Научная статья на тему 'Аутсорсинг в Европе: основные тенденции развития'

Аутсорсинг в Европе: основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2376
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПАНИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Сергей Александрович

Аутсорсинг новая модель ведения бизнеса, которая получила развитие в результате широкого внедрения информационных технологий в хозяйственную деятельность компаний. В ужесточившихся условиях конкуренции в последние годы европейские компании стали мировыми лидерами по использованию аутсорсинга. В статье исследуются причины и глубина проникновения этой хозяйственной модели в деятельность европейских компаний, а также тенденции развития, в условиях мирового финансового кризиса. Ключевые слова: аутсорсинг, европейские компании, бизнес-процессы, услуги, информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в Европе: основные тенденции развития»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Сергей АЛЕКСЕЕВ

АУТСОРСИНГ В ЕВРОПЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В начале ХХ1 столетия широкое развитие в Европе получила такая форма хозяйственной деятельности, как аутсорсинг - использование материальных средств и интеллектуального капитала сторонних компаний для получения услуг, ранее оказываемых внутренними подразделениями организации. В настоящее время в условиях бурного развития информационных технологий и усиления глобализации возрастают масштабы этой деятельности. А в основе её быстрого распространения - обострение конкуренции на внутренних и международных рынках. Сегодня уже множество европейских компаний связали свою деятельность с аутсорсингом; более того, они сформировали определённую, характерную для региона, модель его использования.

Масштабы явления

Аутсорсинг в Европе в зависимости от расположения поставщика услуг по отношению к заказчику можно разделить на три категории: национальный (поставщик и заказчик работают в пределах одного европейского государства), европейский (поставщик и заказчик находятся в разных странах Европы) и глобальный, или офшорный (поставщик располагается в другом регионе мира).

Бум аутсорсинга в Европе начался в 2003 году. Он совпал с подъёмом в мировой и европейской экономике. По данным международного агентства "Тек-нолоджи Партнес Интернэшнл"1, являющегося глобальным лидером в области консультирования по аутсорсингу, доля этого региона на мировом рынке таких услуг повысилась с 12% в 2002 году до 41% в 2003 году. Рост был вызван уве-

1 "Текнолоджи Партнес Интернэшнл" (Technology Partners International Inc., или TPI), консультирует примерно % всех сделок по аутсорсингу в мире.

© Алексеев Сергей Александрович - аспирант ИМЭМО. E-mail: ci1@list.ru. Ключевые слова: аутсорсинг, европейские компании, бизнес-процессы, услуги, информационные технологии.

личившимся интересом европейских компаний к аутсорсингу в сфере программных разработок и телекоммуникаций.

В следующем году позиции Европы ещё более укрепились. По оценке международного аналитического агентства "Интернэшнл Дата Корпорэйшн"1, специализирующегося на исследованиях мирового рынка информационных технологий, сумма заключённых аутсорсинговых сделок в регионе - 40,5 млрд евро -удвоилась по сравнению с 2002 годом. К 2004 году по этому показателю Европа обогнала США (соответственно 49% и 44%). Основная причина - быстрое увеличение спроса на информационные технологии (ИТ-услуги). Д. Атчисон, управляющий директор "Текнолоджи Партнес Интернэшнл" в Европе, так прокомментировал ситуацию: " Европейские компании осознали, что они не могут продолжать эффективно конкурировать в глобальном масштабе без использования аутсорсинга".

В последующий период Европа сохраняла своё лидерство. 2005 год был отмечен концентрацией мега-сделок - контрактов стоимостью свыше 800 млн евро: при этом четыре из пяти из них относились к сфере аутсорсинга обеспечения и обслуживания инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-инфраструктуры). В 2007 году в регионе было заключено аутсорсинговых сделок на сумму 41,6 млрд долл., а его доля в мире достигла 49,5% (США - 34,6%). При этом Европа обогнала США не только по общей сумме сделок, но и по количеству контрактов. 2007 год стал определённой вехой в развитии этого вида деятельности в ЕС. К лидерам в регионе - Германии, Франции и Нидерландам - примкнули такие страны, как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Италия, в каждой из которых объём совершённых сделок по аутсорсингу превысил 1% от мировой величины. В 2008 году доля Европы составила 55% (США - 32%).

