2010.03.033. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
Central Bank communication in periods of heightened uncertainty // Monthly bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2009. - N 11. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb200911en.pdf
Распространение информации и прозрачность денежно-кредитной политики стали основополагающими элементами деятельности современных центральных банков (ЦБ). Система передачи информации позволяет управлять ожиданиями частного сектора, способствуя повышению эффективности и надежности денежно-кредитной политики, особенно в условиях нынешнего финансового кризиса. За последние десятилетия все ЦБ мира усилили прозрачность процессов разработки денежно-кредитной политики, что отчасти объясняется усилением независимости ЦБ и юридических требований к предоставляемой ими информации.
В нормальный, т.е. бескризисный, период ЦБ используют различные средства для связи с широкой публикой и особенно с операторами рынка и представителями СМИ. Большая часть ЦБ подробно объясняла свою миссию и стратегию достижения стоящих перед ними целей. Это помогало ЦБ обеспечивать лучшее взаимопонимание с частным сектором экономики. Регулярные публикации ЦБ, посвященные положению в экономике, перспективам ее развития и изменению денежно-кредитной политики, способствовали надежности и предсказуемости мер ЦБ.
В условиях кризиса, когда неопределенность в отношении экономических перспектив усиливается, а рынки могут быть дезориентированы, эффективные средства распространения ЦБ информации особенно важны для того, чтобы скорректировать ожидания, касающиеся будущей эволюции денежно-кредитной политики.
Как и все рыночные операторы, ответственные за денежно-кредитную политику, органы должны анализировать складывающиеся условия и информировать об изменениях своей политики в условиях крайней неопределенности и волатильности. ЦБ должны подчеркивать значительный уровень неопределенности, которая сопровождает их собственные оценки экономических перспектив, чтобы избегать чрезмерного доверия рынков к таким оценкам. В то же время, поскольку финансовые рынки почти сразу же реагируют
на информацию ЦБ, последние должны тщательно отбирать способы передачи данных операторам рынков. В этих условиях система распространения информации ЦБ включает два аспекта.
Первый аспект касается намерений ЦБ, которые в условиях острого кризиса и высокой неопределенности могут проводить чрезвычайные и нетипичные меры денежно-кредитной политики. Крайне важно, чтобы ЦБ быстро и четко информировали участников рынков о запланированных действиях на период, превышающий ближайшие три месяца. В противном случае возникает риск, что рынки неправильно поймут чрезвычайные меры ЦБ. Значительные различия реакций рыночных операторов на пресс-конференции Европейского центрального банка (ЕЦБ) до и после кризиса показывают, что рынки уделяют большое внимание оценкам Совета управляющих ЕЦБ, касающимся экономических перспектив и рисков.
Второй аспект коммуникационной политики касается строгого обязательства ЦБ обеспечивать достижение своей главной цели -поддерживать в среднесрочный период стабильность цен и принимать чрезвычайные меры для возврата финансовых рынков к нормальному положению. Существует ряд причин, объясняющих, почему ЦБ должны добиваться этих целей. Одна из них состоит в том, что волатильность инфляционных ожиданий может стать независимым источником макроэкономической нестабильности. Если в условиях экономического шока среднесрочные инфляционные ожидания становятся совершенно независимыми от целей ЦБ, то риски усиления инфляционного или дефляционного давления значительно возрастают.
Глубокие изменения экономической и финансовой среды за последние два года потребовали принятия дополнительных мер денежно-кредитной политики, сопровождавшихся предоставлением быстрой и тщательно подготовленной информации. ЕЦБ в тесном сотрудничестве с национальными ЦБ стран зоны евро, которые интенсифицировали свои связи с общественностью, чтобы повысить эффективность денежно-кредитной политики.
Осуществление ЕЦБ нетрадиционных мер в ответ на усиление напряженности на финансовых рынках поставило ряд новых вопросов, связанных с распространением информации. В нормальные времена сообщения об операциях ЕЦБ на открытом рынке ад-
ресовались в основном техническим специалистам. Во время финансовых потрясений, начавшихся летом 2007 г., стало ясно, что ЕЦБ должен обращаться к широкой публике и к рыночным операторам, систематически предоставляя им более подробную информацию о своих сделках. С этой целью были активизированы различные информационные каналы, в том числе выступления и интервью членов Совета управляющих ЕЦБ в СМИ и на Интернет-сайте ЕЦБ.
Информация ЕЦБ, предназначенная для рыночных операторов, включает данные о мерах, призванных обеспечивать эффективную передачу информации о денежно-кредитной политике с целью поддержания финансирования домашних хозяйств и предприятий. Информация для широкой публики сосредоточена на мерах по разрешению кризиса. Поскольку в финансовой системе зоны евро преобладающую роль играют банки, а не финансовые рынки (как, например, в США), ЕЦБ направляет свои усилия на то, чтобы расширить возможности банков в области рефинансирования для увеличения объема кредитования реальной экономики.
В условиях низких официальных ставок рефинансирования и наличия «обильной» ликвидности, т.е. при возвращении к нормальным условиям, центральные банки должны будут отказаться от нетрадиционных мер, поскольку слишком длительное их применение может усилить инфляционное давление и открыть дорогу для будущих диспропорций на финансовых рынках.
Важным элементом стратегии ЕЦБ в области коммуникаций является разъяснение широкой публике стратегии выхода из кризиса и своих обязательств в области поддержания стабильности цен в среднесрочном плане.
Таким образом, точная и своевременная информация об изменении денежно-кредитной политики должна быть понятна операторам рынка. Не меньшее значение имеет информация ЕЦБ для широкой публики, призванная повлиять на средне- и долгосрочные инфляционные ожидания. Дополнительные усилия ЕЦБ в области распространения информации помогли ему в условиях кризиса добиваться своей основной цели - поддержания стабильности цен.
Л.А. Зубченко