немецких оккупантов и установления советской власти в республике.
О.В. Бабенко
2010.04.023. КАЛИНИН А.А., ЮНГБЛЮД В Т. ГРЕЦИЯ В АМЕРИКАНО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1939-1945 гг. / Вят. гос. гуманит. ун-т. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 366 с.
Ключевые слова: Вторая мировая война, американо-британские отношения, греческий фактор.
Книга сотрудников Вятского государственного гуманитарного университета - старшего научного сотрудника кафедры всеобщей истории к.и.н. А.А. Калинина и заведующего кафедрой всеобщей истории д.и.н. В.Т. Юнгблюда - посвящена греческому фактору в американо-британских отношениях в период Второй мировой войны. Греция занимала важное место в союзнической дипломатии, став «своего рода полигоном по отработке методов удержания европейских стран в орбите влияния западных держав» (с. 9). Рассматриваются истоки греческой политики Лондона и Вашингтона. Исследование, состоящее из десяти глав, написано на основании неопубликованных архивных материалов, интернет-источников, опубликованных документов, обширной мемуарной литературы.
В первой главе рассматривается дипломатическая борьба вокруг Греции в преддверии итальянского вторжения (1939-1940). Во второй половине 1930-х годов Балкано-Средиземноморский регион был сферой влияния Великобритании и гарантировал ее интересы в Передней Азии, Африке и Индии, будучи важным геополитическим рубежом. Греция была весьма значимой составной частью британской сферы влияния. Лондон выступал в роли главного кредитора Греции, его бизнесмены контролировали значительную часть ресурсов страны. Когда вслед за агрессией Италии против Эфиопии итальянские войска подошли к греческой границе и распространились сведения о намерениях Рима напасть на Грецию, Англия и Франция дали ей гарантии территориальной целостности. Таким образом, по мнению авторов, они пытались не допустить переориентации Греции, в которой с 1936 г. существовал авторитарный режим генерала И. Метаксаса, на страны «оси» (с. 23).
Соединенные Штаты также были проинформированы о возможном нападении Италии на Грецию. 14 апреля 1939 г. президент США Ф. Рузвельт обратился к Гитлеру и Муссолини с просьбой дать гарантии не нападать на 31 европейскую страну, в том числе Грецию. Однако письменного ответа он не получил и был высмеян в одном из выступлений Гитлера.
В 1939-1941 гг. активизировалась деятельность британской разведки в Греции. Она строила планы на случай оккупации страны и занималась антиитальянской пропагандой. Военные успехи Германии в Европе весной и в начале лета 1940 г. привели к усилению ее дипломатического нажима на Грецию, которую она пыталась склонить к отказу от торговли с Великобританией. Уже в июле 1940 г. Гитлер уверил министра иностранных дел Италии Г. Чиано, что Средиземноморье является «итальянским вопросом» (с. 39).
Вторая глава посвящена британской политике в отношении Греции в период итальянской и германской агрессии (октябрь 1940 -май 1941 г.). 28 октября 1940 г. Италия предъявила Греции ультиматум, выполнение которого означало потерю Афинами независимости. Через три часа после этого итальянские войска вступили на греческую территорию. Однако они были остановлены в течение пяти дней, а 21 ноября отступили в Албанию. После начала итальянского вторжения И. Метаксас обратился к Великобритании с просьбой помочь военно-морскими и военно-воздушными силами обороне острова Корфу и Афин. У. Черчилль считал, что у Британии нет возможности оказать существенную помощь грекам. Однако в соответствии с планами Лондона Греция должна была отвлекать внимание Италии от Африки, а военно-морские базы Греции предполагалось использовать против итальянского флота. Поэтому 1 ноября 1940 г. Черчилль одобрил инициативу маршала А. Лонгмора направить в Афины символическое подкрепление в виде эскадрильи бомбардировщиков «Бленхейм». Кроме того, британские войска были направлены на о. Крит, оборона которого, подчеркивают авторы, «была важна для защиты позиций Британской империи в Средиземноморье...» (с. 52).
В третьей главе прослеживается активизация американской политики в Греции (октябрь 1940 - май 1941 г.). 15 ноября 1940 г. США объявили о нейтралитете в итало-греческой войне. При этом они выразили сочувствие Греции и сообщили, что «по-прежнему
испытывают к ней дружеские чувства» (с. 74). Была создана Ассоциация военной помощи Греции, которая собрала за год более 5 млн. долл. Несмотря на многочисленные обращения Греции за помощью к официальному Вашингтону, выполнение обещаний последнего затягивалось. Но в конечном итоге США разрешили военные поставки и отгрузку лекарств в Грецию и объявили, что Греция имеет право на помощь по ленд-лизу. Однако запоздалая реакции американцев на события в Греции и их несвоевременная помощь не сыграли существенной роли. Авторы отмечают, что Соединенные Штаты «стремились проводить самостоятельную политику, однако у Вашингтона недоставало рычагов воздействия на ситуацию» (с. 87).
