и Совет по международным стандартам бухучета совместно разрабатывают контуры глобальной системы регулирования и надзора.
Конечно, перечисленные принципы затрагивают не все аспекты регулирования, например такие, как борьба с отмыванием «грязных» денег и уклонением от налогов, регулирование деятельности рейтинговых агентств и т.д. Помимо общих черт проекты реформ регулирования в США и ЕС обладают определенными особенностями.
Американский проект реформы регулирования предусматривает:
- наделение ФРС правом регулировать деятельность финансовых учреждений (в первую очередь инвестиционных банков), имеющих системное значение, которые могут повлиять на стабильность финансовой системы в целом;
- создание системы спасения банков в случае кризиса. Особая роль при этом принадлежит Корпорации по страхованию депозитов (FDIC), которая обладает достаточным опытом оказания помощи банкам, испытывающим трудности;
- создание нового Агентства защиты потребителей финансовых продуктов и услуг.
Особенности предлагаемой реформы регулирования в ЕС связаны главным образом с фрагментарностью финансового рынка ЕС, т. е. с его разделением на отдельные национальные рынки. С учетом этой специфики реформа регулирования в ЕС предусматривает:
- разработку в ЕС единых правил регулирования и запрет отдельным странам прибегать к «национальным исключениям» из этих правил;
- придание трем европейским комитетам по банкам, страховым компаниям и финансовым рынкам помимо консультационных функций права принятия решений в области надзора и регулирования.
Л.А. Зубченко
2010.04.012. ПОЖЕ Ж. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД.
PAUGET G. Régulation-supervision: quelles perspectives pour l'après-
crise? // Rev. de la régulation. - Varia, 2009. - N 5. - Mode of access:
http://regulation.revues.org/index7544.html
Главными слабостями нынешней системы финансового регулирования, указывает генеральный директор французского банка
«Crédit Agricole S.A.», являются: ограниченные масштабы, фрагментарный характер, разрозненность действий и проциклический характер. В то же время создание новой системы регулирования и надзора сопряжено со следующими пятью рисками.
• Риски, связанные с множественностью мер по координации на разных уровнях, которые делают систему регулирования непрозрачной и неэффективной. Никто не оспаривает суверенитет государств, но все согласны с тем, что, например, МВФ может формулировать рекомендации, которые могут учитываться при принятии государственных решений. Сегодня необходимо уточнить роль координации, ее процедуры, формы рекомендаций и правила их обнародования, а также разделение между государственными и частными механизмами.
• Риски, связанные с возможностью усиления требований в отношении собственного капитала, когда финансовые рынки перестают удовлетворять запросы финансового сектора.
• Риски, обусловленные трудностями, связанными с механизмами управления ликвидностью на уровне отдельных учреждений и финансовой системы в целом. Базельский комитет по банковскому надзору и национальные органы регулирования стремятся оценить риски ликвидности с помощью стресс-тестирования, а также вводить дополнительные требования к капиталу с учетом этих рисков. Но при этом следует иметь в виду, что феномен ликвидности пока изучен недостаточно; к тому же он может быть связан с асимметрией информации и с резким изменением поведения рыночных операторов, что усиливает неопределенность. Это требует увеличения средств на изучение ликвидности и определяющих ее факторов и на учет полученных знаний в практике финансового регулирования.
• Риски, связанные с усложнением механизмов пруденциального надзора, которые могут затормозить процесс финансовых инноваций. Эти риски оценивать очень трудно; они во многом зависят от качества диалога между регулирующим органом и операторами финансового рынка. Кризис показал, что некоторые финансовые инновации контролируются и регулируются недостаточно. Необходимо, чтобы процесс инновации нового вида деятельности или нового продукта контролировался и анализировался Комитетом по новым видам деятельности и новым продуктам - Comités NAP (Nouvelle Activité, Nouveau Produit).
• Риски, связанные с чрезмерной независимостью макро- и микроэкономических подходов, что снижает эффективность и влияние денежно-кредитной политики на реальную экономику. Это влияние должно быть изучено и систематизировано. Применявшиеся в прошлом модели такого влияния должны быть пересмотрены и дополнены с учетом возможных рисков, включая те, которые невозможно квантифицировать.
В своей политике органы регулирования и банки должны руководствоваться единой целью - наилучшим образом обеспечивать равновесие между стабильностью, безопасностью и результативностью, т.е. продолжать финансирование реальной экономики.
Л.А. Зубченко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2010.04.013. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ДЛЯ ЕС. SCHUSSELB AUER G. Von «Musterschülern und Tigerstaaten» zu «Sorgenkindern und Pleitegeiern» - wirtschaftspolirische Herausforderungen in den neuen EU-Mitgliedstaaten und Zukunftsszenarien fur die neue EU-27 // Osteuropa-Wirtschaft. - Stuttgart, 2009. - Jg. 54, N 3. -S. 97-113.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса новые страны - члены ЕС оказались перед серьезными вызовами: резко выросла безработица, возникли значительные финансовые трудности. Драматическое уменьшение заказов в промышленности и особенно сокращение торговли показали, что лихорадка на финансовых рынках достигла реальной экономики и обнажила ее структурные проблемы. Через 20 лет после начала системных преобразований страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) -новые члены ЕС - оказались перед кризисом, связанным с массовым оттоком иностранного капитала в условиях роста внешней задолженности, а также ухудшения конъюнктуры.
Это вынуждает многие страны ЦВЕ к проведению экспериментов в экономической политике, результат которых непредсказуем. В целом, считает автор, нужны новые механизмы регулирования, чтобы избежать в будущем экономических кризисов.