тики были немедленными и каждый смог увидеть позитивные изменения. Таким образом, время является решающим фактором для прекращения депрессивных процессов.
Для выхода из кризиса необходимо действовать по «всему широкому полю экономики», изменяя положение каждого субъекта. В этом случае бюджетный импульс будет действовать максимально. Слишком высокая концентрация усилий на том или ином секторе экономики не позволит бюджетной политике поглощать возникающие напряженности. При этом следует также координировать бюджетную политику разных стран, которые должны отказаться от усиления своих конкурентных преимуществ.
Снижение некоторых налогов и социальных сборов является правильным вектором политики, которая быстро окажет влияние на положение экономических субъектов. Путем увеличения социальных пособий можно оказать поддержку первым жертвам кризиса. В этом же направлении будут влиять повышение пособий по безработице и облегчение условий их предоставления. Увеличение числа инфраструктурных проектов и рост объема инвестиций в природоохранные мероприятия - более сложные действия, хотя в свое время в основе «нового курса» Рузвельта лежали как раз крупные общественные проекты. Их реализация требует большего времени и финансовых средств, а их будущая рентабельность (после окончания кризиса) весьма неопределенна.
Еще один путь преодоления кризиса - рекапитализация частного сектора по модели рекапитализации банков, когда государство скупало долговые обязательства (т.е. займы по фиксированным процентам). Это решение позволяет быстро заменить частный долг государственным. Подобная операция обратима: в последующем эти обязательства вновь могут быть приобретены банками.
Л.А. Зубченко
2009.04.015. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. Propositions de réformes du système financier international. - Mode of access: http://www.assemblee-nationale.fr/13/controle
В докладе рабочей группы Национального собрания - Сената Франции по вопросам борьбы с кризисом международной финансовой системы предложены меры по ее реформированию.
Нынешний кризис, начавшийся летом 2007 г., имеет одновременно общий и международный характер. Общий характер он имеет, поскольку является совокупностью множества кризисов: кризиса недвижимости, биржевого и банковского кризисов, кризиса ликвидности, платежеспособности, доверия в отношении кредитных учреждений; эти кризисы затронули практически все страны мира. В конечном счете кризис повлиял на рынки сырьевых товаров и сказался на положении реальной экономики. Кризис является международным, так как развивается в условиях глобализации. Дерегулирование рынков, будучи фактором развития финансовых инноваций, вместе с тем привело к усложнению и усилению непрозрачности финансового оборота. Чрезмерный объем секъю-ритизации не привел к оптимальному распределению рисков, что усиливало уязвимость международной финансовой системы. Передача рисков на рынок сопровождалась ослаблением ответственности рыночных операторов и уменьшением доверия к финансовой системе.
Предлагаемые меры по реформированию международной финансовой системы могут быть эффективными только в случае принятия большинством стран.
1. Налоговые, банковские и юридические убежища. Как известно, все эти убежища используются для отмывания «грязных» денег и уклонения от уплаты налогов. По данным ОЭСР на этих территориях размещаются от 5 трлн. до 7 трлн. долл. «Группа 20» (020) должна разработать международный протокол, который обеспечивал бы финансовую прозрачность операций с налоговыми убежищами. Ряд факторов делает борьбу с налоговыми убежищами особенно сложной: необходимо установить точный список налоговых убежищ на основе таких объективных критериев, как, например, уровень прозрачности; следует считаться с тем, что при этом могут быть затронуты жизненные интересы отдельных стран, в том числе являющихся членами ЕС и/или ОЭСР; нужно, чтобы переговоры и санкции касались всех убежищ, чтобы не создавать отдельных «конкурентных преимуществ» для некоторых убежищ.
На национальном уровне следует: усилить в координации с другими странами борьбу против убежищ, не желающих обмениваться информацией, например, путем увеличения налогов на капитал, поступающий из этих территорий; усилить борьбу с налого-
выми злоупотреблениями, создавая специальные органы налоговых расследований, обладающие правом организации наблюдений и прослушивания телефонных переговоров; разработать процедуры надзора за финансовыми потоками с участием учреждений, расположенных в налоговых убежищах.
