ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
2010.04.043. ЛАНЖЕВЭН-ЖОЛИО Э. НАУКА, ОБЩЕСТВО, ДЕМОКРАТИЯ.
LANGEVIN-JOLIOT H. Sience, société, démocratie // Cahiers rationalistes. - P., 2009. - N 598. - P. 5-13.
В статье президента независимой ассоциации ученых «Union rationaliste» (Франция) рассматривается роль науки и техники в современном обществе.
Наука - это, прежде всего, поиск новых знаний, углубление и трансформация координирующих их концепций, т.е. фундаментальные исследования, которые развиваются в соответствии с собственной логикой. Однако термин «наука» также относится к исследованиям, проводимым в соответствии с целями конкретных программ, направленных на инновации и технологическое развитие. Хотя источником радикально новых технологий является фундаментальная наука, прикладные разработки открывают перед ними новые горизонты.
Жизнь современного общества в значительной степени строится на материальных предметах и технике, созданных на основе фундаментальных знаний. Путь от научного открытия до его практического применения занимает разное время. Например, пьезоэлектричество было открыто еще в 1880 г., но его промышленное использование получило широкое развитие после Второй мировой войны с появлением новых технических возможностей. При этом каждое конкретное применение открытия обусловлено новыми знаниями и технологиями. Так, рентгеновские лучи, открытые в 1895 г., немедленно стали применяться для получения рентгеновских снимков, а через несколько лет начались опыты по их использованию в лучевой терапии. Но только после открытия структуры атома выявились новые направления применения рентгеновских
лучей в различных областях. С 1940-х годов с их помощью исследовалась структура ДНК, что сыграло основную роль в развитии современной биологии. Напротив, многочисленные направления использования лазера развивались очень быстро.
Научный прогресс значительно ускорился в прошлом веке. Наука и появляющиеся благодаря ей технологии играют все большую роль в жизни современных обществ. Энергия, средства транспорта, промышленные изделия, продукты питания, лекарства, множество других объектов повседневного пользования - все это можно рассматривать как примеры роли научного прогресса в существенном, но, к сожалению, не всеобщем повышении уровня жизни.
Научный прогресс обеспечил значительное увеличение средней продолжительности жизни в промышленно развитых странах и в мире в целом. В то же время основывающееся на научном прогрессе развитие производства становится составной частью общества потребления, порождающего глубокое неравенство между Севером и Югом и внутри каждой страны. Для современного прогресса также характерны нерациональное использование ресурсов и нанесение все большего вреда окружающей среде планеты. Однако одновременно с увеличением численности населения и повышением его благосостояния современный тип развития поставил под сомнение будущее нынешних и последующих поколений.
Материальные предметы и техника обязаны своим появлением одновременно научному прогрессу и экономическому выбору, сделанному в их пользу. Этот выбор не имеет прямого отношения к ожиданиям или потребностям общества. Система свободной конкуренции, превалирующая в мире, основана на идее оптимальной аллокации ресурсов в соответствии с законами рынка. Однако финансово-экономический кризис показал, что эта догма должна быть подвергнута критическому рассмотрению. Вопрос о соответствии продуктов и технологий, появившихся благодаря научному прогрессу, нуждам общества не нов, но сегодня он приобретает беспрецедентное значение. Демократическое обсуждение направлений технологического развития, более глубокий анализ отношений между наукой и обществом, включая требования демократии, действительно назрели. Требуются глубокие изменения приоритетов не только экономической организации, но и поведения. С одной сто-
роны, многие полагают, что никаких проблем нет или что их можно решить с помощью технических средств. С другой стороны, быстрота изменений в науке, непрозрачность технологических решений и различного рода катастрофы способствовали появлению у населения чувства неконтролируемости ситуации. Прежние надежды на научный прогресс постепенно исчезли. В итоге возрождается идея о необходимости сдерживания науки или по меньшей мере о жестком контроле ее развития. В то же время некоторые не видят другого пути кроме регресса.
Демократия предполагает дебаты между равноправными гражданами, необходимые для проявления свободы и инициативы индивидов и групп. Законность требований демократии, когда речь идет о вопросах общественного здоровья, защиты окружающей среды и биологического разнообразия и т.д., не вызывает сомнений. Но несмотря на постоянный рост образовательного уровня населения, в целом граждане недостаточно хорошо подготовлены для рационального обсуждения технологических проблем. Как это ни прискорбно, наука сегодня не является элементом внутренней культуры, в том числе интеллектуальных и политических элит. Необходимо преодолеть это препятствие.
Автор полагает, что именно ученые несут ответственность за свою роль в реализации различных технологических и экологических целей, они должны сорганизоваться для того, чтобы ее выполнить. Примером такого подхода является работа Межправительственной экспертной группы по изменению климата (Groupe d'experts intergouvernemental sur l'évolution du climat, GIEC).
Невозможно эффективно решать проблемы защиты окружающей среды или социально-экономического развития без лучшего понимания нашего мира. Некоторые хотели бы, чтобы единственной задачей ученых был ответ на интересы институтов, предприятий или общества. Однако извне определить направления исследований невозможно. Иррационализм, царящий в обществе, и недоверие к науке совмещаются с ошибочной верой в ее всемогущество. Заключать исследования в жесткие краткосрочные рамки -означает обречь их на провал, что подтверждается неудачей многих амбициозных программ.
Наука и исследования участвуют в деятельности общества, их развитие и использование определяются состоянием общества,
которое автор характеризует как «неистовое», и особенностями доминирующей культуры. Предполагается, что индивид работает с максимальной производительностью или занят ежеминутно в течение рабочего дня, если он не безработный. Общество живет в суматохе, подогреваемой средствами массовой информации, что плохо сочетается с рациональными подходами.
Для проведения демократических дебатов о технологическом выборе необходимо восстановить минимум доверия между участниками, преодолеть сползание в иррационализм, использовать вразумительный язык и договориться о значении терминов, используемых в ходе дискуссий, и т.д. Для выяснения роли науки и одновременно смысла прогресса наилучшим инструментом является интеллектуальный подход. Осуществление этой критической функции, основанной на свободном анализе реальности, необходимо как науке, так и демократии. При этом граждане должны получить средства для рассмотрения технологического выбора с чувством ответственности, но без чрезмерной осторожности.
И.Ю. Жилина
2010.04.044. БЕРЖЕРОН А. НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА.
BERGERON A. Les besoins en science et technologie // Futuribles. -P., 2009. - N 350. - P. 27-44.
В статье Генерального секретаря Совета по науке и технологии (СНТ), консультативного органа при министре по исследованиям и инновациями правительства Квебека (Канада), рассматриваются особенности проекта «Перспективы науки, технологии и общества - Perspectives STS (Science, technologie, société)», реализация которого началась в 2003 г. (далее - Проект).
Проект, опирающийся на идею о связи между наукой, технологией и обществом, предусматривает выявление на основе опросов населения провинции Квебек крупнейших социально-экономических проблем, с которым общество может столкнуться в ближайшие 15-20 лет, а также направлений исследований и инноваций, которые могут способствовать их решению.
Уже на ранней стадии Проект поддержали три квебекских финансовых фонда, поскольку ожидаемые результаты могут помочь при определении целей программ по поддержке стратегиче-