Научная статья на тему '2010.04.038. МЮШЬЕЛЛИ Ж.-Л. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. MUCHIELLI J.-L. DéLOCALISATION: NOUVELLES TENDENCES // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2979. - P. 36-41'

2010.04.038. МЮШЬЕЛЛИ Ж.-Л. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. MUCHIELLI J.-L. DéLOCALISATION: NOUVELLES TENDENCES // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2979. - P. 36-41 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫЕ / СУБПОДРЯД МЕЖДУНАРОДНЫЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.04.038. МЮШЬЕЛЛИ Ж.-Л. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. MUCHIELLI J.-L. DéLOCALISATION: NOUVELLES TENDENCES // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2979. - P. 36-41»

делают его объектом общественного внимания под углом зрения целей общества. Эти обсуждения полезны и для представителей наемных работников, которые не только выражают общие интересы, но и приобретают личные компетенции, способствующие их профессиональному росту.

Социальные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия сегодня, настолько сложны, что требуется взгляд со стороны. Многие крупные НПО хорошо понимают, что для достижения их целей полезно стремиться к изменению практики крупных предприятий. Однако партнерство НПО-предприятия содержит определенный риск для обеих сторон. НПО могут потерять свою независимость и критические способности. Однако они готовы идти на риск, понимая, что устойчивое развитие и концепция СОП дают шанс переосмыслить будущее современного общества и процессы принятия решений на всех властных уровнях.

И.Ю. Жилина

2010.04.038. МЮШЬЕЛЛИ Ж.-Л. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

MUCHIELLI J.-L. Délocalisation: nouvelles tendences // Problèmes écon. - P., 2009. - N 2979. - P. 36-41.

В статье профессора университета Париж-1 рассматриваются стратегии размещения предприятий многонациональных компаний (МНК).

В последние 20 лет стратегия глобализации совершенствовалась и усложнялась, в частности, развивались такие ее направления, как фрагментация производств и их перемещения в международном масштабе. В 1990-е годы прямые иностранные инвестиции (ПИИ) росли очень высокими темпами с двумя пиками в 2000-2002 и 2006-2007 гг. В 2006 г. объем мировых ПИИ достиг 1306 млрд. долл. против 55 млрд. долл. в 1990 г. (с. 36). Однако с началом кризиса МНК вынуждены были пересмотреть стратегии развития «по всем направлениям».

При благоприятных условиях роста и глобализации МНК, как правило, заинтересованы в расширении международной экспансии. На практике компании, вкладывающие деньги в зарубежные предприятия, одновременно являются наиболее крупными экспортерами. Таким образом, между экспортом товаров и капита-

лов существует скорее взаимодополняемость, а не взаимозаменяемость. В то же время менеджеры нередко вынуждены делать выбор между экспансией в зарубежные страны и уходом из них, опираясь на анализ основных рисков, касающихся спроса, предложения и структуры рынка. Так, национальный рынок может быть насыщен или недостаточно динамичен; местные издержки могут быть слишком высокими; прямые конкуренты уже внедрились за границей и захватили внешние рынки.

МНК отдают предпочтение наиболее динамично развивающимся рынкам, в частности странам БРИК и странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В Азии приоритетной зоной для МНК является Китай в силу роста своего рынка, привлекательного для предприятий всех секторов. Например, в конце 2008 г. компания «McDonald's» открыла в стране тысячный ресторан, заявив о намерении открыть еще 175 в 2009 г. (с. 37).

Экономия издержек производства всегда была основной целью компаний, вынужденных конкурировать с другими предприятиями, в том числе на рынках третьих стран. Символична новая стратегия компании «Nokia», одобренная в феврале 2008 г.: она предполагает перевод своего немецкого завода в Румынию, инвестирование в него около 60 млн. долл. и производство на новом месте 10 млн. мобильных телефонов. Согласно некоторым исследованиям при переводе предприятия за границу общая экономия издержек производства может достигать 40%, в других приводятся менее привлекательные цифры, иногда даже негативные (с. 37).

В то же время перевод предприятий часто связан не только с издержками, но и поиском новых рынков сбыта и квалифицированной рабочей силы. Большую роль при экспансии в зарубежные страны играют мотивы вхождения на рынки и олигополистическая конкуренция. На принятие решения о перемещении предприятий влияют такие стратегии, как подражание конкуренту, стремление предотвратить захват зарубежного рынка или завоевать новый рынок.

