Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития европейских тнк и трансформация немецких компаний в начале XXI века'

Некоторые аспекты развития европейских тнк и трансформация немецких компаний в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития европейских тнк и трансформация немецких компаний в начале XXI века»

А.В. Кузнецов

Некоторые аспекты развития европейских ТНК и трансформация немецких компаний в начале XXI века

Общая характеристика германских ТНК

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. популярной темой научных работ стала глобализация, одной из характерных черт которой является важная роль ТНК во внешнеэкономических отношениях. Транснациональными могут быть как крупные отраслевые лидеры, так и небольшие компании. ТНК имеют разную организационную структуру - от иерархической до сетевой (с широкой автономией региональных дочерних фирм и производственных направлений). Заметно различаются ТНК и в зависимости от страны происхождения. В частности, можно назвать несколько довольно типичных черт крупных германских ТНК.

1. Специфическая история становления - довольно ранний старт интернационализации с насильственным прерыванием развития зарубежной деятельности. В отличие от ТНК Северной Европы, не говоря уже о компаниях азиатских новых индустриальных и восточноевропейских постсоциалистических стран, многие из ныне действующих крупных германских ТНК открыли свои первые зарубежные предприятия еще во второй половине XIX в. При этом германские фирмы основную часть своих зарубежных активов теряли в результате двух мировых войн - этим они заметно

32

отличаются от ТНК США и в меньшей степени Великобритании. ТНК континентальной Европы также потеряли большую часть зарубежной собственности в ходе Второй мировой войны (например, французские фирмы - 2/3 активов3), но даже та заграничная германская собственность, которая сохранилась после боевых действий, была конфискована в качестве наказания за нацистскую агрессию. Более того, на фирмы ФРГ в течение нескольких лет после войны налагался ряд ограничений вплоть до запрета зарубежных инвестиций, что отражалось и на географии их экспорта. Особо ярко это проявилось в банковской сфере - первый западногерманский зарубежный дочерний банк был открыт лишь в 1967 г. («Дой-че Банк» в Люксембурге).

Только на первый взгляд в наши дни вопрос истории германских ТНК малоактуален. Некоторые фирмы ФРГ, осуществившие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. новые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на малоосвоенных для них рынках, нередко подчеркивают, что они возвращаются в страны, где до сих пор ощущается германский вклад в индустриальное развитие. Наглядным примером служит концерн «Сименс». Он основал первые из ныне действующих совместных предприятий в Польше, России и некоторых других странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ лишь в начале 90-х годов. Однако в информационных материалах фирмы подчеркивается, что на территории большинства этих государств концерн начал действовать 100-150 лет назад2.

2. Влияние европейской интеграции. ФРГ стояла у истоков процесса, а стремительная экспансия германских ТНК за рубеж совпала с развитием интеграции в рамках ЕС. При этом Евросоюз расширялся 5 раз (в 1973, 1981, 1986, 1995 и 2004 гг.), что позволяло компаниям ФРГ действовать в условиях преференциального внешнеэкономического режима во все большем числе близко расположенных стран, к тому же обычно со сходным уровнем развития (что стимулирует ускоренное развитие торговых и инвестиционных контактов). Одновременно шло углубление интеграции внутри ЕС - начиная от создания Таможенного союза в 1968 г. до при-

3 Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции //Мировая экономика и международные отношения. - М, 2000. - №5. - С. 60.

2 Сайт компании «Сименс» (www.siemens.com).

33

нятия решения о создании единого рынка со свободой миграции товаров, услуг, людей и капитала (в том числе с 1994 г. со странами ЕАСТ). Соглашение о создании единого экономического пространства быпло подписано в 1992 г. всеми членами ЕС и ЕАСТ, но Швейцария его не ратифицировала после провала идеи на референдуме. Позднее она заключила серию соглашений, которые позволят реализовать концепцию четырех свобод к 2014 г. Тем не менее, по ряду оценок, отказ Швейцарии от тесной интеграции с ЕС уже отрицательно сказывается на росте инвестиционных контактов с ФРГ (см. также табл. 2).

Более того, в 1999-2002 гг. в 12 странах ЕС (включая ФРГ) быпла введена единая валюта евро, что ликвидировало валютные риски для германских ТНК, действующих в пределах еврозоны. Возможность пройти первые этапы интернационализации своей деятельности в более комфортных с точки зрения внешнеэкономического режима условиях огромного единого экономического пространства Евросоюза и ЕАСТ является хорошим стимулом для возникновения все новых германских ТНК, в том числе сравнительно небольших по размерам. Прекрасным примером до покупки в 2002 г. итальянским инвестором служила германская фирма «Кампс» - в 1982 г. она владела одной пекарней в Дюссельдорфе, а уже через 20 лет являлась пищевой компанией со значительными зарубежными активами в 11 странах, прежде всего во Франции и Нидерландах. Хотя, конечно, влияние европейской интеграции на развитие ТНК в наши дни уже не является сугубо германской спецификой3.

3. Приоритетные мотивы осуществления ПИИ - для германских ТНК на первом месте стоит проникновение и закрепление на новых рынках сбыта, а также снижение издержек производства, тогда как возможность получения доступа к сырью чаще отходит на второй план. Это объясняется несколькими причинами. Во-первыгх, Германия бедна полезными ископаемыми, что привело к отсутствию значительного числа крупных сырьевыгх компаний. Даже известные «Рур-газ» (газовая дочерняя компания концерна «Э.Он») и «Винтерсхалль» (нефтяная дочерняя фирма концерна БАСФ) значительно меньше таких гигантов, как «Бритиш петролеум - Амоко», «Ройял Датч-

3 Kapitalverflechtung mit dem Ausland / Deutsche Bundesbank. Statistische Sonderveröffentlichung. - Berlin, 2005. - 10 April. - S. 5-6.

