Научная статья на тему '2016.01.019. АНТОНЕН С., ТУЗЕ В. ЕВРОПА: БАНКОВСКИЙ СОЮЗ ВСТУПАЕТ В СИЛУ? ANTONIN C., TOUZÉ V. EUROPE BANCAIRE: L’UNION FAIT-ELLE LA FORCE? // PROBLèMES éCON. - P., 2015. - N 3110. - P. 33-38'

2016.01.019. АНТОНЕН С., ТУЗЕ В. ЕВРОПА: БАНКОВСКИЙ СОЮЗ ВСТУПАЕТ В СИЛУ? ANTONIN C., TOUZÉ V. EUROPE BANCAIRE: L’UNION FAIT-ELLE LA FORCE? // PROBLèMES éCON. - P., 2015. - N 3110. - P. 33-38 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНКОВСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.019. АНТОНЕН С., ТУЗЕ В. ЕВРОПА: БАНКОВСКИЙ СОЮЗ ВСТУПАЕТ В СИЛУ? ANTONIN C., TOUZÉ V. EUROPE BANCAIRE: L’UNION FAIT-ELLE LA FORCE? // PROBLèMES éCON. - P., 2015. - N 3110. - P. 33-38»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2016.01.019. АНТОНЕН С., ТУЗЕ В. ЕВРОПА: БАНКОВСКИЙ СОЮЗ ВСТУПАЕТ В СИЛУ?

ANTONIN C., TOUZÉ V. Europe bancaire: l'Union fait-elle la force? // Problèmes écon. - P., 2015. - N 3110. - P. 33-38.

Ключевые слова: Европейский союз; банковский сектор; Банковский союз; европейская интеграция; глобальный финансовый кризис; антикризисные меры.

С ноября 2014 г. в Евросоюзе активно реализуется проект создания Банковского союза, который является важной частью процесса европейской финансовой интеграции, отмечают сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры (L'Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE). Предпосылки банковской и финансовой интеграции в Европе были заложены еще в Римском договоре (1957), в котором помимо свободы перемещения через границы товаров предусмотрена свобода перемещения капитала, людей и услуг (ст. 67). Однако, чтобы данная статья вступила в силу, пришлось принять Единый европейский акт (1986), внесший изменения в Римский договор, и директиву о реализации положений данной статьи Римского договора (1988).

В апреле 2014 г. Европейский парламент значительным большинством голосов одобрил три ключевых закона, которые позволяют реализовать Банковский союз, - директиву о реструктуризации и реорганизации банков (BRRD), единый механизм урегулирования банкротств банков (SRM) и директиву о системе гарантий по вкладам (DGS).

В ходе глобального финансового кризиса отчетливо обозначились основные слабости европейской банковской системы, которая предстала как лоскутное полотно, состоящее из изолированных

частей с чисто национальными характеристиками. В каждой из них основная доля банковских депозитов приходится на резидентов, а классические банковские займы предоставляются также главным образом резидентам. Самыми крупными по активам являются национальные банковские системы Германии (7827 млрд евро в 2013 г.), Франции (8073 млрд) и Великобритании (9266 млрд) (с. 34). При этом национальные банковские рынки находятся под надзором национального регулятора. Такая сегментация банковских рынков усложняет достижение консенсуса на уровне ЕС по вопросу об оказании помощи банкам, испытывающим трудности.

Вместе с тем национальные банковские системы очень тесно взаимосвязаны друг с другом через кредиты, глобализацию финансовых рынков (в частности рынка межбанковских кредитов), операции купли-продажи сложных финансовых инструментов и т.д.

Эксперты ОЭСР (Schoenmaker D., Peek T., 2014) предложили интересную, по мнению авторов, классификацию 30 ведущих европейских банков по четырем категориям:

- глобальные банки отличаются высокой долей активов, приходящихся на операции на зарубежных рынках, в частности европейских (22% активов) и других регионов (46% соответственно). В эту группу вошли шесть банков: три английских - HSBC, «Bar-clays», «Standard Chartered»; два швейцарских (вне зоны ЕС) - UBS и «Credit Suisse Group»; только один в зоне евро - «Deutsche Bank» (Германия);

