жащем масштабе; юрисдикции, не обещавшие соблюдать указанные стандарты. Как показал анализ, ПИИ через первую категорию юрисдикций оказали наибольшее влияние на торговлю принимающей страны, чем инвестиции через страны двух других категорий. Обмен информацией сокращает вероятность нелегитимных операций на территории юрисдикций первой категории и делает последние более привлекательными в качестве канала проникновения на зарубежные рынки.
Существует немало примеров, когда политики, не справившиеся со сбором налогов, обвиняют во всех бедах инвестиции в ОФЦ. Они утверждают, что если взимать налоги с доходов, полученных за рубежом и репатриированных через ОФЦ, то можно существенно улучшить состояние государственных финансов. Это недальновидный и неправильный подход. В случае осуществления таких планов влияние канала ОФЦ на конкурентоспособность ТНК отдельных стран снизится. Причем этот эффект может возрасти, если соответствующее изменение политики произойдет не во всех странах. В итоге прибыльность и активность ТНК в глобальной экономике уменьшатся. Действия правительств по ограничению использования ОФЦ нанесут существенный ущерб конкурентоспособности ТНК и приведут к сокращению, а не к росту налоговых поступлений. От этого в конечном счете пострадают страны, которыми руководят такие правительства, и их граждане.
Г. В. Семеко
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КРИЗИС
2011.01.011. ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫХ РЕАЛЬНЫХ И ФИНАНСОВЫХ БАЛАНСОВ. Prospects for real and financial imbalances and a global rebalancing // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2010. - N 4. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201004en.pdf
В статье, опубликованной в ежемесячном бюллетене Европейского центрального банка в апреле 2010 г., подчеркивается, что проблемы глобальных реальных и финансовых дисбалансов (диспропорций) в мировой экономике и их преодоления находятся в центре нынешних дебатов об экономической политике. Поведение
государственных властей, предприятий и домашних хозяйств в области сбережений и инвестиций различается по странам. Эти различия во внешнеэкономическом плане проявляются в эволюции сальдо платежных балансов по текущим операциям и международного движения капиталов, на что также влияют многочисленные факторы конъюнктурного и структурного характера. Указанные различия являются источником беспокойства ответственных за экономическую политику, заставляя их принимать корректирующие меры, особенно тогда, когда они создают серьезные трудности для экономики.
По мнению О. Бланшара и Ж.М. Милези-Феретти (O. Blanchard, G.M. Milesi-Feretti), с середины 1990-х годов можно выделить четыре периода в эволюции глобальных дисбалансов. На первом этапе (1996-2000) конфигурация сальдо текущих операций ведущих стран мира определялась рентабельностью и перемещением капиталов. С одной стороны, в некоторых промышленно развитых странах (ПРС), особенно в США, инвестиции росли под влиянием развития новейшей технологии и ожиданий повышения производительности. С другой стороны, инвестиции в странах Азии сокращались из-за разразившегося кризиса.
Во время второго периода (2001-2004), с одной стороны, чистые сбережения домохозяйств в США оставались практически стабильными, что вызвало ухудшение сальдо текущих операций, несмотря на замедление экономической конъюнктуры; а с другой стороны, ситуация в развивающихся странах Азии и Японии оставалась относительно стабильной, а страны - экспортеры нефти стали накапливать средства, связанные с активным сальдо текущих операций.
В течение третьего периода (2005-2008) наблюдались быстрый рост цен на финансовые активы и нефть и накопление валютных резервов в странах с формирующимся рынком (СФР). В Китае положительное сальдо текущих операций превысило 10% ВВП. Что касается ПРС, то у них сохранялись дефициты текущих операций. Так, в США в 2006 г. дефицит текущих операций достиг самого высокого с 1950-х годов уровня в 6% ВВП.
Четвертый этап, начавшийся в 2008 г., продолжающийся поныне и совпавший с финансовым кризисом, характеризуется
уменьшением глобальных дисбалансов. Это уменьшение главным образом отражает действие следующих факторов:
а) снижение мировых цен на сырье и нефть с середины 2008 г. до начала 2009 г., что вызвало уменьшение положительных сальдо текущих операций у стран - экспортеров сырья и нефти и отрицательных - у стран - импортеров;
б) факторы, связанные с финансовым кризисом, такие как снижение объема инвестиций и частного потребления в условиях возросшей неопределенности;
в) значительное сокращение объемов международной торговли;
г) осуществление бюджетных мер стимулирования экономики Китая, что привело к снижению активного сальдо текущих операций в 2009 г.
