Научная статья на тему '2010.04.021. ГИБАС-КРЖАК Д. СЕРБСКО-АЛБАНСКИЙ КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА КОСОВО В XX В.: ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ. GIBAS-KRZAK D. SERBSKO-ALBAńSKI KONFLIKT O KOSOWO W XX WIEKU: UWARUNKOWANIA - PRZEBIEG - KONSEKWENCJE. - TORUń: WYDAW. A. MARSZAłEK, 2009. - 266 S'

2010.04.021. ГИБАС-КРЖАК Д. СЕРБСКО-АЛБАНСКИЙ КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА КОСОВО В XX В.: ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ. GIBAS-KRZAK D. SERBSKO-ALBAńSKI KONFLIKT O KOSOWO W XX WIEKU: UWARUNKOWANIA - PRZEBIEG - KONSEKWENCJE. - TORUń: WYDAW. A. MARSZAłEK, 2009. - 266 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКО-АЛБАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОСОВСКАЯ ПРОБЛЕМА В XX В.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.04.021. ГИБАС-КРЖАК Д. СЕРБСКО-АЛБАНСКИЙ КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА КОСОВО В XX В.: ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ. GIBAS-KRZAK D. SERBSKO-ALBAńSKI KONFLIKT O KOSOWO W XX WIEKU: UWARUNKOWANIA - PRZEBIEG - KONSEKWENCJE. - TORUń: WYDAW. A. MARSZAłEK, 2009. - 266 S»

женщин в советское общество в качестве продуктивных граждан», а их участие в розничной торговле «разрушило монополию на идеал маскулинизированного пролетария» (с.86).

Возникает «культурная героиня советской торговли», и таким образом из символа отсталости женщина становится символом современности. Дискурсивный сдвиг в официальном понимании женского и домашнего изменил и идеал мужчины. В торговле для обоих полов приветствовалось поведение, которое обычно считается женским: аккуратность, вежливость, внимательность, что, как считает автор, вносило свой вклад в постепенную «феминизацию и одомашнивание советского социализма» (с. 87-88).

Подводя итоги результатов кампании 1930-х годов, Э. Рэн-далл отмечает не только несомненные ее успехи, но и провалы, связанные главным образом с тяжелыми экономическими условиями, в которых находилась страна. Она указывает, что сталинский режим заключил своего рода общественный договор со своими гражданами, в котором экономика потребления стала важным компонентом легитимности советского социализма. Растущая неспособность удовлетворить нужды потребителей, вызванная неэффективностью социалистической системы управления, способствовала все большему разочарованию в социализме и внесла большой вклад в его гибель (с. 182-183).

О.В. Большакова

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2010.04.021. ГИБАС-КРЖАК Д. СЕРБСКО-АЛБАНСКИЙ КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА КОСОВО В XX в.: ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ.

С1ВА8-КЯ7АК Б. 8егЬ8ко-а1Ьашк1 копШк о Кс^сдао w XX wieku: и-№агипко-№аша - przebieg - konsekwencje. - Тогип: Wydaw. А. Маг-8/а1ек, 2009. - 266 s.

Ключевые слова: сербско-албанские отношения, косовская проблема вXXв..

Монография адъюнкта Подлясской академии в Седльце д-ра Д. Гибас-Кржак, написанная с использованием неопубликованных архивных материалов, посвящена косовской проблеме в сербско-албанских отношениях XX в. Книга состоит из введения, пяти глав и заключения.

В первой главе прослеживается эволюция косовского конфликта Сербии и Албании от эпохи Средних веков до 1918 г. Конфликт, получивший наиболее яркое проявление в Новое время, имеет давнюю историю. В Средние века территория Косово принадлежала Сербскому королевству, но с течением времени албанцы стали на ней доминирующей нацией, а сербы - национальным меньшинством. Албанцы считали Косово этнически албанской землей, используя аргумент о своем иллирийском происхождении. Иллирийцы заняли западную часть Балканского полуострова предположительно в I тыс. до н.э. Однако сербские ученые утверждают, что сербы первыми проникли на Балканы, и данный вопрос является поводом для научных дискуссий. Уже на этом примере, по мнению автора, «видно, что невозможно занять однозначную позицию по вопросу признания за сербами или албанцами права этнического первенства на территории Косово» (с. 17).