2. Операторы финансовых рынков. Некоторые операторы финансовых рынков (в частности, хеджевые фонды и рейтинговые агентства) играют заметную роль в распространении финансового кризиса. Рейтинговые агентства потерпели неудачу из-за порождаемых ими конфликтов интересов, недостатков используемой методологии оценок и недостаточной бдительности. На ежегодном собрании Международной организации комиссий по ценным бумагам (Organisation internationale des commissions de valeurs, OICV) в мае 2008 г. был представлен доклад, содержащий новый кодекс поведения рейтинговых агентств, который призывает их быть более прозрачными в отношении методов установления и пересмотра рейтинговых оценок и усилить качество процесса самой оценки. Для этого следует предпринять следующие меры: отделить деятельность в области консультаций от установления рейтинговых оценок; увеличивать численность агентств, чтобы диверсифицировать олигополистический сектор (кстати, такая же рекомендация относится и к аудиторским фирмам); принять стандарты оценок в зависимости от типа активов: простые эмиссии и структурированные продукты, в оценке которых следует учитывать показатели волатильности и ликвидности; установить на уровне ЕС надзор за регулированием рынка.
В отношении инвестиционных фондов на мировом уровне могут быть приняты следующие меры:
- введение обязательной декларации, направляемой в органы регулирования и позволяющей локализовать и оценивать уровни риска, а Центральному банку реагировать на возникающие трудности на рынке;
- усиление требований в отношении прозрачности фондов, чтобы банки получали более надежные гарантии при предоставлении займов и кредитов.
На европейском уровне необходимо установить для хедже-вых фондов минимальные стандарты прозрачности и регулярной
оценки активов; разработать европейский статус фондов прямых инвестиций ^rivale equity).
В отношении вознаграждения операторов рынка, управляющих фондами и руководителей котирующихся на бирже компаний предлагается принять следующие меры: пересмотреть рекомендации Европейской комиссии от 14 декабря 2004 г. о вознаграждении руководителей с целью уточнения критериев успеха; запретить совмещение статуса управляющего по доверенности и наемного работника; просить Еврокомиссию сформулировать особые рекомендации, направленные на усиление прозрачности вознаграждения операторов рынка (особенно трейдеров и управляющих фондами прямых инвестиций); рассчитывать вознаграждение в течение циклов за ряд лет, чтобы определить долгосрочные ориентиры.
В отношении банков на мировом уровне могут быть приняты следующие меры: увеличение размера собственного капитала для покрытия рисков, связанных с некоторыми сложными структурированными продуктами, операции с которыми отражаются на забалансовых счетах; усилить пруденциальный надзор за идентификацией и управлением рисками, использованием моделей при оценке рисков, управлением обязательствами на забалансовых счетах; ввести обязательное отражение на банковских счетах данных о рисках, прямых и косвенных обязательствах банка.
На уровне ЕС рекомендуется пересмотреть директиву ЕС от 4 июня 2006 г. о собственном капитале банка, руководствуясь предложенными Еврокомиссией принципами: отражать в пассиве банковского баланса существенную часть требований (до их секь-юритизации); ввести более детальные критерии приемлемости использования гибридных инструментов в качестве собственных капиталов с учетом риска ликвидности; усилить надзор за тем, чтобы директива ЕС о собственном капитале применялась в странах-членах одинаковым образом. Рекомендуется также ввести обязательное информирование органов банковского регулирования обо всех производных финансовых продуктах, торгуемых на неофициальных рынках ценных бумаг.
