АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
XXIII ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАНАДЕ «ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»*
Ю.В. Ирхин
Кафедра политологии и политического управления Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
В статье анализируются результаты работы ХХШ Всемирного Конгресса Международной ассоциации политической науки «Вызовы современному управлению», проходившего в г. Монреале, Канада, 19—24 июля 2014 г. Автор излагает основные проблемы, которые прозвучали на Конгрессе в Монреале: вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления, федерализация. Показывается роль российских политологов в работе конгресса.
Ключевые слова: Международная ассоциация политической науки, Российская ассоциация политической науки, вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления, федерализация.
Ведущей организацией политологов различных стран вот уже более шестидесяти лет выступает Международная ассоциация политической науки (International Political Science Association (IPSA), созданная по решению ЮНЕСКО в 1949 г. в г. Париже. Формирование Международной ассоциации политической науки (МАПН) явилось принципиальным этапом в генезисе и академическом конституи-ровании политологии. С этого времени она стала развиваться как признанная мировым сообществом международная гуманитарная наука (об истории Международной ассоциации политической науки, сотрудничестве политологов, ее XVIII (в Канаде, 2000 г.), XIX (в ЮАР, 2003 г.), XX (в Японии, 2006 г.), XXI (в Чили, 2009 г.), XXII (в Испании, 2012 г.) Всемирных конгрессах подробнее см: [1. C. 36— 45; 2. C. 49—54; 3. C. 34—46; 4. C. 59—68; 5. C. 95—110].
* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития Российского государственного гуманитарного университета на 2012—2014 гг. (проект 2.1.1.) по кафедре теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.
***
Международная ассоциация политической науки является членом Международного совета по социальным наукам при ООН и имеет статус консультативного члена ЮНЕСКО. Она объединяет 53 национальные и региональные ассоциации (включая Российскую ассоциацию политической науки), 110 ассоциированных членов (политологических кафедр ведущих университетов мира) и более 3600 индивидуальных членов. МАПН (численность женщин постоянно растет, они составляют 38%, а в ареале старше 30-ти лет, их больше, чем мужчин — 51%). Не случайно в последние годы Президентами МАПН избирались женщины: Лур-дес Сола (Бразилия), Хелен Милнер (США).
Основные направления функционирования МАПН: взаимодействие с национальными ассоциациями политической науки; организация международных политологических исследований, публикация их результатов; поддержка деятельности постоянных исследовательских комитетов; выпуск журналов («International Political Science Review», «Participation» и др.), регулярное (раз в три года, а с 2012 г. — в два) проведение всемирных конгрессов политологов в разных странах мира.
В соответствии с конституцией МАПН ее высшим органом является Совет. Он определяет политику организации, финансовое обеспечение, может вносить изменения в программные документы, избирает Президента, Генерального секретаря, членов Исполнительного комитета; принимает решения о составе и месте пребывания секретариата организации (с 2001 г. в г. Монреале, в Университете Конкордия); о руководстве редакций научных журналов МАПН, различных ее комиссий и др.
Указанные выше вопросы Совет обычно решает во время работы всемирных конгрессов МАПН, на которых представлены национальные ассоциации политологов (признается только одна ассоциация от страны). Представитель ассоциации принимает участие от имени национальной делегации в выборах руководящих органов МАПН.
***
Всемирный конгресс МАПН — наиболее масштабный и представительный форум политологов. Он дает возможность уловить новые тенденции в развитии отдельных направлений политической науки, познакомиться с результатами исследований специалистов из разных стран мира, завязать или укрепить научные контакты.
Первый всемирный конгресс IPSA состоялся в 1950 г. в Швейцарии в Цюрихе (на нем было представлено 80 политологов из 23 стран). В 50-е и 60-е гг. конгрессы проводились только в странах континентальной Западной Европы (их было проведено восемь).
В 70-е гг. «география» конгрессов значительно расширилась. IX конгресс (1973 г.) состоялся впервые вне Европы — Канаде (Монреаль, 1 тыс. участников, 56 стран). X (1976 г.) — в Великобритании (Эдинбург, 1081 политолог, 55 стран), а XI конгресс (1979 г.) был проведен в СССР (Москва, 1466 участников из 53 стран), что, разумеется, имело в известном смысле слова «прорывное значение».