Решающее значение для сербско-албанских отношений имела битва на Косовом поле в 1389 г. Д. Гибас-Кржак подчеркивает, что до этой битвы на территории Косово «албанцев практически не было» (с. 22). В битве между сербами и турками албанцы сражались на стороне сербов. Коалиция с сербами понадобилась слабым и раздробленным албанским племенам для совместной борьбы против общего врага. Поражение на Косовом поле имело трагические последствия для всех народов Балканского полуострова, положив начало их пребыванию под турецким игом, включая албанцев, которые также подверглись колонизации и исламизации. Однако, воспользовавшись изменением международной ситуации на Балканах, они «начали все громче заявлять о своем этническом преобладании» в Косово (там же).

В ХУ11-Х1Х вв. и сербы, и албанцы боролись против турецкого ига. После создания автономного Сербского княжества в рамках Османской империи Косово не было включено в его состав, а

сербско-албанские отношения на этой территории стали еще более напряженными. Однако вплоть до Восточного кризиса 1875-1878 гг., несмотря на массовое бегство сербов из Косово, они по-прежнему образовывали самую большую этническую группу на этой территории. На основании не слишком точной переписи населения Косово 1910 г. автор полагает, что албанцы составляли в то время уже 50% жителей этой исторической области (с. 36).

После Балканских войн 1912-1913 гг., по итогам которых Косово было поделено между Сербией и Черногорией, усилились международные позиции Сербии, сделавшейся союзником Антанты в балканских делах. В то же время поддержка Белградом молодых боевиков из Боснии обострила его отношения с Австро-Венгрией. После выстрела члена организации «Молодая Босния» в эрцгерцога Франца Фердинанда, приведшего к началу Первой мировой войны, Сербия была оккупирована центральными державами, а Косово поделено на две зоны - австро-венгерскую и болгарскую. Заручившись поддержкой Австро-Венгрии, албанцы верили, что сербы скоро будут изгнаны из Косово. Некоторые австрийские политики прямо говорили о необходимости передать Косово Албании. Однако победа стран Антанты в Первой мировой войне позволила освободить Сербию и Черногорию. 1 ноября 1918 г. был освобожден Белград, а «на территорию Косово вновь вернулась сербская администрация» (с. 41).

Во второй главе рассматриваются создание югославского государства после Первой мировой войны и развитие сербско-албанского конфликта в 1918-1945 гг. 29 октября 1918 г. было провозглашено создание независимого Государства словенцев, хорватов и сербов, которое 1 декабря того же года было преобразовано в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). Наибольшие трудности для молодого государства создавали отношения с Италией, которая поддерживала албанское национальное движение. Албанцы же стремились к включению в состав своего государства «всех земель, на которых проживало население албанской национальности» (с. 45).

В целом внешняя политика Югославии была направлена на поддержание версальского миропорядка, ее важнейшими элементами стали военно-политические договоры с Францией и Великобританией. В 1930 г. состоялась Балканская конференция, на кото-

рой, в частности, шла речь о создании Союза балканских государств, а также рассматривался вопрос о национальных меньшинствах в Косово и Болгарии (македонский вопрос). Было решено, что проблема косовских албанцев должна решаться путем переговоров югославской стороны и представителей национального меньшинства. Делегат от Албании М. Конитца признал, что «был сделан большой шаг вперед в вопросе о национальных меньшинствах» (с. 46).

После прихода к власти в Германии А. Гитлера в 1933 г. Югославия выступила с инициативой заключения общебалканского договора. В результате 9 июля 1934 г. в Афинах был подписан Балканский пакт, гарантировавший статус-кво на Балканах. Ситуация изменилась в 1936 г. в связи с падением международного авторитета Франции и ростом влияния нацистской Германии. 25 марта 1937 г. Югославия подписала договор с Италией, по которому «оба государства обязались уважать существующие границы и разрешать спорные вопросы мирным путем. Югославия одобрила агрессию Италии против Эфиопии и признала ее права на Албанию» (с. 48).

После эмиграции албанцев в Королевство СХС в годы Первой мировой войны их количество в Югославии увеличилось до 478,9 тыс (3,5% всего населения Королевства). Ответом на это стала программа колонизации Косово сербским населением и жесткая политика Белграда в отношении бунтующих албанцев. Весь межвоенный период албанцы оценивали как «период сербской колонизации Косово» (с. 53).