В 2007 г. сальдо текущих операций ведущих ПРС в целом составляло 4% мирового ВВП. В докризисный период многие специалисты высказывали беспокойство по поводу того, что внезапная и беспорядочная корректировка глобальных диспропорций может создать серьезные риски для мировой экономики, и подчеркивали необходимость координации экономической политики. Зона евро была близка к сохранению внешнего равновесия. Вместе с тем страны этой зоны согласились вместе с США, Японией, Китаем и Саудовской Аравией участвовать под эгидой МВФ в проведении многосторонних консультаций по вопросу согласованной политики ликвидации накопленных глобальных диспропорций. К сожалению, эти меры не были осуществлены из-за начавшегося финансового кризиса.
Облигации американского казначейства стали занимать главное место в официальных резервах СФР. Этот фактор, отражающий недостаток надежных активов, оказал серьезное давление на финансовую систему США, побуждая их создавать такие активы с помощью секьюритизации все более рискованных обязательств.
В последнее время появилась точка зрения, согласно которой глобальные диспропорции и финансовый кризис имеют общие причины, а именно: макроэкономическую политику, несовместимую с внешней позицией как стран с активным сальдо текущих операций, так и стран с дефицитом текущих операций. Эта политика была направлена на сохранение механизмов, недостаточных для
того, чтобы гарантировать самодисциплину, выравнивание внешних позиций, более легкий доступ к источникам финансирования дефицитов и эффективную оценку рисков, связанных с наличием глобальных диспропорций.
С началом финансового кризиса глобальные диспропорции стали уменьшаться под влиянием указанных выше факторов, хотя этот феномен имеет переходный характер, поскольку связан с временными факторами, которые уже в 2010 г. могут исчерпать себя. С одной стороны, ожидаемый дефицит текущих операций США должен понизиться в 2009 г. до 2,8% ВВП и стабилизироваться к 2014 г. на уровне 2,7% ВВП. С другой стороны, по имеющимся прогнозам, активное сальдо текущих операций стран - экспортеров нефти и Китая должно уменьшиться; например в Китае - с 10% ВВП в докризисный период до 6% ВВП в конце 2009 г. (см.: табл.).
Таблица
Сальдо текущих операций (в % от ВВП)
2006 2007 2008 2009* 2014*
Мир в целом 0,4 0,5 0,3 0,2 1,1
Промышленно развитые страны, в том числе: -1,3 -0,9 -1,3 -0,7 -0,3
США
зона евро -6,0 -5,2 -4,9 -2,6 -2,7
Япония -0,1 0,1 -0,5 -1,9 -0,2
3,9 4,8 3,2 1,9 1,5
Развивающиеся страны и СФР 5,2 4,3 3,9 2,0 3,5
Азиатские страны, 6,1 7,0 5,9 5,9 5,4
в том числе:
Китай 9,5 11,0 9,8 7,8 8,4
Индия -1,1 -1,0 -2,2 -2,2 -1,8
Страны-экспортеры нефти 16,3 12,9 13,3 4,2 8,9
* Оценка.
О том, что тенденции, проявившиеся во время кризиса, начинают изменяться, свидетельствуют следующие факты: а) новое повышение мировых цен на нефть и сырье; б) уменьшение роли факторов, связанных с рынком недвижимости США; в) возобновление экономического роста и повышение объема мировой торговли.
Подъем мировой торговли с лета 2009 г. рискует автоматически вызвать новые глобальные дисбалансы. Падение мировой торговли во время финансового кризиса отражало: 1) снижение мирового спроса, особенно на предметы длительного пользования; 2) усиление шоков в международных сетях снабжения; 3) трудности с финансированием международного обмена. Влияние этих факторов на мировую торговлю может быть устранено в условиях возобновления экономического роста. Однако столь же быстро могут восстановиться и глобальные диспропорции, поскольку сохранят свое действие лежащие в основе их накопления структурные факторы.
Это обусловливает необходимость пересмотра структурной политики, чтобы обеспечить длительное и упорядоченное уменьшение диспропорций. Отсутствие механизмов социальной защиты в азиатских СФР заставляет население этих стран увеличивать свои сбережения. В то же время относительно слабое развитие внутреннего финансового сектора СФР побуждает их размещать внутренние сбережения за рубежом. Введение ограничений на вывоз частных капиталов в некоторых СФР могло бы снизить экспорт частных сбережений. Азиатским странам следовало бы изменить ориентацию своей экономики на экспорт в пользу удовлетворения внутреннего спроса. Однако для такой переориентации необходимо время. Между тем финансовый кризис заставляет СФР увеличивать свои валютные резервы.