На волне подъёма отрасли в регионе деятельность европейских компаний сконцентрировалась в большей степени на аутсорсинге информационных технологий и телекоммуникаций. Интересно высказывание Э. Стюарда, управляющего подразделением агентства "Нэвигант Консалтинг"2 в Европе: "Сегодня (2008 г. -Прим. авт.) аутсорсинг широко представлен в деятельности европейских компаний. Ещё пять лет назад это казалось недопустимым и диким приёмом в бизнесе, сейчас же почти каждая организация что-либо передала на аутсорсинг"3 .

Чем обусловлен такой огромный интерес европейских компаний? Какие причины лежат в основе бурного роста этой индустрии в Европе именно в последние годы?

1 "Интернэшнл Дата Корпорэйшн" (International Data Corporation, или IDC) является подразделением Интернэшнл Дата Груп (англ. "International Data Group"). На неё работают более 850 аналитиков в 50 странах.

2 "Нэвигант Консалтинг" (Navigant Consulting) - международная консультационно-исследовательская организация.

Management Consultancies Association (MCA) by Fiona Czerniawska and Mick James, "Next generation outsourcing". In association with Navigant Consulting and British Bankers' Associa-tion(BBA). London: MCA. - Jule, 2008. P. 8. www.mca.org.uk/MCA/PDF/Outsourcing_report.pdf.

Важным побудительным мотивом к использованию аутсорсинга стала сложность организационной структуры, свойственная современным европейским компаниям. Крупнейшие европейские ТНК расширяются, сливаются и поглощают другие компании. Растёт штат их работников, увеличивается инфраструктурная сеть информационных технологий и телекоммуникаций. Одновременно возрастают и сложности по их обслуживанию внутри организации без отвлечения от основной деятельности.

С другой стороны, выходя на заграничные рынки, европейские компании сталкиваются с проблемами местных, правовых, культурных и т. п. различий при обслуживании инфраструктуры информационных технологий и коммуникаций, а также выполнении операционно-учётных и клиентских функций. Решение этих проблем они находят в сотрудничестве с теми региональными и глобальными поставщиками аутсорсинговых услуг, которые обладают для этого необходимыми материальными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами.

Собственно, невозможность полного укомплектования штата специалистов в области информационных технологий является также одной из причин распространения аутсорсинга в странах Европы. По данным опроса Евростата1 (2007), в котором приняли участие более 100 тысяч различных компаний из 27 стран ЕС, 37% крупных компаний испытывали нехватку работников в данной области.

Развитию аутсорсинга в регионе помогло и положительное отношение к нему со стороны ряда профсоюзных организаций. По их мнению, региональный аутсорсинг уменьшает вероятность перемещения рабочих мест за пределы Европы. К тому же во многих контрактах персонал компаний переходит в штат аутсорсинговой компании на лучших условиях.

И, наконец, распространению этого вида хозяйственной деятельности способствовало совершенствование методологии и практики аутсорсинга в Европе. За последние годы европейские компании накопили большой опыт в этой сфере деятельности. Многие из них выработали методику выбора процессов, передаваемых на аутсорсинг, подходящего партнёра для сделки, а также методику конечной оценки проекта.

Опыт показал, что аутсорсинговые мега-сделки не всегда являются наиболее эффективным решением проблем бизнеса. Поэтому в настоящее время широкое развитие получает альтернативный вариант - мультисорсинг, когда один заказчик предпочитает разбивать большой проект на части, выполняемые разными поставщиками. Такого рода сделки характеризуются снижением рисков и ужесточением требований со стороны клиента к скорости реагирования поставщиков на изменения его потребностей.

Примером мультисорсинга в Европе может служить сделка британо-нидерландской нефтяной ТНК "Роял Датч - Шелл", которая заключила договор на мультисорсинг в 2008 году с четырьмя аутсорсинговыми компаниями. Основными подрядчиками 4-миллиардного контракта были крупнейшие европейские поставщики, которым было переведено более 3200 рабочих мест. По утверждениям первых лиц корпорации, основным преимуществом "Роял Датч -

1 Albrecht Wirthmann, Maria Smihily, "Internet usage by enterprises 2007", Eurostat data in focus. Brussels: European Communities. December, 2007, № 25, P. 1.

