Научная статья на тему '2011.01.009. КУЛЬТУРА КОНСТИТУЦИИ В КОСТА-РИКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТИ. CULTURA DE LA CОNSTITUCIóN EN COSTA RICA: UNA ENCUESTA NACIONAL DE ACTITUDES, PERSPECTIVES Y VALORES. - MéXICO: UNAM: INST. DE IVESTIGACINES JURíDICAS, 2009. - 170 P'

2011.01.009. КУЛЬТУРА КОНСТИТУЦИИ В КОСТА-РИКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТИ. CULTURA DE LA CОNSTITUCIóN EN COSTA RICA: UNA ENCUESTA NACIONAL DE ACTITUDES, PERSPECTIVES Y VALORES. - MéXICO: UNAM: INST. DE IVESTIGACINES JURíDICAS, 2009. - 170 P Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.01.009. КУЛЬТУРА КОНСТИТУЦИИ В КОСТА-РИКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТИ. CULTURA DE LA CОNSTITUCIóN EN COSTA RICA: UNA ENCUESTA NACIONAL DE ACTITUDES, PERSPECTIVES Y VALORES. - MéXICO: UNAM: INST. DE IVESTIGACINES JURíDICAS, 2009. - 170 P»

вать условия для дальнейшего успешного действия Основного закона. Успешная модель Основного закона как «прочной Конституции» является подарком, однако остается по-прежнему «открытым вопросом» по отношению к вызовам времени, поскольку по ряду параметров его рано «сакрализировать».

Г.Н. Андреева

2011.01.009. КУЛЬТУРА КОНСТИТУЦИИ В КОСТА-РИКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТИ.

Cultura de la сошйШсюп en Costa Rica: Una encuesta nacional de actitudes, perspectives y valores. - México: UNAM: Inst. de ivestigacines jurídicas, 2009. - 170 p.

Междисциплинарное исследование, включающее юридические, политологические и социологические аспекты отношения костариканцев к Конституции страны, адресовано прежде всего экспертам в области конституционного права. Данное исследование является третьим по счету, проводимым при участии Института юридических исследований Национального автономного университета Мексики. Первые два были проведены в Мексике и Аргентине, и в данной работе результаты предыдущих исследований используются для выводов в сравнительно-правовом плане. В проведении исследования и подготовке издания приняли участие также Международный институт за демократию и электоральное участие (Швеция) и Фонд Ариаса для мира и человеческого прогресса (Коста-Рика), который создал Президент Коста-Рики, лауреат Нобелевской премии мира Оскар Рафаэль де Хесус Ариас Сан-чес. Результаты исследования были представлены депутатам парламента на организованной в Законодательной ассамблее презентации работы 22 июня 2009 г.

Работа состоит из пяти частей. Часть I имеет название, остальные нет. Части I и II разбиты на главы.

Часть I «Теоретические и методологические положения», которую написал Р. Эрнандес Балле, состоит из двух глав. В первой главе - «Концепция культуры конституции» - раскрывается понятие конституции как культурного феномена, несущего отпечаток культуры конкретного народа. Во второй - «Проведение опроса: социодемографические характеристики изучаемого населения»

приведены данные, свидетельствующие о высокой репрезентативности опроса. Были опрошены 1215 респондентов, представляющих различные слои населения, разные социальные группы (по полу, возрасту, уровню образования), географические, экономические, этнические регионы и т.д. Возможность ошибки самими исследователями оценивается в ±2,8%. В Коста-Рике зарегистрированы 4 195 914 жителей, проживающих в семи провинциях, которые могут быть объединены по соображениям этнологической, экономической и географической общности в шесть регионов, охваченных опросом. При оценке социоэкономических показателей учитывались различные параметры (тип хозяйства, характеристика жилья, уровень образования, занятость, декларируемые доходы и т.д.). Респонденты в соотношении, близком к общенациональному, имели разный уровень образования (начальное, среднее и высшее), и вопросы были сформулированы с учетом данного обстоятельства. Городское население в Коста-Рике составляет 60%, сельское - 40%. Среди респондентов городское население составляло 57% (699), сельское - 42% (416). Представлены и другие данные по респондентам.

Часть II содержит анализ результатов опроса общественного мнения. Она разделена на четыре главы.

Первая глава - «Представления о модели общества, правах и ценностях» - написана Л.А. Кордеро. В ней обобщены ответы респондентов по ряду конституционно-правовых аспектов (права, коллективность, границы индивидуальной свободы, уважение закона, толерантность и др.). Ответы на вопросы о действии и применении индивидуальных прав и свобод давались в трех вариантах («всегда», «иногда», «никогда»), среди них наиболее высокий процент ответов в графе «всегда» респонденты дали о свободе выбора религии (91,9%) и свободе голосования на выборах за того кандидата, которого желаешь видеть избранным (88,1%). Наименьший процент оказался у свободы выражения мнения (53,5%), что ниже даже права на труд (вопрос был о реализации права «работать там, где хочется» - 75%). Достаточно высокий процент положительных ответов на данный вопрос показывает, что, по мнению респондентов, права соблюдаются, однако ответы на другие вопросы дают несколько иную картину, что отражено в выводах части третьей.

Вторая глава - «Представления о демократии: ценности, правила, представительство и власть» написана Д. Соватто. В ней анализируются представления респондентов о демократии как форме правления, о демократических ценностях, правилах, политическом лидерстве и использовании средств социальной коммуникации.

