыс. евро. 100 %-ная государственная гарантия по возмещению депозитов клиентам банков была введена в Ирландии. На первом этапе кризиса доверия о готовности пойти на эту меру заявили Германия, Австрия, Дания и Греция. В США гарантированная сумма возмещения по банковским депозитам была увеличена со 100 до 250 тыс. долл. (табл. 1).

Комплекс мер, предусмотренных национальными программами, включил в себя также предоставление государственных поручительств по банковским кредитам на случай прекращения их обслуживания.

Таблица 1

меры поддержки банковских систем в странах ОэСР

Страна Банковские обязательства Банковские активы Финансирование коммерческих бумаг Финансирование ABS запрет или ограничения на короткие продажи

увеличение компенсации по застрахованным вкладам гарантирование банковских обязательств и выкуп банковских долгов вливания капитала Национализация гарантирование «плохих» активов выкуп «плохих» активов

США X X X X X X X X X

Япония X X X X X

Германия X X X X X

Франция X X X

Италия X X X

Великобритания X X X X X X X X

Канада X X X X

Австралия X X X X

Австрия X X X X

Бельгия X X X X

Чехия

Дания X X X X X

Финляндия X X X X X

Греция X X X

Венгрия X X X

Исландия X X X X

Ирландия X X X X X

Корея X X

Люксембург X X X

Нидерланды X X X X

Новая Зеландия X X X

Норвегия X X

Окончание табл.1

Страна Банковские обязательства Банковские активы Финансирование коммерческих бумаг Финан-сирова-ние ABS запрет или ограничения на короткие продажи

увеличение компенсации по застрахованным вкладам гарантирование банковских обязательств и выкуп банковских долгов вливания капитала Нацио-нализа-ция гарантирование «плохих» активов выкуп «плохих» активов

Словакия X

Польша X X

Португалия X X X

Швеция X X X X

Испания X X X X

Мексика X

Швейцария X X X X X

Турция

Источник: OECD Economic Outlook. № 85, июнь 2009 г.

В Великобритании на цели гарантирования обязательств по любым необеспеченным долгам (в том числе по коммерческим бумагам и депозитным сертификатам) сроком погашения до трех лет банков, участвующих в программе рекапитализации, в октябре 2008 г. было выделено 250 млрд фунтов стерлингов. Позднее в рамках второго плана по спасению финансового сектора Великобритании было решено выкупать у британских банков и иных компаний, включая производственные, неликвидные облигации на сумму в 100 млрд фунтов стерлингов. Первые пакеты таких облигаций были приобретены в феврале 2009 г. В обмен на ценные бумаги промышленных компаний Банк Англии выдает собственные высоколиквидные облигации, которые предприятия сразу же могут продать на рынке.

В Германии специальный фонд стабилизации финансовых рынков (Special Funds Financial Market Stabilization — SoFFin) выдает гарантии по долговым ценным бумагам и подтвержденным обязательствам финансовых институтов, располагая для этого суммой в объеме 400 млрд евро. Эта программа была принята в октябре 2008 г. По состоянию на середину марта 2009 г. было востребовано 135 млрд евро. гарантии выдаются только в отношении тех долговых обязательств, которые были выпущены в период с 18 октября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. гарантии распространяются как на номинальную стоимость бумаги, так и на проценты по ней. За пользование гарантиями взимается плата в размере, не превышающем 2 % в год. Если банк оказывается не в состоянии выполнять свои обязательства по долговым ценным бумагам, эта функция переходит к государству, предоставившему гарантии.

Французское правительство в октябре 2008 г. одобрило программу поддержки экономики, в рамках

которой планировалось выделить 320 млрд евро для предоставления гарантий по межбанковскому кредитованию. Специально для этих целей была создана особая финансовая компания (Société de Financement del'Economie Française — SFEF), которая гарантирует бумаги, выпущенные до 31 декабря 2009 г, на срок до пяти лет. Услуги по гарантированию для банков, как и в Германии, также являются платными.

Эта мера — гарантирование обязательств банков — привела к появлению нового класса активов, конкурирующего с облигациями государственного займа. Новый рыночный сегмент гарантированных государством банковских заимствований предлагает более привлекательную доходность по сравнению с государственными ценными бумагами и облигациями, обеспеченными активами. С момента первого размещения этих ценных бумаг, состоявшегося в октябре 2008 г. в Великобритании, объемы этого рынка во всем мире значительно возросли. По некоторым оценкам, европейский рынок гарантийных займов составит в этом году несколько сотен миллиардов евро.

Условия предоставления гарантий по странам значительно различаются (даты и объемы размещения, сроки действия бумаг). Важное отличие заключается в структуре размещений займов: во Франции, в частности, SFEF, где государство участвует на одну треть, выступает не только в роли поручителя, но и как прямой дебитор. В других странах, например Великобритании и германии, данные бумаги пускаются в оборот соответствующим эмитентом (рис. 2).

Ряд стран (США, Великобритания, Швейцария и др.) направили часть своей помощи на восстановление рынка секьюритизированных активов, обеспеченных активами (ABS). В докризисные времена эти рынки считались чрезвычайно важным компонентом кредитования. Ожидается,

SFEF

RBS

General Electric Capital

Bank of America Morgan Stanley JP Morgan Chase

Источник: Hypo Investment Bank (Liechtenstein) AG / март 2009 г.

Рис. 2. Крупнейшие эмитенты

что предпринятые меры помогут банкам в большей степени удовлетворять спрос на денежные средства со стороны частных лиц и представителей малого бизнеса, что, в свою очередь, должно стимулировать рост экономики.

ФРС США с 25 марта 2009 г. запустила программу долгового финансирования выкупа инструментов, обеспеченных активами — TALF (Term Asset-Backed-Securities Loan Facility). В ее рамках гарантируется по определенной ставке доходность по старшим траншам облигаций ABS (Asset Back Securities), выпущенных в рамках секьюритизации

потребительских кредитов. Банки и другие финансовые организации получают возможность использовать в качестве залога для заимствований в центральном банке недавно выпущенные или планируемые к выпуску бумаги высшего ААА-качества, обеспеченные автокредитами, студенческими кредитами, карточными кредитами, коммерческой недвижимостью, а также ссудами, предоставленными малым предприятиям и гарантированным Администрацией малого бизнеса правительства США.

Средства предоставляются на аукционной основе через институт первичных дилеров. В качестве дополнительной кредитной защиты Казначейство США в рамках программы TARP предоставило 20 млрд долл. для покрытия возможных потерь ФРС. Первоначально, осенью 2008 г., планировалось, что объем этой программы составит 200 млрд долл., затем сумма TALF была увеличена до 1 трлн долл.

Источник: Renaissance Capital.