Шелл" от заключения этой сделки стало приобретение гибкости, соответствующей требованиям современного высокодинамичного рынка.

За годы подъёма услуги аутсорсинга в Европе приобрели стандартизированный вид, в котором чётко определены входные и выходные параметры, ответственность сторон, критерии эффективности. Европейский рынок подошёл к потреблению типовых услуг, когда на обслуживание передается типовая функция, выполняемая по стандартной модели. Крупнейшие европейские поставщики аутсорсинговых услуг "АТОС Ориджин", "Капджемини", "БиТи", "Ти-систем", "Иквэнт", "Кэпита" являются высококлассными региональными лидерами и на равных соперничают с филиалами американских конкурентов.

Области применения

Мировая индустрия аутсорсинга традиционно поделена на два направления по принципу разграничения сфер деятельности: аутсорсинг информационно-коммуникационных технологий, или ИКТ-аутсорсинг, и аутсорсинг бизнес-процессов, или аутсорсинг БП.

Львиную долю в структуре доходов европейского рынка занимает аутсорсинг информационно-коммуникационных технологий: прежде всего аутсорсинг управления ИКТ-инфраструктурой2, в меньшей мере - разработка программного обеспечения и поддержка приложений.

Неотъемлемым условием для развития индустрии аутсорсинга является глубина внедрения и использования информационных технологий в экономике. В 2007 году расходы на ИТ в Европе составили 245 млрд евро в сравнении с лидером отрасли - США - 311 млрд евро, а также Китаем - 39 млрд евро, Индией - 18 млрд евро и Россией - 13 млрд евро. По исследованию, посвящённо-му развитию информационных технологий в мире за 2007-2008 годы, опубликованному Всемирным экономическим форумом3, европейские страны занимают 11 мест в первой двадцатке по уровню развития этих технологий и уровню их влияния на развитие экономики страны. В первую десятку вошли: Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия, Нидерланды, Исландия, Норвегия. Недавно присоединившиеся к ЕС страны, такие как Эстония, Чехия и Венгрия, по мнению авторов доклада, добились "значительного прогресса" в сфере ИТ.

Исследование Евростата 2007 года показало, что 44% компаний в Европе используют аутсорсинг какой-либо ИКТ-функции. В наибольшей степени к нему прибегают крупные и средние компании - 75 и 63% соответственно. Среди

1 ATOS Origin, Capgemini, BT, T-System, Equant, Capita.

2 ИКТ-инфраструктура — совокупность программного обеспечения, устройств хранения, сетевых ресурсов, серверного и коммуникационного оборудования, необходимая для обеспечения работы ИТ-приложений и ориентированная на поддержку бизнес-процессов компании. Управление ИКТ-инфраструктурой включает процессы технической поддержки, администрирования и обеспечения информационной безопасности.

Soumitra Dutta and Irene Mia. The Global Information Technology Report 2007—2008: Fostering Innovation through Networked Readiness. Annual Report; Basingstoke, Hampshire, England: Macmillan Publishers Limited Houndmills; 2008, P. 19.

малых фирм этот показатель ниже - всего 40%1. Это объясняется тем, что малые организации не всегда имеют такой размер инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий и штата, чтобы оправдать наём команды сторонних экспертов в этой области.

Распространённость использования аутсорсинга информационно-коммуникационных технологий в Европе сильно различается по регионам (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Компании, полностью или частично передавшие ИТ-ИКТ функцию внешнему поставщику в зоне Еи-272 (2007 г.), %.

80 70 SO 50 40 30 20 10 о

« 73

61 61 so

а в g иве

47 46

4 2 42 41

I 33 31 30

Э ГЕ ВИД m щ щ ге Е Т]|Щ Щ

25

21

22 21 20

23 24

1 Дания 5 Германия 9 Словакия 13 Польша

2 Норвегия 6 Словения 10 Швеция 14 Португалия

17 Чешская республика 1ВИспания 21 Италия 22 Болгарин

3 Финляндия 4 Кипр

7 Бельгия В Мальта

11 Эстония 12 Ирландия

13 Великобритания 16 Люксембург

19 Австрия 20 Латвия

23 Литва 24 Венгрия

Составлено автором. Источник: Albrecht Wirthmann, Maria Smihily, "Internet usage by enterprises 2007", Eurostat data in focus. Brussels: European Communities. December, 2007, № 25, P. 1.