34

Шелл», «Экссон мобил» или «Шеврон-Тексако». Во-вторых, успешное развитие современной германской экономики базируется прежде всего на постоянном наращивании экспорта. Начав заново зарубежную экспансию в 50-60-е годы XX в., германские промышленные ТНК специализировались в основном на технологически сложной продукции, поэтому для достижения эффекта масштаба им было необходимо выходить на глобальный уровень. Позднее к ним добавились многочисленные компании сферы услуг, для которых доступ на все основные рынки сбыта также является важным средством повышения конкурентоспособности в мировом хозяйстве. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в условиях стагнации внутреннего спроса в ФРГ и очень высоких трудовых издержек перенос производства за рубеж стал важным элементом стратегии большинства германских компаний. При этом ТНК стремятся закрепиться на всех перспективных рынках, параллельно снижая (если возможно) себестоимость своей продукции.

В то же время германские компании интересует доступ к зарубежным ресурсам, если рассматривать это понятие в широком смысле, добавляя к природному сырью, например, интеллектуальный потенциал. В частности, можно вспомнить германского лидера новой экономики САП, который вложил 0,5 млрд. долл. в Силиконовой долине США около Стэнфордского университета в свою дочернюю компанию для операций в сфере торговли через Интернет.

Существуют и другие особенности германских ТНК, сложившиеся за послевоенный период и отличающие их от ТНК других стран. Однако не следует воспринимать отмеченные черты как некую модель, которая способна описать любой концерн с глобальным характером операций и головной штаб-квартирой в ФРГ. Каждая фирма имеет свои индивидуальные черты. Более того, вызовы глобализации, в частности кризис германской экономической модели, заставляют ТНК трансформироваться. Некоторые направления модернизации германской модели интернационализации будут рассмотрены ниже подробнее.

В настоящее время насчитывается почти 9 тыс. германских ТНК с несколькими десятками тысяч дочерних предприятий и филиалов, на которых занято не менее 4,5 млн. человек. К началу 2004 г. в мире действовало 22,6 тыс. дочерних структур, в каждой из которых накопленные германские ПИИ превышали 3 млн. евро, а общая сумма ПИИ германских ТНК в них достигала 665,8 млрд.

35

евро. Кроме того, существовало еще около 12 тыс. предприятий, где ПИИ германских ТНК колебались от 0,5 млн. до 3 млн. евро (причем в сумме накопленные ПИИ в них превышали 8 млрд. евро), а также множество мелких зарубежных филиалов германских фирм4.

Следует учесть, что осуществленные ранее капиталовложения не переоцениваются, а многие реинвестиции ТНК вообще не учитываются. В результате, по оценкам ЮНКТАД, зарубежные активы ТНК со штаб-квартирами в ФРГ превышают накопленные ПИИ в 2,6 раза и составляют порядка 1,7 трлн. евро5. По итогам 2004 г., впервые за несколько десятилетий накопленные германские ПИИ сократились. Нетто-возврат капиталовложений на родину был уже зарегистрирован в платежном балансе ФРГ в 2003 г., но его компенсировал рост германских ПИИ, осуществленных через третьи страны. В 2004 г. накопленная сумма германских ПИИ уменьшилась почти на 6 млрд. евро6.

Ведущие германские ТНК и их место в современном мире

Несмотря на большое число компаний, в условиях стагнации внутреннего спроса в ФРГ динамично развивающихся за счет наращивания экспорта и осуществления зарубежных капиталовложений, основное представление о роли германских ТНК в мире дают два десятка ведущих концернов (табл. 1).

Ключевую роль в зарубежном инвестировании среди германских ТНК давно играют концерны сферы услуг (на них приходится 2/3 ПИИ), что характерно для большинства развитых стран. Традиционно выделяются страховые концерны (прежде всего «Альянц», а также «Мюнхенер Рюк») и крупнейшие банки (знаменитые гроссбанки «Дойче Банк», «Коммерцбанк» и ставший дочерней структурой концерна «Альянц» «Дрезднер Банк», а также образовавшийся в 1997 г. слиянием двух региональных банков баварский «Хюпо-Ферайнсбанк»).

4 World Investment Directory. Country Profile: Germany (www.unctad.org.).

5 Monatsbericht der Deutschen Bundesbank. - März 2005. - S. 71*.

6 Kapitalverflechtung mit dem Ausland. - Mai 1998. - S. 32; Kapitalverflechtung mit dem Ausland. - April 2005. - S 40.

36

С конца 80-х - начала 90-х годов наблюдается заметная трансформация отраслевой структуры германских ПИИ внутри сферы услуг. Постоянно растет значение зарубежных капиталовложений германских компаний, действующих в отраслях, связанных с информационными и телекоммуникационными технологиями, медиабизнесом, логистикой (см. табл. 1).

Таблица 1

20 ведущих германских ТНК к началу 2003 г.7

Зарубежные Ин- Доля

Основная Число продажи, млрд. долл. пер- декс транс- зару-беж-

Компания отрасль специали- стран с ПИИ активы, млрд. со-нал, на-цио- ных дочер-

зации фирмы долл. тыс. нали- них

чел. зации, % структур, %

1 2 3 4 5 6 7 8

«Дойче пост» «Уорлд нет» транспорт и связь 97 22,8* 21,8 108, 6 35,1 84,3

«Сименс» электротехническая 78 47,5 50,7 251, 3 62,3 66,1

«Хенкель» химическая ок. 75 ок.6* 7,0 36,3 ок. 73

БАСФ химическая 74 22,7 17,9 39,1 54,7 75,0

«Байер» химическая 61 18,0 14,9 52,0 45,6 73,6

«Альянц» страхование 60 - 90,4 ок.82

«Роберт Бош» электротехническая ок. 50 ок. 10* 25,9 123, 2 ок. 59 ок. 74

«ДаймлерКрайслер»** автомобильная 48 35,8 46,1 72,6 23,6 55,2

«Дойче Банк» банковское дело 45 ок.4 5 76,9

«Тиссен-Крупп» черная металлургия 40 12,8 15,5 88,4 44,6 56,5

«Бертельс-ман» медиа-бизнес 34 14,1 11,9 48,9 63,4 54,2

7 Kapitalverflechtung mit dem Ausland. - Mai 1998. - S. 32; Kapitalverflechtung mit dem Ausland. - April 2005. - S. 40.

37

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8

«Мюнхенер Рюк» перестрахование 30 11,1

РВЭ энергетика 29 50,7 17,6 55,6 43,4 61,0

«Фольксва- автомо-

ген» бильная 27 57,1 59,7 157,9 57,1 69,6

«Метро» торговля 26 11,8 22,5 84,8 46,2 32,2

«Дойче телеком» телекоммуникации 24 19,2* 0,3 78,1 15,9 54,6

«Э.Он» энергетика 22 52,3 13,1 42,1 40,2 58,0

БМВ автомо-

бильная 19 37,6 30,2 20,1 53,7 75,8

«Хюпо-Фе- банковское

райнсбанк» дело 19 - ок.10* 79,4

«Коммерц-банк» банковское дело 18 ок.7 52,5

* По оценкам на основе других данных о зарубежной деятельности.

