Научная статья на тему '2010. 03. 064. Торнтон дж. Л. Долгое ожидание: перспективы демократизации в Китае. Thornthon J. L. long time coming. The prospects for democracy in China // forign affairs. - Wash. , 2008. - Vol. 87, n 1. - p. 18-23'

2010. 03. 064. Торнтон дж. Л. Долгое ожидание: перспективы демократизации в Китае. Thornthon J. L. long time coming. The prospects for democracy in China // forign affairs. - Wash. , 2008. - Vol. 87, n 1. - p. 18-23 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ КНР / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 064. Торнтон дж. Л. Долгое ожидание: перспективы демократизации в Китае. Thornthon J. L. long time coming. The prospects for democracy in China // forign affairs. - Wash. , 2008. - Vol. 87, n 1. - p. 18-23»

нить всю стратегию развития крупной компании. Именно поэтому властям любого уровня необходимо поддерживать тесные контакты с высшим управленческим персоналам, прислушиваться к их идеям и замечаниям, и делать все возможное для того, чтобы все большее количество крупных компаний рассматривало Китай в качестве основного направления развития своего бизнеса.

А.А. Родионов

ВЛАСТЬ

2010.03.064. ТОРНТОН Дж.Л. ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ:

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В КИТАЕ . THORNTHON J.L. Long time coming. The prospects for democracy in China // Forign affairs. - Wash., 2008. - Vol. 87, N 1. - P. 18-23.

Дж. Торнтон - профессор Университета Цинхуа (Пекин) и директор университетской Программы глобального лидерства возглавляет совет Института Брукингса (США). Обозревая процесс политического развития Китая с 1911 г., Торнтон отмечал особенности в трактовке демократии различными политическими лидерами Китая. Сунь Ятсен предполагал конституционное правление с всеобщим избирательным правом, свободными выборами и разделением властей. Это определение наиболее близко тому, что принято на Западе. Мао и Дэн своей деятельностью показали, что, вопреки их заявлениям, данное понятие мало что для них значило. Все три политика сходились, однако, в одном: демократия не самоцель, а механизм, позволяющий добиться воплощения в жизнь реального замысла - превратить Китай в государство, которое уже не запугают иностранные державы.

Проводя параллель с сегодняшним днем, автор замечает, что КНР нельзя назвать демократическим государством. Партия обладает монополией на власть. Отсутствуют свобода слова, независимая судебная система и другие основополагающие атрибуты плюралистической либеральной системы. Многие наблюдатели как в КНР, так и за ее пределами настроены по-прежнему скептически, когда речь заходит о перспективах политических реформ. Однако многое меняется - в правительстве, КПК, экономике и обществе в целом. И эти перемены, возможно, повлияют на отношение китайцев к демократии и определят политическое будущее страны.

В публичных выступлениях и неофициальных беседах китайские лидеры обращаются к теме демократии все чаще и более обстоятельно. Председатель Ху Цзиньтао назвал демократию «общей целью человечества». Во время визита в США в 2006 г. он открывал этой темой каждую свою встречу. А премьер Госсовета Вэнь Цзябао в обращении к Всекитайскому собранию народных представителей в 2007 г. уделил демократии и законности вдвое больше внимания, чем в любой из предыдущих речей. «Развитие демократии и совершенствование правовой системы, - заявил Вэнь, - основные требования социалистического строя» (с. 18).

Подобно предшественникам, нынешнее поколение китайских политиков вкладывает в понятие демократии смысл, отличный от того, что принят на Западе. Высокопоставленные деятели подчеркивают, что руководящую роль КПК следует сохранить. Они понимают роль выборов, особенно на местном уровне, но при том подчеркивают, что «совещательная» форма политической жизни, при которой отдельные граждане и группы участвуют в процессе принятия решений, тем, что высказывают свои мнения, более подходит Китаю, чем открытое состязание партий за власть.

Руководство часто говорит о практике назначений в соответствии с заслугами, в том числе проведении экзаменов на замещение должностей; эта система отражает вековое убеждение китайцев в том, что правительство должно формироваться из наиболее талантливых граждан. Китайские лидеры высказываются за планомерное расширение свободы слова, печати или собраний. Они делают акцент на межгрупповой и социальной гармонии, которую считают высшим благом.

Чиновники, не принадлежащие к высшему эшелону власти (где принято руководствоваться общим сценарием публичных заявлений), высказывают различные мнения по вопросу, будет ли «управляемая демократия» (с. 21) конечным пунктом нынешней политической эволюции Китая либо лишь этапом на пути к более или менее стандартной модели либеральной демократии. Восточная Азия изобилует примерами разных вариантов развития: политическое доминирование Либерально-демократической партии в Японии на протяжении нескольких десятилетий, процветание в сочетании с ограничениями свободы печати в Сингапуре, ничем не ограниченная многопартийная система в Южной Корее. Некоторые

полагают, что Пекин мог бы пойти по одному из этих путей либо проложить свой собственный.

Судебная система в КНР совершила за последние три десятилетия серьезный рывок, но многое еще предстоит сделать. В 1980 г., когда суды только начали восстанавливаться после хаоса «культурной революции», по всей стране к рассмотрению было принято 800 тыс. дел. К 2006 г. эта цифра выросла десятикратно, наглядно отразив изменение роли закона в обществе. За последние 30 лет в КНР принято более 250 новых законов, и страна находится в процессе создания национального свода законов с чистого листа.