В годы Второй мировой войны напряженность в сербско-албанских отношениях возросла. В 1939 г. впервые прозвучал лозунг создания «Великой Албании» путем присоединения к Албании населенных албанцами югославянских земель. После занятия Югославии немцами в 1941 г. территория Косово была поделена на три зоны оккупации - немецкую, итальянскую и болгарскую. Из-за враждебного отношения албанцев к сербам и отсутствия у них влиятельных коммунистических организаций возникали большие трудности с созданием эффективного движения Сопротивления. Так, партизанский отдел Метохии, борясь с оккупантами, параллельно был вынужден обороняться от нападений албанских банд. Тем не менее удалось создать албанские партизанские бригады, воевавшие вместе с сербами за освобождение Балкан. Благодаря

успехам союзников сербские и албанские партизаны 22 ноября 1944 г. освободили Косово и Метохию. За этим последовали бунты в албанских партизанских бригадах и вооруженные выступления против сербов. Как отмечает автор, война закончилась «кровавым эпилогом в истории сербско-албанских отношений, а вина была возложена на обе стороны» (с. 72).

В третьей главе анализируются албанско-югославские отношения и межнациональные противоречия в Косово в 1945-1974 гг. После окончания Второй мировой войны в ноябре 1945 г. была образована Федеративная Народная Республика Югославия. На основе новой конституции 1946 г. Югославия стала федерацией из шести республик: Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины. В составе Народной Республики Сербии были образованы автономные края Воеводина, Косово и Метохия. На это время приходится «ренессанс» в сербско-албанских отношениях, так как левые силы обоих государств еще в годы Второй мировой войны начали интенсивное сотрудничество. Компартия Югославии оказывала всестороннюю помощь албанским коммунистам и способствовала организации национально-освободительного движения в Албании. Кроме того, Югославия была первым социалистическим государством, признавшим Албанию де-юре (28 апреля 1945 г.). Албанцы в свою очередь называли жителей Югославии «своими лучшими друзьями и союзниками» (с. 80).

В 1944-1948 гг. Югославия оказывала помощь Албании в различных сферах экономики. В Тиране работали югославские специалисты. Были созданы Албанско-югославский банк и ряд совместных предприятий. Югославия построила для Албании несколько фабрик, центральный телеграф, типографию, проложила первые железнодорожные ветки. По мнению автора, «нельзя говорить о постепенном попадании Албании в зависимость от Югославии только как о негативном аспекте сближения обоих государств; ведь после окончания Второй мировой войны для Албании самыми важными задачами стали установление коммунистической власти, восстановление страны, а также создание современной армии как гаранта независимости» (с. 83).

Отношения Белграда и Тираны испортились в 1948 г. вместе с крахом идеи Балканской конфедерации, против которой был И.В. Сталин. Поводом для прекращения добрососедских отноше-

ний стало размещение в Албании двух югославских дивизий под предлогом защиты Албании от агрессии Греции. Косовская проблема сохраняла свою важность и могла быть решена путем объединения Албании с Югославией (по плану И. Броз Тито), но его не удалось достигнуть. В 1948 г. албанцы составляли уже 68,5% населения Косово, а сербы - 26,3%. В 1950-1970-е годы косовары организовывали националистические выступления и пытались дестабилизировать обстановку в Сербии. Автор отмечает, что албанский и сербский национализм пришли к конфронтации, «целью которой было получение власти над территорией Косово» (с. 119).

Четвертая глава посвящена косовской проблеме в 1974-1991 гг. Во второй половине 1970-х годов албанский национализм продолжал расти. Конституция Югославии 1974 г. наделила Косово автономией, но не повлияла на улучшение обстановки в этом крае. Более того, в 1974-1976 гг. наступило очередное охлаждение в албанско-югославских отношениях. Албанские власти запретили контакты членам семей албанцев, находившимся по разные стороны албанско-югославской границы. В конце 1974 г. дело дошло до демонстраций в университете Приштины. Они закончились в январе 1975 г. процессом «пяти албанцев», которых обвинили в выступлениях против территориальной целостности Югославии. В 19741978 гг. было арестовано около 600 албанцев, подозревавшихся в антигосударственной деятельности. Надежды на улучшение отношений с Албанией рухнули в связи с «морским инцидентом» в декабре 1975 г., когда албанский рыбацкий катер заплыл в территориальные воды СФРЮ и попытался уничтожить ее патрульный корабль. Югославская сторона открыла огонь, и в результате развязавшейся перестрелки погиб капитан албанского катера. В связи с этим албанцы развязали дипломатическую войну против Югославии, начав с присвоения посмертно звания героя Албании погибшему капитану.