Лидерами в этом отношении являются страны Северной Европы, Германия, Бельгия, Словения и Словакия. На юге и востоке Европы ИКТ-аутсорсинг распространён в меньшей степени.

Важным этапом развития европейского рынка на сегодняшний день является переход на стратегический аутсорсинг. Он характеризует собой долгосрочный контракт на передачу не только части бизнес-процессов, а всей функции в комплексе, в том числе выработку всей стратегии и внедрение её в практику. Выгоды стратегического аутсорсинга состоят в максимизации эффекта экономии, высокой интеграции бизнес-процессов, достижении организационной структуры нового уровня, которая обладает большей гибкостью переменных затрат и в высшей степени отвечает современным требованиям высокой изменчивости на мировых рынках.

1 Малые компании: число занятых 10 — 49 человек, средние — 50 — 249, крупные - свыше 250.

2 За исключением Франции, Нидерландов, Румынии и Исландии.

Аутсорсинг бизнес-процессов - это передача внутрифирменных бизнес-процессов специализированной компании полностью или частично. Это направление только развивается и гораздо меньше распространено в Европе по сравнению с аутсорсингом ИКТ.

В период 2002-2007 годов в Европе было заключено сделок по аутсорсингу бизнес-процессов на сумму примерно в 36,2 млрд долл., что гораздо меньше в сравнении с США и Канадой - около 62 млрд долл. по данным международного исследовательского агентства "Нельсон Холл"1.

На диаграмме 2 показаны наиболее широко используемые виды бизнес-процессов, передаваемые европейскими компаниями сторонним организациям. Это касается прежде всего вспомогательных функций: уборка помещений, организация питания сотрудников, а также управление документооборотом организаций. Далее следуют логистика и управление транспортным парком2.

Диаграмма 2.

Наиболее используемые виды аутсорсинга бизнес-процессов в Европе.

Функции, которые европейские компании передают на аутсорсинг, полностью или частично (из числа тех, которые используют аутсорсинг хотя бы одной функции - 70% опрошенных).

Вспомогательные функции

Дистрибуция/Логистика/Транспорт 73%

Человеческие ресурсы 59%

Финансы и администрирование 56%

Разработка/изобретение продукции 46%

Продажи/ продвижение 29%

0% 20% 40% 60% 80%

Составлено автором. Источник: Thierry Muller and Paul Wood, Ernst & Young's European Outsourcing Survey: "Outsourcing: The rise of fragmentation", EYGM Limited, 2008, P. 13.

1 Агентство "Нельсон Холл" (Nelson Hall) - аналитическая и консультационная фирма в области аутсорсинга бизнес-процессов, основана в 1998 году. Имеет офисы в Европе и Северной Америке. Является партнёром NOA - the National Outsourcing Association -национального союза Великобритании по торговле услугами аутсорсинга.

Источник данных: Nelson Hall Statistics, Nelson Hall, 2007. http://www.noa.co.uk/index.php/noa/heartbeatitem.

2 Thierry Muller and Paul Wood. Ernst & Young's European Outsourcing Survey: "Outsourcing: The rise of fragmentation". EYGM Limited, 2008, P. 13. http://www.cel-logistica.org/upload/2008%20E&Young%20European_outsourcing_survey_.pdf

В исследовании принимало участие 600 компаний, по большей части крупных (с числом сотрудников более 500 человек), из Бельгии, Испании, Франции, Германии, Италии и Великобритании.

Третьим по распространённости применения на европейском рынке является аутсорсинг функции управления человеческими ресурсами. Он включает в себя такие бизнес-процессы, как набор, обучение и укомплектование штата; проведение тренингов для сотрудников и руководителей; начисление заработной платы, премий, пособий, командировочных расходов работников; создание программ ориентации служащего; контроль за выполнением задач, целей и стратегии определённого отдела; анализ и совершенствование организационной структуры.