Четвертая глава посвящена отношению Великобритании и США к движению Сопротивления в Греции, которое сыграло важную роль в развитии греческого направления американо-английской политики. Это движение развернулось уже в 1941-1942 гг., когда Греция была оккупирована Италией, Германией и Болгарией. Инструментами реализации британской и американской политики в Греции стали спецслужбы, с помощью которых предпринимались попытки создать лояльные партизанские организации. Так, по настоянию англичан поддерживавший тесные отношения с британскими спецслужбами политик П. Канелопулос занял пост вице-премьера и министра национальной обороны в греческом правительстве и был назначен ответственным за движение Сопротивление в Греции. В сентябре 1942 г. англичане направили в Грецию диверсионные группы во главе с полковником Э.К. Майерсом и майором К.М. Вудхаузом, которые совместно с греческими партизанами взорвали Горгопамасский мост, разрушив единственную железную дорогу, связывавшую Южную Грецию с Центральной Европой. Авторы отмечают, что подрыв этого моста «стал первой в оккупированной Европе успешной спецоперацией, скоординированной с союзническими стратегическими планами» (с. 98).
В пятой главе рассматривается вопрос о поддержке короля Георгиоса II США и Великобританией в 1942-1944 гг. Для сохранения британского доминирования в Греции после войны необходимо было сформировать лояльное правительство. В поисках дружественно настроенного кандидата Лондон остановился на короле Георгиосе II, придерживавшемся проанглийских взглядов. Объяс-
няя этот выбор, А.А. Калинин и В.Т. Юнгблюд пишут, что англичане «скептически относились к греческим политическим партиям, считая короля более надежным союзником» (с. 129).
США также поддерживали отношения с греческим королем, который после оккупации страны находился в эмиграции. 10 июня 1942 г. Георгиос II посетил Вашингтон. По итогам поездки были подписаны соглашения о взаимной помощи в ведении войны и ленд-лизе. Тем не менее позиция Вашингтона по вопросу о власти в Греции отличалась от британской. США считали, что «вопрос приемлемости короля Георгиоса II для греков - исключительно их внутреннее дело и должен решаться на плебисците после освобождения страны» (с. 136).
Шестая глава посвящена советскому фактору в американо-британских отношениях в 1943-1944 гг. В указанный период советское влияние на американо-британские отношения возрастает вследствие побед Красной Армии. Его значимость определяется также сильными позициями коммунистов в Греции, которые смогли создать эффективную организацию Сопротивления. Тем не менее англичане, рассматривавшие Грецию в качестве своей сферы влияния, надеялись, что «Советский Союз не будет вмешиваться в греческие дела» (с. 172). СССР не проявлял интереса к Греции в течение большей части периода оккупации, и только в июле 1944 г. с прибытием группы Г. Попова в Грецию были налажены контакты между советскими и греческими коммунистами.
Весной 1944 г. обнаружились советско-британские разногласия по вопросу о контроле над территориями, которые входили в сферу интересов Великобритании. В мае 1944 г. Лондон и Москва вели переговоры по поводу раздела сфер влияния в Греции и Румынии, о которых англичане вынуждены были проинформировать США из-за негативной позиции СССР в отношении нового греческого правительства. По итогам переговоров советская сторона взяла на себя ведущую роль в румынских делах, оставив греческий вопрос за Великобританией. Лондон в контактах с Вашингтоном по поводу раздела сфер влияния с СССР пытался представить достигнутое соглашение как «лучшее средство предотвращения любого расхождения в политике на Балканах между Великобританией и Советским правительством» (с. 187).
В седьмой главе анализируется позиция Лондона и Вашингтона по вопросу о послевоенном политическом устройстве Греции (конец 1944 - начало 1945 г.). Новый этап в американо-британских отношениях по поводу Греции был открыт в связи с завершением немецкой оккупации страны. Лондон задался целью восстановить свое влияние в Греции в довоенных масштабах, что привело к нарастанию напряженности в американо-британских отношениях. Когда в октябре 1944 г. началась эвакуация немецких войск из Греции, англичане приступили к вводу своих войск в страну.
Вашингтон изначально выступал в поддержку британской высадки в Греции. Однако уже в декабре 1944 г. США начали протестовать «против реакционного характера британской политики в Греции и Италии» (с. 256). В то время ярко проявилась неоднозначность американо-британского союза периода Второй мировой войны. Стороны преследовали различные цели, но при этом конфликт показал наличие в США и Великобритании сил, которые не могли допустить трещины в их альянсе. Благодаря этому Вашингтон, по мнению авторов, «не пошел на эскалацию конфликта» (с. 257).