** Германско-американская ТНК («зарубежный» - вне ФРГ и США); если рассматривать США как «заграницу», то индекс транснационализации превышает 50%. В основу перечня положены рейтинги ЮНКТАД за 2004 г. по крупнейшим транснациональным нефинансовым компаниям, страховым фирмам и банкам. Добавлены известные промышленные ТНК «Роберт Бош» и «Хенкель», лишь немного уступающие лидерам. Для сопоставимости сведений по отраслям 20 ведущих ТНК ранжированы по числу стран, где вложены их ПИИ.

В последнее время увеличивается значение германских холдинговых концернов (Beteiligungsgesellschaften), действующих одновременно в нескольких отраслях, не связанных друг с другом производственными (в широком смысле) связями. Если к концу 1993 г. на них приходилось 20% накопленных германских ПИИ, то к концу 1995 г. - более 30%. В 2000-2001 гг. наблюдался особый всплеск их капиталовложений. В результате к концу 2003 г. доля холдинговых концернов в накопленных германских ПИИ превысила 42%8. В некоторой степени это связано с включением в данную группу концернов, действующих в секторе энергетики. Именно в этой отрасли в 90-х годах началась масштабная либерализация, что

8 World Investment Report: 2004/ UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2004. - P. 276-280, 329, 332; сайты германских компаний (www.allianz.com; www.bosch.com;www.commerzbank.de; www.deutsche-bank.de;www.henkel.com;www.hypovereinsbank.de).

38

стимулировало рост ПИИ в странах ЕС. В то же время, в отличие от соседних Нидерландов, в ФРГ невелика доля специализированных инвестиционных компаний, покупающих контрольные пакеты акций зарубежных фирм разной отраслевой специализации для последующей их санации и модернизации исключительно с целью прибыльной перепродажи.

Трансформация отраслевой структуры германских ПИИ связана не только с сокращением роли промышленных ТНК. Они по-прежнему занимают видные позиции в мировом хозяйстве, но все чаще свои капиталовложения за рубежом вкладывают в предприятия сферы услуг. Лишь 43% всех ПИИ германских промышленных ТНК были направлены в промышленность, причем в автомобилестроении - только 27% (во многом вследствие крупных слияний и поглощений автомобильных фирм в конце XX в.)9.

Германская экономика традиционно выделяется сильными конкурентными позициями в автомобилестроении - на ФРГ до сих пор приходится 1/5 мирового экспорта легковых автомобилей. И хотя из страны вывозится также продукция фирм США, еще больше германских автомашин собирается за пределами ФРГ. Помимо новых производственных предприятий ведущие автомобилестроительные концерны ФРГ вкладывают значительные капиталы в зарубежные сбытовые и сервисные сети, финансовые фирмы. В результате на автомобилестроительные ТНК пришлось 14% накопленных к концу 2003 г. германских ПИИ. Подавляющая их часть осуществлена концернами «Фольксваген» (и его дочерней фирмой «Ауди»), а также «Даймлер-Крайслер» и БМВ.

По-прежнему ведущие позиции в мировой экономике играют электротехнические и химические ТНК Германии. Значительная часть средних фирм занимает узкие «производственные ниши» и концентрирует свою деятельность преимущественно в Европе и США. В то же время подлинно глобальными игроками являются лидеры двух отраслей - электротехнические концерны «Сименс» и «Роберт Бош» и химические компании БАСФ, «Байер» и «Хен-кель». В 90-е годы «Хенкель», будучи фирмой «второго эшелона» химической промышленности, заметно укрепила позиции, уверенно заняв освободившееся место фирмы «Хёхст» (в 1999 г. объе-

9 БИКИ. 2002. - № 41 (13 апреля). - С. 5.

39

динилась с «Рон-Пуленк» в новую компанию «Авенти» со штаб-квартирой во Франции). Однако в целом на ТНК этих двух отраслей приходится лишь 1/10 накопленных германских ПИИ.

Довольно существенные ПИИ (по абсолютным размерам, хотя и незначительные по доле) осуществляются германскими промышленными ТНК и других отраслей (например, металлургическим гигантом «Тиссен-Крупп»).

Наряду со сдвигами в отраслевой структуре зарубежных инвестиций происходит изменение самой модели германских ТНК. Ведущие концерны ФРГ, до последнего времени сохранявшие большую часть черт компаний так называемой «холдиноговой модели» капитализма, начали трансформироваться. При этом фирмы, полностью перенявшие стратегии глобализации, характерные для «акционерной модели» капитализма, стремительно теснят многолетних лидеров германской экономики вне зависимости от их отраслевой принадлежности.

Модернизация традиционных германских ТНК

«Холдинговая модель» капитализма проявляется, в частности, в том, что крупные ТНК для обеспечения своей дальнейшей зарубежной инвестиционной экспансии используют преимущественно нераспределенную прибыль и банковские займы (нередко беря их у «домашних» банков - своих совладельцев), а не наращивают акционерный капитал или используют другие формы привлечения финансовых средств с фондовых рынков.

До сих пор второй по значению электротехнический концерн ФРГ - «Роберт Бош», имеющий ПИИ приблизительно в 50 странах мира, - является обществом с ограниченной ответственностью (GmbH). Сохраняются и менее известные германские общества с ограниченной ответственностью, играющие важную роль в отдельных производственных нишах и действующие по меньшей мере в большинстве стран ЕС и США.

