Научная статья на тему '2010. 03. 037. Никитина Г. Ф. Черняховская культура Поднестровья: (по результатам анализа археологических источников) / РАН. Ин-т археологии. - М. : Таус, 2008. - 447 с'

2010. 03. 037. Никитина Г. Ф. Черняховская культура Поднестровья: (по результатам анализа археологических источников) / РАН. Ин-т археологии. - М. : Таус, 2008. - 447 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДНЕСТРОВЬЕ / ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА / МОГИЛЬНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Медовичев А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 037. Никитина Г. Ф. Черняховская культура Поднестровья: (по результатам анализа археологических источников) / РАН. Ин-т археологии. - М. : Таус, 2008. - 447 с»

было в гунно-сарматскую эпоху. Однако, несмотря на активное воздействие пришлых групп на племена лесостепных районов, морфологический субстрат, восходящий к эпохе раннего железа, сохраняется в среде местных популяций. С началом монгольского времени приток монголоидов усиливается, а отчетливо выраженный в предыдущую эпоху европеоидный компонент практически исчезает. С этого момента можно говорить лишь о европеоидной примеси, доля которой значительно уменьшается даже в западной части региона (с. 362).

В приложении 2 (с. 403-412) Я.В. Френкель публикует коллекцию бусин и подвесок из Осинкинского могильника (всего 813 экз.), хранящуюся в Государственном Эрмитаже.

А.Е. Медовичев

2010.03.037. НИКИТИНА Г.Ф. ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДНЕСТРОВЬЯ: (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ) / РАН. Ин-т археологии. - М.: ТАУС, 2008. - 447 с.

Ключевые слова: Поднестровье, черняховская культура, могильники.

В монографии публикуются материалы четырех могильников черняховской культуры (Оселивка, Одая, Романковцы и Горошев-цы), исследованных автором в 1970-1990-х годах на территории Черновицкой области Украины. Подробное и всестороннее описание предметов всех категорий находок представлено в виде формализованных таблиц, в которых учтены все конструктивные и индивидуальные особенности предмета, все его параметры, как общие, так и составных его частей. Последующий анализ включает морфологические и хронологические исследования, изучение ритуальных, социальных и половозрастных особенностей инвентаря захоронений. Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы об уровне экономического, социального и духовного развития населения, оставившего рассматриваемые памятники. Книга состоит из четырех частей.

Часть первая («Керамика как исторический источник») включает три главы. Первая глава посвящена типологической классификации наиболее массовых форм керамики, которыми на всех

четырех могильниках являются горшки и миски. При «ручном» методе классификации (без помощи компьютера, поскольку объем коллекции это допускал) задача по выделению типов в общей массе посуды одной категории осуществлялась путем попарного сравнения каждого сосуда с каждым, подсчета количества совпадающих признаков и расчета коэффициентов сходства каждой пары. Полученные при этом результаты были подтверждены при компьютерной обработке данных. Всего таким способом было выявлено четыре группы сосудов, различающихся между собой степенью сложности своей структуры. Последняя могла состоять из четырех (губа, щека, плечо и тулово), пяти (+ основание сосуда) и шести (+ предплечье) элементов. Таким образом, структура, с точки зрения автора, является определяющим, хотя и не единственным признаком, разнообразящим посуду одной категории. Формальное упорядочивание керамики показало, что по структурному составу большинство посуды разных могильников совпадает, а по вариантному разнообразию выявляются особенности отдельных некрополей.

Во второй главе рассматривается технология гончарного производства, изученная автором по материалам двух могильников -Оселивки и Одая. Как показал проведенный анализ, на начальном этапе конструирования керамической формы подавляющее большинство сосудов обоих памятников выполнено емкостно-донным (ЕД) способом и лишь значительное меньшинство (от 6 до 30%) изготовлено донно-емкостным (ДЕ) способом. Ни до появления черняховской культуры, ни после ее исчезновения ЕД начин не зафиксирован на этой территории (за исключением эпохи триполья в III тыс. до н.э.) и в целом является чуждым для восточноевропейского гончарства технологическим приемом. Традиционно местным здесь всегда был ДЕ начин. Следовательно, пишет Г.Ф. Никитина, в период распространения черняховской культуры в лесостепную зону Восточной Европы проникли гончары иной культурной традиции со своей сложившейся технологией керамического производства. Тот факт, что это были не отдельные ремесленники, а новое население другой этнической принадлежности, доказывает резкое изменение материальной культуры в целом. Пришельцы принесли с собой гончарный круг и спирально-жгутовой способ лепки. Более высокие технологии обнаруживаются в металлургии и металлообработке, в земледелии, домострои-

тельстве, в ювелирном деле. Вместе с тем наличие ДЕ начина, лоскутного способа лепки, неиспользование круга, хотя и встречающиеся в гораздо меньшем количестве, говорят о том, что местное население сохранилось, но под влиянием более высоких технологий, принесенных новым народом, перенимало его производственные навыки. Таким образом, отмечает автор, носители черняховской культуры представляли собой симбиоз двух неродственных этносов - пришлого и местного происхождения. Причем пришлое население в массе своей тоже не было однородным и включало носителей разных культурных традиций (с. 42).

В третьей главе представлен анализ размещения в могилах различных форм посуды с целью прояснения вопроса о том, играла ли керамика какую-либо определенную, регламентированную роль в погребальном обряде. На материале черняховских могильников всего Поднестровья не выявлено каких-либо четких закономерностей. Локализация посуды того или иного вида в конкретной зоне погребения отсутствовала. Все ее категории (горшки, миски, кувшины, кубки, кружки, амфоры) помещались в разных частях могилы.