Привлекательность стран с формирующимся рынком объясняется сочетанием факторов издержек и спроса. Так, новые члены ЕС, особенно Словакия, привлекают МНК низкими издержками в плане налогов и рабочей силы, развитой инфраструктурой и притоком европейских капиталов (в 2007-2013 гг. в экономику страны

должно быть вложено 16,2 млрд. евро) (с. 37). Кроме того, Словакия рассматривается как плацдарм для завоевания рынков ЦВЕ. Так, после открытия рядом зарубежных компаний автомобильных заводов в Словакии страна с 2007 г. занимает первое место в мире по производству автомобилей на душу населения. В то же время первое место в ЦВЕ по производству автомобилей в стоимостном выражении принадлежит Польше, опережающей Чехию. В 2010 г. производство автомобилей в ЦВЕ превысит 3,5 млн. (с. 38).

Долгосрочные тенденции географического распределения ПИИ показывают сокращение доли развитых (с 78% в 1970-1972 гг. до 66% в 2004-2006 гг.) и увеличение доли развивающихся стран (РС), а также значительный рост доли Китая и азиатских новых индустриальных стран, на которые в целом приходилось более 12% ПИИ в 2004-2006 гг. против 4,5% в 1970-1972 гг. На новых членов ЕС приходится 3,6% ПИИ, тогда как в 1970 г. их просто не было (с. 38).

Анализ стратегий размещения МНК показывает, что выбор осуществляется последовательно: сначала выбирается географическая зона, затем страна, регион и точное место размещения предприятия. На каждом этапе составляется «короткий список» и определяются критерии в зависимости от результатов анализа затраты/выгоды на основе наиболее общих макроэкономических показателей (потенциальный спрос, производственные издержки), характеристик альтернативных мест размещения (транспорт, налоги, стоимость земли, наличие рабочей силы и т.д.) и технических особенностей производства. Тем не менее часто размещение осуществляется в форме географического распространения «встык»: соседняя страна, затем последовательно другие страны в зависимости от географического расстояния и культурной близости.

Параллельно глобализации развивался процесс дробления (фрагментации) производственных процессов в международных масштабах. Так, доля импорта комплектующих в страны ОЭСР из стран, не входящих в организацию, увеличилась с 18 до 33% в общем импорте промежуточных продуктов (с. 38).

Крупные МНК производят многочисленные виды продукции, являются многофункциональными и многопространственными. Совокупность функций цепочки создания добавленной стоимости можно раздробить на множество стадий, а затем фрагментировать и их пространственное размещение. Предприятие фрагментирует

каждую функцию, стремясь заранее связать свои потребности и привлекательность местной экономической среды, конкурентные и сравнительные преимущества определенной географической зоны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволило также дробить и деятельность по предоставлению услуг, расширило торговлю ими, создав новые виды услуг. Сегодня многие услуги можно предоставлять независимо от их географической локализации. Фрагментация в сфере услуг может получить гораздо более широкое развитие, чем в промышленности, поскольку для этого нужны не заводские, а офисные помещения и минимум оборудования. Тем не менее внедрением сервисных платформ в странах с формирующимся рынком занимаются в основном крупные предприятия. Согласно опросу 1,1 тыс. руководителей средних предприятий, только 5% из них намеревались перевести рабочие места в сфере ИКТ за границу, тогда как этот показатель поднимается до 95% для крупнейших компаний, занимающих первую тысячу мест в списке журнала «Fortune» (с. 39).

Производство, осуществляемое МНК за границей, определяется как «офшорное», оно осуществляется либо филиалами, либо на условиях международного субподряда (международный аутсорсинг). Сегодня географические зоны, где возможен международный субподряд, значительно расширились за счет новых членов ЕС, других стран Восточной Европы, СНГ и азиатских стран.

В большинстве развитых стран больше половины ПИИ осуществляется в форме слияний и приобретений. В 2000-2001 гг. этот процесс имел широкий размах в сфере ИКТ, в 2004-2006 гг. -в банковском секторе и телекоммуникациях. Основное преимущество этого пути состоит в быстром выходе на рынок с уже обеспеченной за счет приобретаемого предприятия долей. Характерной для совместного предприятия является озабоченность партнеров местной рентабельностью продукции, тогда как материнская МНК скорее заинтересована в мировой, глобальной рентабельности своей деятельности. Стремление материнской фирмы фрагментиро-вать производство в мировых масштабах и использовать трансфер-ные цены между филиалами может войти в конфликт со стратегией местного партнера.