Рис. 3. Структура программы TALF. 1. ФРБ Нью-Йорка создает юридическое лицо специального назначения (SPV) для выкупа и управления активами, получаемыми ФРБ Нью-Йорка в рамках программы кредитования TALF. 2. ФРБ Нью-Йорка заключает соглашение о будущей продаже (FSA) для выкупа всех активов, лежащих в обеспечении по кредитам TALF. 3. Программа казначейства США по снижению уровня «плохих» активов (TARP) выкупает 20 млрд долл. субординированного долга, выпущенного SPV. 4. ФРБ Нью-Йорка дополнительно кредитует SPV (кредит ФРБ Нью-Йорка является старшим по отношению к кредиту TARP и обеспечен всеми активами SPV). 5. Инвесторы покупают определенные классы инструментов, обеспеченных активами (ABS). 6. Инвесторы подают заявки на финансирование по программе TALF через первичных дилеров. 7. ABS активы передаются в банк-депозитарий ФРБ Нью-Йорка в качестве обеспечения

Ожидается, что в полном объеме эффект программы TALF (см. рис. 3) проявится в течение одного года — двух лет. Однако еще до запуска программы (в марте 2009 г.), после ее объявления (в ноябре 2008 г.) произошло значительное сужение кредитных спрэдов по соответствующим ABS активам. Поскольку обеспечение нужно предоставлять заранее, инвесторы начали скупать соответствующие ABS активы заранее. Спрэды по ABS с рейтингом ААА, обеспеченными карточными кредитами и автокредитами, снизились на 175 и 200 базисных пунктов соответственно с середины ноября 2008 г. до марта 2009 г. Спрэды по ABS активам, на которые не распространяется программа TALF (например, ипотечные кредиты), практически не изменились за тот же период. В июне 2009 г. из 13 выпусков ABS на общую сумму 16,4 млрд долл. 11 млрд долл. было профинансировано за счет средств программы TALF.

Ответом регуляторов на сократившийся банковский капитал во многих странах мира стали масштабные программы рекапитализации. Практически половина банков из топ-20 крупнейших в мире получила прямую государственную поддержку. Из 50 крупнейших банков 23 в США и 15 в Европейском Союзе получили крупные вливания государственных средств.

Благодаря осуществленным программам рекапитализации банков в странах Евросоюза удалось не допустить банкротств, сравнимых по масштабу с банкротством Lehman Brothers (рис. 4). Германия анонсировала две программы рекапитализации банков на общую сумму 80 млрд евро, или 3,2 % от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцария* Франция Австрия Германия США

Велико- Ирландия* британия*

Данные по состоянию на 11 февраля 2009 г.

Суммы относятся к пополнению капитала первого уровня.

* Страна не указала максимальной суммы всех случаев вмешательства государства. Источники: Минфин США, Европейская комиссия, национальные правительства.

Рис. 4. масштабы государственной рекапитализации банков, % от ввп

ВВП, из которых 1 % от ВВП будет выделен в 2009 г. Во Франции на эти цели было выделено 40 млрд евро. В Великобритании в результате реализации программы рекапитализации и защиты активов правительство стало крупнейшим акционером банков RBS и Lloyds Banking Group (было потрачено 37 млрд фунтов стерлингов из запланированных 50 млрд фунтов стерлингов). Ранее английское правительство было вынуждено национализировать два крупных банка — Northern Rock и ипотечную часть банка Bradford&Bingley.

В США всеми способами пытаются избежать прямой национализации банковского сектора. С помощью механизма приобретения государством долей участия в капитале финансовых институтов в рамках программы TARP в IV квартале 2008 г. и в течение первых пяти месяцев 2009 г. были осуществлены вливания порядка 200 млрд долл. в капитал восьми крупнейших банковских групп (125 млрд долл.), а также большого числа региональных банков — около 300 кредитных организаций из почти 600 (рис. 5). Вливания в размере до 1 млн долл. были сделаны в 17 банков; до 5 млн долл. — в 147 банков; до 10 млн долл. — в 258 банков.

С марта 2009 г. вопрос помощи крупнейшим кредитным организациям в рамках программы рекапитализации в США был поставлен в зависимость от результатов комплексного стресс-тестирования, которому были подвергнуты 19 американских банков. Цель мероприятия заключалась в формировании более полного представления о рисках банковского сектора и его потенциальных потребностях в дополнительном капитале.

Результаты стресс-тестов, опубликованные 7 мая 2009 г., выявили гораздо меньшую, чем ожидали эксперты, потребность в увеличении капитала. К 8 июня 2009 г. десять из девятнадцати банков должны были представи ть план действий, а к 9 ноября пополнить капитал примерно на 75 млрд долл. в совокупности. Для наращивания капитала банки могут использовать такие методы, как продажа

Бельгия* Нидерланды*

Рис. 5. Рекапитализация финансовых институтов по программе СРР TARP (октябрь 2008 г. — май 2009 г.)

отдельных бизнес-направлений, вывод за рамки своей структуры высокорисковых подразделений, ограничение дивидендов и др. В случае, если банкам не удастся привлечь необходимый капитал (предпочтение должно отдаваться частному капиталу), правительство сможет перевести принадлежащие ему привилегированные акции этих банков в обыкновенные.

Однако вопрос относительно достаточности запланированных вливаний капитала у десяти отобранных банков и отсутствия необходимости в рекапитализации у банков, которые «успешно» прошли стресс-тестирование, остался. В ходе произведенных проверок учитывались только возможные потери в связи с невыплатами и просрочками по займам и другим активам, срок исполнения которых приходится до конца 2010 г. Таким образом, стресс-тест не учел большей части экономического ущерба, который был нанесен банкам. По сути для банков, прошедших тестирование, верно лишь одно утверждение, а именно: их убытки за последующие два года не истощат указанного в их балансах капитала.

Вслед за США проверить финансовую систему на стрессоустойчивость планирует и Евросоюз. Однако ЕС вряд ли будет проводить тестирование по образцу США. Предполагается, что оценка будет дана всей системе, а не каждому банку в отдельности. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой стресс-тесты, подобные американским, целесообразнее проводить национальным контролирующим органам.

Программы поддержки малъж и средних банков и кредитования малого бизнеса в США

Большинство крупных банков в условиях кризиса значительно сократили свои программы для малого и среднего бизнеса. Так, число выданных кредитов

малому бизнесу по одной из наиболее известных программ поддержки малого бизнеса — программе гарантирования займов (Small Business Administration Lending programs 7(a) — за четвертый квартал 2008г. сократилось на 57 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На долю крупнейших 10 банков, выдающих кредиты малому бизнесу по этой программе, приходится 60 % от общего объема кредитов.

в сложившейся ситуации на небольшие местные банки возлагаются особые надежды по продолжению кредитования малого и среднего бизнеса. Число небольших местных банков, участвующих в программе SBA, в настоящее время составляет 2 700 (в 2001г. их было 5 288). По данным Independent Community Bankers of America (ICBA), 20 % кредитов малому бизнесу предоставляют местные банки, при этом доля местных банков в общем объеме кредитов размером до 100тыс. долл. составляет 50 % (по активам местные банки — это 12 % банковской системы). Около 48 % предприятий малого бизнеса получают кредиты от банков, чьи активы не превышают 1 млн долл.

С начала 2009г. в США разорилось 45 региональных банков (с активами до 1 млрд долл.) — из 7 тыс. банков. К концу года число банкротов может составить, по одним оценкам, 170—200банков, по другим — до 900мелких кредитных организаций.