В 80-е гг. «география» конгрессов продолжала расширяться: XII конгресс (1982 г.) состоялся впервые в Латинской Америке, Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1477 участник, 49 стран), XIII конгресс (1985 г.) был проведен в Париже (1763 политолога, 66 стран). А затем XIV конгресс (1988 г.) впервые состоялся в США (Вашингтон, 1700 участников, 65 стран); XV (1991 г.) — второй раз в Латинской Америке, в Аргентине (Буэнос-Айрес, 1400 участников, 55 стран); XVI (1994 г.) — в ФРГ (Берлин, 1884 политолога, 83 страны).
В странах Востока конгрессы начали проводиться с конца 90-х гг.: XVII конгресс (1997 г.) — в Республике Корея (Сеул, 1470 участника из 72 стран), XX (2006 г.) — в Японии (Фукуока, 2 тыс. участников, 100 стран). XIX (2003 г.) — впервые состоялся в Африке (ЮАР, Дурбан, 1011 политологов, 69 стран). XX (2009 г.) — третий раз в Латинской Америке, в Чили (Сантьяго, 2119 исследователей, 70 стран). XXII конгресс (2002 г.) состоялся первый раз в Испании (Мадрид, рекордные 3 тыс. политологов из 78 стран).
Делегации российских политологов традиционно участвуют в работе Всемирных конгрессов IPSA начиная с III-го, состоявшегося в 1955 г. (!) в Стокгольме. Начиная с 1961 г. известные российские ученые: А. Лепешкин, В. Тадевосян, В. Туманов, Г. Шахназаров, В. Смирнов, Е. Шестопал, Т. Пархалина и М. Ильин, избирались членами ее исполкома (некоторые по два трехлетних срока). М.В. Ильин (НИУ ВШЭ, Москва) является редактором журнала IPSA «Participation». В качестве ассоциированных членов IPSA от России выступают факультет политологии МГУ, ИНИОН РАН, журнал «Полис».
Конгрессы IPSA пока не проводились в странах Восточной Европы, крупных государствах Азии (Индия, Индонезия, Казахстан), а также в КНР, поскольку IPSA признает политологическую ассоциацию только Тайваня. Хотя в IPSA представлена ассоциация Сингапура, но отсутствие политологов КНР ограничивает ее возможности.
Для участия в работе Всемирных конгрессов Международной ассоциации политической науки необходимо обязательно стать ее членом (зарегистрироваться на портале и внести вступительный взнос), выслать тезисы предполагаемого выступления (на англ. или фр. яз.), оплатить организационный взнос участника (250 долл., для членов-студентов — 75).
Портал МАПН имеет интерактивный характер: можно корректировать свои тезисы, предлагать формировать секции со своими знакомыми коллегами по общей теме, выбирать различный статус участия (докладчик, дискуссант, председатель секции) и др.
Разрешается участие в работе всех секций и сессий. Информация о членах МАПН представлена ее портале: ipsa.org (membership): между ними возможны различные формы интерактивного взаимодействия. Тезисы всех участников, выступавших на всемирный конгрессах с 2006 г. (!), доступны на портале ipsa.org (Online Paper Room). На нем же находится доступный для всех его посетителей IPSAportal. Top 300 websites for Political Science, где представлены сотни адресов различных политологических и политических сайтов.
***
XXIII конгресс Международной ассоциации политической науки проходил с 19 по 24 июля 2014 г. во Дворце конгрессов г. Монреаля. Тема конгресса — «Вызовы современному управлению» («Challenges of Contemporary Governance») — была призвана охватить те многообразные процессы, преобразования и острые противоречия, которые определяют развитие современного глобализирующегося мира и влияют на состояние и трансформацию управленческих структур, процессов и теорий. Конгресс вызвал значительный научный интерес. Более 2000 ученых и исследователей в течение 6 дней обсуждали вызовы современности, тенденции развития политологии и государственного управления. Были представлены все национальные ассоциации политической науки, включая российскую.