В число переводимых на сторону функций входит также аутсорсинг финансов и администрирования. Для европейских компаний характерен большой интерес к аутсорсингу таких операций, как ведение бухгалтерского и финансового учета; обработка дебиторской и кредиторской задолженности; выполнение налоговых требований и налоговое планирование; подготовка финансовых и управленческих отчетов; финансово-хозяйственное планирование; финансовый риск-менеджмент. Использование аутсорсинга финансовой функции в Европе выше, чем в США1. И, как отмечает Д. Атчисон, это является в большей степени европейским явлением, нежели практикой США.

И, наконец, два менее популярных вида аутсорсинга бизнес-процессов -разработка/изобретение продукции; продвижение и сбыт. Эти функции большинство европейских компаний пока не готовы передавать на сторону, потому что они затрагивают вовлечение интеллектуального капитала предприятия. Выполнение этих функций имеет стратегическое значение, поэтому компании не всегда готовы передоверить их третьим лицам.

Аутсорсинг бизнес-процессов в Европе наиболее развит в Великобритании. По своим масштабам он уступает лишь США. По данным Нельсон Холл, в 2005-2006 годах на европейский регион пришлось 45% (12,3 млрд долл.) общей стоимости контрактов мирового рынка аутсорсинга БП. При этом доля Великобритании в Европе составляла 79%, и лишь меньшую её часть - 21% разделили страны континентальной Европы, включая Бенилюкс - 10% (1,2 млрд долл.), Центральную Европу - 5% (600 млн долл.), Францию - 2% (250 млн долл.) и остальные Европейские страны - 4% (500 млн долл.) (диаграмма 3).

Как видим, в континентальной Европе услуги аутсорсинга бизнес-процессов используются в гораздо меньшей степени, чем в США и Великобритании, но, как отмечают аналитики Нельсон Холл, интерес к ним растёт.

Яркой иллюстрацией успешного использования аутсорсинга бизнес-процессов служит пример британской ТНК "Бритиш Петролеум". Помимо использования ИКТ-аутсорсинга, эта компания первой в европейской практике в 1998 году поручила выполнение внутренних функций финансов и администри-рования2 глобальному поставщику аутсорсинговых услуг - Аксенчер (АссепШге). А уже в 1999 году она передала большинство бизнес-процессов,

1 FSN, "Outsourcing of finance and administration (F&A) grows as the offshore BPO market in India matures", FSN. UK, Borehamwood: FSN Publishing Limited, 22 January 2007. http://www.fsn.co.uk/channel_outsourcing/outsourcing_of_finance_and_administration_gro ws_as_the_offshore_bpo_market_in_india_matures.htm

2 Прим. авт. - тех бизнес-процессов финансовой функции, о которых говорилось выше.

Диаграмма 3.

Региональная структура общей стоимости контрактов по аутсорсингу бизнес-процессов (ВРО) в Европе за 2005 - 2006 годы.

■ №л rtlüX

■ Civilг.ri Europe

□ France

■ Rest of hiirope

nu.. К,

Источник: Nelson Hall Statistics, Nelson Hall, 2007. http://www.noa.co.uk/index.php/noa/heartbeatitem.

связанных с человеческими ресурсами, глобальной аутсорсинговой компании "Икзалт" (Exult), технологии которой идеально подошли для эффективной коммуникации внутри компании. Применение широкомасштабного аутсорсинга остаётся важной частью стратегии "Бритиш Петролеум" для обеспечения гибкости, сокращения затрат, а также усиления интеграции внутрифирменных бизнес-процессов в глобальном масштабе и управления рисками .

Характер и масштабы аутсорсинга во многом определяются отраслевой принадлежностью и специализацией компании. В Европе он наиболее распространён в секторе финансовых услуг: 88% компаний этого сектора отдают предпочтение услугам сторонних организаций, нежели внутренних подразделений. При этом 75% европейских банков используют аутсорсинг ИТ (общеевропейский уровень - 68% компаний). Первенство банков объясняется тем, что они в большей мере применяют высокотехнологичные бизнес-процессы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Популярность офшорного аутсорсинга

В последние годы, до мирового финансового кризиса, быстрыми темпами рос глобальный рынок офшорного аутсорсинга. Главным поставщиком этих услуг в мире является Индия. По данным индийской национальной торговой ассоциации НАССКОМ2, на начало 2007 года 65 и 46% всех мировых офшор-

1 Ж.-Л. Бравар, Р. Морган, "Эффективный аутсорсинг". - Днепропетровск: Баланс Бизнес Бук. 2007, с. 230.