Еще чаще такие фирмы акционировались, но контрольные пакеты акций сохраняются в руках одной семьи. Например, лишь в 1975 г. концерн «Хенкель», предприятия которого действуют почти в 80 странах, был преобразован в акционерное коммандитное товарищество (KGaA), выпустившее в 1985 г. в свободное обращение на

40

бирже некоторую часть своих акций. Однако по-прежнему семейство Хенкелей владеет 3/4 акционерного капитала фирмы. При этом «Хенкель» не просто идет за рубеж вслед за лидерами - часто концерн занимает пионерные позиции. Например, в 2002 г. он стал самой первой на территории Ирана после исламской революции иностранной компанией, получившей право приобрести контрольный пакет акций в местной фирме (60% на предприятии «Пакваш» по производству синтетических моющих средств)30.

У многих ведущих германских ТНК, являющихся акционерными обществами (АС), значительные пакеты акций тем не менее находятся в неизменном владении небольшой группы граждан, компаний или институциональных инвесторов (например, свыгше 60% у «Дойче Банк», больше 50 - у БМВ и «Метро», не менее 30% -у «Альянц», «Мюнхенер Рюк», РВЭ, «Фольксваген» и ряда других известных концернов)33.

Лидеры германской экономики превращаются в транснациональные, но все же германские концерны, а отнюдь не многонациональные корпорации. Это проявляется даже в составе руководящих органов. В 2003 г. эксперты ЮНКТАД установили гражданство членов советов директоров 42 из 100 крупнейших нефинансовые ТНК мира. Среди них быпло шесть ТНК из Германии. Из 64 членов советов директоров германских ТНК только 8% не были гражданами ФРГ, причем половина иностранцев были гражданами других стран ЕС. Для сравнения из 102 членов советов директоров семи исследованных британских ТНК иностранцами были 52%. Показатель по четырем французским ТНК составил 34%, двум нидерландским ТНК - 41 и даже двум испанским ТНК - 12%32.

Прочная связь традиционных германских ТНК с национальной почвой определяет специфику их зарубежной экспансии. Она хорошо описывается основными положениями Уппсальской школы интернационализации фирмы. Уппсальская научная школа возникла в Швеции в 70-х годах. Ее концепция базируется на неприятии модели беспристрастного, абсолютно рационального и

10 Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2002. - N 113 (17Mai). - S. 25.

11 WIR 2004. - P. 313.

12 Johanson J. et al. Internationalization, Relationships and Networks //Acta Universita-tis Upsaliensis, 1994. - Vol. 36.

41

прекрасно осведомленного инвестора (в духе экономического «мейнстрима») и в настоящее время представляет собой конкурентоспособную альтернативу «эклектической теории» британского ученого Дж. Даннинга13. Для действующих в духе этой концепции ТНК ФРГ характерны следующие особенности:

1) развитие компании состоит из нескольких протяженных по времени этапов, характеризующихся постоянным усложнением форм зарубежного участия - от нерегулярного экспорта к созданию сложных полуавтономных зарубежных производственно-сбытовых цепочек;

2) выбор стран для экспорта и ПИИ определяется не только объективными макроэкономическими показателями (емкостью рынков сбыта, низкими издержками, возможностью получения доступа к сырью), но и степенью территориальной, этнокультурной, исторической близости к Германии.

Тем не менее в 90-е годы стала наблюдаться модернизация германских ТНК. Хотя появляются новые фирмы, активно проникающие на зарубежные рынки (прежде всего в новых отраслях экономики), большая часть списка германских игроков на глобальном уровне остается прежней. За несколько десятилетий у них накопился огромный опыт работы за рубежом, поэтому модель Уппсальской школы оказывается «смазанной». С одной стороны, это во многом связано с широким использованием слияний и поглощений как средства получения сложившейся маркетинговой инфраструктуры, причем нередко сразу на нескольких крупных зарубежных рынках. Тем не менее определенные географические предпочтения германских компаний в сравнении с ТНК других стран сохраняются, в частности, активная экспансия в страны ЦВЕ (см. ниже).

С другой стороны, масштабы многих трансграничных сделок становятся столь большими, что попадают в поле зрения антимонопольных органов. В результате часть поглощений не реализуется в запланированном виде. Что касается гигантских слияний, приводящих к образованию новых многонациональных корпораций без явного германского элемента, то, как и прогнозировалось рядом экспертов, их огромная популярность в 1998-2001 гг. оказалась временной.

33 тк 2002; тк 2003. - Р. 203-204; ШК 2004. - Р. 271, 272, 276.

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2003 г. единственной сделкой с германским участием дороже 1 млрд. долл. стала покупка РВЭ фирмы из сектора коммунального хозяйства «Америкэн Уотер Уоркс компани» за 7,7 млрд. долл., что составляет лишь 15% величины зарубежных активов энергетического концерна ФРГ. Даже в 2002 г. было девять таких сделок. В частности, РВЭ за 7,4 млрд. долл. купил британскую энергетическую фирму «Инноджи холдинг», «Э.Он» за такую же сумму приобрел в той же отрасли британскую фирму «Пауэр-Джен», а «Байер» за 6,6 млрд. долл. - «Авенти Кроп-Сайнс холдинг» во Франции (специализирующееся на химических средствах защиты растений подразделение уже упоминавшегося концерна «Авенти»). Если говорить о «пиковых» годах, то, например, за один

1999 г. германские ТНК осуществили четыре более крупных приобретения и ряд других сделок дороже 1 млрд. долл. В частности, тогда еще независимый «Маннесман» купил за 32,6 млрд. долл. британскую телекоммуникационную фирму «Оранж», а за 8,4 млрд. долл. в Италии фирму аналогичной специализации «Оливетти телеком». «Дойче телеком» поглотил за 13,6 млрд. долл. своего британского конкурента «Уан-2-Уан», а «Дойче Банк» за 9,1 млрд. долл. приобрел в США холдинг «Бэнкерз траст Нью-Йорк корпорэйшн»34.