- региональные банки характеризуются высокой долей активов, инвестированных в Европе (46% активов), и низкой - вне европейского региона (16%). В эту группу включены семь банков: «BNP Paribas» (Франция), «Banco Santander» (Испания), «UniCredit» (Италия), «ING Bank» (Нидерланды), «Nordea Group» (Швеция), «Danske Bank» (Дания), «Erste Group» (Австрия);

- полумеждународные банки имеют относительно слабый размах международной деятельности: 35% активов инвестируются за пределами Европы. Таких банков восемь: «Royal Bank of Scotland» (Великобритания), «Banque Populaire CdE» (Франция), «Rabobank Group» (Нидерланды), BBVA (Испания), Commerzbank (Германия), «KBC Group» (Бельгия), «DNB Group» (Норвегия), «Landesbank Baden-Württ» (Германия);

- внутренние банки инвестируют большую часть своих активов (83%) в пределах национальной территории. В этой группе насчитывается девять банков «Crédit Agricole» (Франция), «Lloyds Banking Group» (Великобритания), «Société Générale» (Франция), «Intesa Sanpaolo» (Италия), «Credit Mutuel» (Франция), «CaixaBank» (Испания), «ABN Amro Group» (Нидерланды), «Allied Irish Banks» (Ирландия), «Bayerische Landesbank» (Германия).

В целом в среднем 53% активов 30 ведущих европейских банков, включенных в описанную классификацию, приходятся на национальную экономику, 23 - на другие европейские страны и 24% - на страны за пределами европейского региона.

Финансовый кризис, зародившийся в США, очень быстро и легко распространился на банковские рынки стран Европы из-за высокой взаимозависимости их экономики. Как до, так и во время кризиса, национальные регуляторы не имели возможности правильно интегрировать международные взаимосвязи финансовых учреждений из-за наличия границ между юрисдикциями. Констатация данного факта привела к созданию в 2011 г. первой европейской регулирующей структуры - Европейского банковского управления (European Banking Authority, EBA).

В условиях кризиса европейский межбанковский рынок продемонстрировал свою непрочность, и, как только было нарушено взаимное доверие между банками, его активность резко уменьшилась. Чтобы предотвратить кризис ликвидности и сокращение кредитования, Европейский центральный банк (ЕЦБ) выступил в роли кредитора в последней инстанции, взяв на себя роль межбанковского рынка и предоставляя доступ к ликвидным средствам на выгодных условиях. Частные банки воспользовались такой возможностью для пополнения необязательных резервов, размещенных в ЕЦБ.

Кризис способствовал усилению раздробленности европейского кредитного рынка и разделению стран на две группы: страны с низкими суверенными и банковскими рисками и с чистой кредитной позицией (Германия, Финляндия, Люксембург и Нидерланды) и страны с высокими рисками и с чистой дебетовой позицией (Греция, Ирландия, Италия, Португалия и Испания). Всеобщее недоверие ко второй группе стран вызвало сокращение их финансирования банками из первой группы.

Национальные правительства использовали в своей антикризисной политике четыре инструмента (см. табл.):

- предоставление гарантий по пассивам: наивысшего значения их общая сумма достигла в 2009 г. - 835,8 млрд евро (7,08% ВВП стран ЕС), а затем она снизилась до 492,3 млрд (3,82% ВВП стран ЕС). Этот показатель был самым высоким у Ирландии в 2009 г., особенно сильно пострадавшей от кризиса, - 173,8% ВВВ;

- рекапитализация: для укрепления капитала банков государства покупали у них акции и облигации. В Великобритании на это было потрачено 82 млрд евро, в Германии - 64, в Ирландии - 63 и в Испании - 60 млрд евро;

- меры по спасению активов: государства покупали токсичные активы;

- прямая поддержка ликвидности: правительства мало использовали этот инструмент, поскольку он находился в компетенции центральных банков.

Таблица

Правительственные обязательства в пользу банков, в % от ВВП

Инструменты 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Гарантии по пассивам 3,20 7,08 6,52 4,66 3,82

Рекапитализация 1,55 0,74 0,74 0,25 0,70

Меры по спасению активов 0,08 0,67 0,44 0 0,27

Прямая поддержка ликвидности 0,18 0,59 0,51 0,48 0,33

Всего 5,00 9,10 8,20 5,40 5,10

После саммита глав государств и правительств Евросоюза в июне 2012 г. идея создания Банковского союза воплотилась в конкретный проект. Были утверждены три составляющие Банковского союза: 1) Единый механизм банковского надзора (Mécanisme de surveillance unique, MSU), подконтрольный ЕЦБ; 2) Единый механизм урегулирования банкротств банков (Mécanisme de résolution unique, MRU) и специальный новый фонд для его финансирования (Fonds de résolution unique); 3) общая система страхования частных банковских вкладов.