На саммите «группы 20» (020) в Питтсбурге (в сентябре 2009 г.) были предложены рамки для «быстрого, устойчивого и уравновешенного роста». 020, считающая себя «приоритетным форумом международного экономического сотрудничества», объединяющим страны системного характера для мировой экономики, достигла согласия о политике, способной изменить конфигурацию мирового спроса и обеспечить быстрый, устойчивый и уравновешенный рост. Так, страны - члены 020 со значительным и длительным дефицитом текущих операций взяли на себя обязательства принять меры по стимулированию частных сбережений и оздоровлению государственных финансов для расширения доступа на рынки и расширения экспорта. Страны с активным сальдо текущих операций согласились усилить внутренние источники экономического роста, т.е. увеличить инвестиции, повысить производитель-
ность в секторе услуг, усилить механизмы социальной защиты, устранить препятствия росту внутреннего спроса. Все эти обязательства должны найти отражение в среднесрочных экономических программах, разрабатываемых в странах 020. Затем эти программы должны быть оценены с точки зрения их взаимной совместимости и соответствия целям глобального экономического роста. В этой оценке будут участвовать МВФ и другие международные финансовые институты. Календарь этого процесса включает два этапа.
На первом этапе до конца января 2010 г. страны 020 определили национальные экономические программы, которые в феврале 2010 г. обсуждались в МВФ и оценивались с точки зрения их взаимной совместимости.
На втором этапе национальные экономические программы будут обсуждаться на весенней сессии министров финансов и управляющих центральных банков стран 020. На основе этих дискуссий МВФ составит документ, который будет представлен для обсуждения на июньском саммите 020. Окончательные выводы и рекомендации будут сформулированы на саммите 020 в ноябре 2010 г. в Сеуле.
Сегодня главный вопрос заключается в том, смогут ли страны 020 выполнить взятые на себя обязательства. Опыт многосторонних консультаций по проблемам глобальных дисбалансов в 20062007 гг. позволяет надеяться на успех. В то же время реализация решений 020 связана с определенными вызовами, главным из которых являются сохранение динамики международного сотрудничества и коллективное продвижение к выполнению взятых обязательств.
Другой серьезный вызов связан с тем, каким образом можно улучшить среднесрочные перспективы развития мировой экономики и как сформулировать необходимые рекомендации разным странам.
В настоящее время глобальные дисбалансы продолжают быть источниками риска для макроэкономической и финансовой стабильности. Их уменьшение во время финансового кризиса было лишь частичным и временным явлением, если не будут приняты меры по их устранению. Для этого необходимо, чтобы все страны приняли участие в ликвидации дисбалансов. Восстановление равновесия в мировой экономике является действительным вызовом, поскольку связано с проведением серьезных структурных реформ. Во все более глобализирующемся мире экономическая политика стран становится
все более взаимозависимой, что требует от стран соблюдения большей дисциплины и обязательств, принятых в рамках G20.
Л.А. Зубченко
2011.01.012. НОВАЯ СТРАТЕГИЯ В ОТНОШЕНИИ
ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В ШВЕЙЦАРИИ.
Nouvelle stratégie en matière de place financière. - Mode of access:
http://www.efd.admin.ch/
В статье, подготовленной в Федеральном департаменте финансов Швейцарии (Département fédéral des finances, DFF), отмечается, что в результате потрясений на международных финансовых рынках Федеральный совет (Conseil fédéral) Швейцарии решил пересмотреть свою стратегию в отношении швейцарского финансового центра, являющегося одной из важных опор национальной экономики. Новая политика в отношении финансового центра должна быть направлена на достижение следующих четырех целей: поддержание финансового сектора, который должен предлагать реальной экономике финансовые услуги высшего качества; формирование среды, благоприятной для создания стоимости в финансовом секторе; гарантирование стабильности финансовой системы и ее эффективного функционирования; обеспечение целостности и высокой репутации финансового сектора. Основные направления стратегии были определены в докладе для Федерального совета, подготовленном рабочей группой независимых экспертов. Кроме того, был создан Государственный секретариат по вопросам международных финансов (Secrétariat d'Etat aux questions financières internationales, SFI), включающий специалистов в данной области.
Финансовый сектор является одной из опор швейцарской экономики. Ему принадлежит важная функция - обеспечить эффективное использование капиталов, помогая тем самым экономике наилучшим образом использовать свой потенциал роста. В течение последних 15 лет роль финансового сектора в создании стоимости в национальной экономики постоянно возрастала. Доля финансового сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) увеличилась с менее 7% в 1990 г. до более 12% в 2007 г. Правда, под влиянием начавшегося финансового кризиса эта доля в 2008 г. снизилась до около 11%.
Нынешний финансовый кризис оказал дестабилизирующее влияние на международную финансовую систему. Среди наиболее