Явное преобладание в германской экономике черт «холдинговой модели» приводит к рыночной недооценке акций фирм ФРГ. В результате низкая капитализация относительно торгового оборота, активов и других показателей хозяйственного потенциала не только тормозит зарубежную экспансию германских ТНК, но и создает угрозу их поглощения иностранными компаниями. Наиболее сильной по психологическому воздействию стала покупка в

2000 г. гигантского металлурго-машиностроительного концерна «Маннесман» мало кому известной на тот момент британской фирмой «Водафоун», причем исключительно ради динамично развивавшегося телекоммуникационного подразделения. Одним из средств повышения рыночной капитализации германских ТНК стал их выход со своими акциями на зарубежные фондовые рынки.

14 Власова О. Немцы штурмуют Уолл-стрит // Эксперт. - М., 2000. - № 22; Дженкинз П. Некоторые компании намерены прекратить листинг на биржах США //Деловая неделя - Financial Times. - 2004. - № 46.

43

Более того, это стало способом облегчения нужных фирме слияний и поглощений.

Еще в 80-е годы германские фирмы стали выставлять свои акции на продажу на биржах других европейских стран. Несмотря на то что выход на иностранный фондовый рынок является длительной и довольно дорогостоящей процедурой, многие компании были включены в листинги бирж Цюриха, Парижа, Милана, Мадрида и др. Консолидация европейских бирж на рубеже XX-XXI вв. заметно облегчила весь процесс. Не исключено, что к концу нынешнего десятилетия уже будет создана единая европейская фондовая биржа - торговые площадки в разных странах будут координировать свою деятельность.

Хотя для германских ТНК наиболее привлекательным остается фондовый рынок США, в листинги Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) и Системы автоматической котировки Национальной ассоциации биржевых дилеров (NASDAQ) включены чуть более 20 фирм ФРГ. В конце 90-х годов лидерами по объемам торгов акциями были «Даймлер-Крайслер» (акции «Даймлер-Бенц» котируются с октября 1993 г., что позволило легко осуществить в 1998 г. слияние с концерном «Крайслер»), САП (листинг с августа 1998 г.) и «Дойче телеком» (с ноября 1996 г.). Вслед за этими компаниями, а также фирмами БАСФ и «Феба» (вошла в 2000 г. в состав «Э.Он») в 2001-2002 гг. на фондовый рынок США со своими акциями вышли многие лидеры Франкфуртской биржи (члены списка Дакс-30): «Альянц», «Дойче Банк», «Сименс», «Байер», «Шеринг», «Альтана» (химико-фармацевтическая фирма), «Инфинеон» (компьютерная компания), «Фрезениус медикал».

После принятия в 2002 г. в США закона Сарбанеса-Оксли в ответ на череду финансовых скандалов были ужесточены бюрократические требования к иностранным концернам, выставляющим свои акции на биржах США, что в целом заметно увеличило издержки такой операции. В результате ряд высокопоставленных сотрудников германских ТНК заявил и о возможности отказа от листинга в США (хотя на практике аннулировать регистрацию очень сложно, пока акции компаний находятся на руках не менее 300 американских инвесторов - это требует ускоренного выкупа акций, но возникает вопрос цены). Скорее всего уже представленные на фондовом рынке США фирмы ФРГ с него не уйдут, даже

44

вероятно лоббирование мер по смягчению требований к финансовой отчетности со стороны германских министров, а также Евро-комиссии. Тем не менее другие германские ТНК (например, «Порше») уже приостановили выход со своими акциями на Нью-Йоркскую фондовую биржу35.

Одним из элементов современной трансформации некоторых крупных германских ТНК является перенос штаб-квартир отдельных производственных направлений из ФРГ за рубеж - в страны, из которых можно наиболее эффективно координировать деятельность различных подразделений благодаря близости к важнейшим рынкам сбыта, научным лабораториям и т.п. Наглядным примером служит химический концерн БАСФ. В 90-е годы фирма перевела штаб-квартиру своего фармацевтического направления в Лондон, а направления по производству пластмасс - в Брюссель. В 2000 г. за рубеж была перенесена последняя важная штаб-квартира БАСФ - ответственная за производство и сбыт химических средств защиты растений (в американский штат Нью-Джерси). Таким образом, в германской штаб-квартире в Людвигс-хафене оказались сосредоточены в основном подразделения, отвечающие за общую стратегию концерна БАСФ и кооперацию с другими фирмами ФРГ36.

Похожим явлением стало нередкое продвижение новых и технологически сложных продуктов на ряде зарубежных рынков без первичной апробации в ФРГ. Хорошей иллюстрацией является сбыт в США и Латинской Америке «нового жука» - автомобиля, собираемого концерном «Фольксваген» в Мексике.

Происходят и другие изменения в германских ТНК. В частности, становится более гибкой их организационная структура. Крупные концерны стараются избавиться от непрофильных активов (в том числе полученных в ходе поглощения многоотраслевых компаний). Пик пришелся на 2000 г., когда масштабы проданных зарубежных инвестиционных объектов составили 57% осуществленных в течение года германских ПИИ (или 65,2 млрд. долл.), тогда как в 2002 г., напротив, показатель составил лишь 3% (0,8 млрд. долл.)37.

15 Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2000. - N 120 (24 Mai). - S. 20.

16 WIR 2003. - P. 205.

17 Сайт компании «Дойче пост уорлд нет» (www.dpwn.de).

45

В целом классическая «холдинговая модель» капитализма постепенно меняется, что во многом связано с экономическими успехами стран с господством «акционерной модели». Но пока не ясно, сколь устойчива, например, экономика США и каковы перспективы у американских ТНК. И все же быстрый переход к финансированию зарубежной экспансии за счет фондового рынка позволяет германским ТНК достигнуть высоких темпов интернационализации, что особенно важно для фирм, «отставших» в развитии мирохозяйственных связей.