Монреальский конгресс, как и любой другой, имел свои особенности. Это был уже третий всемирный конгресс IPSA в Канаде (Монреаль, 1973 г., Квебек, 2000 г, Монреаль, 2014 г.). Выбор страны его проведения объясняется рядом обстоятельств.
Местом пребывания секретариата IPSA и ее генерального секретаря Ги Ла-шапеля является Университет Конкордия в Монреале. Идея проведения конгресса в Монреале была активно поддержана авторитетной Канадской ассоциацией политической науки, объединяющей 1300 политологов в ведущих университетах и центрах страны, а также квебекским обществом политической науки [6. P. 14].
КАПН — вторая ассоциация политической науки в мире по времени ее создания (в 1912 г.; первая — США, в 1903 г.). Она является одной из четырех основательниц IPSA в 1949 г. (наряду с ассоциациями США, Великобритании и Индии). Выбор Канады для проведения конгресса рассматривался и в связи с недавним 100-летием КАПН [9. P. 16]. Учитывался также позитивный опыт проведения XVIII Всемирного конгресса в Квебеке (сопредседателем оргкомитета последнего был Ги Лашапель). Проведение конгресса, разумеется, было согласовано и поддержано руководством провинции Квебек, города Монреаля (самый крупный город в провинции Квебек, второй по величине в Канаде, с 1844 по 1849 г. был ее столицей, является научным и культурным центром страны).
Приветствия участникам XXIII конгресса прислали премьер-министр Квебека Филипп Коллард, министр иностранных дел и франкофонии Квебека Кристин Ст.-Пьер, мэр Монреаля Денис Кодери. На церемонии открытия конгресса выступили: президент IPSA Хелен В. Милнер, генеральный секретарь Ги Лашапель, председатель программного комитета Хоффман-Мартино, руководитель исследовательских работ Квебека Реми Кирион.
Местный организационный комитет в составе группы представителей от ведущих вузов Квебека под руководством С. Пакуина (президент национальной школы публичной администрации — ENAP) подготовил необходимые условия для конкретной деятельности конгресса. В распоряжение участников был представлен новый, суперсовременный Palais des congrès de Montréal, который включал многочисленные залы и аудитории, оборудованные проекционной и компьтерной аппаратурой, информационными бюро, отделом регистрации участников, постоянно действующей выставкой крупнейших мировых издательств политической литературы, охраной. После процедуры открытия конгресса, перед его участни-
ками также в здании Palais des congrès de Montréal выступил коллектив всемирно-известного квебекского Cirque du Soleil.
Организационно работа монреальского конгресса включала работу: 4 пленарных сессий (в больших аудиториях); 9 специальных сессий; 7 главных тематических сессий (по три-четыре заседания небольших групп по заранее определенным конгрессом общим направлениям исследования: международные отношения, политическая теория, сравнительная политика и институты, публичная политика, городская и местная политика и др.; панели 51 постоянного исследовательских комитетов IPSA по их конкретной проблематике; заседания целого ряда временных (конгрессовских) малых групп исследователей по 4—5 человек, объединенных для дискуссий по какой-либо объединяющей их проблеме, а также сессии, организованные местным организационным комитетом. К конгрессу были приурочены заседания предъездовских панелей по гендеру и национализму, работа специализированного мастер-класса Канадской ассоциации политической науки по методологии политических исследований.
Все заседания на конгрессе имели строгий регламент в 1 час 45 минут; их тема, фамилии участников (председатель и сопредседатель, дискуссант, три-четыре докладчика), темы докладов, время проведения и аудитория были зафиксированы в объемной научной программе конгресса [11].
Тезисы всех выступлений были доступны на сайте организации — ipsa.org;
полные тексты их докладов также были представлены в электронной форме.
***
Основной целью конгресса его программный комитет поставил задачу выработки рекомендаций и решений долговременного характера, которые бы могли улучшить качество управления.