американское правительство разрабатывает программы поддержки малых и средних банков, которые в отличие от крупных финансовых институтов имеют в текущих условиях крайне ограниченные возможности по увеличению капитала. Кроме того, необходимо отметить, что эта категория банков практически не была затронута кризисом, доля суб-прайм ипотечных кредитов на их балансах крайне мала. • в рамках одной из программ Плана финансовой стабильности — Consumer and Business Lending initiative — предусмотрено предоставление средств казначейства для финансирования под залог недавно выпущенных или планируемых к выпуску бумаг высшего ааа-качества, обеспеченных требованиями по ссудам, предоставленным малым предприятиям и гарантированным администрацией малого бизнеса правительства США (Small Business Administration). Средства предоставляются на аукционной основе через институт первичных дилеров.

7х"

55

• в рамках Американского плана восстановления и реинвестирования 2009г. (American Recovery and Reinvestment Act of 2009 — ARRA) предусмотрено финансирование программ администрации малого бизнеса правительства США в объеме 730млн долл. Программа предполагает сниженные комиссионные сборы с заемщиков и кредиторов, повышенные гарантии, новую программу по снижению налоговой нагрузки (списание стоимости расходов в год приобретения; отсроченное признание дохода от аннулирования долга и др.).

• Программа по восстановлению капиталаамери-ки (ARC—America's Recovery Capital) (ключевая программа ARRA), разработанная SBA, позволит наиболее жизнеспособным малым предприятиям (предприятиям, существующим не менее шести лет) получить от банков-участников SBA кредит на 35тыс. долл. со 100 % гарантией возврата от SBA. Кредиты будут беспроцентными для заемщиков. Банкам с активами до 500млн долл. в мае 2009г. было продлено право на участие в программе СРР TARP в течение еще полугода. При этом максимальной размер помощи был увеличен с 3 % проблемных активов банка до 5 %. Кроме перечисленных выше программ, администрация малого бизнеса правительства США разрабатывает и другие программы, направленные на расширение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к заемным средствам. Эти программы существовали и до кризиса, но в настоящее время предпринимаются попытки по созданию условий, способствующих расширению числа участников, как заемщиков, так и банков-кредиторов.

Несмотря на масштабные программы рекапитализации, разработанные в значительном числе стран, потребность банков в дополнительном капитале сохраняется. Осуществленные вливания лишь отчасти помогли компенсировать потери от списаний активов и уменьшения их стоимости, однако не все токсичные активы были абсорбированы. Увеличение капитала необходимо и для повышения уровня доверия в банковской сфере, а также отвечает задачам реформирования системы регулирования и надзора. По оценкам МВФ, к настоящему времени европейские банки привлекли около 40 % из 1 трлн долл. дополнительного капитала, необходимого для покрытия убытков. Банки США объявили о планах привлечения двух третей из требующихся им 600 млрд долл.

МВФ сделал два расчета потенциальных вливаний, которые могут потребоваться банкам раз-

витых стран в 2009—2010 гг. Первый расчет исходит из того, что уровень достаточности капитала вернется к докризисным значениям. Чтобы достичь этого, потребуется влить около 275 млрд долл. в капитал американских банков, 375 млрд долл. — в капитал банков Еврозоны, 125 млрд долл. — в капитал банков Великобритании, 100 млрд долл. — в капитал банков других развитых европейских стран. Второй расчет основан на том, что уровень достаточности капитала вернется к значениям середины 1990-х годов. Этот вариант является более предпочтительным, но он потребует еще больших вливаний в капитал банковской системы. В частности, США потребуется около 500 млрд долл., Еврозоне — 725 млрд долл., Великобритании — 250 млрд долл., другим развитым странам Европы — 225 млрд долл.

По оценкам Международного валютного фонда (апрель 2009 г.), общий размер списанных со счетов сумм по финансовым требованиям во время этого кризиса составит 4,1 трлн долл. для Америки, Японии, Еврозоны и Великобритании, из которых на США приходится 2,7 трлн долл. На долю кредитных организаций придется порядка 60 % списаний, остальные убытки поделят между собой страховщики, пенсионные фонды и другие небанковские финансовые организации. К февралю этого года во всем мире было списано только 1,12 трлн долл., то есть только четверть необходимых списаний. Согласно данным ЕЦБ, объем списаний «плохих» долгов за период с 2007 по 2010 гг. по коммерческим банкам 16 государств Еврозоны может достичь 650 млрд долл. На сегодняшний день списания составили 365 млрд долл.

Меры политики, принятые в ответ на кризис и снижение экономической активности, тяжелым бременем ложатся на государственные финансы. В среднем объем расходов по экстренному финансированию правительством в странах «большой двадцатки» составил 6,3 % от ВВП 2008 г., в диапазоне от 1,1 % в Швейцарии, до 20,2 % в Великобритании (табл. 2). В течение следующего года государственный долг в большинстве развитых стран продолжит расти относительно ВВП. Отношение долга к ВВП, по оценкам МВФ, повысится в среднем на 9,4 процентного пункта, что станет его наибольшим скачком с начала 1980-х годов.

Согласно официальному прогнозу, в этом финансовом году дефицит федерального бюджета США составит 1,86 трлн долл., причем эта цифра может быть еще пересмотрена в сторону увеличения. Это порядка 12,5 % ВВП, что в четыре раза

источник: МВФ, Update on Fiscal Stimulus and Financial Sector Measures (апрель 2009 г.).

/1/ Исключая страхование депозитов, обеспечиваемое агентствами страхования вкладов.

/2/ Включая компоненты (А), (В) и (С), которые не требуют немедленных расходов правительства.

/3/ Поддержка стратегически важных компаний страны отражена в (В), в том числе 14 млрд евро, предоставленных государственным банком и не требующих финансирования от казначейства. /4/ Часть вливания капитала будет обеспечена Стабилизационным фондом.

/5/ Стоимость национализации Northern Rock и Bradford & Bingley отражена в (В) и не потребовала немедленного финансирования. /6/ Веса ВВП по ППС.

Таблица 2

Общая поддержка финансового сектора и потребности в текущем финансировании в странах Европы (на 15 апреля 2009 г.; % к ВВП 2008 г.)

Страна Вливание капитала Покупка активов и кредитование Казначейством Поддержка Центральным банком при содействии Казначейства Гарантии /1/ Текущее финансирование правительством /2/

А В С D Е

Австрия 5,3 0,0 0,0 30,0 5,3

Бельгия 4,7 0,0 0,0 26,2 4,7

Великобритания 3,9 13,8 12,9 51,2 20,2 /5/

Германия 3,8 0,4 0,0 18,0 3,7

Греция 2,1 3,3 0,0 6,2 5,4

Ирландия 5,3 0,0 0,0 257,0 5,3

Испания 0,0 4,6 0,0 18,3 4,6

Италия 1,3 0,0 0,0 0,0 1,3

Нидерланды 3,4 2,8 0,0 33,7 6,2

Норвегия 2,0 15,8 0,0 0,0 15,8

Португалия 2,4 0,0 0,0 12,0 2,4

Франция 1,2 1,3 0,0 16,4 1,5 /3/

Швейцария 1,1 0,0 0,0 0,0 1,1

Швеция 2,1 5,3 0,0 47,3 5,8 /4/

Среднее /6/ 2,5 3,7 2,1 25 6,3

больше дефицита прошлого года. Как известно, в США были предприняты беспрецедентные меры, включая массированную бюджетную поддержку и целый ряд механизмов поддержки ликвидности, с целью предотвращения коллапса в финансовой системе.