Прорыв благодаря отказу от холдинговой модели

Ускоренный отказ от «холдинговой модели» нередко позволяет крупным компаниям осуществить настоящий прорыв на глобальный уровень. Самым ярким примером служит прибыльная фирма «Дойче пост уорлд нет», у которой число стран с ее ПИИ в 2004 г. превысило 100. Еще десять лет назад это была убыточная государственная почтовая компания с крайне скромным зарубежным сбытом и ничтожными заграничными активами.

В 1995 г. фирма «Дойче пост» была акционирована, хотя заметное сокращение государственного участия началось с 2000 г., после масштабной эмиссии акций и старта биржевой торговли ими. Общенациональный масштаб фирмы и серьезная модернизация почтово-посылочной инфраструктуры с почти полным отказом от ручной сортировки не могли не вызвать серьезного интереса германских портфельных инвесторов, тем более что суммы, направляемые на выплату дивидендов, постоянно растут (за 1997-2004 гг. в 10 раз). Это позволило быстро нарастить биржевую капитализацию компании (XXI в. «Дойче пост» встретила уже в первой двадцатке германских фирм, а к концу 2003 г. вообще поднялась на 11-е место в ФРГ и вошла в европейскую первую сотню). Рост капитализации, в свою очередь, позволил привлечь дополнительные средства для новых преобразований и начала зарубежной экспансии.

Как и у традиционных компаний, первые инвестиции получили соседние хорошо известные немцам страны. Так, уже в 1997 г. путем поглощений и обменов акциями «Дойче пост» вышла на

46

рыынки Польши, Бельгии и Швейцарии38. Однако быстрыш рост капитализации фирмы позволяет (в отличие от описанной Уппсаль-ской школой модели) осуществлять ускоренную интернационализацию деятельности без ярко выраженного поэтапного перехода от экспорта почтовых и транспортных услуг к заграничным капиталовложениям.

В 1998 г. «Дойче пост» заметно расширила спектр своей деятельности в сфере связи и транспорта, приобретя компанию посылочной торговли и услуг по срочным доставкам грузов для бизнеса «Евроэкспресс», а также 25% акций логистической фирмы «Ди.эйч.эл.» (в 2001-2002 гг. в несколько этапов быпли вышуплены оставшиеся 75%). В 1999 г. в собственность концерна перешел и известный почтовый банк ФРГ «Постбанк» (с 2004 г. его акции свободно обращаются на фондовой бирже). Уже к концу 1998 г. германская ТНК действовала более чем в 20 европейских странах и осваивала рынок США, однако это было только начало ее стремительной зарубежной экспансии - проникновения в новые страны и дальнейшего закрепления на наиболее важных рынках. Например, в 2004 г. среди ключевых приобретений «Дойче пост» фигурировали крупные пакеты акций компаний, преуспевших в определенных нишах связи и транспорта в США, Великобритании, Нидерландах, Испании и Франции. Кроме того, концерн смог стать крупным игроком на рынках Индии (путем покупки 68% акций логистической фирмы «Блу дарт») и Новой Зеландии (благодаря созданию совместного предприятия с местным лидером «Нью-Зиланд пост»)39. Главным средством ПИИ стали поглощения, причем обычно они осуществляются путем обмена акциями (что весьма привлекательно для владельцев приобретаемых фирм, так как капитализация «Дойче пост» растет).

Похожим образом стремительно наращивают зарубежную деятельность и некоторые другие германские ТНК, сделавшие ставку на привлечение средств с фондового рынка для обеспечения интернационализации, например, «Дойче телеком», которыш, как и «Дойче пост», многократно увеличил свои зарубежные активы за последние десять лет.

38 Сайт компании «Дойче пост уорлд нет» (www.dpwn.de).

39 Кузнецов А.В. Мирохозяйственные связи германских компаний. - М:. ИМЭМО РАН, 2004. - С. 77-79.

47

ЦВЕ и СНГ как перспективное направление экспансии германских ТНК

В социалистических странах возможности для ПИИ были крайне ограничены, хотя компании ФРГ уже с 70-х годов заняли место важных торговых партнеров стран ЦВЕ и тогдашнего СССР. Начало рыночных реформ способствовало масштабному инвестиционному проникновению германских ТНК.

В то время как доля Западной Европы в накопленных германских ПИИ заметно сократилась за 1992-2001 гг., значение стран ЦВЕ и СНГ выросло (роль США постоянно меняется не только из-за изменения инвестиционной привлекательности страны, но и колебаний курса доллара - валюты, в которой оцениваются ПИИ) (табл. 2). В расположенных вблизи от ФРГ постсоциалистических странах представлены не только крупные ТНК, но и сравнительно небольшие компании. Удельный вес региона при рассмотрении числа дочерних структур значительно больше, чем при учете размеров инвестиций (а для США ситуация обратная). Это свидетельствует о потенциале роста ПИИ.

Для германских инвесторов (в сравнении с ТНК других стран) характерна «переоценка» европейских стран по сравнению с «недооценкой» удаленных рынков (кроме крупных высокоразвитых). Доля ФРГ составляет более 1/2 всех накопленных ПИИ в Австрии, около 1/3 - в Словакии и Венгрии, 1/4 - в Чехии, Бельгии и Люксембурге, порядка 15-20% - в Швейцарии, Италии, Польше, Хорватии, а также США и Японии. При этом КНР, Канада, Бразилия, Австралия, Сингапур, Мексика и Республика Корея у фирм ФРГ значительно менее «популярны», чем у многих инвесторов из других стран20. Хотя существуют большие различия в распределении по странам потока ПИИ за один год и всей накопленной суммы - в основном из-за крупных слияний (см. пример 2002 г. в табл. 2).

Сокращение удельного веса в накопленных германских ПИИ Латинской Америки произошло прежде всего из-за открытия рынков стран ЦВЕ и СНГ. Инвестиционная привлекательность Латинской Америки в 90-е годы особо не снижалась (хотя отдельные

20 Расчеты автора на основе Kapitalverflechtung mit dem Ausland. - April 2005. -S. 16-31; World Investment Directory: Germany (www.unctad.org).