Восьмая глава посвящена отношению США и Великобритании к политическим проблемам Греции в 1945 г. 1945 г. стал знаковым в американо-британских отношениях. Лондон осознает, что не может самостоятельно вывести Грецию из экономического и политического кризиса. Вашингтон же переходит к масштабному участию в греческих делах и начинает теснить англичан. Последние отходят от многолетней тактики поддержки греческого короля Георгиоса II. Авторы книги видят причину этой перемены в «понимании Лондоном того, что приход к власти роялистов и возвращение короля привели бы только к эскалации политического противостояния, которое могло спровоцировать новую вспышку гражданской войны» (с. 291). В то время международная ситуация в мире сильно изменилась. Греция теперь граничила с советской сферой интересов и в случае гражданского противостояния могла попасть в орбиту влияния Москвы. Под воздействием сложившейся обстановки англичане взяли курс на вовлечение Вашингтона в греческие дела и, по мнению А. А. Калинина и В. Т. Юнгблюда, «в политической сфере это в целом удалось...» (там же).
В девятой главе рассматривается вопрос о передаче Греции Додеканезских островов в 1945 г., когда на первый план вышли
проблемы территориального урегулирования в Европе, в том числе и в Греции. Еще в 1943 г. в предложениях, подготовленных «американскими друзьями Греции», обосновывались претензии греков на Додеканезские острова. США в 1944 г. выражали сочувствие претензиям Греции на территории, «на которые она имеет настоящие этнические и исторические права» (с. 297). Великобритания изначально склонялась к передаче Додеканез Турции в благодарность за вступление в войну на стороне союзников, а Греции предполагалось отдать Северный Эпир (Южную Албанию). Но вступление Турции в войну в 1944 г. не состоялось, и англичане предложили передать Греции все Додеканезы, кроме острова Кас-телоризона, который располагался очень близко к берегам Турции. В первой половине 1945 г. этот вопрос активно обсуждался Грецией и великими державами. По итогам дискуссий в сентябре 1945 г. Лондон отказался от своего предложения о Кастелоризоне и согласился с позицией США, согласно которой все Додеканезские острова должны были быть переданы Греции. По мнению Вашингтона, «Москва могла воспользоваться передачей Турции Кастелоризона как прецедентом для предъявления требований передать Советскому Союзу один из Додеканезских островов для использования его в качестве базы» (с. 300). В июне 1946 г. Додеканезы были переданы Греции.
Десятая глава посвящена американо-британскому вмешательству в экономические проблемы Греции в 1945 г., когда возросло участие США в решении экономических проблем Афин. По состоянию на март 1945 г. американская помощь Греции составила 53 млн. долл. в основном в виде товаров, поставленных по ленд-лизу. Однако американцы отвергли предложение англичан создать объединенную англо-американскую экономическую и финансовую миссию в Греции. Работавшая без участия Вашингтона британская миссия ЮНРРА с апреля 1945 г. до мая 1947 г. потратила свыше 416 млн. долл. на различные поставки в Грецию. С обострением финансовой ситуации в Греции Лондон стал проявлять большее желание вовлечь Вашингтон в греческие проблемы, а к концу 1945 г. англичане «даже предложили американцам военное сотрудничество в Греции» (с. 317).
В заключении авторы приходят к выводу о том, что на протяжении Второй мировой войны Лондон, международный авторитет
которого упал, стремился сохранить прежние позиции в Греции, а укреплявший свое экономическое и финансовое преобладание Вашингтон «ориентировался на послевоенное переустройство мира в соответствии с собственными планами, которые не предусматривали сохранение прежних сфер влияния» (с. 319). Однако в 1945 г. появились первые симптомы «холодной войны» и американцы начали действовать в Греции вместе с англичанами.
О. В. Бабенко
2010.04.024. ВАВИЛОВ А.И. ПОЛИТИКА США В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СТРАН: ОПЫТ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. - М.: Библос консалтинг, 2009. -351 с. - Библиогр.: с. 333-349.
Ключевые слова: США, внешняя политика, арабские страны, геополитика.
Одним из результатов распада СССР стала нарастающая активизация деятельности США в ближневосточным регионе. Захват в августе 1990 г. Ираком практически беззащитного Кувейта стал для Вашингтона «манной небесной», открыв для него путь к прямому вмешательству в дела региона под благовидным предлогом «обуздания агрессора». После победного изгнания захватчиков из Кувейта, получившего название «Буря в пустыне», президент Дж. Буш-старший объявил о наступлении нового мирового порядка. Этот новый термин впервые прозвучал в Конгрессе США 11 сентября 1991 г., и ровно десятилетие спустя устанавливаемый американцами «новый порядок» дал о себе знать беспрецедентными в мировой истории терактами.
Трагические события сентября 2001 г. привели к смене американской стратегии национальной безопасности. На смену политике «двойного сдерживания» Ирака и Ирана путем экономических санкций и политического бойкота приходит политика возможных превентивных ударов повсюду в мире в случае возникновения у Вашингтона подозрения о существовании угрозы безопасности США. В работе, в частности, рассматриваются причины вторжения в Ирак. Главная из них, по мнению автора, - уверенность Белого дома в своей безопасности как оставшейся единственной сверхдержавы. Вторая - «стойкий запах нефти, притягивающий амери-