Дефицит бюджета в Великобритании в 2009 г. также может достигнуть 12,5 %. Государственный долг британского правительства в ближайшие пять лет составит 1,4 трлн фунтов. В целях уменьшения бремени государственных расходов правительство, ранее вынужденное прибегнуть к частичной национализации трех английских кредитных организаций, планирует в течение этого года приступить к продаже своих долей в Lloyds Banking Group (создан в октябре 2008 г. в результате слияния Lloyds TSB и HBOS, 43,4 % государственных акций) и Royal Bank of Scotland (70 % государственных акций).

В германии, по предварительным оценкам, в 2009 г. бюджетный дефицит может достигнуть 3,9 % ВВП, что приведет к нарушению одного из ключевых критериев Маастрихтского соглашения.

Проблема токсичных активов и варианты ее решения

Шаги, предпринятые государственными органами США и других стран, в частности выделение огромных средств социально значимым банкам, позволили избежать развала финансово-банковской сферы. В то же время принятых мер явно недостаточно для нейтрализации того потенциала нестабильности, который был накоплен финансовыми институтами в течение последних лет.

Одним из основных условий восстановления экономики является стабилизация банковских систем и возобновление кредитования. Однако в большинстве стран нерешенной остается проблема токсичных активов, образовавшихся на балансах финансовых институтов. Без решения этой проблемы восстановление кредитования откладывается на неопределенный срок. «Было бы желательно действовать быстро, чтобы вывести проблемные активы с банковских балансов, чтобы банки смогли вновь сосредоточиться на будущих перспективах, а не на прошлых ошибках», — заметил президент ФРБ Бостона Эрик Розенгрен.

Банковские портфели состоят из неопределенной части «плохих» долгов, причем угрожающим фактором для стабильности финансовой системы является не столько размер токсичных активов, сколько то, что эта величина точно неизвестна. Это объем будущих списаний неясного масштаба. Банки опасаются наращивать объемы ссудной задолженности, поскольку остается непонятной ситуация с уже имеющимися кредитными портфелями.

К настоящему моменту в разных странах мира разработано несколько планов по созданию банка «плохих» активов, к которым относятся активы, по которым заемщиками систематически не выполняются обязательства в отношении обслуживания и погашения долга, а также обеспеченные активами ценные бумаги, оценка и продажа которых затруднены из-за сокращения спроса на них на вторичном рынке.

В решении этого вопроса наибольшую настойчивость проявили США. Идея создать банк «плохих» активов возникла у американского правительства еще осенью 2008 г. Тогда в рамках Плана Полсона, утвержденного в октябре, предполагалось направить бюджетные ресурсы на выкуп у банков токсичных ипотечных активов. Однако вскоре регулирующие органы отказались от этого замысла из-за сложностей, связанных, в первую очередь, с определением справедливой стоимости этих активов.

В дальнейшем в Плане финансовой стабильности (Financial Stability Plan) Тимоти Гайтнера, представленного 10 февраля 2009 г., вновь была предпринята попытка разработать механизм по очистке балансов американских банков от токсичных активов (Public-Private Investment Program). Предполагалось создать частно-государственный инвестиционный фонд, который занялся бы выкупом неликвидных активов. Планировалось, что этот фонд привлечет частный капитал, размер которого вместе с государственными средствами составил бы 500 млрд долл. (с возможностью дальнейшего увеличения до 1 трлн долл.). Стоимость программы для государства оценивалась в 75—100 млрд долл. Учредителями частно-государственного инвестиционного фонда должны были выступить ФРС и Федеральная корпорация по страхованию вкладов (ФКСВ) с одной стороны и частный капитал — с другой. Участие в фонде частных инвесторов должно было бы обеспечить формирование рыночных цен на неликвидные активы. Правительство обещало этим инвесторам гарантии сохранности скупаемых неликвидных активов. Кроме того, фонд должен был предоставить кредиты на льгот-

ных условиях тем инвесторам, которые решились бы приобрести токсичные активы. Основная идея заключалась в том, чтобы с помощью участия частных инвесторов, доля собственных средств которых в выкупаемых активах не превышала бы и 10 %, получить как можно более справедливую оценку проблемных активов.

В июне реализация этого плана была приостановлена, но в начале июля вышло сообщение Федеральной корпорации по страхованию вкладов, Минфина США и ФРС США, согласно которому программа по избавлению банков от «плохих» активов будет реализована, но в несколько скорректированном виде. Вместо одного частно-государственного инвестиционного фонда будет действовать несколько инвестиционных компаний, которые начнут реализацию программы, создав управляющие фонды на принципах государственно-частного партнерства. Минфином США отобрано девять компаний, которые будут выкупать сформированные банками пулы проблемных активов, а затем привлекать инвесторов, готовых вкладывать средства в токсичные активы. При отборе участников регулятор оценивал способность отобранной компании привлечь 500 млн долл. в ближайшие 12 недель. Начальный вклад самого Минфина составит 30 млрд долл. Риски потерь частных инвесторов ограничены только тем капиталом, который они вкладывают в создание компании, которая займется выкупом неликвидных активов.

В Германии весной — в начале лета 2009 г. проводилась активная работа по доработке плана по выкупу токсичных активов банков. На балансах немецких банков, по данным Минфина, скопилось примерно 200 млрд евро «плохих» активов. В результате долгих дебатов была принята схема, согласно которой банки смогут передать токсичные активы на балансы нескольких специально созданных SPV-компаний, то есть небольших банков «плохих» активов. В обмен на токсичные активы банки получат облигации в размере до 90 % от номинальной стоимости переданных активов, которые будут гарантированы фондом по стабилизации финансового рынка. Расходы по реализации схемы выкупа токсичных активов будут нести сами финансовые институты, избавляющиеся на время (до 20 лет) от своих проблемных активов. Ежегодно в обмен на гарантии банки с прибыли должны будут перечислять в Фонд определенную комиссию. Эта комиссия будет зависеть от разницы в стоимости активов на момент их передачи в банк «плохих» активов (стоимость, которая значилась в балансах

на 30 июня 2008 г.) и текущей стоимостью. План предполагает сохранение у банков ответственности за риски.

Для решения проблем земельных банков, возможно, будут созданы особые учреждения, либо подведомственные самим землям, либо существующие при SoFFin, куда банки смогут передать свои токсичные активы или часть своего бизнеса.