48

страны заметно различались - например, Мексика заметно обгоняла Бразилию по темпам роста ПИИ). В ряде стран проводилась масштабная приватизация с широким участием иностранных инвесторов, но германские ТНК ее по сути проигнорировали. Все дело в том, что Латинская Америка до конца 80-х годов обладала многими чертами, характеризующими теперь ЦВЕ и СНГ. При этом Латинская Америка находится намного дальше от ФРГ, а латиноамериканская бизнес-среда отличается от европейской.

Можно выделить несколько причин быстрого роста ПИИ фирм ФРГ в странах ЦВЕ и СНГ с начала 90-х годов.

1. Для всех постсоциалистических стран характерна низкая конкуренция со стороны местных фирм (тогда как в развитых странах рынки сбыта перенасыщены, а возможности компаний ФРГ ограничены). При этом важной задачей для германских ТНК было успеть использовать пионерные преимущества.

2. Масштабная приватизация, особенно в странах ЦВЕ, стимулировала приток ПИИ. У германских инвесторов была возможность в ней участвовать или перекупать приватизированную собственность, причем их приход приветствовался, так как они обеспечивали приток современных технологий, ноу-хау, эффективных управленческих решений (кстати, завершение приватизации в ряде стран привело к замедлению роста германских ПИИ - см. табл. 2).

3. В наиболее развитых странах ЦВЕ важную роль играет возможность снижения издержек для реэкспорта в ЕС. Появление рядом с ФРГ стран с либеральным экономическим режимом, сравнительно квалифицированной и притом дешевой рабочей силой стимулировало перенос производства из Германии.

Хорошая репутация германской продукции, а в некоторых странах ЦВЕ довольно широкое распространение немецкого языка и обусловливающая низкие транспортные издержки территориальная близость создали дополнительные стимулы для германских промышленных инвестиций. Экспансия товарных производителей стимулировала создание дочерних предприятий компаниями сферы услуг ФРГ. При этом нередко наблюдался эффект цепной реакции, когда вслед за успешно стартовавшими проектами рядом размещались смежники, традиционные потребители, а также другие германские фирмы, вдохновленные позитивными примерами инвесторов-соотечественников.

49

Таблица 2

География прямых иностранных инвестиций (ПИИ) германских ТНК21

Регион,страна Доля в накопленных на конец года германских ПИИ (в том числе через структуры в третьих странах), % Доля в нетто-притоке ПИИ ФРГ, %, 2002 Доля в числе дочерних предприятий и филиалов, контролируемых фирмами из ФРГ, %

1991 2001 2003 1991 2001 2003

1 2 3 4 5 6 7 8

Западная Европа 60,6 41,7 48,5 73,4 60,8 52,0 50,8

Великобритания 7,3 8,9 10,1 48,8 7,8 7,4 8,0

Нидерланды 6,3 5,3 7,8 - 36,4 6,5 5,1 5,0

Франция 9,0 6,0 6,2 34,7 12,0 8,5 7,8

Бельгия 7,4 3,6 4,2 9,6 3,7 2,7 2,6

Люксембург 3,3 4,1 4,0 1,1 1,1 1,3

Италия 5,3 2,6 3,2 5,2 5,0 4,6 5,0

Австрия 3,7 2,7 3,2 6,0 8,2 5,9 5,1

Испания 5,7 2,1 2,7 2,6 5,4 4,2 4,6

Швейцария 4,7 2,6 2,4 - 4,2 8,2 5,3 4,7

Швеция 0,6 0,9 1,6 3,4 1,5 1,9 1,6

Ирландия 4,9 1,2 1,3 - 2,5 1,4 0,8 0,9

ЦВЕ и Кипр, СНГ 0,8 5,0 5,9 30,3 * 1,9 14,9 13,2

Чехия 0,2 1,2 1,7 0,0 0,1 3,7 3,2

Венгрия 0,1 1,2 1,5 1,5 1,0 2,7 2,4

Польша 0,0 1,4 1,2 2,5 0,3 4,3 3,7

Словакия 0,0 0,3 0,5 7,2 0,0 0,8 0,8

Россия 0,1 0,3 0,3 1,1 0,0 0,8 0,9

Кипр 0,1 0,0 * 0,0 * 16,5 * 0,2 0,2 0,1

Азия без СНГ 4,7 5,6 5,8 9,5 7,7 10,3 11,1

Япония 2,0 1,3 1,3 0,3 1,6 1,4 1,6

21тк 2004. - Р. 70-71.

50

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8

НР (без Сянгана) 0,1 1,0 1,1 4,1 0,2 2,0 2,5

Сингапур 0,6 0,7 0,8 2,4 1,0 1,3 1,1

Республика Корея 0,2 0,6 0,6 0,1 0,4 0,6 0,6

Сянган 0,5 0,5 0,5 1,3 1,1 1,2 1,1

Другие регионы 33,9 47,7 39,8 - 13,2 29,6 22,8 24,9

США 22,8 41,0 33,6 - 3,7 12,4 12,1 15,1

Австралия 1,0 0,9 1,0 - 3,5 1,5 1,4 1,6

Канада 2,5 1,0 0,9 - 1,5 3,0 1,6 1,6

Мексика 1,2 1,0 0,7 2,0 0,8 0,9 1,0

разилия 2,9 1,2 0,7 0,6 2,1 1,7 1,5

Весь мир 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Масштабный приток германских ПИИ на Кипр (в офшорную зону) в 19992003 гг. не отражен в статистике накопленных капиталовложений.

Абсолютные данные за 1991, 2001 и 2003 гг. не сопоставимы из-за изменений правил отчетности. В 1991 г. учитывались предприятия с ПИИ свыше 0,5 млн. марок, где германские ТНК прямо или через третьи фирмы контролировали более 20% акций. В 2001 г. - предприятия с ПИИ свыше 0,5 млн. евро при контроле 50100% и ПИИ более 5 млн. евро при контроле 10-50%. В 2003 г. - предприятия с ПИИ свыше 3 млн. евро при контроле 10-100%.