Часть вторая, состоящая из двух глав, посвящена анализу погребального инвентаря и проблеме датировки могильников. В первой главе рассматриваются детали одежды (фибулы, пряжки, булавки), украшения (бусы, подвески, кольца, браслеты), предметы туалета (гребни, пинцеты), предметы трудовой деятельности (ножи, пряслица, иглы, веретена), а также шпоры, стеклянные сосуды и монеты. Все категории вещей анализируются с точки зрения разновидностей типов по местонахождению в могиле, по половозрастной принадлежности, по времени существования каждой категории вещей, что позволяет перейти во второй главе к определению общей хронологии могильников.

Проведенные исследования, пишет Г.Ф. Никитина, показали, что могильник в Оселивке возник раньше двух других. Более трети его погребений относятся ко второй половине III в., причем заметную часть сопровождающего инвентаря, обнаруженного в них, составляли вещи западноевропейского происхождения, по-видимому, принесенные с собой основателями поселения. Остальные погребения появились в течение IV столетия, а в третьей его четверти некрополь перестал использоваться.

Могильник в Романковцах также возник во второй половине III в., о чем свидетельствуют три погребения, которые объединяет в одну хронологическую группу присутствие в составе инвентаря пряжек общеевропейского образца, в том числе пшеворского типа. Однако 85% датированных погребений относятся к IV в. Когда возник могильник в Одае, остается не известным, но раскопанная его часть функционировала преимущественно во второй половине IV в.

Материалы исследованных некрополей подтверждают существующее в науке мнение о том, что для более ранних черняховских могильников характерно преобладание трупосожжений, а среди трупоположений преобладает северная ориентировка. Для могильников поздней стадии развития черняховской культуры отмечено значительное снижение количества трупосожжений и преобладание трупоположений преимущественно западной ориентировки. Так, если в Оселивке 77% погребений являются кремациями и только 23% составляют ингумации, то в Романковцах и Одае соотношение кремаций и ингумаций прямо противоположное: 16% кремаций и 84% ингумаций - в Романковцах и 14 и 86%, соответственно, - в Одае (с. 107-109).

Детальный анализ погребального обряда рассматриваемых памятников в части третьей тем не менее демонстрирует высокую степень сходства между ними. Это прежде всего биритуализм, являющийся характерной особенностью погребального обряда черняховской культуры; унифицированность манипуляций с телом покойника, одинаковые позы погребенных, единство в конструкции ям, одинаковая система планировки кладбищ. На всех трех могильниках выявлено размещение погребений рядами. В пределах рядов прослеживаются скопления захоронений, которые, исходя из половозрастного состава погребенных, автор трактует как участки, сложившиеся на семейно-родовой основе. Среди захоронений северной ориентировки по количеству и качеству погребального инвентаря, а также по конструктивным особенностям могильных ям автор выделяет три уровня социального статуса погребенных: низший, средний и привилегированный. При этом захоронения лиц разного социального статуса иногда фиксируются в пределах одного семейного участка. Для определения социальной структуры погребенных с западной ориентировкой (т.е. более поздних) нет данных из-за отсутствия в таких захоронениях сопровождающего

инвентаря. Предположительные суждения о статусе погребенных могут основываться только на косвенных признаках, таких как, например, глубина и сложность профилировки могильной ямы.

Погребальный обряд некрополей отражает неоднородность общества и в религиозно-мировоззренческом плане. Языческих верований, очевидно, придерживалась та часть населения, которая хоронила умерших по обряду кремации или по обряду ингумации головой на север, снабжая покойника вещами, которые считались столь же необходимыми в потустороннем мире, сколь являлись таковыми в повседневном земном существовании. Те же, кто оставил безынвентарные захоронения, ориентированные головой на запад, по-видимому, разделяли мнение о бестелесной, духовной форме бытия на том свете. Появление таких погребений на могильниках черняховской культуры автор связывает с распространением христианства среди ее носителей, и в частности среди готов, не ранее середины IV в. (с. 154-156).

В части четвертой публикуются материалы раскопок поздне-славянского кладбища у с. Оселивка Кельменецкого района Черновицкой области, функционировавшего на протяжении XVII-XVIII вв.

А.Е. Медовичев

2010.03.038. ВИННИКОВ А.З., САРАПУЛКИН В.А. БОЛГАРЫ В ПООСКОЛЬЕ (МАНДРОВСКИЙ МОГИЛЬНИК) / Отв. ред.: Плетнёва С. А.; Воронеж. Гос. ун-т, Белгор. гос. ун-т. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 107 с., ил. - Библиогр.: с. 55-57.

Ключевые слова: Поосколье, IX в., салтово-маяцкая культура, Мандровский могильник.

В реферируемой книге публикуются материалы наиболее полно раскопанного ямного могильника в лесостепном варианте салтово-маяцкой культуры, который оставлен раннесредневековы-ми болгарами. Книга состоит из введения, трех глав и заключения.

За более чем столетнюю историю изучения салтово-маяцкой культуры в Доно-Донецкой лесостепи, пишут авторы во введении, выявлено более 300 поселений и могильников. Погребальные памятники представлены тремя типами: катакомбные могильники, могильники с погребениями, совершенными по обряду трупополо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.