Публицистика. Символика России - 2012
Просвещению светом Христовым народа коми, исповедовавшего язычество, посвятил свою жизнь святитель Стефан Пермский. Духовный подвиг создателя пермской азбуки нашёл отражение на гербе Перми в символе медведя, несущего на себе Евангелие.
При Иване Грозном Россия расширила свои границы, поглотив соседние ханства. Внимательный историк увидит эти события на гербах Казани, Астрахани и Тобольска.
Тяжёлое время Смуты начала XVII века и предшествующие ему события стали основой сюжета гербов Углича, Боровска, Волоколамска. История церковного раскола и Новоиерусалимского монастыря патриарха Никона незримо присутствует в символике современного города Истра - бывшего Воскресенска.
О богатстве русских торговых центров свидетельствуют гербы Нежина, Ирбита, Верхне-удинска. Петровская эпоха - это и якоря Санкт-Петербурга, и корабельные верфи и заводы, изображённые в гербах Лодейного Поля, Вытег-ры, Петрозаводска, Тулы.
Военные победы и доблесть русской армии символизируют гербы Полтавы, Белгорода, Измаила, Севастополя, Ковно. Мало кто знает, что герб Ялты связан со знаменитым ранением прославленного полководца Кутузова. А традиции казачества послужили основой для герба Глухова.
© Е. В. Кустова, 2012
Р*7
С путешествием по Волге Екатерины II связаны гербы Костромы и Рыбинска, а правление её сына Павла I отразилось в символах Гатчины и Павловска.
Впрочем, есть гербы, легендарные истории которых не отражают реальных событий. К таковым можно отнести Старицу, Лихвин и Каргополь.
Даже беглый взгляд по гербам свидетельствует о том богатстве, которое хранят в себе порой незатейливые, с первого взгляда, изображения городской символики.
К сожалению, в советский период старые городские гербы как наследие царского прошлого были запрещены, а новые, которые стали создаваться в 1950-1980-е годы, не отражали самобытность русских городов. Большинство гербов оказались обезличены из-за помещения на них единообразных символов советской эпохи - звёзд, шестерёнок, колосьев, елей и пр.
К сожалению, пока геральдика является уделом специалистов или увлечённых людей. Нередко смысл герба остаётся неизвестным большинству жителей города, в котором они живут. Городские гербы почти не изучаются в школьных курсах, несмотря на то, что их яркие и запоминающиеся образы помогли бы ученикам глубже усвоить уроки истории. Но, может быть, пришло время изменить это положение?
ЗА ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МЕДНИКОВА Ирина Александровна
п. Чуфарово, Ульяновская область
ИЗ ИСТОРИИ ГИМНА РОССИИ
Гимн - официальный государственный символ. Это музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. Заглянем в историю и попробуем проследить появление гимна в России и те изменения, которые претерпевал государственный гимн. А менялся
российский гимн не раз. Чаще, чем в любом из европейских государств.
Во времена Петра I гимна как такового не было, зато появился военный марш гвардейского Преображенского полка. Этот марш приобрёл особую известность и стал главным военным маршем России. Музыка начиналась резким аккордом, а затем накатывалась на слушателей лавиной.
Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)
В 1805 году офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова к музыке марша. Марин участвовал в битве при Аустерлице, был тяжело ранен и получил золотую шпагу с надписью «За храбрость». Текст гимна получился бодрым:
Пойдём, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним век её каков!
Под этот марш русская армия в 1814 году вступила в Париж. Кстати, после 1917 года Преображенский марш звучал в белой армии и был популярен среди русских эмигрантов.
В конце XVIII века был создан гимн - марш «Гром победы раздавайся!», потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А. В. Суворова, П. А. Румянцева и адмирала Ф. Ф. Ушакова. Текст гимна написал великий русский поэт Г. Р. Державин.
Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Мелодия первого гимна была заимствована Александром I у его британских родственников. Текст написал поэт, переводчик, учёный-филолог А. Х. Востоков. В 1815 году появился новый текст под названием «Молитва русских».
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Всё ниспошли.
Автором этих строк стал другой замечательный русский поэт В. А. Жуковский.
11 декабря 1833 года состоялась первое публичное исполнение гимна в московском Большом театре. Гимн просуществовал до 1917 года. После Февральской революции исполнялась «Марсельеза». В 1918 году большевики ввели партийный гимн «Интернационал».
На взлёте Победы 1945 года появился сталинский «Союз нерушимый республик свободных», переживший и самого Сталина, и Хрущёва, и Брежнева, и Андропова. Менялись слова, но величественная музыка дожила до ельцинских времён.
Я сравнила редакции гимна 1944-1977 годов и 1977-1991 годов. Оказывается, куплет с упоминанием сталинских заслуг был заменён только в 1977 году, хотя культ личности был развенчан в середине 50-х годов.