В Великобритании правительство разработало программу защиты активов (ring-fencing strategy), согласно которой два крупнейших финансовых института, Lloyds TSB и Royal Bank of Scotland, получили возможность застраховать часть своих активов от дальнейших потерь. Минфин Великобритании гарантирует этим финансовым институтам, что после того, как они возьмут на себя часть убытков, убытки сверх этого уровня возьмет на себя государство. Капитал банка будет пополняться за счет средств государства в обмен на акции.

Ожидается, что эта мера поможет банкам возобновить кредитование предприятий и домашних хозяйств. За возможность очистки балансов банки должны будут выплатить комиссию, конкретные условия которой еще обговариваются, а также взять на себя обязательство увеличить кредитование реального сектора экономики. Кроме того, банки будут обязаны повысить стандарты отчетности и раскрытия информации, а также проводить более сдержанную политику по выплате компенсаций и бонусов. Срок действия программы рассчитан на период до пяти лет. Объем токсичных активов, которые собирается застраховать правительство, оценивается в 38 % ВВП страны.

В Ирландии в апреле 2009 г. правительство объявило о планах выкупить ипотечные кредиты у крупнейших банков страны. Кредиты, объем которых составляет порядка 50 % ВВП страны, будут переданы в управление специально созданного агентства National Asset Management Agency (NAMA), взамен банкам будут предоставлены гособлигации. Предполагается, что агентство выкупит порядка 80—90 млрд евро активов за счет государственных средств. Активы будут приобретены с дисконтом, в зависимости от их уровня риска. Цена выкупа будет определена правительством.

Таким образом, к настоящему моменту сформировалось два подхода к разрешению проблемы, связанной с накоплением на балансах финансовых институтов больших объемов токсичных активов. Согласно британскому подходу (отчасти используемому и в США), потери по токсичным активам гарантируются правительством. Преимущество

этого плана заключается в том, что он не требует немедленных государственных затрат, при этом повышается уверенность на рынке, поскольку банки застрахованы от дальнейшего ухудшения качества активов и необходимости дополнительных вливаний капитала. Недостаток состоит в том, что потенциальные затраты оказывают давление на государственный бюджет и расходы правительства.

В Германии, Ирландии, Корее, Швейцарии и США реализуется подход, согласно которому «плохие» активы выкупаются у банков и передаются в специальные управляющие компании, которые в дальнейшем работают с этими активами. В большинстве случаев основной вопрос заключается в цене приобретаемых активов и влиянии на капитал банка операций, связанных со списаниями токсичных активов с баланса. Если активы списываются по балансовой стоимости, все издержки переходят к управляющей компании и правительству. В этом случае за устойчивость банков и сохранение их капиталов платят налогоплательщики в лице правительства. Реализация этого плана также предполагает гораздо меньшую необходимость во вливаниях капитала в будущем.

Банки «плохих» активов

Понятие банк «плохих» активов подразумевает создание специального финансового института, который выкупает токсичные активы других банков с целью предотвращения их банкротства. впервые идея банка «плохих» активов была реализована в 1988г. в США, когда у Mellon Bank возникли серьезные проблемы с кредитным портфелем и необходимо было срочно привлечь 500млн долл. Руководство банка приняло решение выйти на рынок «мусорных» облигаций, профинансировав создание бридж-банка Grant Street National Bank (GSNB).

План заключался в следующем: перевести проблемные активы на сумму около 1 млрд долл. (это по балансовой стоимости, рыночная же была вполовину меньше) в свою новую дочернюю организацию, используя поступления от размещения двух выпусков акций. доход от продажи акций — 525млн долл. — покрыл потери по ссудам и другим проблемным активам и обеспечил Mellon новым капиталом.

Новая дочерняя организация перешла к акционерам Mellon. в качестве компенсационного стимула для директоров GSNB был выпущен новый класс акций. GSNB также заключил соглашение с другой дочерней компанией Mellon Bank — Collection Services, которая взяла на себя ответственность за урегулирование ее безнадежных ссуд на условиях покрытия издержек плюс 3 % от объема возвращенной задол-

ФинАнСОВАЯ АнАЛитиКА

проблемы и решения

женности. GSNB решил поставленные перед ним задачи даже раньше установленного срока, быстро ликвидировав долги.

другим примером успешной реализации идеи выкупа токсичных активов является Швеция. в 1992г. правительство Швеции создало государственную управляющую компанию Securum, которая приняла на свой баланс проблемные кредиты на сумму более 67 млрд шведских крон (около 12 млрд долл. по тогдашнему курсу) у Nordbanken (теперь Nordea), купив их с дисконтом. Nordbanken смог провести реструктуризацию и к 1995 году стал одним из наиболее прибыльных банков Швеции. Securum к 1994г. рефинансировал большинство «плохих активов» и в 1997г. был ликвидирован.

в 1997г. в Южной Корее Компания по управлению «плохими» активами скупала «плохие» долги по стоимости существенно ниже балансовой, в результате чего образовался частный рынок «плохих» долгов. дефицит банковского капитала государство восполнило за счет рекапитализации.

в 2008г. к созданию банка «плохих» активов прибегла Швейцария с целью спасения одного из крупнейших своих банков — банка UBS, который столкнулся с одними из самых крупных среди европейских банков списаний из-за кризиса.

План спасения швейцарского банка UBSсостоял из двух частей: передача «плохих» активов в специально созданный фонд и рекапитализация банка за

счет дополнительной эмиссии акций в форме конвертируемых нот.

Согласно плану, банк UBS должен был передать 60млрд долл. токсичных активов в фонд (StabFund), созданный при поддержке Швейцарского национального банка (эти активы представляли собой в основном американские и европейские обесценившиеся ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами). Совокупный объем активов банка на тот момент оценивался в 2 трлн долл. Стабилизационный фонд выступал в роли банка «плохих» активов. Банк UBS обеспечивал 10 % стоимости капитала фонда, то есть вкладывал 6 млрд долл. (рис. 6). Эти средства были предназначены для покрытия 10 % убытков фонда. Швейцарский национальный банк обеспечивал Фонд оставшимися 54млрд долл. кредитных средств (по ставке ЛиБОР плюс 250 базисных пунктов).

Правительство выкупило дополнительную эмиссию акций банка UBS на 6млрд долл., выпушенных в форме конвертируемых нот с доходностью 12,5 %. UBS в конечном итоге передал в фонд только 39млрд долл. токсичных активов и обеспечил его только 4 млрд долл. капитала.

Если же активы будут списываться по рыночным ценам, то это приведет к значительному уменьшению капитальной базы банков, что в дальнейшем может потребовать значительных вливаний государственных средств для увеличения капитала банков до прежнего уровня. Например,

Л - активы; К - капитал; ЗК - заемный капмтал

Рис. 6. Реструктуризация UBS (объявленный план)

Ирландия уже объявила, что в случае, если банкам потребуется дополнительный капитал, правительство готово приобрести контрольные пакеты акций двух основных банков страны. При этом активы банков планируется приобрести с дисконтом в соответствии с рискованностью этих активов. В Швейцарии активы банка UBS были приобретены по цене, соответствующей их стоимости уровня сентября 2008 г. В Германии предполагается передать активы с 10 % дисконтом от балансовой стоимости с перспективой участия акционеров банков в будущих потерях на протяжении 20 лет.

