В этих условиях единственными социальными силами, способными обуздать финансовый капитализм, являются силы, не заинтересованные в поддержании капитализма, в том числе большая часть трудящихся, безработные и молодежь. Именно эти силы способны реорганизовать экономику на рациональной основе, т.е. на базе удовлетворения потребностей населения. Это означает отказ от частной собственности на крупные средства производства и экспроприацию финансового капитала.
Л.А. Зубченко
2010.04.011. ЛАРОЗЬЕР Ж. де. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ЕС - США.
LAROSUERE J. De. Régulation financière: Europe - USA // Commentaire. - P., 2009. - N 127. - P. 669-673.
Ж. де Ларозьер - французский экономист, бывший глава Европейского банка реконструкции и развития (1993-1998) - возглавлял созданную Европейской комиссией рабочую группу, подготовившую доклад о реформе банковского надзора и регулирования в ЕС, опубликованный в феврале 2009 г.
19 июня 2009 г. Совет ЕС одобрил основные направления реформы системы финансового регулирования и надзора в ЕС. В тот же день в США был опубликован аналогичный план, что дало возможность сравнить оба проекта. Анализ европейского и американского проектов позволяет выявить конвергенцию основных принципов предлагаемых реформ; таких принципов семь.
1. Придание приоритета регулированию. Это означает отказ от «парадигмы дерегулирования», господствовавшей в течение последних 20 лет. Как показал нынешний кризис, финансовые институты оказались неспособными обеспечивать собственную стабильность и стабильность финансовой системы в целом и не обладают адекватной культурой управления рисками.
2. Признание значения надзора за системными рисками. В ходе нынешнего кризиса не подтвердилось положение о том, что индивидуальный надзор за банками и другими финансовыми учреждениями обязательно обеспечивает финансовую стабильность. Кризис подтвердил необходимость того, чтобы центральные банки и органы надзора уделяли большее внимание системным рискам. Европейские эксперты предложили создать Европейский совет по
системным рискам, действующий под эгидой Европейского центрального банка (ЕЦБ), а в США планируется создать Финансовый надзорный совет (Financial Oversight Council). Оба органа будут заниматься надзором за системными рисками и формулировать рекомендации по их уменьшению и ликвидации.
3. Устранение проциклического характера нынешней системы регулирования. Эта цель может быть достигнута с помощью таких мер, как введение для банков обязанности в периоды благоприятной экономической конъюнктуры создавать «буфер» собственного капитала, который может быть использован во время спада или кризиса, формирование так называемых «динамичных резервов» и наделение органов банковского регулирования правом участвовать в разработке стандартов бухучета.
4. Расширение сферы регулирования. Регулирование должно затрагивать хеджевые фонды и деятельность внебалансовых специальных подразделений, занимающихся секьюритизацией (special investment vehicles, SIV), которые часто формируют портфель активов, в периоды кризисов оказывающихся токсичными. По обе стороны Атлантики нашла признание идея о том, что в балансе банка должны отражаться минимум 5% активов в форме сложных структурированных инструментов. Органы надзора должны получить право ужесточать требования к собственному капиталу банка, который сталкивается с трудностями.
5. Корректировка краткосрочных стимулов для повышения вознаграждения и бонусов. В последующем решено осуществлять такое повышение по результатам деятельности банка за ряд лет.
6. Подчинение большей части сделок с дериватами правилам регулирования, действующим на официальных рынках. Как известно, операции с дериватами осуществляются в основном на неофициальных рынках, которые, как правило, непрозрачны. Для исправления ситуации предполагается разработать и ввести в действие стандартные договоры и организовать деятельность компенсационных палат по соответствующим сделкам.
7. Координация реформ регулирования в мировом масштабе. Поскольку финансовый рынок имеет глобальный характер, недостаточно проводить реформы регулирования в отдельных странах и регионах мира. Именно поэтому Совет по финансовой стабильности (бывший Форум), Базельский комитет по банковскому надзору
и Совет по международным стандартам бухучета совместно разрабатывают контуры глобальной системы регулирования и надзора.
Конечно, перечисленные принципы затрагивают не все аспекты регулирования, например такие, как борьба с отмыванием «грязных» денег и уклонением от налогов, регулирование деятельности рейтинговых агентств и т.д. Помимо общих черт проекты реформ регулирования в США и ЕС обладают определенными особенностями.
Американский проект реформы регулирования предусматривает:
- наделение ФРС правом регулировать деятельность финансовых учреждений (в первую очередь инвестиционных банков), имеющих системное значение, которые могут повлиять на стабильность финансовой системы в целом;
- создание системы спасения банков в случае кризиса. Особая роль при этом принадлежит Корпорации по страхованию депозитов (FDIC), которая обладает достаточным опытом оказания помощи банкам, испытывающим трудности;
- создание нового Агентства защиты потребителей финансовых продуктов и услуг.
Особенности предлагаемой реформы регулирования в ЕС связаны главным образом с фрагментарностью финансового рынка ЕС, т. е. с его разделением на отдельные национальные рынки. С учетом этой специфики реформа регулирования в ЕС предусматривает:
- разработку в ЕС единых правил регулирования и запрет отдельным странам прибегать к «национальным исключениям» из этих правил;
- придание трем европейским комитетам по банкам, страховым компаниям и финансовым рынкам помимо консультационных функций права принятия решений в области надзора и регулирования.
Л.А. Зубченко
2010.04.012. ПОЖЕ Ж. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД.
PAUGET G. Régulation-supervision: quelles perspectives pour l'après-
crise? // Rev. de la régulation. - Varia, 2009. - N 5. - Mode of access:
http://regulation.revues.org/index7544.html
Главными слабостями нынешней системы финансового регулирования, указывает генеральный директор французского банка