Единая система банковского надзора, в соответствии с нормативными документами, подразумевает различия в подходах к банковским учреждениям в зависимости от их размера и значимо-

сти для экономики. Все банковские учреждения подразделены на две группы:

- системно значимые учреждения, находящиеся под прямым контролем ЕЦБ. В эту группу включены банки, отвечающие четырем критериям: 1) суммарные активы свыше 30 млрд евро; 2) доля суммарных активов в ВВП страны выше 20%; 3) их значимость подтверждена компетентными органами; 4) они запросили или уже получили прямую финансовую помощь от Европейского фонда финансовой стабильности (Fond europeenne de stabilité financière, FESF) или от Европейского механизма стабильности (Mécanisme européen de stabilité, MES). В целом примерно 130 банковских групп, на которые приходится 85% банковских активов в зоне евро, отвечают указанным критериям;

- учреждения, имеющие меньшую значимость. Контроль над ними по-прежнему должны осуществлять национальные регуляторы, но в рамках, определенных ЕЦБ. В трудных случаях они могут быть переданы под прямой контроль ЕЦБ. В основном это банки периферийных стран (Кипра, Греции, Италии, Португалии) с недостаточной капитализацией и нуждающиеся в укреплении собственного капитала. Для оценки их состояния используется метод стресс-тестирования.

Компетенции единого механизма урегулирования банкротств банков распространяются на все банки, которые находятся под надзором ЕЦБ. Принятие решений осуществляется в рамках вновь созданного Совета (Conseil de résolution unique), который централизовано решает вопрос о том, можно ли рекапитализировать банк или надо его ликвидировать. В качестве основной выбрана модель спасения банков за счет внутренних средств (bail-in), т.е. за счет акционеров и кредиторов банка, а не внешних (bail-out), т.е. за счет государства, как это было в период глобального кризиса 2008-2009 гг. и в последующие годы. Процедура предусматривает, что в первую очередь будут использоваться средства акционеров, затем кредиторов по облигациям и, наконец, держателей крупных вкладов на сумму свыше 100 тыс. евро. Участие государства ограничено и должно составлять не более 8% убытков банка.

Финансирование единого фонда урегулирования банкротств в 2016-2023 гг. должно осуществляться за счет взносов банков, находящихся под надзором единого механизма урегулирования бан-

кротств, в течение 8 лет. Сумма фонда должна составить 55 млрд евро.

Единая система страхования банковских вкладов предусматривает гарантии для частных депозитов на сумму до 100 тыс. евро, создание фонда гарантий по вкладам, а также переходный период в 10 лет для гармонизации национальных систем страхования вкладов.

Автор согласен с экспертами в том, что создание Банковского союза является важным шагом вперед на пути развития ЕС, но ряд связанных с этим моментов вызывает у него серьезные опасения. Прежде всего понятно, что в связи с существующими национальными различиями и разногласиями процесс унификации банковских систем будет длительным и тяжелым. Уже сейчас наметились основные области, в которых позиции стран сильно расходятся. Например, в вопросе о размере взносов стран в фонд урегулирования банкротств банков. Так, Банковская федерация Франции (Fédération bancaire française) выступила с критикой применяемого метода расчета, по которому французские банки должны будут профинансировать 30% общей суммы будущего фонда, а немецкие - только 20-25%.

Кроме того, существует риск, что фрагментация европейского банковского сектора усилится, и для этого имеются две причины. Во-первых, из-за вступления в силу соглашения Базель-3 банки периферийных стран, вынужденные соблюдать жесткие нормативы, сократят кредитование и будут запрашивать все больше ликвидных средств у ЕЦБ. Во-вторых, в то время как большинство стран, в том числе Франция, рассчитывали на то, что все 6 тыс. банков зоны евро будут находиться под единым надзором ЕЦБ, Германия, где много мелких региональных и кооперативных банков, настояла на том, чтобы под такой надзор попали только системно значимые банки. Таким образом, 25-35% европейских банков остаются под контролем национальных органов власти. Между тем, считают специалисты, и региональные банки могут продуцировать системные риски.

Г. В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.