В целом же проведенный анализ зарубежной практики антикризисного регулирования в банковской сфере показал, что приоритеты политики, заключающейся в предоставлении ликвидности, покупке активов, рекапитализации и предоставлении гарантий, уже заложены. Главной задачей правительств и центральных банков на ближайшее время становится последовательное проведение в жизнь запланированных мероприятий. Наряду с этим уже сейчас все более актуальное значение приобретают проблемы восстановления конкурентной среды и уменьшения избыточного присутствия государства в финансовом секторе.

Государственная поддержка банковской системы в Российской Федерации

Действия Правительства и Банка России во второй половине прошлого и начале 2009 г., направленные на стабилизацию ситуации в банковском секторе, позволили избежать коллапса банковского сектора, паники вкладчиков и обеспечить бесперебойное функционирование национальной платежной системы.

Как и в других странах, первоочередные меры Банка России в тот период были направлены на предотвращение острого дефицита ликвидности и связанной с этим угрозы системного кризиса банковского сектора. Были приняты решения по снижению нормативов обязательных резервов, предоставлению кредитов без обеспечения, значительному расширению списка инструментов рефинансирования и доступа к ним с одновременным увеличением объемов, снижением ставок и удлинением сроков кредитования. К мерам господдержки относится и повышение суммы гарантированного страхового возмещения с 400 до 700 тыс. руб. по вкладам населения, что придало дополнительную устойчивость ресурсной базе кредитных организаций. Кроме того, Министерством финансов

был увеличен объем средств, предоставляемых на депозитных аукционах, а также принято решение о размещении временно свободных средств госкорпораций на депозитах в коммерческих банках и на фондовом рынке.

В числе мер, направленных на повышение ликвидности, также был осуществлен запуск в октябре 2008 г. компенсационного механизма Банка России по межбанковским кредитам. Несмотря на небольшое число участников (на 15 июля 2009 г. — 18 банков), эта мера способствовала оживлению рынка МБК, практически не функционировавшего с августа прошлого года. На 1 июля 2009 г. под действие заключенных с Банком России соглашений подпадали операции банков с 371 заемщиком, в том числе с 59 региональными кредитными организациями. По данным Банка России, за период действия компенсационного механизма, с 14.10.2008 по 01.07.2009 банками было проведено 8 274 компенсируемых сделки на общую сумму свыше 1,72 трлн руб. В июне 2009 г. межбанковские кредиты получали 129 кредитных организаций, при этом среднедневной объем задолженности за июнь составил около 35 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительное влияние на стабилизацию ситуации в банковском секторе оказало решение о возложении на Агентство по страхованию вкладов (АСВ) полномочий, связанных с предупреждением банкротств кредитных организаций. Механизм реструктуризации проблемных банков достаточно прозрачен, процедура санации имеет четкий регламент, а многовариантность схем и значительный объем средств, выделенных на финансирование этих процедур, позволили сохранить большинство кредитных организаций, взятых Агентством на санацию. Кроме того, 19 июля 2009 г. был принят Федеральный закон № 193-Ф3, предоставляющий право АСВ брать на санацию банки, оздоровление которых проводилось с 15 сентября 2008 г. без его участия. В настоящее время АСВ осуществляет санацию 18 банков (табл. 3).

Особое внимание в рамках мер по преодолению финансового кризиса было уделено решению вопросов, связанных с укреплением капитальной базы кредитных организаций. Правительством и Банком России был запущен механизм государственного участия в капитале банков через предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанка (на паритетной основе с собственниками и/или третьими лицами). В настоящее время получателями таких займов являются исключительно госбанки и кредитные организации федерального

Таблица 3

Схемы санации проблемных кредитных организаций с участием Агентства по страхованию вкладов

Схема санации Банк Инвестор или приобретатель активов и обязательств

Привлечение и финансирование инвестора Банк 24. ру Пробизнесбанк

Газэнергобанк Пробизнесбанк

Русский Банк Развития ФК «Открытие»

Башинвестбанк БИНБАНК

ГБ Нижний Новгород Промсвязьбанк

Потенциал «Солидарность» (г. Самара)

Привлечение и финансирование инвестора, присоединение к инвестору СБ Губернский Группа Синара, СКБ-Банк

«Северная казна» Альфа-Банк

Банк ВЕФК-Сибирь Номос-банк, ЗАО «Газфинанс» (Группа «Газпром») ОАО «Российские железные дороги» ООО «ТрансФинКапитал»

Привлечение инвестора, предоставление АСВ финансовой помощи банку «Союз»

Привлечение инвестора, предоставление АСВ финансовой помощи банку, приобретение активов банка АСВ Банк КИТ Финанс

Привлечение инвестора, приобретение активов банка АСВ Нижегородпромстройбанк Саровбизнесбанк

Введение временной администрации, вхождение в капитал (привлечение инвесторов) «РОССИИСКИИ КАПИТАЛ» АСВ (100 %)

Введение временной администрации, вхождение в капитал (привлечение инвесторов), предоставление АСВ субординированного кредита банку ГБ «Тарханы» АСВ (100 %)

Банк ВЕФК АСВ (50 %) ФК «Открытие» (25 %) Номос-банк (25 %)

Введение временной администрации, передача активов и обязательств, отзыв лицензии «Электроника» Национальный Резервный Банк

«Московский Капитал» Номос-банк

Московский Залоговый Банк Банк Москвы

Справочно: отказ от участия в предупреждении банкротства «Сочи», Сибконтакт, Курганпромбанк, Тюменьэнергобанк, Агрохимбанк

уровня. Также для ускорения проведения процедур консолидации банковского капитала Банк России ввел упрощенный порядок проведения кредитными организациями процедур слияния и присоединения.

Помимо решения проблем с ликвидностью и капитализацией банковской системы Банк России принял ряд решений, направленных на смягчение надзорных требований. В частности, временному, на срок до 31 декабря 2009 г., изменению подвергся порядок формирования резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности (в части оценки уровня кредитного риска по качеству обслуживания долга заемщиком). Кроме того, кредитным организациям в срок до 31 декабря 2008 г. была предоставлена возможность изменить порядок учета ценных бумаг в собственных портфелях. Этими решениями Банк России обозначил тенденцию к смягчению надзорных требований в условиях финансового кризиса и показал свою готовность к максимально гибкому реагированию на негативные сигналы, исходящие из банковской системы страны.

В первом полугодии 2009 г. российская банковская система продолжала находиться под влиянием продолжающегося мирового экономического кризиса и испытывать существенную потребность в финансировании со стороны Банка России. В то же время позиция регулятора по вопросу обеспечения банковского сектора ликвидностью исходила из тезиса, что предпринятых мер по поддержке кредитных организаций достаточно и введение дополнительных инструментов не требуется — в марте Банк России объявил о переходе к более сдержанной политике рефинансирования банковского сектора.