Программный комитет обращал внимание на важность анализа эволюции современного управления перед лицом многочисленных вызовов в условиях глобализации. Среди них:
— политические, экономические и социальные системы становятся более фрагментированными, но это создает необходимость и более комплексного анализа глобальных стратегических инициатив;
— разнообразие ценностей, подходов и поведения индивидов и групп вызывает большую диверсификацию политического участия и инклюзии;
— поскольку увеличивается количество структур, которыми выражаются различные интересы, то системы управления становятся более сложными, более трудными для интерпретации и понимания, а также менее отзывчивыми к инициативным гражданам;
— возрастают риски того, что демократические качество политических систем будет ухудшаться вследствие возрастающего влияния и решений техническо-административных и технократических экспертов.
Важную роль в работе конгресса сыграли пленарные секции, объединявшие большое количество участников.
На первой пленарной сессии «Политика международной безопасности» выступил приглашенный конгрессом известный и один из старейших политических
деятелей США Майкл Дукакис. Он трижды избирался губернатором Массачусетса (занимал пост рекордные 13 лет, признавался самым эффективным губернатором США), являлся кандидатом в президенты США от Демократической партии в 1988 г. (получил 46% голосов избирателей (42 млн человек), но проиграл республиканцу Дж. Бушу-старшему, получившему 53,4%).
М. Дукакис в своей обзорной лекции рассмотрел основные проблемы мировой политики с точки зрения упрочения межгосударственной безопасности и ответил на многочисленные вопросы. Дукакис отметил, что исторические претензии США на лидирующую роль в мире сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях, с некоторыми азиатско-тихоокеанскими государствами (КНДР, КНР) и с Россией. Он выразил уверенность в необходимости лидирующей роли США на международном уровне, но при этом обратил внимание на важность повышения значения интернациональных экспертиз и компетенций международных институтов.
Дукакис выделил особо важную роль международных организаций в продолжающемся процессе ограничения ядерного оружия, гонки вооружений в целом, решении проблем иммиграции, создании современной системы здравоохранения, защите окружающей среды, борьбе с глобальным потеплением и др.
Вторая пленарная сессия называлась «Вызовы современного управления: новое открытие искусства публичной администрации». Ее провел председатель программного комитета Хоффман-Марино, а основным докладчиком выступил известный политолог Род Роудз (профессор государствоведения университета Саутгемптона, заслуженный профессор политики университета Ньюкасла, президент ассоциации политических исследований Великобритании, профессор кафедры управления и публичной политики австралийского университета Грифитса, Брисбен). Он обратил внимание на происходящий сдвиг в понимании роли и функций государственной администрации в современных условиях [12. P. 213].
Дело в том, что реформы под флагом нового государственного менеджмента хотя и способствовали повышению эффективности государственного управления, но вели к понижению роли представительных органов, жесткой бюрократизации администрации, менеджеризации в ущерб общественной политике, недооценки роли государственных услуг как публичных. Сегодня государственная администрация, по мнению докладчика и ряда других политологов, принявших участие в обсуждении, должна становиться более публичной. Целесообразно ее развитие и совершенствование по таким принципиальным направлениям, как эффективное взаимодействие с различными группами интересов и гражданами; большая открытость к обсуждению выдвигаемых обществом или объединениями граждан различных инициатив; совершенствование управленческой деятельности в парадигме «обратной связи»; оптимальная «прозрачность» в деятельности государственных структур; широкое использование технологий «электронного правительства» и др. В этом смысле можно говорить о расширении содержание и актуализации понятия «публичная администрация».
Некоторые участники этой сессии обратили внимание на значение аксиологического (ценностного) подхода в анализе публичного управления. Если государство (администрация) не рассматривает услуги с точки зрения их публичности, ценности, блага, то оно начинает терять доверие общества, может возникнуть
кризис его легитимности, ответственности. Говорилось о необходимости умелого использования ведущих управленческих подходов: традиционно-рационального (эффективная бюрократия), нового государственного менеджмента (включая неолиберальную модель с акцентом на рынках, контрактах и аутсорсинге, а также постнеолиберальную, с ограниченным использованием бюрократии, рынков и сетей), публичной администрации (или управления) и менеджмента публичных ценностей. Обращалось внимание на необходимость правильного выбора и развития соответствующих моделей государственного управления, творческого применения их к особым условиям каждой страны.
