УДК 327
А. А. Криворучко
кандидат исторических наук, ведущий инженер Главного научно-исследовательского вычислительного центра; e-mail:kriv alex [email protected]
КОНФЛИКТ В КОСОВО КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО КРИЗИСА В БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В статье рассмтривается конфликт в Косово как составная часть общего кризиса в бывшей Югославии. В центре внимания - геополитические интересы Российской Федерации на Балканах.
Ключевые слова: геополитика; вооруженный конфликт; кризис; гуманитарная интервенция; мировое сообщество; катаклизм; военная безопасность; инфраструктура.
Krivoruchko А. А.
candidate of historical sciences, leading engineer of the main (scientific-)research calculating and computing center; e-mail:kriv alex [email protected]
CONFLICT IN KOSOVO AS THE COMPONENT PART OF GENERAL CRISES IN THE FORMER YUGOSLAVIA: HISTORY OF PROBLEM
The article is dedicated to analysis of Kosovo conflict as the component part of general crises in the former Yugoslavia. In the centre of author attraction are geopolitics interests of the Russian Federation in Balkan region.
Key words: geopolitics, military conflict, crisis, humanitarian intervention, world community, cataclysm, military security, infrastructure.
В конце XX столетия развал мировой системы социализма и распад социалистических государств Восточной Европы привели к резкому обострению противоречий, росту политической нестабильности и конфликтности в различных регионах бывшего социалистического лагеря. В первую очередь это коснулось тех стран и регионов, которые имели полиэтнический состав населения и стали точкой пересечения геополитических, экономических и иных интересов.
Что касается историко-политических и внешних причин Югославского кризиса, то следует указать: изначально Югославия была государством, с существованием которого соглашались далеко не все, особенно силы, традиционно не заинтересованные в крупном
славянском государстве. Некоторые из них решили воспользоваться удобным для них соотношением сил в мире, чтобы достичь своих геополитических интересов.
Одним из аспектов кризиса в Югославии стал албанский вопрос, сфокусировавшийся на проблеме Косова [8]. Истоки косовского конфликта уходят вглубь веков и коренятся в борьбе албанского народа за независимость.
Богатая и удобная для защиты от внешних вторжений земля Косова была населена еще несколько тысяч лет назад. С приходом в VII в. на Балканский полуостров славян районы Косова и соседней Македонии постепенно стали населяться славянскими племенами.
Сербское государство было основано в XII в. Освободившееся от византийской зависимости оно динамично развивалась по европейской феодальной модели, и в ХШ-ХГУ вв. стало центром средневековой сербской государственности. Турция стремилась захватить Сербию и установить свою власть на Балканах.
Местом одного из ключевых сражений с целью овладеть Балканами стало Косово поле. 15 июня 1389 г. сербское войско под предводительством князя Лазаря вступило в бой с силами турок, возглавляемых султаном Муратом. Победа, одержанная турками, стоила им огромных усилий и потерь. Сербия признала вассальную зависимость от Турции. Однако сербский народ, потерявший в тот день свою свободу и независимость, навсегда сохранил память о событиях этого дня. «Косово поле» стало постоянным эпическим символом сербского сопротивления турецкому завоеванию, символом сербского героизма, надежды на освобождение и возрождение сербского государства.
Вскоре после Косовской битвы вся Сербия попала под чуждую по крови и вере власть, но сербский народ продолжал сопротивляться. Задача заключалась в том, чтобы сохраниться для грядущего освобождения. Точно такая же была политика Владимирского князя Александра Невского, который призывал Русь объединиться и готовиться к решающей битве за освобождение от ига Золотой орды.
Несмотря на длительное выселение из района Косово и Мето-хии, сербы как православные, так и принявшие ислам в конце XIX в. еще составляли там около половины населения [7].
Положение сербов усугублялось еще и тем, что на пустовавшие территории приходили спускавшиеся с окрестных гор албанские племена. Не имевшие крепких религиозных устоев, албанцы с легкостью
принимали наиболее выгодную в сложившейся обстановке религию - ислам. Теперь для сербов к гнету султанских властей и мусульманских помещиков прибавились и беспокойные соседи-мусульмане (албанцы). Поэтому в Косово сербы оказались в самых тяжелых условиях из всех сербских земель. Тем не менее сербское население упорно держалось за землю отцов. Это подтверждается восстаниями сербов в 1804-1813 гг. и 1815-1817 гг.
Национально-освободительная борьба славян Балканского полуострова против османского ига всегда вызывала большое сочувствие в России. Начиная войну с Турцией, Сербия и Черногория рассчитывали на военную поддержку России, которая была на стороне братьев-славян.
13 июля 1878 г. Сербия окончательно получила международное признание как независимое государство. С тех пор 13 июля отмечается как день международного признания Сербии. К тому времени сербы имели незначительное большинство только в Косово, превратившись в угнетаемое меньшинство в Метохии [8].