В результате в рамках мер, направленных на противодействие оттоку капитала из страны и сдерживание инфляционных тенденций, Банк России постепенно сокращал объемы рефинансирования, а также неоднократно осуществлял повышение процентных ставок по инструментам предоставления ликвидности при сохранении ставки рефинансирования на уровне 13 %. В апреле — июле 2009 г. Банк России, напротив, четыре раза снижал ставку рефинансирования (до 11 %) и процентные ставки

Рис. 7. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций, млрд руб.

по своим основным операциям, что стало возможным в результате изменения девальвационных и инфляционных ожиданий бизнеса и населения.

В мае 2009 г. на годовом собрании участников Ассоциации региональных банков представителями Банка России были озвучены планы по расширению списка инструментов поддержки ликвидности банковского сектора за счет кредитования под залог золота, портфелей ипотечных ссуд и кредитов малому бизнесу, предоставленных банками — агентами Российского банка развития в рамках его целевой программы по финансированию малого и среднего бизнеса. По оценке Банка России, спрос на рефинансирование под золото будет невысокий (не более 10 млрд руб.), а объемы кредитования под залог кредитов малому бизнесу и ипотечных ссуд могут достигнуть порядка 100 млрд руб. по каждому из инструментов.

В настоящее время не до конца проработанным остается порядок проведения рефинансирования под права требований по портфелям ипотечных кредитов. Предложенная схема (портфели ссуд депонируются в депозитариях уполномоченных банков, АИЖК предоставляет свои гарантии, и соответствующие его стандартам ипотечные кредиты рефинансируются Банком России) широко обсуждается банковским сообществом, но единая позиция по этому вопросу пока не выработана. Кроме того, под вопросом находится сама концепция параллельного сосуществования двух механизмов рефинансирования ипотечных кредитов — через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и Банк России.

Кроме предложения новых, Банк России во II квартале 2009 г. внес ряд изменений в действующие инструменты рефинансирования. В июне были проведены первые аукционы прямого РЕПО на срок шесть и 12 месяцев, а также аукцион по предоставлению кредитов без обеспечения на срок один год. Одновременно изменился порядок проведения этих аукционов (в основном в части удовлетворения конкурсных заявок). Удлинение сроков по инструментам рефинансирования свидетельствует о готовности Банка России не только обеспечивать требуемый уровень ликвидности в банковском секторе, но и по сути взять на себя обязательства по фондированию кредитных организаций в преддверии ожидаемой второй волны кризиса.

В рамках положения Банка России № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» с целью поддержки процессов консолидации российского банковского сектора регулятором было принято решение о возможности временного увеличения лимитов кредитования банкам, которые находятся в процессе реорганизации в форме слияния или присоединения и к которым предъявлены требования по досрочному исполнению обязательств согласно установленному законодательством порядку.

Следует также отметить, что в рамках мер, направленных на повышение устойчивости финансовой системы, в апреле 2009 г. были возобновлены депозитные аукционы Минфина. По состоянию на 1 июля 2009 г. объем задолженности кредитных организаций составлял 300 млрд руб., средства предоставлялись на 91 день.

Основными задачами Правительства и Банка России на ближайшую перспективу будут решение проблемы «плохих» долгов и возобновление роста кредитования. В связи с этим значительное внимание со стороны государства уделяется вопросам повышения капитализации банковской системы.

В июне Банк России выпустил указание № 2241-У, которым вносились дополнения в методику определения собственных средств кредитных организаций. Этим нормативным актом был расширен список источников формирования капитала 1-го уровня (основного капитала) за счет субординированных займов с дополнительными условиями. К особенностям субординированных займов с дополнительными условиями по сравнению с обычными субординированными инструментами, включаемыми в расчет источников капитала 2-го уровня (дополнительного капитала), относятся: долгосрочность (срок погашения не менее 30 лет), некумулятивность (невыплаченный купонный (процентный) доход не возмещается и не накапливается), возможность участия в покрытии убытков кредитной организации. Общий объем включаемых в капитал субординированных займов с дополнительными условиями ограничивается 15 % от величины основного капитала. Кроме того, Банк России не будет препятствовать конвертации ранее включенных в дополнительный капитал кредитной организации субординированных кредитов в субординированные займы с дополнительными условиями.

18 июля 2009 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», в котором определен порядок докапитализации кредитных организаций путем обмена привилегированных акций банка на облигации федерального займа (ОФЗ). Согласно закону минимальная сумма капитализации составит 25 млн руб., а максимальная будет ограничена долей привилегированных акций в капитале первого уровня (100 %), рассчитанного по состоянию на 1 июля 2009 г. При этом снимаются ограничения на долю привилегированных акций в общем объеме уставного капитала банка. Кредитные организации, желающие использовать данный инструмент повышения капитализации, должны соответствовать требованиям по размеру активов и наличию кредитного рейтинга, выполнять норматив достаточности капитала, а также соответствовать иным требованиям, установленным Правительством РФ.

Законом предусматривается обязанность банка выплачивать государству дивиденды. Размер дивидендов устанавливается в размере ставки купонного дохода по полученным ОФЗ, увеличенной на три процентных пункта.

Банки, воспользовавшиеся этой схемой увеличения капитала, будут обязаны включить в состав Совета директоров представителя Минфина, который получит право вето по существенным вопросам, в частности таким, как размещение допэмиссии, выплата дивидендов или реорганизация/ликвидация банка. Кроме того, в этих банках, как и в получивших господдержку, будут работать спецпредставители Банка России.

Схемой предусмотрено, что до 31 декабря 2013 г. у собственников банка будет опцион на право провести обратный выкуп привилегированных акций, находящихся у Минфина. До 31 декабря 2015 г. возможность выкупить акции получает уже сама кредитная организация. Передача акционерами указанного права иным лицам, кроме банка, не допускается. Если до этого срока акционеры или банк не выкупят привилегированные акции обратно, то Минфин с 1 января 2016 г. вправе осуществить реализацию привилегированных акций третьим лицам. После истечения десятилетнего срока с даты размещения привилегированных акций их владелец вправе требовать у банка конвертации их в обыкновенные акции.

Министерство финансов планировало выделить на докапитализацию банков через механизм ОФЗ около 250 млрд руб. в 2009 г. и 210 млрд руб. в следующем. Предусмотрено, что правительственная программа по повышению капитализации будет действовать до 31 декабря 2010 г. Спрос на этот инструмент оценивается Банком России в сотни миллиардов рублей.

В начале мая 2009 г. наблюдательным советом Внешэкономбанка (ВЭБ) было принято решение дополнить порядок предоставления субординированных кредитов в рамках Федерального закона № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» требованием к минимальной сумме собственных средств кредитной организации (не менее 3,5 млрд руб.). По мнению Ассоциации региональных банков, это решение необоснованно ущемляет интересы банков, капитал которых менее 3,5 млрд руб. и которые до принятия этого решения соответствовали требованиям закона, а также вытесняет большое число региональных кредитных организаций из круга банков, имеющих право на

фИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

государственную поддержку, так как соответствовать новым требованиям смогут преимущественно банки с государственным участием и кредитные организации, головные офисы которых расположены в Москве.