Третью пленарную сессию «Глобализация и местные политические изменения» провела Президент IPSA Хелен Милнер (США). В сессии участвовали американские политологи: А. Джамал (Принстонский университет), С. Мейнсфилд (Пенсильванский университет), Л. Сола (Бразилия, в прошлом президент IPSA, университет Сан Пауло) и Н. Пудра (Питтсбургский университет). Они рассмотрели проблемы воздействия глобализации на изменения в местной политике на примерах Среднего Востока, Северной Африки, США, Индии и ЮАР. Ими было показано, как местные условия влияют на развитие торговли и увеличение иностранных инвестиций.
Х. Милнер подчеркнула, что развивающиеся страны ныне представляют 50% мировой экономики, но дальнейшими препятствиями в ее развитии являются бедность и безработица.
Участники сессии показали, почему некоторые развивающиеся страны не воспользовались преимуществами, которые дает глобализация. Среди таких причин были названы: конфликты, отток иностранных инвестиций, неразвитый производственный сектор и др. В этой связи участники обратили внимание на необходимость проведения соответствующих реформ в глобальном управлении.
Четвертая пленарная сессия называлась «Конституционная реформа в Великобритании: федеральное будущее?». Она была проведена Первым министром Уэльса (Великобритания) Карвином Джонсом.
Организация сессия обусловливалась намечаемым в конце 2014 г. референдумом в Шотландии о степени ее государственной независимости и необходимостью осмысления современных острых проблем федерализма. К. Джонс, объясняя политику правительства по поводу референдума, отметил, что в «Великобритании не забывают о федерализме». Он подчеркнул, что согласен с тремя основными принципами федерализма, обсуждаемыми в конституционных дебатах: уважение к законодательной власти, паритет государственных структур, эволюция компетенций исполнительной и законодательной властей. Актуальность и острота проблем федерализма в Великобритании заключается, в частности в том, что по опросам общественного мнения, около 50% шотландцев выступают за независимость Шотландии. До 1707 г. она представляла собой независимое королевство в Северной Европе. Сейчас население Шотландии оставляет 5,2 млн человек, но большое количество шотландских переселенцев проживает в США, Канаде, Австралии и др., территория равна 78 тыс. км2 (сопоставима по населению и территории с Данией или, например, с Донецкой и Луганской областями — Ю.И.).
Первый министр Уэльса поставил несколько острых вопросов в связи с возможными положительными результатами референдума в Шотландии, намеченного на 18 сентября 2014 г. Среди них: какой будет новый флаг Великобритании?; как будет называться остальная часть страны?; каким станет статус королевы Великобритании? Были рассмотрены теоретические проблемы федерализма и в ряде других стран. Обращалось внимание на то, что научно-обоснованная политика федерализации весьма актуальна для сложно-составных и поликультурных обществ. В этой связи называлась и Украина.
Интересным и важным событием для российских участников и ряда зарубежных политологов, особенно старшего поколения, явилось проведение Генеральным секретарем IPSA Ги Лашапелем специальной сессии: «Москва 1979: XI Всемирный конгресс IPSA».
Данная сессия была посвящена 35-летию московского конгресса, ключевым участникам этого события. На официальном сайте IPSA в связи с проведением сессии приводился отрывок из книги Ричарда Меррита и Элизабет Хансон «Наука, политика и международные конференции», где говорилось о том, что этот конгресс явился поворотным моментом в деятельности IPSA, ознаменовав сдвиг от американо-европейской традиции к подлинно интернациональной организации, а также стал моментом интеллектуальной открытости для российских политологов» [8. P. 46].
В выступлении Ги Лашапеля обращалось внимание на то, что этот конгресс представлял собой, с одной стороны, значительное расширение деятельности IPSA, а с другой, — помог в легитимации политической науки в СССР и политике «гласности». На сессии выступил известный канадский политолог, профессор университета Оттавы Джон Трент, Генеральный секретарь IPSA в 1976—1988 гг., участник этого исторического конгресса. Он поделился интересным сообщением и воспоминаниями о его работе, продемонстрировал свою книгу об истории развития мировой политической науки и ее организаций [13. P. 36—45].