Аутсорсинг получил широкое развитие в странах ЦВЕ, а также в Индии. Особую активность проявляют немецкие предпри-

ятия. В 1991-2000 гг. аутсорсинг вырос на 328%. Параллельно более чем на 500% вырос экспорт и импорт Германии в страны ЦВЕ и из них (с. 39). Предприятия, передающие подряды, пытаются таким образом использовать три типа преимуществ: фрагментацию, специфическую локализацию и экстернализацию, что может снизить издержки производства и управления, оптимизировать местные компетенции или сравнительные преимущества и увеличить модульную структуру, обеспечивая более высокую гибкость в меняющемся и конкурентном окружении.

Нынешний кризис отмечен явным замедлением процесса международных инвестиций и ставит под сомнение некоторые принятые решения. Проявляются две противоположные тенденции: с одной стороны, замедление международной передислокации, сопровождающейся большими сокращениями персонала, с другой -ее ускорение в поисках снижения издержек. При этом некоторые субподрядчики закрываются из-за проблем материнской фирмы. Так, компания «British Telecom» сократила на 6% (10 тыс. человек) количество занятых. Это прямо затронуло ее индийского партнера -компанию «Tech Mahindra», поскольку от британского оператора зависело 60% ее деятельности. Та же картина наблюдается в США, где в последнем квартале 2008 г. количество контрактов на аутсорсинг и снабжение сократилось соответственно на 20 и 22% по сравнению с тем же периодом 2007 г. (с. 40). Причиной является снижение спроса, повышение финансовых рисков, сокращение разрыва в заработной плате с Индией и Китаем.

Экономическая конъюнктура и сужение кредита оказывают влияние на состояние сбыта. В октябре 2008 г. во Франции рынок продаж автомобилей сократился на 7,4%, в Германии - на 8,2, в Испании - на 40, в Ирландии - на 54%. В условиях кризиса компания «Renault» в конце 2008 г. объявила о сокращении 2 тыс. рабочих мест как в самой Франции, так и в филиалах других европейских стран (с. 40). Подобную политику проводят и другие МНК. Убежищем могут стать страны, где спрос остается высоким, а издержки привлекательными, но этим тенденциям будут в той или иной степени противодействовать политика протекционизма и повышение рисков.

Часто на планы экономического роста влияют тенденции предприятий к слияниям. При размещении производства, особенно

за границей, предприятия одного сектора или одной страны происхождения стремятся объединяться в кластеры, что позволяет им использовать возможные технологические достижения, а также положительные экстерналии, связанные с существованием местных рынков труда и капитала. МНК, реализуя стратегии реорганизации в условиях кризиса, предпочитают спасать не отдельные предприятия, а входящие в кластеры филиалы. Следовательно, структурированная в кластеры промышленная ткань располагает возможностями более легкого выхода из кризиса.

И.Ю. Жилина

2010.04.039. ПИЗАНО Г.П., ШИХ ВС. ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. PISANO G.P., SHIH W.C. Restoring American competitiveness // Harvard business rev. - Boston, 2009. - Vol. 87, N 7/8. - P. 114-125.

Текущий экономический кризис заставил США обратить внимание на неприятный факт наличия проблемы конкурентоспособности. Эта проблема возникла еще в 1980-х - начале 1990-х годов, но тогда, в период бума, она оказалась скрытой за миражом процветания, хотя в действительности промышленная база страны продолжала ослабевать. Сегодня эта проблема требует серьезного внимания. Восстановление способности американских предприятий разрабатывать и производить продукцию высоких технологий в США - единственный путь сокращения гигантских дефицитов и поддержания уровня жизни в стране. Изменение тенденции падения конкурентоспособности потребует решительных мер:

- правительство должно изменить систему поддержки как фундаментальных, так и прикладных научных исследований и стимулировать широкое сотрудничество бизнеса, сферы науки и образования и государственных структур в направлении поиска решений важнейших общественных проблем;

- корпоративный менеджмент должен пересмотреть свои методы и перестроить системы управления, с тем чтобы преодолеть чрезмерное внимание к показателям доходности и устранить угрозы аутсорсинга производства и сокращения инвестиций в НИР.

Внешнеторговый баланс США по продукции высоких технологий (в этот показатель включаются следующие отрасли: биотехнология, биологические науки, оптоэлектроника, информатика и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.