2 НАССКОМ - (The National Association of Software and Services Companies) (NASSCOM) - индийская торговая палата в области услуг ИТ и БП аутсорсинга.

ных аутсорсинговых операций ИТ и БП соответственно приходились на долю этой страны1. Остальная часть глобального рынка офшорного аутсорсинга - на Канаду, Мексику, Филиппины, Китай, страны ЦВЕ, Россию и другие страны. В таблице 1 приведена структура экспорта аутсорсинговых услуг из Индии по ключевым регионам мира.

Таблица 1.

Экспорт офшорного аутсорсинга из Индии за 2004-2008 годы, млрд долларов.

Структура экспорта ИТ/БП аутсорсинга из Индии в регионы мира, млрд. долл.

Рынок 2004 г 2(105 г 2006 г 2007 г 200Я г Л 1004-2007 гг

США 11,6 69.40% 15,4 63.30% 20,4 67.1S% 24,3 61.40% 31,2 60% 65,3%

Европа 3.8 22.60% 5,2 23.10% 7,6 25.13% 11,9 30.10% 16,1 31% 26,4%

Остальной мир 1,3 £.00% 1,9 3.60% 2,3 7.69% 3,3 350% 4,7 9% 8,3%

Всего 16,7 100% 22,5 100% 30,3 100% 39,5 100% 52 100% 100%

Данные на февраль 2009г.

Составлено автором. Источник: NASSCOM, "Indian IT-BPO Industry: NASSCOM Analysis", NASSCOM, 2009, P. 3.

Как видим, доля Европы в структуре экспорта услуг аутсорсинга Индии росла: с 26,4% в 2004 году до 31% в 2008 году. Однако в сравнении с США, Европа пользуется офшорными услугами аутсорсинга из Индии почти вдвое меньше.

По данным НАССКОМ, на лидера в европейском регионе - Великобританию - пришлось 19% мирового объёма экспорта услуг аутсорсинга Индии2. Страны же континентальной Европы имели 12% на всех.

Почему офшорный аутсорсинг в континентальной Европе менее распространен по сравнению с США и Великобританией?

Здесь несколько причин. Прежде всего это проблема языкового барьера. Индийские специалисты в основном пользуются английским языком, в то время как Европа многоязычна и включает в себя 23 официальных языка государств ЕС. Чтобы иметь возможность работать, скажем, в обрабатывающей промышленности Германии, знание немецкого языка имеет важнейшее значение. По этой причине германские компании ориентированы на германоязычные страны -Польшу и Румынию, французские - на франкоговорящий север Африки, испанские - на латиноамериканские страны.

Сказываются также сила профсоюзов и строгость трудового законодательства в странах ЕС, которая осложняет процессы увольнения и найма сотрудников. Так, например, в Германии для найма и увольнения служащих компании должны получить предварительное разрешение профсоюзов.

К этому следует добавить фрагментацию европейского рынка. Трудовое, налоговое, корпоративное законодательство отличается в каждой стране.

В неё входит более 1300 компаний, как крупных индийских, так и ТНК, имеющих представительства в Индии.

1 NASSCOM, "Knowledge Professionals", NASSCOM, 25 Apr, 2007.

2 NASSCOM, "Indian IT-BPO Industry: NASSCOM Analysis", NASSCOM, 2009, P. 2.

К примеру, в Европе существует 20 различных стандартов бухгалтерского учёта (законодательство же США позволяет применять общепринятые принципы бухгалтерского учёта). Разнообразие небольших рынков европейских стран с их собственными законодательными нормами вносит дополнительные сложности для офшорных аутсорсинговых компаний в регионе.