Сегодня снова исполняют «старый новый гимн». Новые слова на музыку А. В. Александрова
написал всё тот же С. В. Михалков. Большинство граждан России обновлённых слов гимна не знает. У безразличия населения к гимну есть глубинная причина. Государство и во времена империи, и в советский период не было хранителем народа. Российский народ использовался как строительный материал для имперских амбиций, прихотей царей, как «пушечное мясо» в чужих интересах.
Первый российский гимн исполнялся без слов. Царя Александра I смущала строка - «британцы никогда не будут рабами». Нам о таких словах российского гимна пока ещё приходится только мечтать. Но знаете, не всё так безнадёжно. Признаки самоосознания народом себя как нации множатся. Социологические опросы фиксируют рост чувства человеческого достоинства, чувства свободы, солидарности. Об этом говорит и появление так называемой «оппозиции» - про-тестные акции против фальсификации выборов в Москве (на площади Сахарова и на Болотной), майские митинги протеста. Это не кучка «несогласных», это народ, у которого исчезает страх, появляется свой голос, критический взгляд на порядок вещей:
Мой любимый белый цвет У властей теперь в опале. Белой ленточкой протест Замаячил снова в мае. Белым шариком взлетел Над столицей в небе синем. Всему миру возвестил: Дух свободы жив в России. Символ правды, чистоты, Доминанта обновленья, Расцветающей весны Красота и возрожденье. Видишь, яблоневый сад Весь в цвету? Сегодня праздник! И срывает лепестки Лёгкий ветерок-проказник. Можно ленточки сорвать, Растоптать по тротуарам. Дух единства не сломить, Он кочует по бульварам. Он на Чистых на прудах И у старого Абая Вопреки запретам всем Появляется упрямо. И хотя я далеко, Но душою рядом с вами, Кто гуляет по Москве, Взявшись за руки с друзьями, Кто достоинство и честь На лояльность не меняет И гребущих под себя От галер освобождает.
Публицистика. Символика России - 2012
На зелёном на лугу. Посреди моей России Я на бабочек гляжу, И нет зрелища красивей. Белых бабочек полёт, Гордый, смелый, благородный, В даль чудесную зовёт, Пробуждает дух свободный. Этих бабочек не счесть, Не страшны для них запреты, Их не спрячешь в автозак И не разошлёшь приметы.
© И. А. Медникова, 2012
Р*7
Уплывают в синеву, Словно в море аргонавты, Не догнать их никогда Никакому «космонавту». Крылья белых мотыльков Салютуют всему свету Вместе с ветром перемен -Долгожданней его нету. Честен будь перед собой, Хватит с подлостью мириться, Мы в ответе за страну И за всё, что в ней творится!
ЗА АКТУАЛЬНОСТЬ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ
КИРИЛЛОВА Татьяна Александровна
д. Воскресенское, Республика Башкортостан
ЯЗЫК КАК СИМВОЛ ГОСУДАРСТВА
На днях разговорилась с одним замечательным человеком... Обмолвилась и о конкурсе «Символика России - 2012». Услышав мои пространные рассуждения о том, что же я считаю «неофициальным» символом России и отвергнув массу вариантов (к слову сказать, были названы и белоствольная берёзка, и матрёшка с балалайкой, даже лапти и шапка-ушанка), безапелляционно было заявлено, что таковым является православное христианство. Нисколько не смутило автора этого суждения ни то, что Российская Федерация является светским государством, ни то, что в Конституции декларировано равенство всех религий, ни прочие мои доводы о том, что неправильно делать упор на вероисповедание, говоря о столь многонациональной стране, да и что вовсе это ведёт к некоей дискриминации. Он стойко стоял на своём, убеждая, что православный крест - символ не только веры, но и верности своей Родине, что преклоняя голову перед куполами церквей, человек смотрит именно на родную землю. Припомнил он и столь распространённый во вре-
мена Отечественной войны 1812 года лозунг непобедимых воинов «За Веру, Царя и Отечество», и образ Георгия-Змееборца, изображённого на гербе России, который исторически воспринимается как «защитник православия».
Заинтересовавшись этой небольшой дискуссией, в беседу начали вступать и наши знакомые - тоже студенты юридического факультета. Исходя из специфики будущей профессии, большинство мнений было основано именно на наличии или отсутствии законов и других нормативно-правовых актов по данному вопросу. Кто-то случаем упомянул федеральные конституционные законы о гимне, о гербе, о флаге, принятые ещё в 2000 году. Но тут уж ни у кого сомнений и разногласий не возникло: всё вышеназванное единогласно было признано символикой России (причём символикой официальной), сложившейся исторически и не подлежащей оспариванию.
Зато по поводу культурно-исторического символа развернулся целый диспут. Недаром же существует поговорка: «Сколько людей -