До середины 1980-х большинство судейских чиновников и прокуроров были выходцами из военной среды и не имели почти никакого систематического образования, не говоря уже о юридическом. В повестке дня независимость судов даже не значилась; во всяком случае, к такой идее относились настороженно. Неудивительно, что в условиях, когда главной задачей судов считалось проведение линии партии, чрезмерная идеологизированность судей и прокуроров была в порядке вещей. Но начиная с середины 1980-х годов на должности судей и прокуроров государство направляет выпускников университетов. К концу 1990-х ученая степень магистра права стала неписаным условием для назначения старшим судьей.

Одновременно с повышением квалификации судейских чиновников произошли изменения в статусе китайских адвокатов. До конца 1980-х все они являлись государственными служащими, частной практики не существовало. Первые «кооперативные юридические фирмы» появились в 1988-1989 гг., и сегодня в стране действуют 12 тыс. фирм, в которых работают 118 тыс. адвокатов, имеющих лицензии. Рост частной практики способствовал повышению профессионального уровня всей системы, и отчасти именно потому, что успех адвокатов зависит от числа выигранных дел (или, по крайней мере, более мягких приговоров). Сторона обвинения все еще выигрывает более 90% дел, но поскольку выросла квалификация адвокатов и их аргументация стала более изощренной, то прокурорам и судьям также приходится повышать профессиональный уровень. Партийные боссы по-прежнему вмешиваются в судебный процесс, и по делам, имеющим политическую подоплеку, решения пока принимает центральное правительство. Но большин-

ство наблюдателей сходятся во мнении, что по мере усложнения судопроизводства частота и степень такого вмешательства сокращаются.

В Китае принят ряд законодательных актов, направленных на защиту граждан от произвола государства. Закон о государственных служащих (2005) устанавливает высокие стандарты поведения для официальных лиц. Закон о государственных компенсациях 1994 г. предусматривает возмещение ущерба, причиненного государственными органами. Пожалуй, наиболее значимым событием явилось принятие в 1989-м Закона об административном судопроизводстве, предоставлявшего гражданам право предъявлять иск государству. В первый год действия этого закона было подано около 13 тыс. исков. Сейчас против государственных органов ежегодно выставляется более 150 тыс. исков, при этом некоторые из удовлетворенных заявлений в суд положительно освещались в СМИ.

В китайской системе в общем нет недостатка в институтах, задача которых не допускать нечистоплотности чиновников. Наиболее старый из них - традиционная система подачи петиций, восходящая к временам империи, которая позволяет гражданам обращаться с жалобами непосредственно в высокие инстанции. В каждом столичном министерстве есть отдел, который занимается подобными ходатайствами. Но непосредственное обращение к властям считается последним средством, и такие дела редко решаются удовлетворительно: процесс непрозрачен и зависит от доброй воли анонимных чиновников, рассматривающих прошения.

Высший контрольный орган - Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, которую возглавляет член Постоянного комитета Политбюро и в состав которой входят 8 заместителей и 120 старших членов. Комиссия занимается борьбой с коррупцией и другими нарушениями со стороны членов партии. Параллельные органы на правительственном уровне - Министерство контроля и Бюро по борьбе с коррупцией при Верховной народной прокуратуре, которые привлекают к ответственности государственных чиновников, допустивших правонарушения. Одной из функций официального агентства Синьхуа является сбор информации о случаях коррупции по всей стране и подготовка внутренних отчетов для центрального руководства.

Несмотря на такое разнообразие механизмов борьбы с коррупцией, последняя остается серьезной проблемой в официальных органах, и руководители не устают упоминать о моральном разложении как одном из главных вопросов, которыми должна заниматься партия. Вместе с подъемом экономики расширялись возможности для взяточничества. На всю страну прогремело дело Чжэн Сяоюя - бывшего главы Государственного управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами. В июле прошлого года его казнили за получение взяток от фармацевтических компаний.

Н.И. Коржов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2010.03.065. АЙКЕНБЕРРИ Дж. ПОДЪЕМ КИТАЯ И БУДУЩЕЕ ЗАПАДА.

IKENBERRY J. The rise of China and the future of the West // Forein affairs. - Wash., 2008. - Vol. 87, N 1. - P. 24-29.

Дж. Айкенберри - профессор Принстонского университета (США) считает, что подъем Китая станет одной из крупнейших драм XXI в. Поразительный экономический рост и активная дипломатия Пекина уже преображают Восточную Азию, а в предстоящие десятилетия его мощь и влияние будут только возрастать. Однако остается открытым вопрос, уничтожит ли КНР существующий порядок или станет его частью? Смогут ли США по мере подъема Китая сохранить свое положение, и если да, то каким образом?

Распространено мнение, что эра Америки подходит к концу, а на смену миропорядку, ориентированному на Запад, придет система, в которой будет господствовать Восток. Согласно одному из вариантов развития: Пекин попытается использовать свое растущее влияние, чтобы реформировать правила и институты международной системы в своих интересах, а другие государства - особенно теряющий силы гегемон - увидят в Китае растущую угрозу своей безопасности. Это приведет к напряженности, недоверию и конфликту - явлениям, которыми обычно сопровождается переход власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.