В Великобритании, напротив, обстоятельства благоприятствуют развитию офшорного аутсорсинга: рынки труда в этой стране более гибкие, чем в континентальной Европе, а язык не является препятствием. Тем не менее офшорный аутсорсинг набирает популярность и в континентальной Европе, и, несмотря на небольшие объёмы рынка в сравнении с США и Великобританией, за 20042007 годы среднегодовой темп роста импорта этих услуг странами континентальной Европы из Индии составил более 55%\

Как следует из отчета ЮНКТАД, Европейские организации примерно в равной степени применяют обе модели офшорного аутсорсинга: подписание контракта с третьей стороной зарубежного поставщика услуг, либо открытие собственного филиала в офшорной зоне2.

Европейские компании в основном переносят в офшор такие бизнес-процессы, как компьютерное программирование, ввод и обработку данных (к примеру, клиентские иски - для страховой компании), телефонные центры клиентского обслуживания (call centre outsourcing) и удалённую техническую поддержку.

Страны ЦВЕ и аутсорсинг

Новым быстрорастущим направлением на мировом рынке выступает аутсорсинг обработки знаний3 - услуги, требующие высококвалифицированных специалистов в определённой области знаний. В их числе - проведение рыночных исследований, чтение рентгеновских снимков, выполнение инженерно-конструкторских проектов и другие. В отличие от американских фирм, ориентированных на Азиатско-Тихоокеанский регион, западноевропейские компании имеют тенденцию перевода этих бизнес-процессов в близлежащие страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Популярность перевода внутрифирменных подразделений в страны ЦВЕ растёт, однако по масштабам среди западноевропейских компаний эта деятельность сильно уступает офшорным контрактам. По материалам исследования организации "Украинская Hi-Tech инициатива"4, суммарный объём экспорта услуг ИТ-аутсорсинга в странах ЦВЕ составил относительно небольшую сумму -

1 NASSCOM, "Indian IT-BPO Industry: NASSCOM Analysis", NASSCOM, 2009, P. 2.

2 "Service offshoring takes off in Europe - In search of improved Competitiveness", UNKTAD. Geneva, Switzerland: UNKTAD, 2004. P. 3.

3 Knowledge Process Outsourcing, или KPO.

4 Christian Berner, Natasha Starkell, Parvis Hanson, Maryna Yaroshchuk. "Ukrainian HiTech Initiative", "Central & Eastern Europe IT Outsourcing Review '2007". Kyiv: Ukrainian Hi-Tech Initiative, 2008. P. 10, 11, 22.

Украинская Hi-Tech инициатива - лидирующий альянс в индустрии офшорного программного обеспечения и информационных технологий аутсорсинга в Украине.

3 млрд долл. за 2007 год (из них примерно 2,5 млрд долл. - в Западную Европу, 0,5 млрд долл. - в США). За период 1992-2007 годы среднегодовой рост импорта ИТ-услуг из ЦВЕ в страны Евро-15 составил 13% (по данным того же исследования, из Индии - 14%).

Развитию регионального европейского аутсорсинга между странами Запада и ЦВЕ сопутствуют определённые факторы: близость культур, географического положения, меньше языковых проблем, сравнительно низкая оплата труда, высокие стандарты образования. Тем не менее, по данным платёжных балансов стран ЦВЕ, в 2007 году доля в структуре их экспорта услуг составляет лишь 4% (для сравнения, в Индии - 17%). Основная проблема слабого развития ИТ-услуг -отсутствие развитой системы образования специалистов по информационным технологиям, которая отвечала бы требованиям высоких стандартов западных стран и, как результат, - нехватка квалифицированных кадров. При этом в сравнении с Индией и Китаем, где процент специалистов высокого уровня среди выпускников также невелик, в абсолютном исчислении их количество гораздо выше, чем в других офшорных зонах. Наиболее активными поставщиками аутсорсинга в Западную Европу среди стран ЦВЕ являются Украина, Румыния, Белоруссия, Венгрия, Болгария, Польша, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Словакия.

Таким образом, для модели континентального европейского аутсорсинга характерны следующие особенности: во-первых, большая концентрация на ИКТ-аутсорсинге; во-вторых, небольшое развитие аутсорсинга бизнес-процессов; в-третьих, акцент со стороны континентальных европейских стран на взаимодействии в большей степени с поставщиками услуг европейского происхождения.