В июле 2009 г. в Федеральный закон № 1 73-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся условий предоставления банкам повторно выдаваемых субординированных кредитов. Ставка, под которую коммерческие банки смогут получить такие кредиты в ВЭБе, увеличивается с 8 до 9,5 % годовых. Кроме того, изменяется пропорция участия государства и акционеров (третьих лиц) в докапитализации банка с 1:1 на 3:1. Законом предусматривается возможность для ВЭБа предоставлять банкам субординированные кредиты, выкупая их облигации или еврооблигации. Общая сумма субординированных кредитов, предоставляемых ВЭБом повторно, не должна превышать 50 % от величины собственных средств банка на момент подачи заявки. С учетом ранее привлеченных по схеме 1:1 средств, банки смогут получить от ВЭБа порядка 65 % капитала (табл. 4).

В рамках мер, направленных на стабилизацию ситуации в банковском секторе в условиях финан-

Таблица 4

Субординированные кредиты, предоставленные Внешэкономбанком в рамках Федерального закона от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»

сового кризиса, Банк России принял ряд решений, которые были направлены на либерализацию регуляторных и нормативных требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В апреле 2009 г. Банк России продлил сроки поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с ежемесячным их увеличением на 0,5 процентного пункта с 01.05.2009 по 01.08.2009 (ранее планировалось увеличить отчисления в ФОР с 1 мая до 1,5 % и с 1 июня до 2,5 %). Таким образом, Банк России сгладил нагрузку, ложащуюся на кредитные организации в связи с необходимостью провести отчисления в обязательные резервы, и одновременно подтвердил свое прежнее решение о необходимости возврата к реалистичным показателям нормативов резервирования. Также регулятором с 1 июля 2009 г. на срок до 1 марта 2010 г. для банков всех классификационных групп было продлено право на усреднение обязательных резервов.

В конце марта 2009 г. Банк России внес корректировки в расчет нормативов Н1 (был установлен коэффициент риска по кредитным требованиям к стратегически важным ОАО, соответствующим критериям естественных монополий) и Н6 (участие госкорпораций в уставном капитале юридических лиц более не рассматривается в качестве основания для объединения их в группу связанных заемщиков).

Наиболее значимые для кредитных организаций решения регулятора связаны с временным (до 31 декабря 2010 г.) исключением показателей доходности из оценки их экономического положения. Это решение будет способствовать снижению регуляторных рисков кредитных организаций, так как в результате финансового кризиса произошло существенное падение доходности банковской системы из-за сокращения объемов активных операций и роста отчислений в резервы по проблемным ссудам. Кроме того, это решение позволит кредитным организациям сохранить доступ к инструментам рефинансирования.

В то же время регуляторный риск для банков, привлекающих вклады физических лиц, сохраняется, так как продолжает действовать требование по выполнению показателя доходности как критерия участия в системе страхования вкладов. В июле 2009 г. Банк России пошел на частичное ослабление требования: финансовый результат теперь определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения, налогов и сборов, относимых на расходы, и величины отрицательной переоценки ценных бумаг, текущая стоимость которых определена

№ п/п Банк Сумма кредита (млн руб.)

1 ОАО «Банк ВТБ» 200 000

2 ОАО «Россельхозбанк» 25 000

3 ОАО «Ханты-Мансийский Банк» 1 995

4 ОАО «Номос-Банк» 4 900

5 ОАО «Альфа-Банк» 10 201

6 ОАО «Газпромбанк» 15 000

7 ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 479

8 ОАО АКБ «РОСЕВРОБАНК» 980

9 ОАО «ТрансКредитБанк» 2 930

10 ОАО «Банк Санкт-Петербург» 1 466

11 АКБ «Транскапиталбанк» 730

12 ОАО «Первобанк» 725

13 ОАО «СКБ-банк» 810

14 ОАО «Промсвязьбанк» 4 000

15 ОАО Банк ЗЕНИТ 2 140

16 ЗАО «Банк Русский Стандарт» 4 959

Итого 276 315

источник: Внешэкономбанк.

самим банком при отсутствии средневзвешенной биржевой цены. В случае, если эта переоценка положительная, финансовый результат должен быть уменьшен на величину переоценки.

Однако для многих банков этого послабления окажется недостаточно, так как основные расходы банки несут, формируя резервы по ссудам. Поэтому в нынешних условиях больший эффект имело бы введение моратория на выполнение показателя доходности, что будет способствовать снижению регуляторных рисков и сохранению возможности для большого числа банков осуществлять фондирование своих операций и поддерживать ликвидность за счет средств населения. Более того, экспертами обсуждаются и другие возможности либерализации требований к банкам-участникам системы страхования вкладов (ССВ). В частности, ведется дискуссия о возможности распространения моратория на другие показатели соответствия банков требованиям ССВ или использования для оценки финансовой устойчивости указания Банка России № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» вместо указания № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».

Рост просроченной задолженности в активах коммерческих банков продолжает оказывать существенное давление на банковские нормативы, особенно на норматив достаточности собственных средств (Н1). В июне 2009 г. Банк России внес изменения в инструкцию № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Основные поправки связаны с корректировкой коэффициентов риска по ряду банковских активов. В частности, снижению подверглись коэффициенты по ипотечным ссудам (с 1,0 до 0,7) и требованиям к кредитным организациям, входящим в ту же банковскую группу, что и банк-кредитор (с 1,3 до 1). В целом принятые поправки позволят повысить норматив достаточ-

ности капитала по банковской системе примерно на 0,5—1 %. Указанием № 2254-У установлен порядок включения в расчет обязательных нормативов операций прямого РЕПО с бумагами, полученными в рамках операций обратного РЕПО, а для целей расчета нормативов Н2 и НЗ к категории высоколиквидных и ликвидных активов отнесены требования по получению начисленных процентов по активам соответствующей категории качества.

Следует отметить, что на особую поддержку регулятора в нынешних условиях могут рассчитывать банки, осуществляющие кредитование населения на приобретение жилья. Помимо планов о возможности рефинансирования под залог портфелей ипотечных ссуд и снижения коэффициентов риска по ипотечным кредитам Банком России готовятся поправки в Положение № 254-П «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам». Согласно им банки, выдающие кредиты по стандартам АИЖК, смогут не формировать резервы на возможные потери по таким ссудам. Предусмотрено, что вносимые поправки будут распространяться и на кредиты, выданные до вступления в силу нового порядка резервирования. Учитывая, что по стандартам АИЖК работают многие региональные кредитные организации, принятые меры позволят им продолжить реализацию ипотечных программ, а следовательно, будут способствовать выполнению приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Таким образом, большинство из принятых Банком России в 2009 г. решений были направлены на либерализацию нормативных и регуляторных требований, предъявляемых к кредитным организациям. При этом следует учитывать, что, ослабляя требования, регулятор наполняет банковскую систему новыми рисками, однако иного выбора в кризисной ситуации, по-видимому, у него не остается.

v

5 февраля 2010 года в гостинице «Марриотт Аврора» (Москва, Петровка 11/20) газета The Moscow Times при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит конференцию

«Налоговое планирование 2010: последние изменения»

Подробнее о конференции - www.themoscowtimes.com/conferences/rus/ Тел: 7 495 234 3223, E-Mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.