C интересным сообщением выступил маститый политолог из США Кеннет Джанда, показавший и прокомментировавший сохранившиеся документы конгресса. Положительную оценку конгрессу дал и профессор М.В. Ильин, сделавший акцент на его исторический потенциал: затем состоялась дискуссия о перспективах развития российской политической науки, в которой приняли участие как российские, так и зарубежные исследователи.
Хотя политологов из России на конгрессе было немного (около 20 участников), но им удалось провести ряд эффективных сессий. Так, вице-президенты Российской ассоциации политической науки М.В. Ильин и О.Ю. Малинова организовали и провели в качестве дискуссанта и председателя сессию CS04 «Управление и ответственность», в которой выступили с докладами несколько российских исследователей из НИУ ВШЭ и МГИМО. М.В. Ильин и несколько исследователей из МГИМО и ВШЭ активно участвовали в секции RS01 «Морфология управления». Заведующая кафедрой публичной политики НИУ ВШЭ, профессор Н.Ю. Беляева стала учредителем ряда секций (RS30 и др.), на которых свои доклады представили доценты этой кафедры: Д.Г. Зайцев, А.Н. Потсар и др. Председатель РАПН, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, про-
фессор О.В. Гаман-Голутвина выступила на трех панелях, причем в двух из них являлась, соответственно, председателем и сопредседателем. Профессор РАН ХиГС и РГГУ Ю.В. Ирхин выступил в секции постоянного комитета МАПН RS35 с докладом-презентацией о проектировании социально-экономического и технологического развития современной России как цивилизации в ближайшее десятилетие. В целом в соответствующих сессиях и на панелях выступили все российские участники, получив сертификаты-удостоверения, подписанные руководством IPSA.
На всемирных конгрессах обычно отмечаются лучшие политологические работы за предшествующий период времени. Так, медалью Карла Дойча (1912— 1992 гг.) (постоянная премия МАПН, присуждается раз в два года) была награждена известный исследователь департамента сравнительной политики Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета и профессор государственного управления Университета Сиднея Пиппа Норрис. В течение 6 лет она возглавляла Интегральный электоральный проект по сравнительному анализу выборов. Одним из результатов этой работы явилась ее монография «Дефицит демократии» [10].
П. Норрис выступила на конгрессе не только в своих секциях, но и как лауреат премии К. Дойча, представив свою открытую лекцию по проблемам анализа и качества выборов в различных странах мира на специальной традиционной сессии лауреатов IPSA.
На конгрессе было избрано новое руководство IPSA. Ее президентом на 2014—2016 гг. стал известный японский политолог, профессор Аиджи Танака (исполнительный директор академических исследований университета Васеда в Токио). Избраны 16 членов исполнительного комитета: семь от ассоциаций Европы, три — от Латинской Америки, три — от Азии и Дальнего Востока, два — от Африки, по одному от Канады и США.
На заключительной церемонии конгресса были кратко подведены его итоги и оглашено решение о том, что следующий XXIV Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки по теме «Политика в мире неравенства» впервые состоится в г. Стамбуле 23—28 июля 2016 г. [7]. В этой связи посол Турции в Канаде выступил с приветственной речью и пригласил всех присутствующих на стамбульский конгресс. Официальный флаг IPSA (на синем фоне золотистыми буквами выделено AISP*IPSA, между которыми размещен символ земного шара и надписи: World Congress — Congress Mondial) в торжественной обстановке был передан председателем организационного комитета монреальского конгресса С. Пакуином председателю организационного комитета будущего
XXIV стамбульского конгресса члену исполкома IPSA Фузуну Туркмену.