Исключение составляет Великобритания. Её рынок является наиболее развитым в Европе и занимает второе место в мире после США по объёмам использования аутсорсинга. А модель Великобритании схожа с моделью аутсорсинга США.

Аутсорсинг и финансовый кризис

В условиях финансового кризиса и спада производства многие компании оказались перед необходимостью снижения издержек и оптимизации активов. Одним из инструментов достижения этой цели служит аутсорсинг. Фил Моррис, генеральный директор международного консалтингового агентства в сфере аутсорсинга ЭкваТерра1 в странах ЕС и Азии, считает: "Аутсорсинг развивается в обратную сторону. Можно сказать, что он антицикличен. Как только в экономике происходит спад, аутсорсинг сразу же выходит на первый план".

Во время кризиса в условиях ухудшения финансового положения можно использовать аутсорсинг в качестве альтернативы внутренним подразделениям, которая позволяет отказаться от затрат собственного капитала и покупать услуги "на стороне". Расходы компаний в этом случае гораздо меньше, чем расходы, связанные с сохранением собственного штата работников для выполнения той

1 ЭкваТерра (EquaTerra) - имеет накопленный опыт, располагая более чем 2000 клиентов в 60 странах мира.

же задачи. По результатам исследований при аутсорсинге время выхода на рынок сокращается в среднем на 18%1. А экономия может достигать от 10 до 40% и в отдельных случаях выше.

Вторым ключевым моментом использования аутсорсинга во время нестабильности рынка является возможность с помощью гибких условий контракта регулировать объём услуг в соответствие со своими бизнес-потребностями. Таким образом, аутсорсинг может избавить компанию от лишних расходов во время экономического спада и сокращения производства.

Питер Ален, директор "Текнолоджи Партнес Интернэшнл", оптимистично смотрит на будущее аутсорсинга: "Нет таких отраслей, которые бы не поразил кризис... Любая отрасль, которая пользуется кредитом, находится в рискованной ситуации. Индустрия аутсорсинга станет инструментом для восстановления"2.

Две крупнейшие международные консультационно-исследовательские организации в сфере аутсорсинга "Текнолоджи Партнес Интернэшнл" и "Эверест Ресерч"3 пришли к единому мнению о том, что финансовый кризис усилит привлекательность аутсорсинга бизнес-процессов в мире в средне- и долгосрочной перспективе. Возрастёт интерес к использованию офшорного аутсорсинга бизнес-процессов. В том числе ожидается стремительное развитие аутсорсинга юридической службы (проверка и подготовка различных документов, исследования в области права) в связи с ростом корпоративных тяжб4.

Аутсорсинг - это отрасль, объединённая целью создания стандартизированных услуг с более низкой ценой по отношению к стоимости работы внутрифирменных подразделений компаний. В этой связи можно предположить, что развивающиеся в мире финансовый кризис и глобальная рецессия будут способствовать росту применения аутсорсинговых услуг в мировой практике: движущим мотивом станет необходимость сокращения капитальных расходов и повышение эффективности деятельности корпораций. В конечном счёте, аутсорсинг поможет облегчить реструктурирование различных отраслей в мировой экономике.

1 Stephen Walker, "Software Development and Innovation: Speeding "Time-to-Market" Boston: Aberdeen Group, Inc. 2008, P. 13.

http://www.aberdeen.com/summary/report/benchmark/4898-RA-software-development-innovation.asp.

Время выхода товара на рынок (англ. - TTM, Time to Market) - является временем от начала проекта по созданию продукта до момента его выставления на продажу.

2 "US crisis has not hit contract renewals", Business Line, Sep. 2008. http://www.thehindubusinessline.com/bline/2008/09/29/stories/2008092951640200.htm

3 Carrie Burns. "Economic Crisis May Cause BPO Increase", InsuranceNetworkingNews, September 25, 2008.

http://www.insurancenetworking.com/news/insurance_technology_business_process_outsourcing _india11219-1.html

4 Vivek Kumar. "LPO India-now and future", Outsourceportfolio.com, October 20, 2008. http://outsourceportfolio.com/lpo-india-now-and-future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.