Современный конфликт в Косово отличался такой остротой сербско-албанского противостояния потому, что национальное самосознание косовских албанцев (косоваров) всегда было предельно обострено в силу наличия определенных политических традиций. Ведь именно в Косово в свое время впервые возникло албанское национальное движение. После подписания Сан-Стефанского мирного договора 19 февраля (3 марта) 1878 г., не учитывавшего интересы албанцев, их лидеры выступили с идеей объединения всех населенных албанцами земель в автономный вилайет в составе империи и против расчленения страны иностранными державами. Центром национального албанского движения стало Косово. Здесь, в городе Призрен 10 июня 1878 г. была создана Призренская Лига албанского народа - военно-политическая национальная албанская организация, созданная при поддержке турецкого правительства. Сначала она выступала за автономию албанских земель в составе Османской империи. Однако вскоре она порвала с Турцией и в ноябре 1878 г. выдвинула требование автономии областей с албанским населением.
В 1880 г. Призренская Лига объявила себя национальным правительством, но была ликвидирована при помощи турецких войск уже в следующем году, просуществовав, таким образом, всего два года [5].
Однако претензии на самоопределение албанцев, прозвучавшие впервые именно тогда и именно в Косово, заложили основы албанского национализма. Именно там берет свое начало идея «Великой Албании», как единого образования всех албанцев.
Для сербского народа особую значимость приобрела территория Косова, хранящей память о былом величии Сербского государства.
В результате победы в Первой Балканской войне (1912-1913), которую страны Балканского союза (Сербия, Черногория, Болгария и Греция) вели против Турции, последняя утратила почти все свои владения на Балканах, а территории стран Балканского союза расширились. Сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их «святой землей» сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Это дало повод Албании предъявить территориальные претензии к Сербии, а албанцам края - заявить об оккупации Косово Сербией и после 1918 г. начать при поддержке Тираны борьбу за присоединение этих областей к Албании.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, почему сербы стали меньшинством в Косово. После того как турки вырезали местное население нескольких ближайших провинций, косовские сербы несколькими волнами переселились на пустовавшие плодородные земли к северу от Дуная - сегодняшняя сербская область Воеводина. По условиям Версальского мира 1918 г. венгерские земли, населенные сербами, достались Югославии. Гористую местность Косово заполнили албанцы.
Однако уже с момента создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (КСХС) в 1918 г. оно было отягощено целым рядом проблем. На территории нового государства оказались многочисленные этнические (немцы, венгры, албанцы, чехи, словаки, румыны и турки) и конфессиональные (христиане, мусульмане, иудеи) группы, не только проживавшие там ранее, но и появившихся на югославянских землях в результате послевоенного изменения границ. Это вызывало серьезные трения и взаимные претензии.
Одной из главных целей руководства КСХС было восстановление этнического равновесия в регионе, после того как численность славянского населения Косово с 1886 по 1912 гг. уменьшилась на 150 тыс. человек.
Одновременно область Косово и Метохия стала быстро заселяться выходцами из соседней Албании и к 1931 г. из всего население
края, составлявшего 552 064 чел., 347 213 или 62,8 % были албанцами [4].
Различия в общественно-экономическом, политическом, культурном и религиозном развитии, разные взгляды на принципы организации государства, на историческую перспективу развития нации создавали проблемы во взаимоотношениях между народами, объединившимися в одном государстве в 1918 г. (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. - Югославия) и в 1945 г. (Федеративная Народная Республика Югославия - ФНРЮ, с 1963 г. - Социалистическая Федеративная Республика Югославия - СФРЮ) [3].
С начала Второй мировой войны и гитлеровской оккупации область Косово-Митровица была подчинена непосредственно немецкому военному командованию, а большая часть Косово в мае 1941 г. была передана находившейся под оккупацией Италии Албании. С этого момента можно говорить о начале осуществления идеи колонизации этой территории албанцами [4].
В первые же месяцы оккупации десятки тысяч домов сербских поселенцев были сожжены албанцами, а сами сербы были депортированы. За время войны около 100 тыс. сербов покинули Косово и бежали в Сербию и Черногорию. Около 10 тыс. сербов погибли от рук албанцев. Дома и усадьбы беженцев занимали албанцы, прибывавшие из Албании в соответствии с планом правительства Муссолини. Всего в Косово за период войны расселилось от 80 до 100 тыс. албанцев [10].
Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) в 1945-1946 гг.
Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и приносило существенное расширение автономии - от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации в 1974 г.
Историческая область Косово, согласно Конституции ФНРЮ, принятой 31 января 1946 г., стала частью Народной Республики Сербии.
После образования социалистической Югославии проблема, связанная с Косово и взаимоотношений с Албанией, сразу же стала одной из главных внутри- и внешнеполитических для нового
государства. Руководство СФРЮ планировало позднее, при установлении более тесных отношений с «албанцами» (имелась в виду коммунистическая Албания Энвера Ходжи и ее присоединение к Югославии в рамках будущей Балканской федерации) «уступить» албанцам эти территории.
