Научная статья на тему '2011.01.010. ХЭБЕРЛЕ П. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА. HÄBERLE P. NATIONALHYMNEN ALS KULTURELLE IDENTITäTSELEMENTE DES VERFASSUNGSSTAATES. - B.: DUNCKER &HUMBLOT, 2007. - 116 S'

2011.01.010. ХЭБЕРЛЕ П. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА. HÄBERLE P. NATIONALHYMNEN ALS KULTURELLE IDENTITäTSELEMENTE DES VERFASSUNGSSTAATES. - B.: DUNCKER &HUMBLOT, 2007. - 116 S Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГИМНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.01.010. ХЭБЕРЛЕ П. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА. HÄBERLE P. NATIONALHYMNEN ALS KULTURELLE IDENTITäTSELEMENTE DES VERFASSUNGSSTAATES. - B.: DUNCKER &HUMBLOT, 2007. - 116 S»

венным органам является средним и низким. Самый высокий уровень доверия у Верховного суда по выборам и Уполномоченного по правам жителей (7, в интервале от 0 до 10); Правительства и Верховного суда - 6 и Законодательной ассамблеи и полиция - 5.

Результаты опроса показывают, по мнению исследователей, что необходимы действия по укреплению в костариканском обществе подлинной культуры законности на всех уровнях, от гражданина до главных политических учреждений, поддержанию в них чувства общности и солидарности. Все это предполагает разработку рассчитанной на длительный период стратегии.

Часть IV содержит образец опросника, статистическое приложение и библиографию. Завершают работу CV участников проекта. К работе прилагается компакт-диск с результатами ответов на 62 вопроса опросника.

Г.Н. Андреева

2011.01.010. ХЭБЕРЛЕ П. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА.

HÄBERLE P. Nationalhymnen als kulturelle Identitätselemente des Verfassungsstaates. - B.: Duncker &Humblot, 2007. - 116 S.

В книге известного немецкого специалиста в области сравнительного конституционного права, директора Исследовательского центра европейского конституционного права в Университете г. Байройта П. Хэберле детально исследуются национальные гимны различных государств, рассматриваемые в контексте теории конституционного государства и исследований конституционно-правовой культуры, активно проводимых автором с 80-х годов ХХ в.

Работа разделена на две части. В первой проанализированы нормы о национальных гимнах, содержащиеся в конституциях различных регионов мира. Вторая посвящена сравнительно-правовым теоретическим аспектам конституционного регулирования гимнов.

Анализ конституций позволяет автору выделить различные типы, формы, варианты, рецепции и инновации в нормах о гимнах, воздействие норм одних стран на другие и т.д. Так, во Франции конституционный опыт по установлению национального гимна был ранним (Конституция 1791 г.), и хотя революционная действительность сделала «Марсельезу» в 1792 г. гимном французов, ее

формальная конституционализация как национального гимна произошла в 1877 г. В Конституции 1946 г. гимн был урегулирован в одной статье с таким символом, как флаг. Аналогичным образом поступили и в действующей Конституции 1958 г. Статья 2 Конституции Франции регулирует правовой статус языка Республики, флага, девиза Республики, а также устанавливает: «Национальный гимн - "Марсельеза"». Поскольку французский конституционализм оказал большое влияние на другие страны, этот гимн стал прототипом множества национальных гимнов.

Основной закон ФРГ не содержит положений о гимне, он утвержден Указом федерального президента. Германские земли не устанавливают символов в своих конституциях. В Австрии, напротив, имеется разнообразное конституционное регулирование государственной символики на уровне земель (дается отсылка к закону или прямо называются гимн, авторы музыки и текста). В Швейцарии также вопрос о гимне не регламентируется на федеральном конституционном уровне, хотя гимн существует и утвержден в качестве такового Федеральным советом в 1965 г. (с изменениями 1975 и 1981 гг.). Конституция Мальты содержит специальную статью о гимне (ст. 4), содержащую не только его название, но и начальную строку. В Конституции Турецкой Республики в ч. I «Общие принципы» имеется подраздел III «Целостность государства, официальный язык, флаг, государственный гимн и столица», ст. 3 которого регулирует и вопрос о гимне: «Государственный гимн -"Марш независимости"». В данном случае, по мнению автора работы, текст и контекст статьи говорят о многом: государственный гимн полностью соединен с государственностью, это государственный символ.