Нельзя забывать и исторических корней, хотя это не самый важный по значению фактор наращивания германских ПИИ. Регион ЦВЕ можно назвать новым направлением германской экономической экспансии лишь условно - на современный регион ЦВЕ (особенно Чехию и Венгрию) в 1914 г. приходилось около 1/3 накопленных германских ПИИ.

В постсоциалистических странах представлены разные формы германских ПИИ, причем соотношение между ними отличается от сложившегося в западноевропейских государствах и США. В странах ЦВЕ и СНГ у германских ТНК наблюдается повышенный удельный вес прямых инвестиций «на зеленом лугу» (green-field FDI) - капиталовложений в новые предприятия. В то же время прямое и опосредованное участие в приватизационных схемах позволяет привлечь в постсоциалистические страны значительные

51

германские ПИИ и в ходе слияний и поглощений. В обоих случаях капиталовложения германских ТНК означают не только привлечение столь необходимых финансовых средств для структурных преобразований в экономике, но и технологическую модернизацию, создание выгсокооплачиваемых (по местным меркам) рабочих мест.

В быывших социалистических странах получила распространение и еще одна форма ПИИ - капиталовложения «на поле под паром» (brown-field FDI). Германские ТНК покупают небольшие местные фирмы с несовершенным технологическим оборудованием или со специализацией на старых отраслях с целью проведения в дальнейшем их коренной модернизации. Хорошим примером служит покупка в 1991 г. концерном «Фольксваген» в Словакии контрольного пакета акций Братиславского автомобильного завода -небольшого поставщика комплектующих для фирмы «Шкода». В середине 90-х годов завод перешел в полную собственность германской ТНК, быпл кардинальным образом перестроен и расширен, а суммарные инвестиции достигли 1,3 млрд. долл. Теперь дочерняя фирма в Братиславе обеспечивает 23% товарного экспорта Словакии. Рядом «Фольксваген» организовал два промышленных парка для местных субподрядчиков, причем 1/3 комплектующих они поставляют на автозаводы других компаний, которые быпли созданы рядом с Братиславой в самой Словакии и соседних странах. Таким образом, создается кумулятивный эффект по привлечению ПИИ фирм разных стран для формирования целого кластера транспортного машиностроения в смежных районах Чехии, Венгрии, Польши и Словакии22.

Хотя значение почти всех бывших социалистических стран в зарубежной деятельности германских ТНК выгросло, существуют большие контрасты между отдельными странами. Можно выделить ряд важных факторов этого явления:

- емкость рыынков сбыыта (насколько германским ТНК необходимо закрепляться в стране с помощью ПИИ);

- отраслевая структура и общий уровень развития экономики (много ли выыгодных объектов капиталовложений и разрешены ли в них ПИИ);

- развитие производственной и рыыночной инфраструктуры;

22 Сайт компании «Сименс» (www.siemens.com).

52

- риски экономической и социально-политической нестабильности (как реальные, так и укрепившиеся в сознании германских предпринимателей);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соотношение квалификации и дешевизны рабочей силы (плохо обученные работники редко нужны ТНК, даже если их труд почти ничего не стоит);

- транспортная близость к ФРГ (с точки зрения налаживания реэкспорта в ЕС, включения в кооперацию с германскими предприятиями);

- время старта рыыночной трансформации (чем раньше, тем больше пионерных преимуществ можно было использовать и тем сильнее сейчас проявляется эффект цепной реакции от успехов первых инвесторов);

- участие в процессах европейской интеграции (не только в плане расширения ЕС, но и использования расчетов в евро либо привязанных к нему валют, внедрения европейских технических стандартов, правовыых норм и др.).

В наиболее привлекательных странах ЦВЕ (прежде всего Чехии, Венгрии и Польше) многие фирмы создают крупные дочерние структуры с определенной автономией, но координируемые из ФРГ. Небольшие и менее развитые страны Юго-Восточной Европы и бывшего СССР нередко оказываются в сфере ответственности дочерних структур германских ТНК, расположенных в третьих странах. Типичным примером является «Сименс»: из Финляндии координируется сбыт и осуществляются ПИИ в Эстонии, Латвии и Литве, из Австрии - в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории, Румынии, Словакии, из Греции - в Албании, Македонии, а также на Кипре.

Кипр до конца 90-х годов не относился к сколько-нибудь заметным местам размещения германских ПИИ, но включение страны наряду с государствами ЦВЕ в пятую волну расширения ЕС резко изменило ситуацию. Через Кипр, славящийся своим офшорным режимом, начиная с 1999 г. стали перекачиваться германские капиталы для дальнейшего инвестирования (причем это не отражается на официально публикуемых суммах накопленных на острове ПИИ). Такую же функцию продолжают вытолнять о. Джерси и Каймановы острова.

53

Россия характеризуется особыми чертами как место размещения предприятий германских ТНК. По многочисленным опросам, Россия привлекает ПИИ фирм ФРГ, нацеленные главным образом на освоение потенциально очень емкого рынка сбыта всех стран СНГ, тогда как для создания проектов по снижению издержек германские концерны предпочитают страны ЦВЕ. Основных причин три - территориальная близость Польши, Чехии, Венгрии и Словакии, их членство в ЕС и низкая в сравнении с Россией коррупция.

В заключение отметим, что трансформация германских ТНК, начавшись в конце 80-х - начале 90-х годов, далека от завершения. Ее ход во многом будет определяться направлениями модернизации всей экономической системы ФРГ, хозяйство которой переживает сейчас не лучшие времена. Из уже наметившихся новых черт германской модели интернационализации можно назвать:

1) повышенное внимание к наращиванию рыночной капитализации ради ускоренного закрепления на глобальных рынках при сохранении черт, типичных для «холдинговой модели», у многих традиционных лидеров;

2) постепенный разрыв германских ТНК с национальной почвой, но с целью превращения в общеевропейские компании, а не многонациональные корпорации «без родины»;

3) неуклонное снижение значения промышленных ТНК при стремлении последних (в условиях стагнации внутреннего спроса) укрепиться абсолютно на всех перспективных рынках сбыта, особенно в странах ЦВЕ и СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.