3. Органы регулирования и международные организации. МВФ может приобрести новую легитимность и стать организацией финансового надзора в мировом масштабе. Его миссия и функции должны быть пересмотрены. На европейском уровне комитеты по
регулированию - Европейский комитет органов банковского надзора (Comité européen des contrôleurs bancaires, CEBS), Европейский комитет регуляторов рынка ценных бумаг (Comité européen des régulateurs de valeurs mobilières, CESR) и Европейский комитет профессионалов в области страхования и пенсий (Comité européen des assurances et des pensions professionnelles, CEIOPS) - должны усилить координацию деятельности национальных органов регулирования.
Кроме того, на уровне ЕС предлагается: ввести консолидированный банковский надзор за деятельностью крупных транснациональных банков и создать для этой цели коллегии контролеров (collèges de superviseurs); обязать банки передавать Европейскому центральному банку (непосредственно или через национальные центральные банки) информацию о своих обязательствах, чтобы иметь возможность судить об уровне рисков; усилить сотрудничество между национальными органами банковского регулирования.
На мировом уровне рекомендуется превратить МВФ в центр сотрудничества и принятия решений в области поддержания мирового макроэкономического равновесия и валютной стабильности; усилить тенденцию к гармонизации правил пруденциального регулирования, действующих в США, ЕС и странах с формирующимися рынками; улучшить под эгидой МВФ координацию национальных органов банковского и биржевого регулирования.
4. Стандарты и прозрачность бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) подвергаются острой критике за их проциклический характер. Если в нормальных условиях эти стандарты позволяют получить точную оценку активов, то во время кризисов они приводят к значительному снижению стоимости активов и тем самым усиливают кризис, что и наблюдается в настоящее время. В октябре 2008 г. в ЕС было принято решение о переводе активов, включенных в банковские портфели торгуемых ценных бумаг, в портфели ценных бумаг, хранящихся до истечения срока их действия. Кроме того, было разрешено в условиях нынешнего стресса использовать новые методы оценки с учетом рисков дефолта и ликвидности.
5. Секьюритизация. В центре нынешнего кризиса оказались не стандартизированные и торгуемые на неофициальном рынке кредитные дериваты, широко используемые в процессах секьюри-
тизации. Кредитные риски стали источником высоких прибылей, а кредитные дериваты заняли ведущее место в операциях различных инвестиционных фондов. На конец июня 2008 г. сумма свопов кредитного дефолта (CDS) оценивалась в 54 трлн. долл., расчеты по которым осуществлялись без компенсационных палат. Главная цель состоит в том, чтобы разработать стандарты контрактов, обеспечить прозрачность сделок с ними и соответствующих расчетов.
В этой области уже предприняты следующие меры: а) в начале октября 2008 г. Федеральный резервный банк Нью-Йорка собрал участников рынка кредитных дериватов и призвал их создать единую компенсационную палату; б) некоторые биржи («Eurex», «NYSE- Euronext», «Chicago Mercantile Exchange» и электронная платформа «Intercontinental Exchange») работают над созданием клиринговых платформ для CDS; в) по инициативе Международной ассоциации свопов и дериватов (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) и 13 банков создается платформа по компенсации приказов на рынке американских и европейских CDS.
В то же время на мировом уровне следовало бы поручить ISDA разработать стандартный типовой контракт CDS, включая жесткие требования к их оценке; уменьшить спекуляцию за счет ограничения маржи и доступа на стратегические сырьевые рынки. На европейском уровне необходимо ввести обязательный годовой отчет для учреждений, осуществляющих секьюритизацию, и рейтинговых агентств, которые оценивают финансовые инструменты; пересмотреть положение о банковской тайне и разработать европейский статус учреждений, осуществляющих секьюритизацию; сделать обязательным информирование органов пруденциального надзора об использовании математических моделей оценки активов; в целях защиты интересов классических инвесторов следует установить правила приобретения секьюритизированных продуктов страховыми компаниями, взаимными фондами, местными органами власти; эти правила должны включать требование информирования инвесторов о базовых активах и уровнях рисков.
Л.А. Зубченко