В начале 1980-х годов по причине нарастающего напряжения в Косово Албания и Югославия с новой силой начали пропагандистскую кампанию друг против друга. Последовали взаимные обвинения «во вмешательстве во внутренние дела, в дезинформации, шпионаже, диверсиях...» (с. 131). В конце 1980-х годов начался кризис в самом югославском государстве, приведшей к его дезинтеграции. Одной из причин этого стало ослабление позиций Юго-

славии на международной арене. На ее отношения с Албанией повлияло прежде всего охлаждение немецко-югославских отношений и активное развитие албанско-немецкого сотрудничества. По мнению автора, «поддержка, которую политики Запада (главным образом немецкие) начали оказывать Албании и косоварам, вероятно, сыграла значительную роль в процесе разрушения федерации» (с. 155-156). После введения Сербией существенных ограничений полномочий краевых органов власти 2 июля 1990 г. косовские албанцы озвучили декларацию о самоопределении. 5 июля Народная скупщина Сербии была вынуждена принять решение о создании косовского правительства. А 7 сентября 1990 г. была принята конституция Косово (Качаницкая декларация), провозгласившая его независимость. Впрочем, начало распаду федерации югославских республик положила декларация скупщины Словении о полном суверенитете Республики Словения, принятая 2 июля 1990 г.

В пятой главе освещается албанско-сербская война за Косово и вторжение НАТО в Югославию в 1991-1999 гг. 19 октября 1991 г. Народное собрание Косово подтвердило Качаницкую декларацию и независимость Косово. Премьер-министром косовского правительства стал Б. Букоши. С 1992 г. начался период двоевластия в Косово. Кроме легальных органов государственной администрации и институтов Сербской Республики существовали также албанские административные органы и, по определению автора, «общественные институты самозванной Республики Косово» (с. 168).

Тем не менее нелегальное правительство косовских албанцев часто признавалось официальным партнером на переговорах как Сербией, так и Западом. Главной целью косоваров по-прежнему оставалось создание независимого государства, не самозванного, а признанного мировым сообществом де-юре. С 1992 г. антиюгославская организация Освободительная армия Косово развернула борьбу с сербами за независимость края. В 1997-1998 гг. косовский конфликт приобрел международный характер. США все чаще стали вмешиваться во внутренние дела Сербии, а Европейский парламент в Страсбурге принял резолюцию, осудившую борьбу сербов с албанскими боевиками. С 1998 г. США начали покровительствовать Освободительной армии Косово. А когда в январе 1999 г. сербы убили 45 косовских албанцев, эта акция была осуждена НАТО, ООН и ОБСЕ. Ответом на нее стало военное вторжение НАТО в

Югославию без объявления войны. Бомбардировка страны продолжалась 77 дней, с 24 марта по 10 июня 1999 г. Кроме того, война имела пропагандистскую сторону, и западные политики «пользовались ложной информацией и аргументами, приравнивая, например, положение албанцев в Косово к холокосту и уничтожению евреев в Освенциме» (с. 203).

В заключении автор приходит к выводу о том, что, несмотря на окончание военных действий в Косово в 1999 г., сербско-албанский конфликт не был исчерпан. Во время войны Югославии с НАТО «он стал конфликтом в полной мере» (с. 205). Главными виновниками распада Югославии, трагедий в Боснии и Косово являются, по убеждению автора, общественно-политические деятели США и стран Западной Европы, а сербские ультранационалисты, президент Сербии С. Милошевич, спецслужбы, простые сербы и албанцы стали лишь разменной монетой их политики. Виновата в случившемся и католическая церковь в лице Ватикана, признавшего де-юре независимость Словении и Хорватии в 1991 г., когда распад Югославии только начинался. Папский престол способствовал также признанию независимости Боснии и Герцеговины. Все это, по мнению Д. Гибас-Кржак, «указывало на то, что действия, начатые в 1991 г., вероятно, были запланированы ранее и направлены против целостности Югославии» (с. 210).

Дестабилизации обстановки в Косово, считает автор, способствовала осуществленная с подачи Запада выдача премьером З. Джинджичем в 2001 г. С. Милошевича Гаагскому трибуналу. Слушания по делу Милошевича стали фарсом и попыткой «возложить ответственность за разрушение Югославии, убийства времен гражданской войны и отсутствие безопасности в этом регионе Европы на одного виновного - сербов и их лидера» (там же).

О. В. Бабенко

2010.04.022. ТРАЦЯК С.А. БРЕСТСКИЙ МИР И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЛОРУССИИ: НОЯБРЬ 1917 - ЯНВАРЬ 1919 г.

ТРАЦЦЯК С.А. Брэсцю м1р i грамадска-пал1тычныя працэсы у Беларусь Лютапад 1917 - студзень 1919 г. / Нац. акад. навук Беларусь 1н-т псторьи. - Мшск: Беларус. навука, 2009. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.