***
Монреальский конгресс проводился в Канаде, и в силу географических и политических причин большинство его делегатов являлись северо-американцами и европейцами. Соответственно, в проблематике сессий и секций во многих случаях доминировали англо-саксонские или европоцентристские, часто неолиберальные подходы. Достаточно сказать, что на большинстве пленарных сессий в каче-
стве основных докладчиков выступили представители Великобритании, Канады и США; меньше, чем на предыдущих конгрессах, уделялось внимания опыту и особенностям политического развития Азии, Африки, Латинской Америки и России.
На конгрессе были проанализированы глобальные вызовы, стоящие перед мировым сообществом. Отмечалось, что сложносоставной характер управления требует глобального осмысления и использования как теоретических, так и прикладных междисциплинарных подходов, более тесного взаимодействия различных исследователей. Так, экспериментально-методологический подход должен помочь лучше оценить представление о различных формах управления.
Конгресс обратил внимание на плодотворность фокусирования внимания исследователей на особенностях и социально-экономической эффективности управленческого опыта в различных цивилизациях, нациях и странах; на глобальном, межнациональном, страновом, региональном и других уровнях и срезах управления.
На конгрессе отмечалась важность изучения различных сравнительных стратегий и средств, посредством которых те или иные модели управления разрабатываются, продвигаются или даже предписываются.
Было показано, что распространенная концепция нового государственного управления требует критического анализа. Современные управленческие концепции целесообразно дополнять ценностно-ориентированными подходами с учетом интересами основных акторов управления. В ряде выступлений был отмечен сдвиг от исследовательского интереса с формального анализа политических институтов и рекламы англо-саксонской или европейско-континентальной демократии на изучение объективных факторов эффективности правления и управляемости в разных странах.
На конгрессе было обращено внимание на то, что в условиях трансформаций, кризисов и усложняющегося развития общества роль государства объективно возрастает, однако в разных условиях (региональных, национальных, цивилизаци-онных) реализация этого процесса происходит неодинаково. Кроме того, наряду с повышением требовательности к компетентности и ответственности государства возрастают требования к качеству самого процесса управления, интегрирующего целый ряд акторов, а также государственных управленцев и их окружения. Высоко оценивалось использование современных информационных технологий в различных управленческих структурах в парадигмах «электронного правительства» и «электронной демократии», возрастания роли ИКТ в деятельности организаций гражданского общества.
Были рассмотрены проблемы гражданского участия в процессах демократического управления; роль протестного движения и публики, социальных медиа и интеллектуальных, аналитических сообществ в процессах демократизации и демократическом развитии. Специально рассматривался дискурс в теории и методологии политической науки, изучение дискурсивных практик политических акторов и их влияния на политические изменения, дискурсивные практики как «soft power» и др.
В целом большинство докладов было хорошо теоретически и методологически обосновано, широко использовались результаты прикладных исследований и достижений различных научных школ и центров.
Конгресс продемонстрировал необходимость более широкого участия российских политологов в научной деятельности IPSA. Следующий стамбульский международный форум политологов, в частности, в силу географической близости Турции, весьма удобен в этом отношении. После стамбульского XXV конгресса IPSA в 2016 г. следующий после него всемирный форум политологов планируется впервые провести в Австралии, в г. Брисбене в июле 2018 г.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ирхин Ю.В. XVIII Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки о проблемах глобализации // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2001. № 3.
[2] Ирхин Ю.В. XIX Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки в ЮАР «Демократия, толерантность, справедливость: вызовы для политических изменений» // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2004. № 1.
[3] Ирхин Ю.В. XX Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки в Японии «Работает ли демократия?» // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2007. № 2.
[4] Ирхин Ю.В. XXI Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки в Чили «Глобальное недовольство? Политика изменений?» // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2011. № 2.
[5] Ирхин Ю.В. XXII Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки в Испании «Реорганизуя власть, меняя границы» // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2013. № 1.
[6] Coté C. The Société québécoise de science politique // Participation. Vol. 37. N 2.
[7] International Political Science Association. 2013—2014 Biennial Report. Ed. Guy Lacha-pelle. 2014.
[8] Merritt R., Hanson E. Science, Politics and International Conferences. A Functional Analysis of the Moscow Political Science Congress. USA, Boulder, Colorado, 1989.