Конституция СФРЮ 1974 г. являлась политико-юридическим оформлением сложного баланса сил и интересов как в рамках СФРЮ, так и в рамках Социалистической Республики Сербии. Согласно этой конституции, СФРЮ являлась союзным государством, т. е. государственной общностью (союзом) добровольно объединившихся наций и их социалистических республик, а также социалистических автономных краев Воеводины и Косово, входящих в состав Социалистической Республики Сербии. Конституция расширяла и повышала уровень полномочий республик и автономных областей. Признавалось право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения.
После смерти лидера Югославии И. Б. Тито (1980) рост межэтнических противоречий и сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг. к гражданским войнам и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 г. после бомбардировок в марте - июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН. В 2006 г., после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории.
Югославский кризис начала 1990-х гг. стал самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. Потери хорватов, сербов и косовских албанцев исчисляются сотнями тысяч. Непосредственные причины межнациональных столкновений лежали в национальной, экономической и конституционной политике последних десятилетий. Но корни проблем бывшей Югославии лежат, конечно, значительно глубже 1945 г. и уходят к временам турецких завоеваний в Европе в XIV-XVII вв., а может быть, и еще дальше - к временам славянского заселения Балкан.
Для сербского населения проблема Косово заключалась в защите своей прародины. Для албанского населения Косово (косоваров) это была борьба против дискриминации албанского населения.
Для Освободительной армии Косово (OAK) это была проблема прежде всего установления своего политического контроля над территорией Косово, распространения своего влияния на все албанские анклавы на территории бывшей Югославии, включая Черногорию, Сербию, Македонию.
Неразрешенный косовский конфликт порождает и усиливает почти все опасности и тревоги, с которыми столкнулся балканский мир после окончания холодной войны, - от межэтнических конфликтов, терроризма и нарушений прав человека до неконтролируемых миграций, торговли наркотиками, разрастания криминальных структур.
Многие из нынешних сложных проблем стратегически важного и густонаселенного Балканского региона (общая численность проживающего в его географических рамках населения составляет около 50 млн чел.) носят объективный характер [11].
Начиная «гуманитарную операцию», США, предприняв бомбардировку Югославии, использовали глобальную систему управления действиями на удаленном театре военных действий непосредственно из Пентагона в период с 24 марта по 9 мая 1999 г. в ходе воздушно-космическо-морской операции, когда удары наносились специально созданными объединенными разведывательно-ударными боевыми системами (РУБС) [6].
Одновременно над театром военных действий находилось 11 космических аппаратов, которые совместно с воздушными и морскими носителями являлись основой РУБС. Космические аппараты США осуществляли навигацию крылатых ракет.
Высокоточные ракеты воздушного и морского базирования поражали цели на дальностях 200-800 км от рубежей пусков [9].
При решении задач учитывались и возросшие боевые возможности самолетного парка. Так, используя бомбы и ракеты, управляемые с помощью спутников и лазерных лучей, американский самолет был способен поразить до 700 целей ежесуточно. Около 1 800 человек погибло под авиаударами в 1999 г. [1]. Вот результат так называемой гуманитарной операции НАТО.
Анализируя российские интересы в Югославии, следует указать: Россия не будет европейской державой, если военная сила будет применяться в Европе без учета ее интересов и вопреки ее возражениям [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатова Н. К. Проблема Косово в контексте европейской безопасности // Косовская мина в Европе? - М. : Кольцо, 2006. - 185 с.
2. Васильева М. М. Международные проблемы обеспечения безопасности России в современных условиях // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : МГЛУ, 2014. -С. 31-45. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (688). Сер. Исторические и политические науки).
3. Давыдов Ю. Н. Проблема Косово в российском внутриполитическом аспекте. - М. : Московский центр Карнеги, 1999. - С. 247-280.
4. Павловец Ю. С. Исторические предпосылки этнического кризиса в сербской области Косово и Метохия // Западная Русь. - 2010. - № 7. -С. 16-20.
5. Сенкевич И. Г. Албания в период Восточного кризиса (1875-1881). -М. : Наука, 1965. - 231 с.
6. Слипченко В. И. Бесконтактное истребление // Независимое военное обозрение. - 2001. - № 2. - С. 27.
7. Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - № 10. - С. 20-32.
8. Тимофеев А. Ю. Истоки косовской драмы. - М. : Праксис, 1999. - 115 с.
9. Усиков А. В. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах / А. В. Усиков, Г. А. Бурутин, В. А. Гаврилов, С. Л. Ташпыков, Н. Я. Шепова ; под общ. ред. А. С. Рукшина. - М. : Воениздат, 2008. -764 с.
10. Шестаков А. Геноцид сербского населения Косово и Метохии во время Второй мировой войны // Православие. - 2003. - № 1.
11. Язькова А. А. Косовский конфликт в балканском политическом контексте // Косово: Международные аспекты кризиса / под ред. Д. Тренина и Степановой. - М. : Московский Центр Карнеги, Гендальф, 2006. -С. 120-157.