Конституционные реформы, проведенные с 1989 г. в странах Восточной Европы, затронули и символику, в том числе гимны. Эти государства дистанцировались от тоталитарной инструмента-лизации всех национальных символов коммунистического периода (например, от «Интернационала») и переходят к открытому обществу с плюралистической демократией и иным культурным фундаментом, к которому относятся государственные символы, в том числе и гимн. В результате почти все новые конституции затрагивают тему гимна, меняя текст и музыку. Национальные гимны стали элементами культурной идентификации в этих странах. Для бо-

лее обстоятельного обоснования этого вывода автор предпринимает экскурс в конституционное регулирование гимна социалистических государств в 1952-1978 гг.

Различные варианты конституционного закрепления статуса гимна существуют в Латинской Америке (это показано на примере конституций Эквадора, Гондураса, Панамы, Парагвая, Перу, Венесуэлы и Колумбии), в африканских странах (Южная Африка, Уганда, Малави, Бенин, Бурунди и др.), причем одни из них являются рецепцией европейского опыта тех стран, колониями которых они являлись, другие переработаны для обозначения собственной идентичности. Свое конституционное регулирование гимна в арабских странах и странах Азии (в работе оно показано выборочно, на примере Монголии, Туркменистана, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Армении, Непала, Камбоджи и Шри-Ланки).

В рамках Европейского союза упоминание о гимне было включено в проект Конституции ЕС 2004 г. в контексте установления праздника - дня Европы (9 мая). Речь идет об «Оде к радости» из Девятой симфонии Людвига Ван Бетховена, которая и раньше на практике использовалась.

Широкий охват стран не означает, что конституционный текстуальный анализ не имеет своих границ. Существует много государств, в которых на практике имеются «неписанные» гимны, утвержденные простым законом или указом. Они оказываются за рамками конституционно-правовых теоретических построений.

Типология национальных или государственных гимнов, утверждает автор, может быть построена различным образом: с точки зрения как конституционного права, так и культурологии. В числе элементов культурной идентичности конституционного государства, к которым относятся праздники, столица, флаг, герб и другие символы, гимн занимает особое место. В случае флага и герба на политическое сознание граждан оказывается визуальное воздействие, в случае столицы - наглядно-территориальное, гимн же воздействует особенно интенсивно благодаря сочетанию музыки и текста. С музыкальной точки зрения гимны пишутся иначе, чем оперы или оратории, поскольку они предназначены для того, чтобы их могли петь все. Они должны восходить к народным песням с глубокой исторической традицией. Текст и музыка должны быть глубоко внутренне связаны. Музыкальный уровень гимнов разли-

чен; некоторые народы предпочитают музыку своих национальных композиторов высокого уровня (используются работы таких классиков, как Гайдн, Сибелиус, Барток, Григ и т.д.). Однако главным является то, чтобы гимн пели, в этом смысле французская «Марсельеза» парадоксальным образом оказывается вне конкуренции.

В работе приведены музыкальные характеристики значительного числа государственных (национальных) гимнов, показано их музыкальное разнообразие, способы воздействия на слушающих и исполняющих гимн людей, характер выражения национальной и культурной идентичности через гимн.

Г.Н. Андреева

2011.01.011. ГИЙУ Л. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕСМОТР И ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ; НЕ ВЫДЕРЖИВАЮЩЕЕ КРИТИКИ НЕОБДУМАННОЕ НЕПОСТОЯНСТВО

КОНСТИТУЦИИ.

GUILLOUT L. Révision constitutionnelle et intégration européenne, l'insoutenable légèreté de la Constitution // Rev. du droit public et de la science politique en France et à l' étranger. - P., 2009. - N 2. - Р. 397424.

Статья доцента (maître de conférence) юридического факультета Гренобльского университета им. Пьера Мэндес-Франса посвящена рассмотрению поправок к действующей Конституции Франции 1958 г., относящихся к европейской интеграции, в связи с общими требованиями к пересмотрам. Ко времени конституционного пересмотра 4 февраля 2008 г. таких поправок насчитывалось шесть (с. 399). 23 июля 2008 г. Конституция подверглась последней масштабной трансформации, причем всего через несколько месяцев после предыдущего пересмотра (от 4 февраля 2008 г.), и этот пересмотр снял последние препятствия для ратификации Лиссабонского договора 2007 г. По образному выражению автора, в результате двух последних пересмотров происходит «конституциали-зация» («constitualiser») Европейского союза и в то же время «европеизация» («européaniser») французской Конституции. Более ранняя конституционная поправка, от 1 марта 2005 г., позволяла приспосабливать Основной закон страны к меняющимся европейским реалиям (с. 398-399).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.