[9] Noel A. Canadian Political Science Association. A Century-old Association, with a Youthful Bent // Participation. Vol. 37. N 2.
[10] Norris P. Democratic Deficit: Critical Citizens Revisited. Cambridge University Press, 2011.
[11] Programme. IPSA^AISP 23rd World Congress of Political Science 23eme Congrés mondial de science politique. Challenges of Contemporary Governance. Le défis de la gouvernance contemporaine. July 19—24 jullet, 2014. Montreal, Quebec-Canada, 2014.
[12] Rhodes R.A. W., Tiernan A. Lessons in Governing. Melbourn University Press, 2014.
[13] Trent J., Stein M. The World of Political Science: A Critical Overview of the Development of Political Studies around the Globe: 1990—2012. Barbara Budrich Publishers, Toronto, Canada, 2012.
REFERENCES
[1] Irhin Ju.V. XVIII Vsemirnyj kongress Mezhdunarodnoj associacii politicheskoj nauki o problemah globalizacii // Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2001. № 3.
[2] Irhin Ju.V. XIX Vsemirnyj kongress Mezhdunarodnoj associacii politicheskoj nauki v JuAR «Demokratija, tolerantnost', spravedlivost': vyzovy dlja politicheskih izmenenij» // Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2004. № 1.
[3] Irhin Ju.V. XX Vsemirnyj kongress Mezhdunarodnoj associacii politicheskoj nauki v Japonii «Rabotaet li demokratija?» // Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2007. № 2.
[4] Irhin Ju.V. XXI Vsemirnyj kongress Mezhdunarodnoj associacii politicheskoj nauki v Chili «Global'noe nedovol'stvo? Politika izmenenij?» // Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2011. № 2.
[5] Irhin Ju.V. XXII Vsemirnyj kongress Mezhdunarodnoj associacii politicheskoj nauki v Ispanii «Reorganizuja vlast', menjaja granicy» // Vestnik RUDN. Serija «Politologija». 2013. № 1.
[6] Coté C. The Société québécoise de science politique // Participation. Vol. 37. N 2.
[7] International Political Science Association. 2013—2014 Biennial Report. Ed. Guy Lacha-pelle. 2014.
[8] Merritt R., Hanson E. Science, Politics and International Conferences. A Functional Analysis of the Moscow Political Science Congress. USA, Boulder, Colorado, 1989.
[9] Noel A. Canadian Political Science Association. A Century-old Association, with a Youthful Bent // Participation. Vol. 37. N 2.
[10] Norris P. Democratic Deficit: Critical Citizens Revisited. Cambridge University Press, 2011.
[11] Programme. IPSA^AISP 23rd World Congress of Political Science 23eme Congrés mondial de science politique. Challenges of Contemporary Governance. Le défis de la gouvernance contemporaine. July 19—24 jullet, 2014. Montreal, Quebec-Canada, 2014.
[12] Rhodes, R.A.W., Tiernan A. Lessons in Governing. Melbourn University Press, 2014.
[13] Trent J., Stein M. The World of Political Science: A Critical Overview of the Development of Political Studies around the Globe: 1990—2012. Barbara Budrich Publishers, Toronto, Canada, 2012.
XXIII WORLD CONGRESS OF INTERNATIONAL POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION IN CANADA: «CHALLENGES OF CONTEMPORARY GOVERNANCE»
Yu.V. Irhin
The Department of Political Science and Management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the auspice of the President of the Russian Federation
Vernadskogo prospect, 84, Moscow, Russia, 119606
The article analyze the results of the work of XXIII World Congress of International Political Science Association «Challenges of Contemporary Governance», held in Canada, Montreal 20 to 25 July 2014. The author describes the key problems and thesis, which were presented during the Montreal's Congress: challenges of contemporary governance, globalization and governance, public police, quality of governance, federalization. The author analyzes the role of Russian political scientists it the congress work.
Key words: International Political Science Association (IPSA) Russian Political Science Association (RPSA), world congress of IPSA, challenges of contemporary governance, globalization and governance, public police, quality of governance, federalization.