Третья глава - «Уровень знания институтов» - подготовлена К. Моралес. В этой главе ответы проанализированы по двум критериям: уровень знания функций государственных органов и представления об эффективности государственных институтов. Четвертая глава «Представления о законе и конституции» (Р. Эрнандес Балле) содержит анализ ответов респондентов с точки зрения уважения к закону и знания Конституции Коста-Рики.

Часть III содержит выводы и предложения исследователей.

В целом исследование продемонстрировало разрыв между представлениями об обществе и жизненным опытом респондентов на практике. Результаты исследования содержат немало парадоксов, свидетельствующих в том числе и о проблемах реализации конституционной модели законности. В целом в качестве позитивного результата опроса отмечается высокая оценка респондентами демократии как формы правления и формы совместного проживания. Наблюдается также приемлемый уровень знания главных государственных учреждений и политической системы. Относительно действенности и уважения индивидуальных прав костариканцы понимают в целом, что в стране установлены широкие конституционные права, и в общем эти права уважают. Существует также ясное понимание целесообразности соблюдения законности, того, что костариканцы сосуществуют в обществе, где действует закон, обязательный для всех.

Негативной стороной исследования является то, что большинство костариканцев воспринимают самих себя как неудовлетворительную группу. Нет согласия ни с правовым порядком, который диктует нормы, необходимые для хорошего совместного проживания, ни с реальной практикой социальных отношений.

Поддерживая в принципе демократическую систему (результаты показывают, что 75% опрошенных предпочитают демократию любой другой форме управления страной и проявляют готовность подчиняться решениям большинства), костариканцы считают, что в реальности она утратила свое значение из-за недостаточной юри-

дической безопасности, высокого уровня коррупции и безнаказанности, возрастающей неспособности общества и власти решать проблемы.

Один из результатов исследования - выявление недостаточности знания Конституции страны по мнению самого населения (только 2% сочли свои знания значительными, 9% достаточными и остальные 88% утверждали, что знают мало или ничего из норм Конституции), причем уровень образования и возраст не создают различий в этом вопросе. Хотя лица с высшим образованием в целом обладают большим знанием законов, 71% студентов университетов не знают Конституцию, и эти цифры повышаются до 90% у граждан со средним образованием. Для общества с широким подходом к образованию, признающего приоритет демократических ценностей, незнание Основного закона является неутешительным. С другой стороны, результаты опроса, касающиеся знания Конституции, парадоксальны, поскольку, невзирая на признание незнания текста Конституции, высокий процент опрошенных (86%) придавал ей высокую значимость, но выразил мнение, что она не выполняет своей роли, 63% высказались в пользу полной ее реформы, а 23% - в пользу частичной реформы. Остается непонятным, на основе каких критериев не знающие Конституцию респонденты придают ее тексту особое значение и, главное, могут предлагать ее реформу.

Опрос свидетельствует также о явной тенденции к нарушению законов как в индивидуальной, так и коллективной формах, включая представления о деятельности главных политических учреждений страны. В целом, признавая все блага, которые несет законность, костариканец считает себя склонным к нарушению законов (67% против 31%) и в некоторых случаях это оправдывает. Так, 57% респондентов согласились с утверждением, что в какие-то моменты необходимо не подчиняться закону, а несогласие с данным утверждением выразил 41%.

Данные опроса показывают, что в Коста-Рике в целом существует хороший уровень знания публичных учреждений и их функций, правосудия и организации выборов, хотя у определенной части населения распространены заблуждения относительно распределения функций между разными ветвями власти, прежде всего законодательной и исполнительной. Уровень доверия к государст-

венным органам является средним и низким. Самый высокий уровень доверия у Верховного суда по выборам и Уполномоченного по правам жителей (7, в интервале от 0 до 10); Правительства и Верховного суда - 6 и Законодательной ассамблеи и полиция - 5.

Результаты опроса показывают, по мнению исследователей, что необходимы действия по укреплению в костариканском обществе подлинной культуры законности на всех уровнях, от гражданина до главных политических учреждений, поддержанию в них чувства общности и солидарности. Все это предполагает разработку рассчитанной на длительный период стратегии.

Часть IV содержит образец опросника, статистическое приложение и библиографию. Завершают работу CV участников проекта. К работе прилагается компакт-диск с результатами ответов на 62 вопроса опросника.

Г.Н. Андреева

2011.01.010. ХЭБЕРЛЕ П. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА.

HÄBERLE P. Nationalhymnen als kulturelle Identitätselemente des Verfassungsstaates. - B.: Duncker &Humblot, 2007. - 116 S.

В книге известного немецкого специалиста в области сравнительного конституционного права, директора Исследовательского центра европейского конституционного права в Университете г. Байройта П. Хэберле детально исследуются национальные гимны различных государств, рассматриваемые в контексте теории конституционного государства и исследований конституционно-правовой культуры, активно проводимых автором с 80-х годов ХХ в.

Работа разделена на две части. В первой проанализированы нормы о национальных гимнах, содержащиеся в конституциях различных регионов мира. Вторая посвящена сравнительно-правовым теоретическим аспектам конституционного регулирования гимнов.

Анализ конституций позволяет автору выделить различные типы, формы, варианты, рецепции и инновации в нормах о гимнах, воздействие норм одних стран на другие и т.д. Так, во Франции конституционный опыт по установлению национального гимна был ранним (Конституция 1791 г.), и хотя революционная действительность сделала «Марсельезу» в 1792 г. гимном французов, ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.